ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 02-0383/2013 от 02.10.2013 Псковского гарнизонного военного суда (Псковская область)

Дело № 02 – 0383/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(решение в окончательной форме изготовлено 02 октября 2013 г.)

27 сентября 2013 года

г. Псков

Псковский гарнизонный военный суд в составе

председательствующего – Зайцева Ф.А.,

при секретаре судебного заседания Антоненко С.В.,

с участием представителя истца – федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО2, ответчика – ФИО3, его представителя и представителя ФИО4 – ФИО1, помощника военного прокурора Псковского гарнизона <данные изъяты> ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании в расположении суда гражданское дело по иску федерального государственного казённого учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации к ФИО6 В,В., ФИО4 и ФИО7 о признании решения о предоставлении жилых помещений по договору социального найма недействительным и выселении,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное казённое учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Западрегионжильё») обратилось в суд с иском, в котором с учётом последующих уточнений просило:

признать решение ФГКУ «Западрегионжильё» от 12 марта 2012 г. № о предоставлении ФИО3, ФИО4 и ФИО7 жилого помещения по договору социального найма в виде двухкомнатной квартиры общей площадью 55,35 м2 по адресу: ДД.ММ.ГГГГ, - недействительным;

выселить ФИО3, ФИО4 и ФИО7 из двухкомнатной квартиры общей площадью 55,35 м2 по адресу: ДД.ММ.ГГГГ;

вселить ФИО3, ФИО4 и ФИО7 в служебную двухкомнатную квартиру общей площадью 53,7 м2 по адресу: ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель истца в обоснование своей позиции указал, что 10 октября 2012 г. при получении сведений из Единого государственного реестра прав недвижимого имущества и сделок с ним (далее – ЕГРП) о правах соответчиков на жилые помещения на всей территории Российской Федерации было установлено, что ФИО4 26 октября 2009 г. совершила сделку по отчуждению жилого помещения, общая площадь которого превышала учетную норму. Вместе с тем, данное обстоятельство не было учтено жилищной комиссией войсковой части № при решении вопроса о принятии соответчиков на учёт в получении жилого помещения по избранному после увольнения месту жительства в г. Пскове, в связи с чем должностными лицами указанной жилищной комиссии совершены неправомерные действия, при решении вопроса о принятии на учёт, поскольку в силу пункта 3 части 1 статьи 54 ЖК РФ соответчики не могли быть 10 февраля 2010 г. приняты на учёт. Более того, должностными лицами ФГКУ «Западрегионжильё» в нарушение пункта 16 «Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма», утверждённой приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. № 1280, решение о предоставлении соответчикам жилого помещения по договору социального найма принято до поступления сведений из ЕГРП о правах соответчиков на жилые помещения на всей территории Российской Федерации, то есть совершены неправомерные действия при решении вопроса о предоставлении жилого помещения. Поскольку решение о предоставлении соответчикам жилого помещения по договору социального найма принято в результате неправомерных действий должностных лиц ФГКУ «Западрегионжильё», то оно является недействительным. Поскольку выселение соответчиков в ранее занимаемое служебное жилое помещение невозможно в виду проживания в нём иных лиц, то они подлежат выселению в служебное жилое помещение, аналогичное ранее занимаемому в г. Пскове, поскольку их выселение Архангельскую область будет экономически нецелесообразным, поскольку потребуются значительные затраты как со стороны государства, так и соответчиков. Полагая требования законными и обоснованными, представитель истца просил их удовлетворить в полном объёме.

ФИО3, его представитель и представитель ФИО4, иск не признали. В обоснование своей позиции представитель ФИО3 и ФИО4 указал, что каких-либо сведений не соответствующих действительности указанные соответчики в ФГКУ «Западрегионжильё» не представляли. Более того, когда ФИО4 представлял истцу сведения о наличии жилых помещений, то он не знал того обстоятельства, что его супруга 26 октября 2009 г. совершила гражданско-правовую сделку, совершение которой привело к отчуждению жилого помещения, так как в указанный период их брачные отношения были приостановлены. Соответчики никогда не проживали в жилом помещении, которое было отчуждено, а следовательно их жилищные условия оставались прежними. Кроме того, по мнению представителя соответчиков, если военнослужащий отслужил в Вооружённых Силах РФ более 20 лет, то государство обязано обеспечить жилым помещением для постоянного проживания. Также представитель указал, что указанные соответчики никаких благ от предоставленного жилого помещения не получили. В заключении представитель соответчиков указал, что соответчики благоустроили предоставленное жилое помещение по договору социального найма, в связи с чем не могут быть выселены из жилого помещения для постоянного проживания. Полагая требования истца незаконными и необоснованными, представитель ФИО3 и ФИО4 просил отказать в их удовлетворении в полном объёме.

