ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 01627/2018 от 19.06.2018 Центрального районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

№ 2а-2866/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 июня 2018 года г.Оренбург

Центральный районный суд г.Оренбурга Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Крыгиной Е.В.,

при секретаре Манаховой Е.Н.,

с участием

представителя администрации г.Оренбурга - Богдановой В.Ф.

представителя административного ответчика Аметовой Э.И. – Назаровой Р.И., действующей на основании доверенности

представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области – Федунова Д.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление администрации города Оренбурга к индивидуальному предпринимателю Аметова Э.И. об обязании устранить нарушения законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции

У С Т А Н О В И Л:

Администрация г.Оренбурга обратилась в суд с иском к ИП Аметовой Э.И. указав, что ответчик является индивидуальным предпринимателем и осуществляет торговую деятельность, в том числе розничную продажу алкогольной продукции в розлив в помещении по адресу <адрес><адрес>, которое расположено на первом этаже в многоквартирном жилом доме.

Ссылаясь на то, что с 01.06.2017 года вступило в законную силу Постановление Правительства Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ-п согласно которому не допускается розничная продажа алкогольной продукции в розлив в торговых объектах, расположенных в нежилых встроенных, встроено – пристроенных, пристроенных помещениях жилых домов и жилых многоквартирных домов за исключением предприятий общественного питания, соответствующих типу «ресторан», «кафе», «бар», «буфет» просила суд признать незаконной деятельность предпринимателя Аметовой Э.И. в части розничной продажи алкогольной продукции в розлив в помещении, расположенном в многоквартирном жилом доме по адресу <адрес><адрес> и обязать ответчика устранить допущенные нарушения запретив розничную продажу алкогольной продукции в розлив в помещении, расположенном в многоквартирном жилом доме по адресу <адрес><адрес><адрес>.

Определением суда суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области.

В судебном заседании представитель администрации г.Оренбурга Богданова В.Ф. заявленные исковые требования поддержала пояснив, что на момент проведения проверки Аметова Э.И. в помещении по адресу <адрес><адрес><адрес> расположенном в многоквартирном жилом доме осуществляла торговую деятельность по розничной продаже алкогольной продукции в розлив, при этом сведениями о том, что ответчик осуществляет деятельность по оказанию услуг общественного питания в предприятии, соответствующим типу «кафе», администрация г.Оренбурга не располагала. Нарушения норм действующего законодательства в части реализации алкогольной продукции были устранены только в рамках рассмотрения спора. Просила суд заявленные исковые требования удовлетворить.

Аметова Э.И. в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. В представленных письменных возражениях против удовлетворения исковых требований возражала указав, что в настоящее время по адресу <адрес><адрес><адрес> ею осуществляется деятельность по оказанию услуг общественного питания и занимаемое ею помещение соответствует типу «кафе». Таким образом, ранее допущенные нарушения по реализации алкогольной продукции в розлив полностью устранены. Просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель Аметовой Э.И. – Назарова Р.И. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала пояснив, что ее доверитель является законопослушным гражданином и после внесения изменений в Постановление Правительства которым был внесен запрет на розничную реализацию спиртных напитков в розлив в помещениях, расположенных в жилых домах, Аметова Э.И. привела занимаемое ею помещение в соответствие с требованиями ГОСТа, которым регламентированы требования к предприятиям общественного питания. В настоящее время ее доверитель по адресу <адрес><адрес><адрес> оказывает услуги общественного питания и помещение полностью соответствует типу «кафе», что подтверждено сертификатом соответствия, выданным ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний». Таким образом, оснований для признания деятельности по реализации алкогольной продукции в розлив, осуществляемой Аметовой Э.И. в помещении по адресу <адрес><адрес> не имеется. Просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области – Федунов Д.Н. в судебном заседании пояснил, что начало осуществления деятельности по оказанию услуг общественного питания носит уведомительный характер и о начале такой деятельности Аметова Э.И. уведомила Управление Роспотребнадзора. Реализация алкогольной продукции на розлив в предприятиях общественного питания соответствующих типу «кафе» законом не запрещена. Просил суд постановить решение на основании представленных документов.

Заслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с п.3 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".

Согласно абзацу второму пункта 1 данного федерального закона государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Статьей 3 этого же федерального закона предусмотрено, что законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из настоящего федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В статье 16 указанного федерального закона закреплены особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции.

В соответствии с абзацем вторым пункта 9 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.14 сентября 2012 года правительством Оренбургской области издано постановление N 786-п "О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции и установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Оренбургской области", пунктом 2 которого установлены дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции согласно приложению к этому постановлению правительства Оренбургской области.

Пунктом 3 приложения к Постановлению установлено, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции в розлив в торговых объектах (за исключением предприятий общественного питания, соответствующих типу «ресторан», «кафе», «бар», «буфет»), расположенных в нежилых встроенных, встроено – пристроенных, пристроенных помещениях жилых домов и жилых многоквартирных домов.

Указанное ограничение по реализации алкогольной продукции в розлив в объектах торговли, расположенных в многоквартирных домах вступило в законную силу с 1 июня 2017 года.

Исключения для реализации алкогольной продукции в розлив в помещениях жилых домов и многоквартирных жилых домов установлены только для предприятий, оказывающих услуги общественного питания и соответствующие типу, в том числе «кафе».

Приказом Росстандарта от 22.11.2013 года № 1676-ст введен в действие ГОСТ 30389-2013 Международный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования.

Пунктом 3.3 ГОСТ 30389-2013 определено, что кафе это предприятие (объект) питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с предоставлением ограниченного, по сравнению с рестораном, ассортимента продукции и услуг, реализующие фирменные блюда, кондитерские и хлебобулочные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары.

