Дело № 2-2589/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 17 июля 2019 года
Центральный районный суд г. Оренбурга в составе
председательствующего судьи Ю.В. Каркачевой,
при секретаре М.В. Волобуевой,
с участием истца Самойлик В.А.,
ее представителя Александровой О.В.,
представителя ответчика ГКУ «Центр социальной поддержки населения» Поздняковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самойлик В.А. к Министерству социального развития Оренбургской области, ГКУ «Центр социальной поддержки населения» об оспаривании решения органа государственной власти, признании права на получение компенсации,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Самойлик В.А. обратилась в суд с указанным иском, в обоснование заявленных требований указала, что с 1978 года до момента смерти супруга ДД.ММ.ГГГГ состояла в законном браке с ФИО19 который был военным пенсионером. С 2014 года является пенсионеркой. ДД.ММ.ГГГГ истцом подано заявление о назначении компенсации на проведение ремонта индивидуального жилого дома в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.05.2016 № 13 с представлением перечня необходимых документов. В назначении компенсации было отказано по причине того, что домовладение, расположенное по адресу: <адрес> является многоквартирным. С отказом истец не согласна, так как согласно распоряжению главы города Оренбурга от 08.09.2000 №335 указано, что дом является 2-х квартирным индивидуальным жилым домом, т.е. домом блокированной застройки. Истец является пенсионеркой, не имеет материальной возможности самостоятельно отремонтировать дом. Просит признать незаконным отказ в назначении ей компенсации на проведение ремонта индивидуального жилого дома в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.05.2016 № 13; признать за истцом как членом семьи военнослужащего, потерявшего кормильца, право на получение компенсации на проведение ремонта индивидуального жилого дома.
Определением суда от 15.05.2019 года к участию в деле в качестве третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Самойлик А.В. как сособственник жилого помещения.
Определением суда от 06.06.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственное казенное учреждение Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» ( далее по тексту ГКУ «Центр социальной поддержки населения»).
Истец Самойлик В.А. и ее представитель О.В.Александрова, действующая в порядке ч.6 ст. 53 ГПК РФ, в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Третье лицо на стороне истца Самойлик А.В. в судебное заседание не явилась, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, обратилась к суду с заявлением с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие, поддерживает заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства социального развития Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие. В письменном отзыве на исковое заявление возражал против удовлетворения исковых требований, считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку полномочиями по назначению и выплате средств на проведение ремонта является ГКУ «Центр социальной поддержки населения», по существу заявленных истцом требований также возражают, поскольку истец Самойлик В.А. является собственником <данные изъяты> доли семикомнатной квартиры, что подтверждается выпиской из ЕГРН, а нормами действующего законодательствами предусмотрена возможность получения выплаты на ремонт только индивидуального жилого дома.
Представитель ответчика ГКУ «Центр социальной поддержки населения» А.А. Позднякова, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Указала, что ДД.ММ.ГГГГ истец Самойлик В.А. обратилась с заявлением в филиал ГКУ «Центр социальной поддержки» в Ленинском районе г. Оренбурга за предоставлением мер социальной поддержки как вдова умершего военнослужащего на получение средств, выделяемых из федерального бюджета на проведение ремонта индивидуального жилого дома в соответствии с п.2 ст. 24 Федерального закона от 27 мая 1998 № 76-Фз «О статусе военнослужащих», представив к заявлению необходимые документы. По результатам рассмотрения данного заявления ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в представлении мер социальной поддержки, поскольку из представленных истцом документов усматривается, что Самойлик В.А. является собственником <данные изъяты> доли семикомнатной квартиры общей площадью 366,2 кв.м, находящейся по адресу: <адрес>. Из технических документов на жилое помещение видно, что оно имеет элементы общего имущества ( несущие конструкции, стены, крышу, фундамент), что не позволяет отнести его к индивидуальному жилому дому, а нормами действующего законодательствами предусмотрена возможность получения выплаты на ремонт только индивидуального жилого дома, а не квартиры. Проси в удовлетворении исковых требований истцу отказать в полном объеме.
Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Требованиями пунктов 1-3 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что члены семей погибших (умерших) военнослужащих имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, назначаемую и выплачиваемую в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ремонт индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, осуществляется по нормам и в порядке, установленным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 27.05.2006 N 313 "Об утверждении Правил обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, потерявшим кормильца" (далее по тексту Правила от 27.05.2006 № 313) установлено, что настоящие Правила определяют норму общей площади индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации (далее - военнослужащие), потерявшим кормильца, ремонт которых подлежит оплате за счет средств федерального бюджета путем выплаты гражданам соответствующих средств (далее - жилые дома), порядок расчета размера этих средств и порядок взаимоотношений между гражданами и органами в сфере социальной защиты населения, уполномоченными в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (далее - органы социальной защиты населения), в связи с выделением средств на проведение ремонта жилых домов. Настоящие Правила не распространяются на граждан, проживающих в жилых домах государственного и муниципального жилищных фондов, а также в жилых помещениях, находящихся в собственности граждан и расположенных в многоквартирных домах.
