Гражданское дело № 2-2356/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 сентября 2021 года г. Оренбург
Центральный районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Гончаровой Е.Г.
при секретаре Миногиной А.В.,
с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2, действующей по доверенности, представителей ответчиков ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, действующих на основании доверенности, третьего лица ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к акционерному обществу «Энергосбыт Плюс» и публичному акционерному обществу «Россети Волга» - Оренбургский ПО Филиал об отмене акта, обязании произвести перерасчет потребленной электроэнергии, взыскании суммы доначисленной платы вследствие несанкционированного подключения и расходов по уплате госпошлины,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику, указав, что 20.01.2021 года по адресу проживания истца ФИО1: <адрес>, для проверки показаний прибора учета электроэнергии приходили сотрудники АО «Энергосбыт Плюс». В этот момент в доме находилась только супруга истца ФИО7 Сотрудники ответчика уведомили ее о том, что счетчик, установленный в доме, якобы устарел и его необходимо заменить, в связи с чем составлен акт. Вечером по приезду домой ФИО1 обнаружил, что в отношении него составлен акт о выявлении несанкционированного подключения электроэнергии/вмешательства в работу прибора физическим лицом №, якобы на приборе учета электроэнергии нарушена пломба – леска. На основании данного акта на имя ФИО1 пришла квитанция об оплате доначисления платы за коммунальную услугу по электроэнергии в размере 35 855,60 рублей. Истец считает, что данный акт является незаконным, поскольку на с момента установки счетчика на нем была установлена пломба в виде клейкой ленты, целостность которой не нарушена, акт составлен на имя истца, хотя в тот момент его не было в доме. 17.02.2021 года истец направил претензию в АО «Энергосбыт Плюс» об отмене акта о выявлении несанкционированного подключения электроэнергии/вмешательства в работу прибора физическим лицом № от 20.01.2021 года и с требованием произвести перерасчет электроэнергии. 31.03.2021 года поступил ответ от АО «Энергосбыт Плюс», из которого следует, что в силу действующего законодательства на электросчетчике должны быть две пломбы: от завода – изготовителя и от поставщика электроэнергии. И, соответственно, делает вывод о том, что выявлено несанкционированное подключение к прибору учета электроэнергии. В соответствии с этим оснований для аннулирования суммы доначисления размера платы по факту выявленного нарушения не имеется. Истец ссылается на то, что установленный счетчик действительно является старого образца, но все пломбы в наличии. Однако леска, к которой прикреплена пломба, порвана. Кто её сорвал, истец не знает. Данное нарушение было выявлено сотрудниками АО «Энергосбыт Плюс» путем визуального осмотра. Каких-либо дополнительных исследований или экспертиз на предмет несанкционированного подключения не проводилось. На основании вышеизложенного, просит суд отменить акт о выявлении несанкционированного подключения электроэнергии/вмешательства в работу прибора физическим лицом № от 20.01.2021 года, произвести перерасчет потребленной электроэнергии в соответствии с показаниями установленного прибора учета электроэнергии, взыскать с АО «Энергосбыт Плюс» в пользу ФИО1 расходы по государственной пошлины в размере 1 276 рублей.
Впоследствии уточнив исковые требования, ФИО1 окончательно просил обязать ПАО «Россети Волга» отменить акт о выявлении несанкционированного подключения электроэнергии/вмешательства в работу прибора физическим лицом № от 22.01.2021 года, обязать АО «Энергосбыт Плюс» произвести перерасчет потребленной электроэнергии в соответствии с показаниями установленного прибора учета электроэнергии, взыскать с АО «Энергосбыт Плюс» и ПАО «Россети Волга» в пользу ФИО1 расходы по государственной пошлины в размере 1 276 рублей, взыскать с АО «Энергосбыт Плюс» сумму доначисления размера платы вследствие несанкционированного подключения/несанкционированного вмешательства в размере 35 855,60 рублей, взыскать с АО «Энергосбыт Плюс» пеню за просрочку оплаты доначисления размера платы вследствие несанкционированного подключения/несанкционированного вмешательства в размере 380,44 рублей.
