Красногвардейский районный суд Ставропольского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Красногвардейский районный суд Ставропольского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
«20» декабря 2011 года с. Красногвардейское
Ставропольского края.
Красногвардейский районный суд Ставропольского края
в составе:
председательствующего – судьи Гетманской Л.В.,
при секретаре – Лютовой С.П.,
с участием:
истца – представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю: Николенко В.А., действующего на основании доверенности № 37 от 04.02.2011 года, действительной до 31.12.2011 года, и Коньковой Е.А., действующей на основании доверенности, действительной до 30.12.2011 года,
ответчика – представителя Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ставрополь» Масловой А.А., действующей на основании доверенности № 01 – 0238 от 25.04.2011 года, действительной до 31.12.2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю в защиту неопределённого круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в лице филиала ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в Красногвардейском районе Ставропольского края о признании действий ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» противоправными,
установил:
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю (далее по тексту – Управление Роспотребнадзора по Ставропольскому краю или Истец) в защиту неопределённого круга лиц обратилось в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (далее по тексту – ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» или Ответчик) в лице филиала ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в Красногвардейском районе Ставропольского края о признании действий ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» противоправными, указав, что в соответствии со ст. 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» Управление Роспотребнадзора по Ставропольскому краю обращается в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей.
В адрес Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в Изобильненском районе поступило заявление гражданина Павленко М.М. о нарушениях прав потребителей в типовых договорах от 06.10.2011 года № 109.
Управление Роспотребнадзора по Ставропольскому краю обращается в суд в интересах неопределенного круга потребителей, так как определить круг потребителей невозможно. В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» потребителем является не только гражданин – Абонент, фамилия которого указана в квитанциях по оплате за воду, но и все граждане, проживающие с Абонентом совместно, и пользующиеся коммунальными ресурсами исключительно для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и потребителем можно считать не только лицо, состоящее в договорных отношениях с продавцом, но и то, которое использует газ, поставляемый Регионгазом.
Филиал ООО «Ставропольрегионгаз» в Красногвардейском районе действует на основании Положения, утвержденного 01.01.2009 года генеральным директором ООО «Ставропольрегионгаз», осуществляет деятельность по:
контролю бесперебойного газоснабжения на территории с. Красногвардейское и Красногвардейского района в соответствии с договорами поставки газа, заключенными ООО «Ставропольрегионгаз» или Филиалом от имени ООО «Ставропольрегионгаз», а также установленными нормами и правилами;
- контролю за исполнением договоров поставки газа и соглашений к ним, заключенных ООО «Ставропольрегионгаз» или Филиалом от имени ООО «Ставропольрегионгаз», в частности в вопросах его своевременной оплаты;
- организации и контроля учета газа, поставляемого потребителям;
- по принятию участия в разработке и согласовании в установленном порядке ведомственной нормативной документации и планировании.
Филиал ООО «Ставропольрегионгаз» в Красногвардейском районе оказывает гражданам услуги по газоснабжению на основании Договоров поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
С гражданином Павленко М.М. Договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд заключен в письменной форме ДД.ММ.ГГГГ. В Договоре в пункте 3.4 указано следующее:
3.4.5. Абонент обязан незамедлительно, в письменном виде, извещать Поставщика о повреждении пломбы (пломб), установленной Поставщиком газа на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу, повреждении пломбы (пломб) прибора учета газа, установленной заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей поверку, а также о возникшей неисправности прибора учета газа»;
3.4.11. Абонент обязан в заранее согласованное с Поставщиком время проверки обеспечить допуск в занимаемое жилое помещение работников или представителей Поставщика (в том числе работников аварийных газовых служб специализированной организации) для:
- осмотра технического состояния внутриквартирного газового оборудования, демонтажа (монтажа) счетчика и выполнения необходимых ремонтных работ, а для ликвидации аварий – в любое время.
- снятия показаний счетчиков, а также проверки их исправности и целостности на них пломб;
- установления или уточнения размера отапливаемой площади, технического состояния и соответствия проектной документации установленного газового оборудования и количества проживающих людей;
- сверки платежных документов, в случае их несоответствия или сомнения.