Право на получение средств, выделяемых из федерального бюджета на проведение ремонта жилых домов (далее - средства на проведение ремонта), имеют следующие категории граждан, в частности, члены семей погибших (умерших) военнослужащих, к которым относятся вдовы.
Члены семей принимают решение о необходимости проведения ремонта жилых домов добровольно и могут реализовать свое право на проведение ремонта за счет средств федерального бюджета 1 раз в 10 лет ( п.2-4 указанных Правил).
Требованиями п.8 Правил установлено, что члены семьи или лицо, уполномоченное ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, для получения средств на проведение ремонта представляют в орган социальной защиты населения, расположенный по месту постоянного проживания членов семьи, следующие документы: заявление о выплате средств по форме согласно приложению N 1, 3 или 5; б) правоустанавливающие документы на жилой дом, права на который не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; в) копия технического паспорта (в случае отсутствия технического паспорта либо удаленности местонахождения жилого дома от населенного пункта, где расположены органы технической инвентаризации, - справка органа местного самоуправления с указанием года постройки жилого дома) - может быть представлена по собственной инициативе; справка о праве гражданина как члена семьи военнослужащего, потерявшего кормильца, на получение средств на проведение ремонта по форме согласно приложению N 2, 4 или 6; документы, удостоверяющие личность членов семьи; для детей-инвалидов в возрасте старше 18 лет - документы, подтверждающие факт установления инвалидности до достижения ими возраста 18 лет; для детей в возрасте до 23 лет, обучающихся по очной форме в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, - документы, подтверждающие факт обучения; выписка из домовой книги или иной документ, подтверждающий количество граждан, зарегистрированных в жилом доме.
Орган социальной защиты населения при непредставлении членами семьи или уполномоченным ими лицом документа, предусмотренного подпунктом "в" пункта 8 настоящих Правил, запрашивает в порядке межведомственного электронного взаимодействия в течение 2 рабочих дней со дня подачи заявления о выплате средств и иных указанных в пункте 8 настоящих Правил документов у бюро технической инвентаризации копию технического паспорта, а в случае отсутствия технического паспорта либо удаленности местонахождения жилого дома от населенного пункта, где расположены органы технической инвентаризации, - справку органа местного самоуправления с указанием года постройки жилого дома (п. 8(1) Правил).
Судом установлено, что Самойлик В.А. является вдовой умершего военнослужащего Самойлик В.П.
ДД.ММ.ГГГГ Самойлик В.А. Военным комиссариатом Южного округа г. Оренбурга выдана справка серии № о праве на получение средств федерального бюджета на проведение ремонта индивидуального жилого дома, принадлежащего членам семьи военнослужащего, потерявшим кормильца, в соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона «О военнослужащих» с 06 декабря 2017года.
ДД.ММ.ГГГГ истец Самойлик В.А. обратилась с заявлением в филиал ГКУ «Центр социальной поддержки» в Ленинском районе г. Оренбурга за предоставлением мер социальной поддержки как вдова умершего военнослужащего на получение средств, выделяемых из федерального бюджета на проведение ремонта индивидуального жилого дома в соответствии с п.2 ст. 24 Федерального закона от 27 мая 1998 № 76-Фз «О статусе военнослужащих», приложив к заявлению необходимые документы.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения данного заявления ГКУ «Центр социальной поддержки населения» принято решение № об отказе в представлении мер социальной поддержки. Основанием отказа в предоставлении мер социальной поддержки явилось то обстоятельство, что согласно полученным сведениям объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрирован в кадастровой службе как семикомнатная квартира, а не индивидуальный жилой дом.
Положениями части первой, второй статьи 16 ЖК РФ установлено, что к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
В части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации под жилым домом блокированной застройки понимается жилой дом с количеством этажей не более чем три, состоящий из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Из правоустанавливающих документов на объект недвижимости, принадлежащей на праве общедолевой собственности истцу Самойлик В.А., установлено следующее:
ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения главы г. Оренбурга № №ФИО19 ( покойному супругу истца Самойлик В.А.) в собственность предоставлен земельный участок площадью 0,1315 га в <адрес> для индивидуального жилищного строительства с наложением сервитута на площадь 20 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией г. Оренбурга и застройщиком ФИО19 заключен типовой договор о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке, по условиям которого Самойлик В.П. обязан построить жилой дом на земельном участке в <адрес> согласно утвержденному проекту на строительство дома и плана размещений строений на земельном участке, выданным органом по делам строительства и архитектуры, являющихся неотъемлемой частью данного договора.