Истец ФИО1 и его представитель ФИО2 в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования с учетом последних уточнений, просили удовлетворить в полном объеме, указывая на то, что в оспариваемом акте от 22.01.2021 года отсутствует непосредственно подпись истца и его возражения, а также, что целостность пломбы нарушена не истцом.
Представители ответчика АО «Энергосбыт Плюс» ФИО8 и ФИО5 возражали против заявленных исковых требований, просили отказать в их удовлетворении в полном объеме. В письменном отзыве указали, что акт № от 20.01.2021 года о выявлении несанкционированного вмешательства в работу прибора учета составлен в полном соответствии с положениями действующего законодательства. Факт вмешательства в работу прибора учета подтвержден. В отношении жилого дома по адресу: <адрес>, АО «Энергосбыт Плюс» заключен договор представления коммунальной услуги электроснабжения с истцом ФИО1 В целях осуществления расчетов за коммунальную услугу по электроснабжению открыт лицевой счет №. Ответчик АО «Энергосбыт Плюс» в отношении указанного жилого дома является исполнителем указанной коммунальной услуги. Учет потребляемой электрической энергии осуществляется прибором учета тип №, установленным в жилом помещении. Для оказания услуг по передаче электрической энергии, в том числе в отношении указанного жилого помещения, АО «ЭнергосбыТ Плюс» заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой компанией ПАО «Россети Волги» № от 01.03.2013 года. В соответствии с приложением № к указанному договору ПАО «Россети Волги» обязуется производить проверки приборов учета и составлять акты о безучетном потреблении и производить расчет такого безучетного потребления. 20.01.2021 года ПАО «Россети Волги» в ходе проведения проверки прибора учета электроэнергии по вышеуказанному адресу было выявлено вмешательство в работу прибора учета и составлен акт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета № от 20.01.2021 года с расчетом объёма потребления по нормативу. На основании акта выявлено следующее нарушение: на электросчётчике нарушена пломба госповерки. При составлении акта проводилась фото-видеосъемка. На основании акта о несанкционированном подключении и расчета к нему АО «ЭнергосбыТ Плюс» произвело перерасчет платы за электрическую энергию посредством доначисления размера платы по акту на сумму 35 855,60 рублей. Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354. Выявленный ПАО «Россети Волги» факт отсутствия пломбы при проведении проверки 20.01.2021 года являлся несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. А, соответственно, в отношении объема потребления истца подлежал осуществлению перерасчет (доначисление) исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10. При этом, довод стца о том, что пломба энергоснабжающей организации целостна, а. соответственно безучетное потребление отсутствует несостоятелен ввиду следующего. Пунктом 1.5.13 Правил устройства электроустановок, утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979 года, предусмотрено, что установленный расчетный прибор учета должен иметь на винтах, крепящих кожух счетчика, пломбы с клеймом госповерителя, а на зажимной крышке - пломбу энергоснабжающей организации. В соответствии с п. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона от 26.06.2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» конструкция средств измерений должна обеспечивать ограничение доступа к определенным частям средств измерений (включая программное обеспечение) в целях предотвращения несанкционированных настройки и вмешательства, которые могут привести к искажениям результатов измерений. Согласно п. 2.1 Правил по метрологии «Государственная система обеспечения единства измерений. Поверительные клейма» ПР 50.2.007-2001, утвержденные приказом Госстандарта РФ от 26.11.2001 года № 477, поверительные клейма представляют собой знак, нанесенный на средство измерений, дополнительные устройства и (или) техническую документацию и удостоверяющий, что поверка средства измерений проведена с удовлетворительными результатами, а также для защиты, при необходимости, средств измерений от любого несанкционированного доступа, включая регулировочные (юстировочные) устройства. В соответствии с вышеизложенными нормами, вне зависимости от наличия иных пломб энергоснабжающей организации, клеймо (печать) госповерителя является обязательным реквизитом прибора учета, в отсутствии которого прибор учета не подлежит применению. Указанное клеймо не только удостоверяет положительные результаты поверки средства измерения, но и обеспечивает защиту, средств измерений от любого несанкционированного доступа к внутренним узлам прибора учета, которые могут быть подвергнуты регулировке. Таким образом, вне зависимости от наличия иных пломб энергоснабжающей организации, отсутствие на приборе учета электрической энергии ранее установленной пломбы гос.поверителя является основанием для составления акта безучетного потребления электроэнергии.