Соответчик ФИО7, надлежащим образом извещённая о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыла, своего представителя не направила. В телеграмме от 14 сентября 2013 г. ФИО7 указала о том, что в судебное заседание прибыть не может в виду плохого материального положения. Суд, в соответствии с частью 4 статьи 167 ГПК РФ, признав причины неявки соответчика ФИО7 неуважительными, рассмотрел дело по существу.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне соответчиков – администрация муниципального образования «Васьковское», надлежащим образом извещённое о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыло, своего представителя не направило. В возражениях от 17 сентября 2013 г. глава муниципального образования просил отказать в удовлетворении иска. В обоснование своей позиции указал о том, что выселить соответчиков в ранее занимаемое служебное жилое помещение не возможно в виду проживания в нём других лиц, а также в связи с тем, что соответчики добровольно выехали из него, а следовательно утратили право на него.

Помощник военного прокурора Псковского гарнизона в заключении, полагая требования истца законными и обоснованными, считал необходимым исковое заявление ФГКУ «Западрегионжильё» удовлетворить.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ФИО3, проходивший военную службу по контракту, приказом командира войсковой части № от 20 января 2011 г. № (по личному составу) уволен с неё в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, а приказом командира войсковой части № от 28 февраля 2011 г. № (по строевой части) (в редакции приказа от 11 апреля 2011 г. №) с 13 апреля 2011 г. исключён из списков личного состава войсковой части №.

11 сентября 2008 г. между муниципальным образованием «Васьковское» в лице главы ФИО8 и ФИО3 заключён договор найма служебного жилого помещения №, в соответствии с которым муниципальное образование «Васьковское» передало соответчикам во временное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 52,3 м2. В пункте 2 указанного договора содержится условие о том, что служебное жилое помещение предоставляется военнослужащему войсковой части № ФИО3 в связи с прохождением военной службы. Данное жилое помещение включено в число служебных распоряжением главы муниципального образования «Приморский район» от 05 мая 2004 г. №.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трёхмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учётом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населённых пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населённых пунктах - в других близлежащих населённых пунктах.

Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:

военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 г.), и совместно проживающие с ними члены их семей;

офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей;

прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей.

Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.

Таким образом, законодателем установлен различный порядок обеспечения военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями по месту прохождения военной службы в зависимости от сроков заключения ими первого контракта, поступления на военную службу либо прохождения военной службы в закрытых военных городках.

Также различия для перечисленных категорий военнослужащих установлены и в порядке обеспечения их жилыми помещения по избранному ими месту жительства.

Для военнослужащих, которые на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями, такой порядок предусмотрен абзацем 12 пункта 1 статьи 15 названного Федерального закона, а также изданными в развитие этой нормы «Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и Правилами предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно», утверждёнными постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. № 512.

Для остальной категории военнослужащих (за исключением лиц, которые являются участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих) порядок обеспечения жилыми помещения по избранному после увольнения месту жительства предусмотрен пунктом 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и «Правилами учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утверждёнными постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 г. № 1054 (далее – Правила учёта).

ФИО3 относится к категории военнослужащих, подлежащих обеспечению жилым помещением для постоянного проживания на общих основаниях, и имеет общую продолжительность военной службы более 26 лет.

Следовательно, ФИО3 вправе был поставить вопрос об обеспечении жильём по избранному месту жительства, не совпадающим с местом прохождения им военной службы, в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

В соответствии с пунктом 14 статьи 15 указанного Федерального закона в редакции Федеральных законов № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. и № 66-ФЗ от 08 мая 2006 г. обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путём выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений федеральному органу исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства. Порядок предоставления связанных с этим социальных гарантий определяется Правительством РФ.

Из приведенных нормативных положений следует, что военнослужащие, не обеспеченные при увольнении с военной службы жилыми помещениями, при перемене места жительства не утрачивают право на обеспечение жильём. Такая же правовая позиция сформулирована в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2011 г. № 403-О-О и 17 декабря 2009 г. № 1619-О-О.

Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 г. № 1054 были утверждены Правила учёта.

Поскольку в силу новой редакции Закона все вопросы, связанные с обеспечением жильём военнослужащих, увольняемых с военной службы, отнесены к предмету ведения федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, то суд приходит к выводу, что после 1 января 2005 г. данные Правила учёта в части возложения на органы местного самоуправления обязанности по рассмотрению каких-либо вопросов, связанных с признанием военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, применяться не могут. Следовательно, после указанной даты вопросы постановки военнослужащих на жилищный учёт по избранному месту жительства должны решаться соответствующими жилищными комиссиями воинских частей по месту военной службы.

Поскольку ФИО3 состоял на квартирном довольствии в войсковой части № и Архангельской КЭЧ района, то суд приходит к выводу, что рассмотрение обращения ФИО3 о постановке его на жилищный учёт с учётом членов его семьи по избранному после увольнения месту жительства относилось к исключительной компетенции командира и жилищной комиссии войсковой части №.

Решением жилищной комиссии войсковой части № от 10 февраля 2010 г. (протокол № 1) соответчики признаны нуждающимися в жилом помещении по избранному после увольнения ФИО3 месту жительства в г. Пскове на состав семьи из 3-х человек. Из объяснений сторон в судебном заседании установлено, что соответчики приняты на учёт в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма как не имеющие какого-либо жилья. Этим же решением жилищной комиссии соответчикам предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 55,35 м2, что также подтверждается Списком распределения жилых помещений по войсковой части №. Указанный список подписан всеми должностными лицами и 25 мая 2010 г. утверждён командующим войсками Ленинградского военного округа.

В Минобороны России до 9 ноября 2010 г. порядок обеспечения жильём военнослужащих регламентировался «Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации», утверждённой приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. № 80.

В соответствии с пунктами 35, 37 данной Инструкции распределение жилых помещений между военнослужащими воинской части производилось решениями жилищной комиссии, утверждаемыми командирами воинской части. При этом распределение жилых помещений между военнослужащими оформлялось списком распределения жилых помещений по установленной форме, который подписывался командиром воинской части, председателем жилищной комиссии, начальником КЭЧ района, согласовывался начальником КЭУ округа (МИС флота) и утверждался соответствующим главнокомандующим видами Вооруженных Сил, командующим войсками военных округов (флотами), родами войск, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны, для которых осуществлялось жилищное строительство (покупка).

Утверждённые списки распределения жилых помещений являлись основанием для оформления ордеров на заселение жилых помещений.

На основании положений Директивы Министра обороны РФ № № от 18 мая 2010 г. функции жилищного обеспечения военнослужащих не в рамках накопительно – ипотечной системы переданы в Департамент жилищного обеспечения военнослужащих Минобороны России.

В пункте 7 указаниях Министра обороны РФ от 04 июня 2010 г. № от должностных лиц требовалось обеспечить внесение в базу данных системы «Учёт» по состоянию на 01 июля 2010 г., уточнённых по результатам проверки, сведений о военнослужащих, нуждающихся в получении жилья по договору социального найма, в том числе специальной отметки для военнослужащих, увольняемых с военной службы в 2010 г. (уволенных с оставлением в очереди нуждающихся в жилье), и информации об избранном ими месте постоянного жительства. Базу данных системы «Учёт» необходимо было представить в Департамент жилищного обеспечения Минобороны России в установленном порядке в срок до 10 июля 2010 г.

Указаниями заместителя Министра обороны РФ от 14 сентября 2010 г. № от должностных лиц требовалось с 15 сентября 2010 г. не производить распределение жилых помещений по договорам социального найма, поступивших в органы военного управления до 01 сентября 2010 г. к распределению за счёт жилищного строительства Минобороны России, а также до 15 октября 2010 г. заселить военнослужащих в жилые помещения, распределённые им на жилищных комиссиях.

Указаниями заместителя Министра обороны РФ от 22 октября 2010 г. № от должностных лиц требовалось обеспечить направление до 01 ноября 2010 г. уточнённых списков военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, а также организовать направление ежемесячно к 10 числу в Департамент жилищного обеспечения Минобороны России сведений, необходимых для внесения изменений в учётные данные военнослужащих, содержащихся в списках.

