Орджоникидзевский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Орджоникидзевский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
дело № 2-2765/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 августа 2011 года Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Кривцовой О.Ю.,
с участием прокурора Шарафутдиновой З.К., представителя ответчика по доверенности № 01-11 от 1 февраля 2011 года ФИО1, при секретаре Сайфуллиной М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района города Уфы РБ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Уфахимкомплект» об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды и об охране атмосферного воздуха,
у с т а н о в и л:
Прокурор Орджоникидзевского района города Уфы РБ (далее – Прокурор района) обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Уфахимкомплект», в котором просит:
- признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в не получении и разработке разрешения на предельно допустимые выбросы (ПДВ) для стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- обязать ответчика в течение 6 месяцев разработать и получить разрешение на предельно допустимые выбросы (ПДВ) для стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденное территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Заявленные требования Прокурор района мотивировал тем, что в результате проверки установлено, что основными видами деятельности ООО «Уфахимкомплект» являются оптовая торговля химическим сырьем, оборудованием для химической промышленности, производство, переработка, хранение, фасовка, очистка, перевозка химического сырья. В пользовании предприятия находятся газовая котельная, грузовой транспорт (11 единиц), складское помещение для размещения химических реактивов, которые являются источником выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Ответчик обязан разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов, представить документы для получения разрешения на выброс, но они отсутствуют, чем не обеспечивается соблюдение установленных нормативов, и соответственно, не обеспечивается соблюдение нормативов качества окружающей среды, чем нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании прокурор Шарафутдинова З.К. предъявленные требования поддержала и просила их удовлетворить по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика по доверенности ФИО1 не оспаривала те обстоятельства, что ООО «Уфахимкомплект» обязано разработать предельно допустимые выбросы вредных веществ в атмосферный воздух и представить их на согласование, в настоящее время данные работы ведутся. Разрешение на предельно допустимые выбросы разработано и находится в стадии согласования.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Прокурора района по следующим основаниям.
В силу ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
В ходе судебного разбирательства представителем ответчика признаны обстоятельства отсутствия разработанных предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и утвержденных в установленном законом порядке, и обязанность ООО «Уфахимкомплект» по разработке и утверждению последних.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов веществ устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать разработку предельно допустимых выбросов на атмосферный воздух.
Согласно ч. 1 ст. 12 данного Федерального закона в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы.
Часть 3 данной статьи предусматривает, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Согласно части 7 данной статьи нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В соответствии с пунктом 6 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 183 предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Согласно пункту 8 названного Положения разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Согласно ст.ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы в области охраны окружающей среды (далее также -природоохранные нормативы) - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие; нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда; нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.
Согласно ст. 22 данного Федерального закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе и нормативы допустимых выбросов, должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
У ответчика отсутствует разработанные и утвержденные предельно допустимые выбросы в атмосферный воздух, разрешение на выброс, которыми установлены нормативы предельно допустимых выбросов, им не обеспечивается соблюдение таких нормативов, и соответственно, не обеспечивается соблюдение нормативов качества окружающей среды, чем нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду.
При таких обстоятельствах требования Прокурора района подлежат удовлетворению в полном объеме. Также суд считает, что для разработки предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и представления их на утверждение с учетом доводов ответчика разумным является срок в шесть месяцев.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
признать незаконным бездействие ООО «Уфахимкомплект» выразившееся в не получении и разработке разрешения на предельно допустимые выбросы (ПДВ) для стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Обязать ООО «Уфахимкомплект» разработать и получить разрешение на предельно допустимые выбросы (ПДВ) для стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденное территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в течение шести месяцев после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через районный суд.
Судья: О.Ю.Кривцова