Дело № 02 – 0136/2013
<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 февраля 2013 года
г. Псков
Псковский гарнизонный военный суд в составе
председательствующего – Зайцева Ф.А.,
при секретаре судебного заседания Елисеевой Ю.Н.,
с участием заявителя Кострицина А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в расположении суда гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части № Кострицина А.Ю. об оспаривании бездействия начальника ФГКУ ЗРУЖО МО РФ, связанного с непринятием решения о предоставлении служебного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Кострицин обратился в военный суд с заявлением, в котором просил:
признать бездействие начальника ФГКУ ЗРУЖО МО РФ, связанное с непринятием решения о предоставлении служебного жилого помещения по адресу: <адрес> незаконным;
обязать начальника ФГКУ ЗРУЖО МО РФ рассмотреть вопрос о принятии решения о предоставлении жилого помещения по адресу: <адрес> по договору найма служебного жилого помещения.
В судебном заседании Кострицин указал, что проходит военную службу по контракту в войсковой части №. Извещением № от 28 сентября 2012 г. ему было распределено служебное жилое помещение по адресу: <адрес>, с которым 08 октября 2012 г. он согласился, в связи с чем 17 октября 2012 г. представил необходимые документы в территориальное отделение в <адрес> ФГКУ ЗРУЖО МО РФ. Вместе с тем до настоящего времени начальником ФГКУ ЗРУЖО МО РФ не принято решение о предоставлении указанного жилого помещения, в связи с чем бездействие указанного должностного лица заявитель считает незаконным. Полагая требования законными и обоснованными, Кострицин просил их удовлетворить в полном объёме.
Заинтересованные лица – начальник ФГКУ ЗРУЖО МО РФ и начальник ФКУ УФО, надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли, своих представителей не направили, своей позиции относительно требований заявителя не представили. В заявлении от 22 февраля 2013 г. представитель начальника ФКУ УФО ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии с частью 2 статьи 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
Заслушав объяснения заявителя, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями регулируются как нормами жилищного законодательства (ЖК РФ, законами и подзаконными актами субъектов РФ), так и нормами федеральных законов, специальных нормативно-правовых актов министерств и ведомств.
Таким специальным законодательством, регулирующим порядок решения жилищных вопросов военнослужащих, является Федеральный закон «О статусе военнослужащих».
Согласно пункту 1 статьи 15 данного Закона, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях. На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей.
Из послужного списка, справки войсковой части № следует, что Кострицин контракт о прохождении военной службы заключил 18 апреля 2008 г., состав семьи заявителя 3-и человека.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявитель при наличии установленных законодательством оснований может претендовать на получение служебного жилого помещения на состав семьи в количестве 3-х человек.
В Минобороны России порядок обеспечения служебными жилыми помещениями регламентируется «Инструкцией о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах РФ, служебных жилых помещений», утверждённой приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. № 1280 (далее – Инструкция).
В соответствии с пунктом 5 данной Инструкции при поступлении сведений о служебном жилом помещении, которое может быть распределено, структурное подразделение уполномоченного органа принимает решение о предоставлении служебного жилого помещения военнослужащему, включённому в список на предоставление служебного жилого помещения, о чём структурным подразделением уполномоченного органа в трёхдневный срок направляется военнослужащему сообщение о предлагаемом жилом помещении по рекомендуемому образцу согласно приложению № 4 к настоящей Инструкции.
Согласно пункту 2.1 «Инструкции об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, жилыми помещениями», утверждённой приказом Министра обороны РФ от 18 ноября 2010 г. № 1550, таким уполномоченным органом определён Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ.
При этом в силу приказов Министра обороны РФ от 27 августа 2010 г. № 1135 «Об утверждении перечней территорий, закрепляемых за федеральными государственными учреждениями жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» и от 3 ноября 2010 г. № 1455 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооружённых Силах Российской Федерации» на территории <адрес> указанный уполномоченный орган осуществляет свои полномочия через своё структурное подразделение – ФГКУ ЗРУЖО МО РФ
Из положения об отделении в <адрес> ФГКУ ЗРУЖО МО РФ утверждённого приказом начальника «<адрес> <данные изъяты> области – г. <данные изъяты>. При этом основной задачей отделения является заселение военнослужащих в жилые помещения жилищного фонда Минобороны России. Для выполнения указанной задачи отделение осуществляет определённые функции, в том числе и приём от военнослужащих заявлений и документов для получение служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы, проверка указанных документов, подготовка извещений о распределении служебного жилого помещения, а также вынесение решений о предоставлении (об отказе в предоставлении) служебного жилого помещения. Согласно пункту 4.2 Положения начальник отделения действует от имени ФГКУ ЗРУЖО МО РФ, представляет его интересы на основании доверенности.
