К делу №12-4/2018Р Е Ш Е Н И Е
город Тихорецк 18 января 2018 года
Судья Тихорецкого городского суда Краснодарского края Гончарова О.Л.,
представителя заявителя – Муниципального унитарного предприятия Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района «Тихорецктепло» Разливаева И.А., действующего по доверенности №01-366 от 18.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу муниципального унитарного предприятия Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района «Тихорецктепло» на постановление заместителя начальника межрегионального отдела по надзору за системами газораспределения и газопотребления Северо-Кавказского управления Ростехнадзора от 12.12.2017 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Представитель муниципального унитарного предприятия Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района «Тихорецктепло» (далее МУП ТГП ТР «Тихорецктепло») обратился в суд с жалобой на постановление №317-79-14 от 12.12.2017, вынесенное заместителем начальника межрегионального отдела по надзору за системами газораспределения и газопотребления Северо-Кавказского управления Ростехнадзора Семерниным Д.Ю. о привлечении юридического лица – МУП ТГП ТР «Тихорецктепло» к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, и назначении наказания в виде штрафа в размере 200000 рублей.
Заявитель считает, что назначенное наказание в виде штрафа в размере 200000 рублей не соответствует тяжести совершенного правонарушения, является чрезмерно строгим и не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ. На момент вынесения оспариваемого постановления МУП ТГП ТР «Тихорецктепло» полностью устранило выявленные нарушения, указанные в Постановлении, а именно: направило документы в Ростехнадзор для получения лицензии, в настоящее время исправляются замечания (п.1 Постановления); в 2016 году заключены договоры на выполнение экспертизы промышленной безопасности газового оборудования котельных и газопроводов (п. 2-7 Постановления); 24.10.2017 разработаны и утверждены Правила работ на опасном производственном объекте (п. 8 Постановления); в договоры с ООО «Тихорецкгазсервис» внесены обязанности исполнителя по проведению пробной проверки утечек природного газа и повреждений изоляции труб подземных газопроводов среднего давления подводящих к котельным; в предписании указано, что в ходе проверки Ростехнадзора было устранено (п.10 Постановления); на предприятии ведутся журналы – планы локализации возможных аварий и аварийных ситуаций (п. 11 Постановления); согласно приказу №608 от 25.10.2017 с работниками предприятия с 27.10.2017 проводят дополнительные занятия, лекции, семинары, консультации (п. 12 Постановления); в целях проведения конкурса на право заключения договора на оказание услуг по проведению обследования (экспертизе промышленной безопасности) сооружений на опасных производственных объектов, собраны коммерческие предложения и подготавливается конкурсная документация (п.13 Постановления); 24.11.2017 на предприятии разработаны и утверждены графики обучения и проверки знаний (аттестации) работников (п.14 Постановления); приобретен газоанализатор KANE425, согласно свидетельству о поверке действителен до 13.04.2018; для газовой службы приобретен светильник фонарь во взрывозащищенном исполнении, напряжением 12 вольт (п. 16 Постановления); в газовой службе есть в наличии противогаз шланговый, стапельный пояс и стапельная веревка, которые прошли очередную поверку. Представитель заявителя, указывая, что в настоящее время МУП ТГП ТР «Тихорецктепло» находится в крайне тяжелом материальном положении (задолженность по налогам и другим обязательным платежам в бюджетные и государственные внебюджетные фонды, задолженность перед контрагентами), которое может привести предприятие к банкротству, просит изменить постановление Северо-Кавказского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 317-79-14 от 12.12.2017 о назначении МУП ТГП ТР «Тихорецктепло» административного наказания в виде штрафа в размере 200000 рублей, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, снизив размер штрафных санкций до ниже низшего предела.