ДД.ММ.ГГГГ главой г. Оренбурга издано распоряжение № по приемке в эксплуатацию индивидуального жилого дома в <адрес>, согласно которому утвержден акт Государственной комиссии о приемке в эксплуатацию 2-х квартирного индивидуального жилого дома: одноэтажный, смешанной конструкции, с подвалом и мансардой литер А в <адрес>, № полезной площадью 729,9 кв.м, жилой площадью 275,6 кв.м, в том числе: квартира № 2 полезной площадью 366,2 кв.м, жилой площадью 138,7 кв.м; квартира № 2 полезной площадью 363,7 кв.м, жилой площадью 136,9 кв.м. С оформлением квартиры № 1 на ФИО19 квартиры № 2 на Дунаева В.А. На основании указанного распоряжения право собственности на указанные объекты недвижимости было зарегистрировано в ЕГРН.
Исходя из технического паспорта на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> следует, что в указанную квартиру имеется отдельный вход на прилегающий земельный участок, помещений общего пользования и вспомогательного использования в указанных квартирах не имеется.
ДД.ММ.ГГГГ нотариусом г. Оренбурга В.В. Пряхиной наследнику ФИО19., умершего ДД.ММ.ГГГГ, выданы свидетельства о праве на наследство по закону, согласно которым: супруга умершего Самойлик В.А. является собственником <данные изъяты> доли земельного участка площадью 1315 кв.м с кадастровым номером № находящегося по адресу: <адрес>, №, собственником <данные изъяты> доли указанного земельного участка является дочь наследодателя Самойлик А.В. При этом вид разрешенного использования земельного участка: индивидуальное жилищное строительство. Также Самойлик В.А. является собственником <данные изъяты> доли 7-комнатной квартиры, общей площадью 366,2 кв.м, расположенной по адресу, <адрес>, собственником <данные изъяты> доли указанного жилого помещения является Самойлик А.В.
Собственники Самойлик В.А. и Самойлик А.В. зарегистрированы в вышеназванном жилом помещении, о чем имеются соответствующие отметки в домовой книге.
Анализируя представленные документы на объект недвижимости, суд приходит к выводу, что домовладение, принадлежащее на праве собственности Самойлик В.А. и Самойлик А.В., в соответствии с данными технического паспорта и правоустанавливающими документами обладает признаками индивидуального жилого дома, поскольку на праве собственности истцу и ее дочери Самойлик А.В. принадлежит изолированное помещение - часть жилого дома, при этом домовладение имеет два отдельных входа на отдельные земельные участки, один из которых принадлежит на праве общедолевой собственности истцу и третьему лицу, земельный участок имеет вид разрешенного использования под размещение индивидуального жилого дома; помещения общего пользования и вспомогательного использования (чердак, подвал, подъезд и т.д.), а также общие инженерные коммуникации (вентиляционные, отопительные) отсутствуют.
Принимая во внимание, что истцу Самойлик В.А. принадлежит на праве общедолевой собственности индивидуальный жилой дом в виде его части - выделенной в натуре отдельной квартиры № 1, расположенной на принадлежащем ей на праве общедолевой собственности земельном участке, в связи с чем занимаемое истцом жилое помещение не может рассматриваться в качестве расположенного в многоквартирном доме, следовательно, Самойлик В.А., являясь вдовой военнослужащего, имеет право на получение денежной компенсации на ремонт индивидуального жилого дома.
При таких обстоятельствах отказ филиала ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» в Ленинском районе г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным. Самойлик В.А. как член семьи военнослужащего, потерявшего кормильца, имеет право на проведение ремонта принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
При этом доводы представителей ответчика о том, что в жилом помещении, принадлежащем Самойлик В.А., имеются элементы общего имущества ( несущие конструкции, стены, крышу, фундамент), что не позволяет отнести его к индивидуальному жилому дому, являются необоснованными. Суд отмечает, что жилой дом, находящийся в собственности истца, не отвечает критериям многоквартирного жилого дома, приведенным в п. 6 Постановления Правительства РФ "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" от 28 января 2006 года N 47, поскольку не имеет выхода на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме, не содержит в себе элементов общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
При таких обстоятельствах суд признает требования истца Самойлик В.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Самойлик В.А. об оспаривании решения органа государственной власти, признании права на получение компенсации удовлетворить.
Признать незаконным решение филиала ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» в Ленинском районе г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Самойлик В.А. в проведении ремонта индивидуального жилого дома, принадлежащего члену семьи военнослужащего, потерявшего кормильца.
Признать за ФИО19 как членом семьи военнослужащего, потерявшего кормильца, право на проведение ремонта принадлежащей Самойлик В.А. на праве общедолевой собственности квартиры по адресу: г. Оренбург, пос. Пристанционный, ул. Сурикова, д. 41.43, кв.1 за счет средств федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья Ю.В. Каркачева
Решение в окончательной форме принято 30 июля 2019 года.