Представители ответчика ПАО «Россети Волга» ФИО9 и ФИО4 возражали против заявленных исковых требований, просили отказать в их удовлетворении в полном объеме. В письменном отзыве указывают, что акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета № от 20.01.2021 года, расчет по акту и начисление произведены в соответствии с действующим законодательством, нарушение прав потребителя отсутствует. 20.01.2021 года сотрудниками ПАО «МРСК Волги» при проведении проверки состояния средств учета по адресу: <адрес>, было установлено вмешательство в работу прибора учета - отсутствует пломба гос.проверки на приборе учета. По данному факту был составлен акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета физическим лицом с расчетом объёма безучетного потребления.
Третье лицо ФИО7 в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, просила удовлетворить в полном объеме, поясняя, что оспариваемый акт составлялся в ее присутствии после осмотра с работниками ответчика счетчика.
Третье лицо ФИО10 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Поскольку стороны в силу личного волеизъявления не воспользовались своим правом на участие в судебном заседании, суд с учетом мнения участников процесса определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 37 Федерального закона от 26.03.2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» основы организации и функционирования розничных рынков электрической энергии, а также взаимодействия субъектов розничного рынка электрической энергии регулируются утверждаемыми Правительством Российской Федерации Основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой Гражданский кодекс РФ допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.
В силу положений статей 539, 543 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила параграфа 6 главы 30 части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
В соответствии со ст. 210, 539, 543, 547 Гражданского кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 04 мая 2012 года №442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" предусмотрена ответственность потребителя за обслуживание прибора учета, сохранность пломб, установленных на приборах учета и схемах учета.
В соответствии с п. 145 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года № 442, установлено, что обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.
«Безучетное потребление» - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности) (п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 442).
Из приведенного определения следует, что безучетное потребление электрической энергии действующее законодательство обуславливает совершением потребителем различных действий, одни из которых являются основанием для квалификации в качестве безучетного потребления в силу факта их совершения потребителем, тогда как другие действия для подобной квалификации должны привести к искажению данных об объеме потребления электрической энергии.
К первой группе относятся действия, выразившиеся во вмешательстве потребителя в работу прибора (системы) учета, в том числе нарушение (повреждение) пломб или знаков визуального контроля, нанесенных на прибор (систему) учета, а также несоблюдение установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора (системы) учета. Совершение перечисленных действий не требует установления судом каких-либо последствий, связанных с достоверностью показаний приборов учета после их совершения, и является основанием для применения расчетного способа определения объема электроэнергии, подлежащего оплате таким потребителем.
Ко второй группе относятся иные, не связанные с вмешательством в работу прибора учета, действия потребителя, которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии.
Согласно абз. 3 п. 145 вышеназванных Правил от 04.05.2012 года № 442, обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.
Согласно пункта 149 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года № 442, собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)), имеющий намерение демонтировать в целях замены, ремонта или проверки прибор учета, ранее установленный в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)), обязан направить способом, позволяющим подтвердить факт получения, письменную заявку о необходимости снятия показаний существующего прибора учета, осмотра его состояния и схемы подключения до его демонтажа в адрес гарантирующего поставщика или сетевой организации. В соответствии с пунктом 2.11.17 Приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 13 января 2003 года № 6 «Об утверждении правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», обо всех дефектах или случаях отказов в работе расчетных счетчиков электрической энергии, потребитель обязан немедленно поставить в известность энергоснабжающую организацию. Потребитель несет ответственность за сохранность расчетного счетчика, его пломб и за соответствие цепей учета электроэнергии установленным требованиям. Нарушение пломбы на расчетном счетчике, если это не вызвано действием непреодолимой силы, лишает законной силы учет электроэнергии, осуществляемый данным расчетным счетчиком.