Представитель МУП ТГП ТР «Тихорецктепло» Разливаев И.А. в судебном заседании просил изменить обжалуемое постановление Северо-Кавказского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 317-79-14 от 12.12.2017 в части назначения размера административного штрафа, которое, по его мнению, не соответствует тяжести совершенного правонарушения, носит неоправданно карательный характер и не обеспечивает достижения целей административного наказания. Считает, что при вынесении административного наказания должностным лицом не были учтены смягчающие обстоятельства – признание вины во вмененном правонарушении и отсутствие отягчающих обстоятельств. Пояснил, что с целью поддержания стабильного финансового состояния, предприятие поэтапно погашает образовавшуюся задолженность, что приводит к значительным материальным затратам. В условиях мирового финансового кризиса, организация стабильно исполняет бюджетные обязательства. Уплата предприятием назначенного Ростехнадзор штрафа в размере 200000 рублей, увеличит финансовую нагрузку, что соответственно поставит под угрозу исполнение предприятием бюджетных и иных обязательств.
Представитель заинтересованного лица – государственный инспектор Северо-Кавказского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Лаштабега А.Ф. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще извещен. В заявлении просил рассмотреть дело по жалобе МУП ТГП ТР «Тихорецктепло» в его отсутствие.
Выслушав заявителя, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему выводу.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Положениями статьи 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы проверяет дело в полном объеме.
В судебном заседании установлено, что 04.12.2017 государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за системами газораспределения и газопотребления Северо-Кавказского Управления Ростехнадзора Лаштабегой А.Ф. проведена плановая выездная проверка в отношении МУП ТГП ТР «Тихорецктепло.
В ходе проведения проверки установлено, что юридическим лицом МУП ТГП ТР «Тихорецктепло» эксплуатируются опасные производственные объекты - системы теплоснабжения, расположенные по адресам: Тихорецкий район, станица Фастовецкая, улица Азина, 6; Тихорецкий район, станица Новорождественская, улица Спортивная, 14/1; Тихорецкий район, поселок Парковый, улица Гагарина, 4Б, улица Гагарина, 17А, улица Гагарина, 17В; Тихорецкий район, станица Архангельская, улица Фрунзе, 24Б; Тихорецкий район, поселок Малороссийский, улица Мира, 4А. При этом выявлены нарушения требований промышленной безопасности, а именно: эксплуатация взыровопожароопасных и химически опасных производственных объектов III класса опасности без наличия лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов безопасности; не обеспечено хранение проектной и исполнительной документации по котельной, расположенной по улице Мира, 4А в поселке Малороссийском на подземный газопровод среднего давления 5,4 м, на газовое оборудование котлов -2шт., ГРУ (не представлены); на всех объектах, расположенных в поселке Парковом и станице Фастовецкой допущена эксплуатация газового оборудования по истечении нормативного срока службы 20 лет, без их замены или экспертизы промышленной безопасности; не разработаны правила ведения работ на опасном производственном объекте; при эксплуатации подземных газопроводов среднего давления эксплуатирующая организация не обеспечила мониторинг – приборную проверку утечек природного газа и повреждений изоляции труб газопроводов (нет актов приборной проверки пригодности газопроводов); операторы котельных в поселке Парковый по улице Гагарина, 4Б, улице Гагарина, 17А, улице Гагарина, 17В нарушают требования проекта и требования производственной инструкции по вентиляции котельной, жалюзийные решетки для притока воздуха закрыты картонными листами; работники организации (операторы котельной) не обучаются действиям в случае аварии на опасном производственном объекте; перед проверкой знаний, рабочим (операторам котлов, слесарям газовой службы и слесарям КИПиА) не проводят занятия, лекции, семинары, консультации; не проведены обследования (или экспертиза промышленной безопасности) сооружениям на опасном производственном объекте – дымовым трубам котельных в поселке Парковом по улице Гагарина, 4Б, улице Гагарина, 17А, улице Гагарина, 17В, не проведена окраска труб; в организации не разработан график аттестации специалистов по вопросам промышленной безопасности; в газовой службе отсутствует газоанализатор для проверки воздуха на загазованность (имеющийся газоанализатор находится в неработоспособном состоянии и не поверен); в газовой службе отсутствует переносной светильник во взрывозащищенном исполнении напряжением 12 вольт; в газовой службе отсутствуют средства индивидуальной защиты для рабочих – шланговые противогазы.