Из сообщения начальника территориального отделения в <адрес> ФГКУ ЗРУЖО МО РФ следует, что Кострицин 17 октября 2012 г. сдал документы в территориальное отделение.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» судам даны разъяснения относительно того, что под бездействием подразумевается неисполнение указанными органами и лицами обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими их полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Положения Инструкции, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. № 1280, не предусматривают принятие какого-либо решения о предоставлении служебного жилого помещения. Однако такая обязанность предусмотрена частью 1 статьи 99 ЖК РФ, на основании которой в силу части 2 статьи 100 ЖК РФ, заключается договор найма специализированного жилого помещения. При этом в силу пункта 6 Инструкции военнослужащие заключают с ФГКУ ЗРУЖО МО РФ договор найма служебного жилого помещения. Следовательно, суд приходит к выводу о том, что до заключения с военнослужащими договора найма служебного жилого помещения должно предшествовать решение начальника ФГКУ ЗРУЖО МО РФ о предоставлении военнослужащему служебного жилого помещения. Принятие такого решения также предусмотрено Положением о территориальном отделении в <адрес> ФГКУ ЗРУЖО МО РФ
Вместе с тем, положения данной Инструкции не содержат сроков принятия решения о предоставлении военнослужащему служебного жилого помещения. Однако в пункте 16 «Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма», утверждённой приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. №, указано, что решение о предоставлении жилых помещений по договору социального найма принимается уполномоченным органом или структурным подразделением не позднее чем через 10 рабочих дней со дня получения сведений из Единого государственного реестра прав (далее – ЕГРП) на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации при отсутствии оснований для снятия военнослужащих с учёта нуждающихся в жилых помещениях.
При таких обстоятельствах, с учётом требований части 1 статьи 7 ЖК РФ и части 3 статьи 11 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что решение о предоставлении служебного жилого помещения должно быть принято начальником ФГКУ ЗРУЖО МО РФ не позднее чем через 10 рабочих дней со дня получения от военнослужащего документов, указанных в пункте 2 Инструкции при отсутствии оснований для снятия военнослужащего с учёта нуждающихся в служебном жилом помещении.
Из исследованных в судебном заседании доказательств установлено, что решение о предоставлении Кострицину служебного жилого помещения по адресу: <адрес> до настоящего времени не принято.
Указанное бездействие начальника ФГКУ ЗРУЖО МО РФ является незаконным и нарушает права заявителя, поскольку решение о предоставлении служебного жилого помещения (или о снятии с учёта нуждающихся в служебном жилом помещении) должно было быть принято в отношении Кострицина в течение 10 рабочих дней после поступлениях документов, указанных в пункте 2 Инструкции, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. № 1280, а также представленных выписок из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним.
Следовательно, бездействие начальника ФГКУ ЗРУЖО МО РФ законным считаться не может и подлежит судебному пресечению. Принимая во внимание положения части 1 статьи 258 ГПК РФ в целях восстановления нарушенных прав заявителя в полном объёме суд считает необходимым и достаточным возложить обязанность на начальника ФГКУ ЗРУЖО МО РФ рассмотреть вопрос о принятии решения о предоставлении Кострицину служебного жилого помещения по адресу: <адрес>
В соответствии со статьёй 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Начальник ФГКУ ЗРУЖО МО РФ состоит на финансовом обеспечении в ФКУ УФО, что не оспаривается сторонами. Следовательно, судебные расходы подлежат возмещению указанным учреждением.
Руководствуясь статьями 98, 193-199 и 258 ГПК РФ, военный суд –
РЕШИЛ:
Заявление Кострицина А.Ю. признать обоснованным и удовлетворить полностью.
Признать бездействие начальника ФГКУ ЗРУЖО МО РФ, связанное с непринятием решения о предоставлении Кострицину А.Ю. служебного жилого помещения по адресу: <адрес> незаконным.
Обязать начальника ФГКУ ЗРУЖО МО РФ рассмотреть вопрос о принятии решения о предоставлении Кострицину А.Ю. жилого помещения по адресу: <адрес> по договору найма служебного жилого помещения.
В соответствии со статьёй 98 ГПК РФ взыскать с ФГКУ ЗРУЖО МО РФ в пользу Кострицина А.Ю. понесённым им судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский окружной военный суд через Псковский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
<данные изъяты>
Председательствующий
Ф.А. Зайцев