Таким образом, потребление электроэнергии при нарушении пломбы на электросчетчике автоматически признается безучетным, исключая случаи нарушения пломбы в связи с воздействием непреодолимой силы.
В силу подпункта "г" пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлениям Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354 (далее - Правила), потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.
Согласно подпункту "е" пункта 35 Правил, потребитель не вправе несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
В соответствии с пунктом 62 Правил при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее - несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан составить акт о выявлении несанкционированного подключения в порядке, установленном настоящими Правилами.
На основании акта о выявлении несанкционированного подключения исполнитель направляет потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение и производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.
Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения - с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10. При этом в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Согласно с пп. «г» п. 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлениям Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354, исполнитель коммунальной услуги имеет право осуществлять не чаще 1 раза в 3 месяца проверку достоверности передаваемых потребителем исполнителю сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных) и комнатных приборов учета (распределителей), установленных в жилых помещениях и домовладениях, путем посещения помещений и домовладений, в которых установлены эти приборы учета, а также проверку состояния указанных приборов учета (не чаще 1 раза в месяц в случае установки указанных приборов учета вне помещений и домовладений в месте, доступ исполнителя к которому может быть осуществлен без присутствия потребителя, и в нежилых помещениях).
В силу подпункта "г" пункта 34 вышеназванных Правил, потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.
Потребитель не вправе несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы (п.п. "е" пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлениям Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354).
В соответствии с пунктом 62 указанных выше Правил при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан составить акт о выявлении несанкционированного подключения в порядке, установленном настоящими Правилами.
На основании акта о выявлении несанкционированного подключения исполнитель направляет потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение и производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.
Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения - с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10. При этом в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Согласно п. 82 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлениям Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, исполнитель обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия, проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
На основании п. 81(11) Правил № 354 прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.
При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат:
-целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;
-наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих Фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета:
-отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета.
При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги.
Судом установлено, что истец ФИО1 является собственником 17/50 в общей долевой собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, а также собственником 22/100 в общей долевой собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ. Сособственниками жилого дома по 22/100 доли являются третьи лица.
В ходе рассмотрения заявленных требований установлено, что 20.01.2021 года сотрудниками АО «Энергосбыт Плюс» проведена проверка прибора учета электроэнергии по адресу: <адрес>, в присутствии ФИО7, которая является бывшей супругой истца, после чего составлен акт № о выявлении несанкционированного подключения электроэнергии/вмешательства в работу прибора учета, из которого следует, что на электросчетчике нарушена пломба государственной проверки. Под актом стоит подпись «ФИО1».
Истец обратился с претензией к ответчику АО «Энергосбыт Плюс» об отмене акта о выявлении несанкционированного подключения электроэнергии/вмешательства в работу прибора физическим лицом № от 20.01.2021 года и с требованием произвести перерасчет электроэнергии.
31.03.2021 года поступил ответ от АО «Энергосбыт Плюс», из которого следует, что в силу действующего законодательства на электросчетчике должны быть две пломбы: от завода – изготовителя и от поставщика электроэнергии. И, соответственно, делает вывод о том, что выявлено несанкционированное подключение к прибору учета электроэнергии. В соответствии с этим оснований для аннулирования суммы доначисления размера платы по факту выявленного нарушения не имеется.
Согласно уведомления о задолженности от 28.06.2021 года АО «Энергосбыт Плюс» ФИО1 имеет задолженность в размере 29 447,64 рублей, в том числе пеня – 365,45 рублей.
В материалы дела истцом представлены квитанции об оплате электроэнергии по адресу: <адрес>, на общую сумму в размере 28 617 рублей.