В данный Договор включены условия, ущемляющие права потребителей.
Согласно п. 3 Договора права и обязанности сторон при исполнении договора определяются Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ставропольского края, Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 года № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» и условиями договора».
Согласно статьи 1 Закона Российской Федерации от 07.02.92г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008г. № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» п. 21 главы III установлено следующее:
- Абонент обязан:
а) оплачивать потребленный газ в установленный срок и в полном объеме;
б) незамедлительно извещать поставщика газа о повреждении пломбы (пломб), установленной поставщиком газа на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу, повреждении пломбы (пломб) прибора учета газа, установленной заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей поверку, а также о возникшей неисправности прибора учета газа;
в) обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета
газа для проведения поверки;
г) сообщать поставщику газа сведения о показаниях прибора учета газа в установленный в договоре срок, если иной способ получения поставщиком газа таких сведений не установлен договором;
д) устанавливать и эксплуатировать газоиспользующее оборудование, соответствующее установленным для него техническим требованиям, незамедлительно уведомлять поставщика газа об изменениях в составе газоиспользующего оборудования;
е) уведомлять в 5-дневный срок в письменной форме поставщика газа о следующих фактах:
изменение количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, а также временное проживание граждан в жилом помещении более месяца и количество таких граждан;
изменение размера (площади, объема) отапливаемых жилых и нежилых помещений;
изменение количества и вида сельскохозяйственных животных и домашней птицы, содержащихся в личном подсобном хозяйстве;
изменение вида потребления газа;
ж) обеспечивать сохранность приборов учета газа и пломб, использовать газоиспользующее оборудование в соответствии с установленными требованиями по его эксплуатации;
з) незамедлительно сообщать в аварийно-диспетчерскую службу об
авариях, утечках и иных чрезвычайных ситуациях, возникающих при пользовании газом;
и) обеспечивать доступ представителей поставщика газа к приборам учета газа и газоиспользующему оборудованию для проведения проверки;
к) обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении.
Таким образом, условия п. 3.4.5. и п. 3.4.11. Договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд, заключенного между Филиалом ООО «Ставропольрегионгаз» в Красногвардейском районе и гражданином Павленко М.М. от 31.05.2010 года не соответствуют п. 21 главы III Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 года № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (включены в разрез Постановления Правительства Российской Федерации № 549 от 21.07.2008 года условия: п. 3.4.5. «.., в письменном виде,..», в п. 3.4.11. «...- установления или уточнения размера отапливаемой площади... количества проживающих людей; - сверки платежных документов, в случае их несоответствия или сомнения).
В п. 2.2. Договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд, заключенного с гражданином Павленко М.М., указаны отапливаемая площадь – 40 кв.м. и количество проживающих – 1.
Согласно п. 4 главы I Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 года № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан»: поставщик газа для осуществления проверки правильности определения объема потребленного газа вправе запрашивать у уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления следующие сведения:
- количество лиц, постоянно и (или) временно зарегистрированных в
помещении, газоснабжение которого обеспечивается;
- размер (объем, площадь) отапливаемых жилых и нежилых помещений;
- иные сведения, необходимые для правильного определения размера платы за потребленный газ.
Согласно п. 21 главы III Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 года № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» Абонент обязан уведомлять в 5-дневный срок в письменной форме поставщика газа о следующих фактах:
- изменение количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, а также временное проживание граждан в жилом помещении более месяца и количество таких граждан;
- изменение размера (площади, объема) отапливаемых жилых и нежилых помещений;
а не допускать в занимаемое жилое помещение работников или представителей Поставщика (в том числе работников аварийных газовых служб специализированной организации) для установления или уточнения размера отапливаемой площади, количества проживающих людей.
Также Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 года № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» не установлен допуск в занимаемое жилое помещение Абонента работников или представителей Поставщика (в том числе работников аварийных газовых служб специализированной организации) для сверки платежных документов, в случае их несоответствия или сомнения и в обязанности Абонента данное условие не включено.
