Дело №а-2227/2020
УИД № 01RS0006-01-2020-002578-40
Решение в окончательной форме изготовлено и оглашено 03.12.2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 декабря 2020 года а. Тахтамукай
Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе: председательствующего судьи Горюновой М.С.,
при секретаре судебного заседания Емельяновой В.И.,
с участием представителя истца администрации МО «Энемское городское поселение» по доверенности ФИО1,
рассмотрев в судебном заседании дело по административному исковому заявлению администрации МО «Энемское городское поселение» к судебному приставу-исполнителю Тахтамукайского РОСП УФССП России по <адрес>ФИО8 об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО «Энемское городское поселение» обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Тахтамукайского РОСП УФССП России по Республике Адыгея ФИО5 об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование требований административный истец сослался на то, что Тахтамукайским районным судом Республики Адыгея на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № выданы исполнительные листы №№ ФС019825263, ФС019825264, ФС019825265 от ДД.ММ.ГГГГ о понуждении администрации МО «Энемское городское поселение» предоставить ФИО7 ФИО9 и ее несовершеннолетним детям ФИО7 ФИО10 и ФИО7 ФИО11 вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью согласно норме предоставления с учетом права несовершеннолетнего ФИО3 на дополнительную жилую площадь. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Тахтамукайского РОСП УФССП России по <адрес>ФИО8 на основании поступивших на исполнении исполнительных листов №№ ФС019825263, ФС019825264, ФС019825265 от ДД.ММ.ГГГГ были возбуждены исполнительные производства №№-ИП, 114223/19/01020-ИП, 114224/19/01020-ИП, о чем были вынесены соответствующие постановления, в которых администрации МО «Энемское городское поселение» был установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем были вынесены три постановления №№, 01020/20/388432, 01020/20/388426 о взыскании исполнительских сборов в размере по 50 000 рублей каждый, что составило 150 000 рублей. В связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительных документах, ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «Энемское городское поселение» направила в адрес судебного пристава-исполнителя письмо № об окончании исполнительных производств в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В настоящее время отсутствие финансовых средств в бюджете МО «Энемское городское поселение» существенно затрудняют возможность исполнения постановлений о взыскании исполнительских сборов. Получать дополнительные источники для пополнения бюджета поселения администрация МО «Энемское городское поселение» не имеет возможности. Принимая во внимание, что в результате ограничительных мер, введенных в стране из-за пандемии коронавируса, экономика муниципалитета терпит убытки, доходная часть местного бюджета существенно сократилась в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Постановления судебного пристава-исполнителя не были исполнены по обстоятельствам, не зависящим от должника. В действиях администрации МО «Энемское городское поселение» отсутствуют какие-либо виновные, противоправные действия, поскольку расходные обязательства администрации как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления формируются на основании решения Совета народных депутатов МО «Энемское городское поселение» в пределах лимита бюджетных ассигнований. Между тем, бюджет муниципального образования «Энемское городское поселение» на период 2020 год сформирован и денежные средства на исполнение указанных выше постановлений судебного пристава-исполнителя в бюджете не были предусмотрены. Просил освободить администрацию МО «Энемское городское поселение» от исполнительского сбора, наложенного постановлениями судебного пристава- исполнителя Тахтамукайского РОСП УФССП России по <адрес>ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ №№, 01020/20/388432, 01020/20/388426.
Представитель администрации МО «Энемское городское поселение» по доверенности ФИО6, в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
Судебный пристав-исполнитель Тахтамукайского РОСП УФССП России по <адрес>ФИО8 при разрешении требований полагалась на усмотрение суда.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к убеждению, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу, что в данном случае требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ.
В соответствии с п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" судебная защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций при принудительном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц, осуществляется в порядке искового производства по нормам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), административного судопроизводства - по нормам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) и производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - по нормам АПК РФ с учетом распределения компетенции между судами.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации вводится в действие с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 3 ст. 363 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.
