ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 0177/2018 от 28.03.2018 Центрального районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

Дело № 2-1570/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Оренбург 28.03.2018 года

Центральный районный суд г. Оренбурга в составе:

председательствующего судьи Турковой С.А.,

при секретаре Лысановой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению федеральной службы исполнения наказания России по <адрес>, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании решения незаконным и обязании включить в очередь на получение социальной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к УФСИН России по <адрес> указав, что он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил действительную службу в уголовно-исполнительной системе,, а с ДД.ММ.ГГГГ в федеральном казенном учреждении «<данные изъяты> УФСИН по <адрес>» в должности <данные изъяты> и имеет общую продолжительность службы <данные изъяты> в календарном исчислении. ДД.ММ.ГГГГ в период прохождения службы ФИО1 обратился в территориальную комиссию с соответствующим заявлением о рассмотрении вопроса о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ заявление с приложенными документами были направлены в ФСИН России, но решение о постановке на учет не принято. Решением <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ бездействие ФСИН России по рассмотрению его заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения признано незаконным. ДД.ММ.ГГГГ УФСИН России по <адрес> предоставило ответ, согласно которому в соответствии с решением комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи согласно п.2 ст.4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №283-ФЗ. С момента подачи заявления о рассмотрении вопроса о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты в собственности, либо в пользовании по договору социального найма жилой площади у него не имеется, в настоящее время он не имеет места постоянной регистрации и проживания. Решение ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ считает не законным, так как при принятии решения ФСИН России не оценило факт необеспеченности истца общей площадью жилых помещений и наличии таковых.

Просил признать незаконным и отменить решение комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ «По рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения» об отказе ему в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья. Обязать УФСИН России по <адрес> поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с даты первоначального обращения.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, в заявлении просил дело рассмотреть без его участия.

Представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил исковые требования удовлетворить по основаниям, изложенным в иске дополнительно указав, что ст.31 говорит, что к членам семьи относятся проживающие вместе с лицом родители, жена и дети. <данные изъяты> истца ФИО4 не проживала по данному адресу в момент подписания договора, а проживала по адресу – Оренбург, <адрес>. ФИО4 не являлась членом семьи собственника. Также могут быть признаны членами семьи вселенные лица, однако и в данном случае ФИО4 проживала по другому адресу. Есть договор безвозмездного пользования. Считают возражения ответчика незаконными и необоснованными. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения, либо членом семьи собственника. Ответчик считает, что ФИО4 является членом семьи собственника, посчитал, что истец обеспечен жилой нормой на одного члена семьи. Постановление Пленума ВС РФ говорит, что место регистрации не имеет преимущественного значения при принятии решения. Необходимо руководствоваться ч.1 ст.31 ЖК РФ. Ответчик ссылается, что достаточно только факта проживания вместе, но не ведения общего хозяйства. Регистрация ФИО1 носила постоянный характер, договор безвозмездного пользования к заявлению о постановке на учет истцом не предоставлялся, так как требований предоставлять данный документ нет.

В судебном заседании представитель ответчиков ФИО5, действующая на основании доверенности в интересах УФСИН России по <адрес> и ФСИН России, возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники), регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) (часть 1 статьи 1 данного Закона).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).

Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Согласно части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.

По смыслу приведенной нормы перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (название приводится в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).

В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил предоставления единовременной социальной).

Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.

В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной).

Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.

Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Судом установлено, что ФИО1 проходил службу в УФСИН России по <адрес>, занимал <данные изъяты> УФСИН России по <адрес>, его выслуга лет в календарном исчислении составляет более 15 лет.

ФИО1 имеет семью из четырех человек: он, его <данные изъяты>ФИО3 и <данные изъяты><данные изъяты>, которые на момент рассмотрения заявления истца о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья и до ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы и постоянно проживали в квартире по адресу: <адрес>, состоящей из трех комнат, общей площадью <данные изъяты>. м.

При этом ФИО1 и члены его семьи были зарегистрированы в указанной квартире с ДД.ММ.ГГГГ.