Обращаясь в суд с исковыми требованиями о признании акта № от 20.01.2021 года незаконным, истец фактически не согласен с выставленным ему счетом АО «ЭнергосбыТ Плюс» на основании указанного акта, просит признать действия ответчика по начислению учетного потребления электроэнергии незаконными, обязав исчислять объем потребления электрической энергии по показаниям прибора учета, полагая, что безучетного потребления электроэнергии не было.
Согласно пункту 167 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 422 субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.
Таким образом, исходя из буквального толкования Основных положений Постановления Правительства № 442 от 04 мая 2012 года (в редакции от 22 июня 2019 года), для квалификации потребления как безучетного необходимо наличие факта вмешательства потребителем в работу прибора учета (системы учета) или совершения иных действий (бездействия), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности). Совершение перечисленных действий не требует установления каких-либо последствий, связанных с достоверностью показаний прибора учет после их совершения, является основанием для применения расчетного способа определения объема электроэнергии, подлежащего оплате таким потребителем.
В пунктах 168, 172 Основных положений определено, что сетевая организация проводит проверку приборов учета. Порядок составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также требования к его содержанию установлены пунктами 192, 193 Основных положений.
В соответствии с пунктом 192 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года № 442), по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление лица, осуществившего бездоговорное потребление.
Факт безучетного потребления электрической энергии может быть выявлен, в том числе, при проведении проверки состояния приборов учета, а также в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем.
Судом установлено, что 20.01.2021 года сотрудниками сетевой организации ПАО «МРСК Волги» при проведении плановой проверки прибора учета по договору энергоснабжения по адресу: <адрес> был выявлен факт безучетного потребления, а именно, было обнаружено: нарушение целостности пломбы энергоснабжающей организации на клеммной крышке прибора учета. По итогам проверки сотрудниками сетевой организации в присутствии сособственника жилого дома и представителя потребителя – ФИО7 был составлен акт безучетного потребления электрической энергии с расчетом объема безучетного потребления. Данный факт сторонами не оспаривается.
В соответствии с абзацем 14 пункта 2 Постановления Правительства РФ от 04 мая 2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» под «безучетным потреблением» понимается потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и названными Основными положениями порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся, в том числе, в нарушении (повреждении) пломбы (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета).
Согласно пункту 1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13 января 2003 года № 6, потребитель обязан обеспечивать содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями названных Правил и других нормативно-технических документов. Организация эксплуатации средств учета электроэнергии должна вестись в соответствии с требованиями действующих нормативно-технических документов и инструкций заводов-изготовителей (пункт 2.11.4 Правил № 6).
Пунктом 2.11.6 Правил № 6 эксплуатации установлено, что все средства измерений и учета электрической энергии, а также информационно-измерительные системы должны быть в исправном состоянии и готовыми к работе.
На основании пунктов 2.11.14 и 2.11.17 Правил № 6 эксплуатации, потребитель обязан осуществлять наблюдение за работой средств измерений и учета электроэнергии на электрических подстанциях (в распределительных устройствах) должен вести оперативный или оперативно-ремонтный персонал подразделений, определенный решением ответственного за электрохозяйство потребителя, а также обо всех дефектах или случаях отказов в работе расчетных счетчиков электроэнергии потребитель обязан немедленно поставить в известность энергоснабжающую организацию.
Таким образом, несоответствие пломбы госповерки и установка в прибор учета ответчика несанкционированного устройства подтверждают факт несоответствия прибора учета требованиям вышеуказанных норм и факт нарушения ответчиком требований пункта 137 Основных положений № 442 путем вмешательства в работу прибора учета, обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя, что согласно пункта 2 Основных положений № 442 является безучетным потреблением.
В соответствии с пунктом 193 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года № 442), в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, за исключением случая составления такого акта при выявлении бездоговорного потребления в период приостановления поставки электрической энергии по договору в связи с введением полного ограничения режима потребления электрической энергии, должны содержаться:данные: о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта;замечания к составленному акту (при их наличии).