Принимая во внимание, что исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства, отношения сторон по настоящему делу носят публичный характер, в связи с чем, возникший спор об освобождении от взыскания исполнительского сбора, как процессуальный вопрос, связанный с исполнением судебного акта по административному делу, подлежит разрешению в соответствии с положениями Кодекса административного судопроизводства РФ.
В силу 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 118-ФЗ "О судебных приставах" на судебных приставов возложено, в частности, осуществление принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" актов других органов и должностных лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с данным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. В силу п. 17 ч. 1 ст. 64 указанного Закона предусмотренный перечень исполнительных действий не является исчерпывающим, что позволяет судебному приставу-исполнителю совершать иные исполнительные действия в целях реализации своих полномочий и для обеспечения исполнения исполнительных документов.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно ч. 1 ст. 105 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно ч. 1, 2, 3 ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного выполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно ч. 6 ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Как установлено в судебном заседании Тахтамукайским районным судом Республики Адыгея на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № выданы исполнительные листы №№ ФС019825263, ФС019825264, ФС019825265 от ДД.ММ.ГГГГ о понуждении администрации МО «Энемское городское поселение» предоставить ФИО2 и ее несовершеннолетним детям ФИО3 и ФИО4 вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью согласно норме предоставления с учетом права несовершеннолетнего ФИО3 на дополнительную жилую площадь.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Тахтамукайского РОСП УФССП России по <адрес>ФИО8 на основании поступивших на исполнении исполнительных листов №№ ФС019825263, ФС019825264, ФС019825265 от ДД.ММ.ГГГГ были возбуждены исполнительные производства №№-ИП, 114223/19/01020-ИП, 114224/19/01020-ИП, о чем были вынесены соответствующие постановления.
В данных постановлении должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах с момента получения должником копии постановления.
Кроме того, в постановлениях содержится предупреждение о том, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Постановление о возбуждении исполнительного производства направлено должнику в установленном законом порядке.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем были вынесены три постановления №№, № о взыскании исполнительских сборов в размере по 50 000 рублей по каждому из них, что в общем составило сумму в размере 150 000 рублей.
При вынесении постановлений о взыскании исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем Тахтамукайского РОСП УФССП России по <адрес>ФИО8 установлено, что исполнительные документы должником администрацией МО «Энемское городское поселение» в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнены. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не представлено. Должником надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящими вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно п. 74 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Согласно п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.
При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.
Из материалов дела следует, что в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительных документах, ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «Энемское городское поселение» направила в адрес судебного пристава-исполнителя письмо № об окончании исполнительных производств в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В судебном заседании установлено, что несвоевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительных документах, было вызвано тем обстоятельством, что в результате ограничительных мер, введенных в стране из-за пандемии новой коронавирусной инфекции, экономика муниципалитета терпит убытки, доходная часть местного бюджета существенно сократилась в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Постановления судебного пристава-исполнителя не были исполнены по обстоятельствам, не зависящим от должника, поскольку расходные обязательства администрации как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления формируются на основании решения Совета народных депутатов МО «Энемское городское поселение» в пределах лимита бюджетных ассигнований. Между тем, бюджет муниципального образования «Энемское городское поселение» на период 2020 год сформирован и денежные средства на исполнение указанных выше постановлений судебного пристава-исполнителя в бюджете не были предусмотрены.
Таким образом, поскольку административным истцом совершены действия, направленные на исполнение требований исполнительных документов, в настоящее время требования указанных исполнительных документов должником исполнены в полном объеме, суд приходит к выводу о принятии должником всех возможных мер, направленных на исполнение требований исполнительных документов.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие вины должника в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительных документов, а также совершение необходимых действий, направленных на исполнения требований исполнительных документов, суд полагает возможным освободить администрацию МО «Энемское городское поселение» от взыскания исполнительского сбора.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление администрации МО «Энемское городское поселение» к судебному приставу-исполнителю Тахтамукайского РОСП УФССП России по <адрес>ФИО8 об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить администрацию МО «Энемское городское поселение» от уплаты исполнительского сбора по постановлениям судебного пристава-исполнителя Тахтамукайского РОСП УФССП России по <адрес>ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ №№, №.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья М.С. Горюнова