Таким образом, юридическим лицом МУП ТГП ТР «Тихорецктепло» нарушены требования части 1 статьи 6, части 1 статьи 9, части 1 статьи 10, части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 12 части 1 статьи 12, части 2 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; пунктов 1-3, пунктов 5-7 Постановления Правительства РФ от 10 июня 2013г. №492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности»; пунктов 9, 162, 190 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 ноября 2013г. №542 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления»; пункта 69 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010г. №870); пункта 26 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 г. № 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»; статьи 36 Федерального закона от 30 декабря 2009г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»; пункта 4 ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 04 декабря 2017 года протокола №317-79-14 об административном правонарушении в отношении юридического лица МУП ТГП ТР «Тихорецктепло» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением №317-79-14 от 12.12.2017 заместителя начальника межрегионального отдела по надзору за системами газораспределения и газопотребления Северо-Кавказского управления Ростехнадзора Семерниным Д.Ю. юридическое лицо МУП ТГП ТР «Тихорецктепло» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с нарушением требований части 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Юридическому лицу МУП ТГП ТР «Тихорецктепло» назначено наказание по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из содержания указанной нормы следует, что объективная сторона правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые оценены на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, МУП ТГП ТР «Тихорецктепло» совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Доводы жалобы представителя юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ФИО1 о том, что в нарушение требований части 3 статьи 4.1 КоАП РФ административным органом не исследовался вопрос о наличии обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность, не соответствуют действительности.
При вынесении постановления о назначении административного наказания №317-79-14 от 12.12.2017 года заместителем начальника межрегионального отдела по надзору за системами газораспределения и газопотребления Северо-Кавказского управления Ростехнадзора были учтены смягчающие обстоятельства – раскаяние лица, совершившего административное правонарушение.
Всесторонне исследовав обстоятельства дела, судья считает, что при вынесении постановления заместителем начальника межрегионального отдела по надзору за системами газораспределения и газопотребления Северо-Кавказского управления Ростехнадзора исследованы все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному рассмотрению или разрешению дела, административным органом не допущено.
Согласно статье 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако при назначении наказания не учтено то, что ранее МУП ТГП ТР «Тихорецктепло» не привлекалось к административной ответственности, отягчающих ответственность обстоятельств не установлено, наложение административного штрафа в установленных санкцией части 1 стати 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 200000 рублей не отвечает целям административной ответственности и влечет избыточное ограничение прав юридического лица.
В силу части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Минимальный размер административного штрафа, предусмотренный частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц составляет 200000 рублей.
Таким образом, учитывая имущественное и финансовое положение МУП ТГП ТР «Тихорецктепло», которое находится в затруднительном финансовом положении, погашает задолженность по налогам и иным обязательным платежам, отсутствие существенных негативных последствий административного правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств по делу, устранение значительного объема выявленных при проведении проверки нарушений, их частичное устранение на момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении, принимая во внимание положения частей 3.2, 3.3 части 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в целях обеспечения баланса конституционно значимых ценностей и в интересах субъектов права, с учетом обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, руководствуясь Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014г. N4-П, предусматривающим возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из принципа соразмерности и справедливости, суд считает возможным назначенное юридическому лицу наказание в виде административного штрафа снизить до 100000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1 – 30.7 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, судья
решил:
Постановление заместителя начальника межрегионального отдела по надзору за системами газораспределения и газопотребления Северо-Кавказского управления Ростехнадзора от 12 декабря 2017 года №317-79-14 в отношении муниципального унитарного предприятия Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района «Тихорецктепло», подвергнутого административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, снизив размер назначенного юридическому лицу административного наказания в виде административного штрафа с 200000 (двести тысяч) рублей до 100000 (ста тысяч) рублей.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения, однако может быть обжаловано, опротестовано в порядке обжалования вступившего в законную силу решения по делу об административном правонарушении в соответствие со статьей 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Тихорецкого
городского суда ФИО2