Статьей 16 Закона Российской Федерации от 07.02.92г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» установлено, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Полномочия на предъявление иска закреплены ст. ст. 40, 46 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», п. 8.4.6. Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 16.08.2006 года № 249.
Согласно п. 6.1 Пленума Верховного суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (Постановлении от 29 сентября 1994 года № 7), исходя из ст. 46 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», в защиту неопределенного круга потребителей могут быть заявлены лишь требования неимущественного характера (то есть не связанные со взысканием каких-либо сумм), целью которых является признание действий продавца (исполнителя, изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении всех потребителей (как уже заключивших договор, так и только имеющих намерение заключить договор с данным хозяйствующим субъектом) и прекращение таких действий.
Предъявление настоящего иска обусловлено отсутствием более эффективного способа защиты и пресечения нарушения прав потребителей.
Истец просит:
признать действия Ответчика по включению в Договоры поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан условий: п. 3.4.5. «.., в письменном виде,..», в п. 3.4.11. «...- установления или уточнения размера отапливаемой площади... количества проживающих людей; - сверки платежных документов, в случае их несоответствия или сомнения» противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.
В судебном заседании истец настаивает на иске, ответчик иск не признаёт.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, – Павленко М.М. не явился в судебное заседание, не поставив суд о причинах его неявки, хотя судом было направлено почтовое извещение о времени и месте слушания дела с извещением, однако оно возвратилось в связи с неполучением адресатом соответствующей почтовой корреспонденции.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, пришёл к следующему убеждению.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 26.01.1996 года № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации от 26.01.1996 года № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
Согласно ст. 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
В силу ст. 18 Федерального закона от 31.03.1999 года № 69 – ФЗ (в редакции от 07.11.2011 года «О газоснабжении в Российской Федерации» поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.
Преимущественное право на заключение договоров поставки газа имеют его покупатели для государственных или муниципальных нужд, коммунально-бытовых и социальных нужд граждан, а также его покупатели, в отношении которых продлеваются действующие договоры поставки газа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года № 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее – Правила).
Федеральный закон от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о газоснабжении) предусматривает, что поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации (статья 8).
В соответствии с названной статьёй 8 Федерального закона о газоснабжении утверждение правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.
Таким образом, только Правительство Российской Федерации, основываясь на положениях Федерального закона о газоснабжении, Постановлением от 21 июля 2008 года № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» в соответствии с полномочиями, предоставленными ему законом, имеет право утверждать и утвердило Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
Правила регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договорами о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращение договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.
Согласно части 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 – 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 543 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Содержание данной нормы закона допускает иное правовое регулирование по возложению обязанности по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасности газовых сетей по договору поставки газа для бытового потребления, когда стороной выступает гражданин.
Статья 539 Гражданского кодекса Российской Федерации обязывает абонента не только оплачивать принятую энергию, но и обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Следовательно, установленная в пункте 21 Правил обязанность абонента как стороны договора извещать поставщика газа о повреждении пломбы (пломб), установленной поставщиком газа на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу, о повреждении пломбы (пломб) прибора учета, установленной заводом-изготовителем или организацией, осуществляющей поверку, а также о возникшей неисправности прибора учета газа не противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации.
Пункт 23 Правил определяет право поставщика газа при проведении проверок посещать помещения, где установлены приборы и оборудование, с предварительным уведомлением абонента о дате и времени проведения поверки, а также право приостанавливать в одностороннем порядке подачу газа до полного погашения абонентом задолженности по оплате потребленного газа. При этом право поставщика газа в одностороннем порядке приостанавливать исполнение обязательств по поставке газа обусловлено рядом требований, указанных в пункте 45 Правил.
Пункт 22 Правил определяет обязанности поставщика газа и не может нарушать права граждан.