Данная квартира является служебной, находится в оперативном управлении УФСИН России по <адрес> и была предоставлена истцу на основании договора найма служебного помещения от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ дополнительным соглашением к договору найма служебного помещения от ДД.ММ.ГГГГ стороны пришли к взаимному соглашению о расторжении договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. Основанием является взаимное соглашение сторон. ФИО1 обязуется освободить квартиру и сняться с регистрационного учета по адресу <адрес> в течение 10 дней с момента заключения настоящего соглашения.

До заключения договора найма служебной квартиры ФИО1 с <данные изъяты>ФИО12 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. были постоянно зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>.м.

Собственником указанной квартиры является <данные изъяты> ФИО1 – ФИО10 (свидетельство о государственной регистрации права <адрес>).

Согласно выписке из ЕГРП <данные изъяты> ФИО1 – ФИО13 С.А. на праве собственности принадлежит <данные изъяты> доли двухкомнатной квартиры, площадью <данные изъяты>.м. по адресу <адрес><адрес>

Иных помещений в собственности или занимаемых по договорам социального найма на территории Российской Федерации ФИО1 и члены его семьи не имеют.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с рапортом в УФСИН России по <адрес> о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи четыре человека.

Согласно выписке из протокола заседания комиссии ФСИН России ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения рапорта ФИО1 комиссией ФСИН России принято решение об отказе ему в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров (п.2 ч.3 ст.4 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №283-ФЗ, ст.31 ЖК РФ).

В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Согласно копии финансового лицевого счета и паспортных данных, ФИО1 с <данные изъяты>ФИО12 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. были постоянно зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>.м. В этот период на регистрационном учете по месту жительства в указанном жилом доме состояли четыре человека.

Поскольку ФИО1 был постоянно зарегистрирован по месту жительства <адрес> как член семьи собственника жилого помещения, в связи с этим он имеет право пользования указанным жилым помещением наравне с собственником ввиду отсутствия соглашения с собственником об ином статусе члена его семьи.

Таким образом. на момент проживания ФИО1 и членов его семьи в квартире по адресу <адрес>, принадлежащей на праве собственности его <данные изъяты>, с учетом <данные изъяты> доли жилого помещения - <данные изъяты> квартиры, площадью <данные изъяты>.м. по адресу <адрес>. на одного члена семьи приходилось <данные изъяты>.м. общей площади (<данные изъяты>, то есть более 15 кв.м. на человека.

Представленный суду договор безвозмездного пользования имуществом - квартирой по адресу <адрес>, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и его <данные изъяты>ФИО10 не может быть принят судом во внимание, поскольку противоречит данным финансового лицевого счета, по которому ФИО1 является нанимателем указанной квартиры. Кроме того, указанный договор безвозмездного пользования имуществом от ДД.ММ.ГГГГ к заявлению о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения истцом приложен не был, в связи с чем, комиссией ФСИН не рассматривался.

Таким образом, комиссией ФСИН России было правомерно отказано ФИО1 в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров (п.2 ч.3 ст.4 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №283-ФЗ, ст.31 ЖК РФ).

Действия ФИО1 по снятию ДД.ММ.ГГГГ с регистрационного учета по месту жительства в жилом помещении, в котором он как член семьи собственника был обеспечен общей площадью жилого помещения более 15 кв. м, а также его добровольный отказ от права пользования этим жилым помещением и регистрация по месту жительства в служебном жилом помещении, свидетельствуют о намеренном создании им ситуации нуждаемости в жилье.

Таким образом, право обратиться с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья возникает у истца в силу положений части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ только после ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, требования ФИО1 об обязании ФСИН России поставить ФИО6 и членов его семьи на очередь для получения единовременной социальной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

При таких обстоятельствах суд отказывает ФИО1 в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению федеральной службы исполнения наказания России по <адрес>, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании решения незаконным и обязании включить в очередь на получение социальной выплаты – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья: подпись

Копия верна судья

Решение принято в окончательной форме 02.04.2018 года.