Акт о неучтенном потреблении электрической энергии может быть составлен в отсутствие лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, или обслуживающего его гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации).
При этом составляющее акт лицо прикладывает к акту доказательства надлежащего уведомления потребителя о дате и времени составления акта. В этом случае акт составляется в присутствии 2 незаинтересованных лиц или с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи, при этом материалы фотосъемки, видеозаписи подлежат хранению и передаются вместе с актом о неучтенном потреблении.
В акте безучётного потребления № от 20.01.2021 года содержаться все необходимые сведения, предусмотренные пунктом 193 Постановления Правительства № 442.
Обстоятельства нарушения пломбы на приборе учета потребителя по рассматриваемому спору подтверждены пояснениями сторон.
Согласно статьям 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, суд рассматривает дело и дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.
В силу присущего исковому виду судопроизводства начала диспозитивности, эффективность правосудия обусловливается, в первую очередь, поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (часть 3 статьи 123 Конституции РФ). Стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
В нарушение статей 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено доказательств отсутствия нарушения, зафиксированного в акте безучетного потребления.
Согласно пункту 81(11) Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила 354) прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.
При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат: целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора; наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги.
Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
Так, в соответствии с пунктом 62 Правил № 354, доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения - с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10. При этом в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Объем коммунального ресурса определен ответчиком по формуле с учетом указанных выше Правил.
Как установлено, срыв пломбы энергоснабжающей организации произведен до осмотра его сбытовой или сетевой организациями и до фиксации (снятия) конечных показаний существующего прибора учета, что свидетельствует о безучетном потреблении энергии потребителем. Таким образом, ФИО1 (как и другими собственниками) не был соблюден надлежащий порядок содержания прибора учета.
Таким образом, нарушения, которые были установлены сотрудниками сетевой организации 20.01.2021 года, а именно, отсутствие пломбы энергоснабжающей организации на клеменной крышке прибора учета, являются неисполнением/ нарушением потребителем закрепленной в пункте 145 Постановления Правительства РФ № 442 обязанности по обеспечению сохранности пломб, знаков визуального контроля, знаков поверки, нанесенных на средство измерения с целью защиты от несанкционированного доступа, и свидетельствуют о безучетном потреблении электрической энергии потребителем.
Доводы истца и его представителя о том, что срыв пломбы произведен работниками ответчика, а потому действия ответчика по начислению и акт о несанкционированном подключении являются незаконными, не могут быть приняты во внимание, поскольку в судебном заседании установлено, что истец официально в АО «Энергосбыт Плюс» и ПАО «Россети Волги» с заявлениями об опломбировании счетчика не обращался.
Исходя из изложенного, истцом не доказано отсутствие безучетного потребления электрической энергии.
Пунктом 1.5.13 Правил устройства электроустановок, утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979, предусмотрено, что установленный расчетный прибор учета должен иметь на винтах, крепящих кожух счетчика, пломбы с клеймом госповерителя, а на зажимной крышке - пломбу энергоснабжающей организации.
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона от 26.06.2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» конструкция средств измерений должна обеспечивать ограничение доступа к определенным частям средств измерений (включая программное обеспечение) в целях предотвращения несанкционированных настройки и вмешательства, которые могут привести к искажениям результатов измерений.
Согласно п. 2.1 Правил по метрологии «Государственная система обеспечения единства измерений. Поверительные клейма» ПР 50.2.007-2001, утвержденные приказом Госстандарта РФ от 26.11.2001 № 477, поверительные клейма представляют собой знак, нанесенный на средство измерений, дополнительные устройства и (или) техническую документацию и удостоверяющий, что поверка средства измерений проведена с удовлетворительными результатами, а также для защиты, при необходимости, средств измерений от любого несанкционированного доступа, включая регулировочные (юстировочные) устройства.