Аналогичное понятие кафе дано в пункте 26 ГОСТ 31985-2013.

Согласно пунктам 3,6,41 ст.2 ГОСТ 31985-2013 предприятием общественного питания (предприятие питания) является объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров, как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей. Услуга общественного питания: результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.

Из совокупного анализа приведенных положений следует, что вид предприятия общественного питания – кафе главным образом предполагает потребление на месте продукции кафе, иногда в сопровождении некоторых форм развлекательных программ.

В таблице Б.1 ГОСТ 3089-2013 приведены минимальные требования к предприятиям общественного питания различных типов и классов, в частности требования к помещениям для потребителей, гардероба, зала обслуживания, туалетных комнат.

В соответствии со ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Судом установлено, что Аметова Э.И. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и согласно Выписке из ЕГРИП по состоянию на 05.04.2018 года основным видом ее деятельности являлась торговля розничными кондитерскими изделиями в специализированных магазинах.

Деятельность ответчиком осуществляется по адресу <адрес><адрес><адрес> во встроенном помещении, расположенном на первом этаж многоквартирного жилого дома.

Согласно служебной записки, 03.04.2018 года заместителем председателя комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства было проведено обследование магазина Разливные напитки», расположенного по адресу <адрес> и в ходе обследования установлено, что в магазине осуществляется деятельность по продаже алкогольной продукции в виде пива на розлив, в связи с чем предприниматель неоднократно привлекалась к административной ответственности.

В рамках рассмотрения спора представитель Аметовой Э.И. суду пояснила, что в настоящее время нарушения требований законодательства в части запрета на розничную продажу алкогольной продукции в розлив ее доверителем устранены, открыт вид деятельности - оказание услуг общественного питания и о начале деятельности по оказанию услуг общественного питания ее доверитель уведомила Роспотребнадзор. Занимаемое Аметовой Э.И. помещение приведено в соответствие с требованиями ГОСТа, предъявляемым к предприятиям общественного питания соответствующим типу «кафе».

Из выписки из ЕГРИП по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что в качестве видов деятельности, осуществляемых ИП Аметова Э.И. включен вид деятельности – деятельности ресторанов и услуги по доставке продуктов питания (ОКВЭД 56.10).

Уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности связанной с оказанием услуг общественного питания направлено в Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области 10.05.2018 года и зарегистрировано за вх. ДД.ММ.ГГГГ

Из представленного плана помещения по адресу <адрес><адрес><адрес> усматривается, что помещение кафе оборудовано санузлом для посетителей, имеет зал для обслуживания посетителей, помещение для приготовления пищи, а также санузел для персонала, разработано меню предлагаемых блюд.

ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний» в <адрес>Аметова Э.И. выдан сертификат соответствия сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно которому кафе самообслуживания с предоставлением мест для сидения по адресу <адрес><адрес><адрес> соответствует требованиям нормативных документов ГОСТ 30389-2013 (п.п.3.3, 4.1, 5.1, 5.4, 5.9, 5.14, 5.15,5.18).

Доказательств тому, что на момент рассмотрения дела ИП Аметова Э.И. не осуществляет деятельность по оказанию услуг общественного питания в помещении по адресу <адрес><адрес><адрес> «А» и занимаемое ею помещение не соответствует типу «кафе», в рамках рассмотрения спора суду не представлено.

Возможность осуществлять розничную продажу алкогольной продукции в розлив в торговых объектах, расположенных в многоквартирных жилых домах и соответствующих типу «кафе», Постановлением Правительства Оренбургской области прямо предусмотрена.

Таким образом, в рамках рассмотрения спора достоверно установлено, что незаконная деятельность предпринимателем Аметовой Э.И. в части реализации алкогольной продукции в розлив в магазине «Разливные напитки» по адресу <адрес><адрес> прекращена, изменен вид деятельности, а занимаемое административным ответчиком помещение приведено в соответствие с требованиями ГОСТ 30389-2013, предъявляемым к оказанию услуг общественного питания в помещениях, соответствующих типу «кафе».

С учетом того, что законодательный запрет на осуществление продажи алкогольной продукции в розлив на предприятиях общественного питания, соответствующих типу «кафе» отсутствует и доказательств тому, что Аметова Э.И. и на момент рассмотрения спора фактически осуществляет торговую деятельность по продаже алкогольной продукции в розлив в объекте торговли, который является магазином суду не представлено, напротив, данные обстоятельства опровергнуты представленными представителем ответчика доказательствами, в частности сертификатом соответствия, выданным ФБУ «Оренбургский ЦСМ» оснований для удовлетворения требований о признании деятельности предпринимателя Аметовой Э.И. незаконной и ее запрете, у суда не имеется.

Предъявление особых требований к производству и обороту алкогольной продукции имеют своей целью защиту здоровья и жизни населения и обеспечение права потребителей на качественную продукцию.

В данном случае, допущенные предпринимателем Аметовой Э.И. нарушения по реализации алкогольной продукции в розлив в занимаемом помещении по адресу <адрес><адрес><адрес> устранены самостоятельно и до разрешения спора по существу, а следовательно, права, свободы и законные интересы граждан, в интересах которых администрацией г.Оренбурга было подано исковое заявление для осуществления обязательного судебного контроля, восстановлены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175- 178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление администрации города Оренбурга о признании незаконной деятельности индивидуального предпринимателя Аметова Э.И. в помещении, расположенном по адресу <адрес><адрес><адрес> и запрете осуществлять деятельность по реализации алкогольной продукции в розлив – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Крыгина

Решение суда в окончательной форме изготовлено 25.06.2018 года.