В пункте 45 Правил установлены случаи, когда поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа. К ним относятся: нарушение исполнения абонентом условий договора о предоставлении информации, без получения которой невозможно определить достоверный (фактический) объем потребленного газа; отказ абонента допускать представителей поставщика газа для проведения проверки; неоплата или неполная оплата потребленного газа в течение 3 расчетных периодов подряд; использование абонентом газоиспользующего оборудования, не соответствующего оборудованию, указанному в договоре; поступление уведомления от организации, которая по договору с абонентом осуществляет техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, об использовании абонентом газоиспользующего оборудования, не соответствующего предъявляемым к этому оборудованию нормативным требованиям; отсутствие у абонента договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении, заключенного со специализированной организацией.
Кроме того, пункты 15 и 16 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан устанавливают перечень существенных условий договора.
Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в силу пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации являются обязательными для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
С гражданином Павленко М.М. Договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд заключен в письменной форме ДД.ММ.ГГГГ. В Договоре в пункте 3.4 указано следующее:
3.4.5. Абонент обязан незамедлительно, в письменном виде, извещать Поставщика о повреждении пломбы (пломб), установленной Поставщиком газа на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу, повреждении пломбы (пломб) прибора учета газа, установленной заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей поверку, а также о возникшей неисправности прибора учета газа»;
3.4.11. Абонент обязан в заранее согласованное с Поставщиком время проверки обеспечить допуск в занимаемое жилое помещение работников или представителей Поставщика (в том числе работников аварийных газовых служб специализированной организации) для:
- осмотра технического состояния внутриквартирного газового оборудования, демонтажа (монтажа) счетчика и выполнения необходимых ремонтных работ, а для ликвидации аварий – в любое время.
- снятия показаний счетчиков, а также проверки их исправности и целостности на них пломб;
- установления или уточнения размера отапливаемой площади, технического состояния и соответствия проектной документации установленного газового оборудования и количества проживающих людей;
- сверки платежных документов, в случае их несоответствия или сомнения.
Аналогичные договоры заключены с другими потребителями Красногвардейского района Ставропольского края, в связи с чем, такие условия договора, ущемляют права неопределённого круга потребителей, в интересах которого подан иск.
В данный Договор включены условия, ущемляющие права потребителей, поскольку согласно п. 20 Правил, абонент вправе:
а) требовать круглосуточной подачи газа надлежащего качества без ограничения его объема;
б) ставить вопрос о снижении размера платы за поставленный газ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств поставщиком газа;
в) требовать внесения в условия договора изменения в части перехода на порядок определения объема потребленного газа по показаниям приборов учета газа в случае установки таких приборов в помещении, газоснабжение которого необходимо обеспечить;
согласно п. 21 Правил абонент обязан:
а) оплачивать потребленный газ в установленный срок и в полном объеме;
б) незамедлительно извещать поставщика газа о повреждении пломбы (пломб), установленной поставщиком газа на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу, повреждении пломбы (пломб) прибора учета газа, установленной заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей поверку, а также о возникшей неисправности прибора учета газа;
в) обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки;
г) сообщать поставщику газа сведения о показаниях прибора учета газа в установленный в договоре срок, если иной способ получения поставщиком газа таких сведений не установлен договором;
д) устанавливать и эксплуатировать газоиспользующее оборудование, соответствующее установленным для него техническим требованиям, незамедлительно уведомлять поставщика газа об изменениях в составе газоиспользующего оборудования;
е) уведомлять в 5-дневный срок в письменной форме поставщика газа о следующих фактах:
изменение количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, а также временное проживание граждан в жилом помещении более месяца и количество таких граждан;
изменение размера (площади, объема) отапливаемых жилых и нежилых помещений;
изменение количества и вида сельскохозяйственных животных и домашней птицы, содержащихся в личном подсобном хозяйстве;
изменение вида потребления газа;
ж) обеспечивать сохранность приборов учета газа и пломб, использовать газоиспользующее оборудование в соответствии с установленными требованиями по его эксплуатации;
з) незамедлительно сообщать в аварийно-диспетчерскую службу об авариях, утечках и иных чрезвычайных ситуациях, возникающих при пользовании газом;
и) обеспечивать доступ представителей поставщика газа к приборам учета газа и газоиспользующему оборудованию для проведения проверки;
к) обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении.