В соответствии с вышеизложенными нормами, вне зависимости от наличия иных пломб энергоснабжающей организации, клеймо (печать) госповерителя является обязательным реквизитом прибора учета, в отсутствии которого прибор учета не подлежит применению.
Указанное клеймо не только удостоверяет положительные результаты поверки средства измерения, но и обеспечивает защиту, средств измерений от любого несанкционированного доступа к внутренним узлам прибора учета, которые могут быть подвергнуты регулировке.
Таким образом, вне зависимости от наличия иных пломб энергоснабжающей организации, отсутствие на приборе учета электрической энергии ранее установленной пломбы гос.поверителя является основанием для составления акта безучетного потребления электроэнергии. В акте № о выявлении несанкционированного подключения электроэнергии/вмешательства в работу прибора учета от 20.01.2021 года содержатся все необходимые сведения для установления вышеназванных обстоятельств.
Факт нарушения контрольной пломбы подтверждается фотографиями, которые обозревались в ходе судебного разбирательства.
Требования к содержанию акта вмешательства в прибор учета установлены п. 85(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлениям Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354.
В соответствии с указанным пунктом, акты подписываются представителем исполнителя, проводившим проверку и потребителем (его представителем) и включают следующие сведения:
а) дата, место, время составление акта;
б) обстоятельства, в связи с которыми проводилась проверка, и выявленные нарушения;
в) состав лиц, участвовавших в проверке, составлении акта;
г) подписи исполнителя (его представителя), потребителя (его представителя);
д) отметка об отказе потребителя (его представителя) от подписания указанного акта, в том числе информация о причинах такого отказа (при наличии);
е) возражения (позиция) потребителя (его представителя) в связи с выявленным нарушением;
ж) иные обстоятельства, связанные с выявленным нарушением.
Составленный сетевой организацией ПАО «Россети Волги» акт и расчеты, произведенные на его основании, полностью соответствуют требованиям законодательства, а именно, согласно п. 85(1) Правил № 354.
Акт о несанкционированном подключении № от 20.01.2021 года полностью соответствует требованиям законодательства: содержит все необходимые сведения, предусмотренные п.85(1) Правил № 354; составлен в присутствии потребителя, о чем указано в п.2 акта, акт подписан потребителем с отказом от объяснения по факту выявленного несанкционированного подключения.
Расчет объема потребления к доначислению по акту № от 20.01.2021 года был произведен сетевой организацией ПАО «Россети Волги» в соответствии с положениями п. 81(11) Правил № 354 исходя из норматива потребления коммунальных услуг, с применением повышающего коэффициента, с учетом количества постоянно и временно проживающих граждан.
Согласно статьям 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, суд рассматривает дело и дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.
В силу присущего исковому виду судопроизводства начала диспозитивности, эффективность правосудия обусловливается, в первую очередь, поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (часть 3 статьи 123 Конституции РФ). Стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
В нарушение статей 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено доказательств отсутствия нарушения, зафиксированного в акте от 20.01.2021 года.
При установленных обстоятельствах, суд полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований истца не имеется.
Поскольку в удовлетворении основного требования ФИО1 было отказано, суд отказывает и в удовлетворении производных от него требований о произведении перерасчета потребленной электроэнергии в соответствии с показаниями установленного прибора учета электроэнергии, а также взыскании судебных расходов и суммы доначисления размера платы вследствие несанкционированного подключения/несанкционированного вмешательства в размере 35 855,60 рублей, а также пени за просрочку оплаты доначисления размера платы вследствие несанкционированного подключения/несанкционированного вмешательства в размере 380,44 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к акционерному обществу «Энергосбыт Плюс» и публичному акционерному обществу «Россети Волга» - Оренбургский ПО Филиал об отмене акта, обязании произвести перерасчет потребленной электроэнергии, взыскании суммы доначисленной платы вследствие несанкционированного подключения и расходов по уплате госпошлины, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца с даты изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Гончарова Е.Г.
Мотивированное решение изготовлено 13.09.2021 года.