Согласно п. 22 Правил поставщик газа обязан:
а) обеспечивать круглосуточную подачу абоненту газа надлежащего качества в необходимом количестве;
б) осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки. Первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом;
в) осуществлять не реже 1 раза в полугодие проверку;
г) уведомлять в установленном договором порядке абонента о дате и времени проведения проверки, а также об изменении цен (тарифов) на газ;
д) предоставлять абонентам по их обращениям информацию о дополнительных и сопутствующих поставкам газа услугах и их стоимости;
е) обеспечивать прием уведомлений, передаваемых абонентами в соответствии с требованиями подпункта «б» пункта 21 настоящих Правил, и заявок на установку пломбы на месте установки прибора учета газа и на проведение проверок, регистрацию таких уведомлений и заявок, а также представление абонентам сведений о времени и номере регистрации поступившего от них уведомления (заявки);
ж) обеспечивать выполнение заявок абонентов в течение 5 рабочих дней;
согласно п. 23 Правил поставщик газа вправе:
а) при проведении проверок посещать помещения, где установлены указанные приборы и оборудование, с предварительным уведомлением абонента о дате и времени проведения проверки;
б) приостанавливать в одностороннем порядке подачу газа до полного погашения абонентом задолженности по оплате потребленного газа;
в) осуществлять при наличии приборов учета газа определение объема потребленного газа в соответствии с нормативами его потребления в случаях, указанных в пунктах 28, 30, и 31 настоящих Правил.
Также Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 года № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» не установлен допуск в занимаемое жилое помещение Абонента работников или представителей Поставщика (в том числе работников аварийных газовых служб специализированной организации) для сверки платежных документов, в случае их несоответствия или сомнения и в обязанности Абонента данное условие не включено.
Кроме того, истцом в обоснование исковых требований к коммерческой организации предоставлены договоры поставки газа (также типовые) для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, одной из сторон которых являются поставщики: Общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Краснодар» и Общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Москва», из которых суд усматривает, что в части указанных пунктов требований истца о нарушении прав неопределённого круга потребителей в оспариваемом Договоре, в этих Договорах нет соответствующих нарушений Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 года № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан».
Суд также усматривает, что Ответчиком предприняты меры по признанию неправомерности своих действий, поскольку для устранения допущенных нарушений Поставщиком при заключении Договора с Павленко М.М., руководителем – директором филиала ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» ФИО1 направлена служебная записка на имя Генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь», а также Представление № 82 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения для подготовки дополнительного соглашения к договору поставки газа о внесении изменений в указанные пункты договора, заключённого с гражданином Павленко М.М.
Таким образом, требования истца законны и обоснованны, подлежат удовлетворению в отношении неопределённого круга лиц, являющихся потребителями газа для коммунально-бытовых нужд на территории Красногвардейского района Ставропольского края.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 17 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и п.п. 13 п. 1 ст. 333.36. НК РФ, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) по искам, предъявленным в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Следовательно, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика по делу ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь», не освобождённого от её уплаты, в сумме 4000 рублей в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 40, 46 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300 – 1 «О защите прав потребителей», ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю в защиту неопределённого круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в лице филиала ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в Красногвардейском районе Ставропольского края о признании действий ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» противоправными, – удовлетворить.
Признать действия Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в лице филиала ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в Красногвардейском районе Ставропольского края по включению в Договоры поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан условий: п.3.4.5. «.., в письменном виде,..», в п.3.4.11 «...- установления или уточнения размера отапливаемой площади... количества проживающих людей; - сверки платежных документов, в случае их несоответствия или сомнения» противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ставрополь» государственную пошлину в сумме 4 000 рублей в доход федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Красногвардейский районный суд Ставропольского края в течение 10 дней, начиная с 26.12.2011 года.
Судья: Л.В. Гетманская.