Вместе с тем приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. № с 9 ноября 2010 г. признан утратившим силу вышеупомянутый приказ Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. № 80.

Кроме того, приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. № установлен иной порядок обеспечения жильём военнослужащих, согласно которому деятельность жилищных комиссий воинских частей вообще не предусмотрена. В соответствии с этим порядком обеспечение военнослужащих жильём, пригодным для постоянного проживания, отнесено к компетенции специально уполномоченного органа Минобороны России.

Согласно пункту 2.1 «Инструкции об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями», утверждённой приказом Министра обороны РФ от 18 ноября 2010 г. №, таким уполномоченным органом определён Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ.

При этом в силу приказов Министра обороны РФ от 27 августа 2010 г. № 1135 «Об утверждении перечней территорий, закрепляемых за федеральными государственными учреждениями жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» и от 3 ноября 2010 г. № «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооружённых Силах Российской Федерации» на территории Псковской области указанный уполномоченный орган осуществляет свои полномочия через своё структурное подразделение – ФГКУ «Западрегионжильё».

Кроме того, указаниями заместителя Министра обороны РФ от 13 января 2011 г. № предписано КЭЧ (ОМИС) в срок до 10 февраля передать учетные дела военнослужащих, состоящих на учёте, в региональные управления жилищного обеспечения Минобороны России.

Из объяснений сторон в судебном заседании установлено, что учётное дело соответчиков о принятии на учёт в качестве нуждающихся в получение жилья по договору социального найма по избранному после увольнения месту жительства было передано в ФГКУ «Западрегионжильё».

Из вступившего в законную силу решения Архангельского гарнизонного военного суда от 01 февраля 2012 г. следует, что ФИО3 обратился с заявлением в суд, в котором указал, что решением начальника ФГКУ «Западрегионжильё» ему отказано в предоставлении распределённого жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 55,35 м2 на состав семьи из 3-х человек, в связи с чем просил обязать начальника ФГКУ «Западрегионжильё» предоставить ему данное жилое помещение на состав семьи из 3-х человек, то есть с учётом его супруги и дочери. Данное заявление ФИО3 было признано обоснованным. При этом из судебного постановления следует, что предметом судебного разбирательства был спор о количестве членов семьи ФИО3

Решением начальника ФГКУ «Западрегионжильё» от 12 марта 2012 г. № соответчикам предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 55,35 м2, куда они въехали и оплачивали жилищно-коммунальные услуги. Данное обстоятельство подтверждается объяснениями ФИО3, а также вступившим в законную силу решением Псковского гарнизонного военного суда от 20 декабря 2012 г., в соответствии с которым решение начальника ФГКУ «Западрегионжильё» от 03 декабря 2012 г. № об отмене решения о предоставлении соответчикам жилого помещения и снятии с учёта нуждающихся признано незаконным. Из указанного судебного постановления следует, что основанием для признания требований ФИО3 обоснованным послужило то, что соответчики въехали в указанное жилое помещение, а отмена решения о предоставлении жилья означала фактическое выселение из него без судебного решения.

Из объяснений сторон установлено, что решение начальника ФГКУ «Западрегионжильё» от 12 марта 2012 г. № о предоставлении соответчикам жилого помещения было принято до получения выписки из ЕГРП. Данное обстоятельство также подтверждается выпиской из ЕГРП от 10 октября 2012 г.

В соответствии с указанной выпиской ФИО4 в период с 15 апреля 2008 г. по 26 октября 2009 г. принадлежала на праве собственности 2-х комнатная квартира по адресу: <адрес> общей площадью 58,4 м2. Данное обстоятельство не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

Решением Архангельского городского Совета депутатов от 27 июля 2005 г. № 23 установлена учётная норма в размере 12 м2 общей площади жилого помещения на одного человека. Согласно постановлению Псковской городской Думы от 08.07.2005 № 447 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» учетная норма площади жилого помещения на одного человека по Псковской области составляет 14 м2 общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах.

Таким образом, соответчики до 26 октября 2009 г. были обеспечены жильём более учётной нормы как по месту прохождения ФИО3 военной службы, так и по избранному месту жительства (58,4/3=19,46 м2).

Вместе с тем, 26 октября 2009 г. ФИО4 совершив сделку по отчуждению жилого помещения безусловна совершила действия, предусмотренные статьёй 53 ЖК РФ, и следовательно, в силу пункта 3 части 1 статьи 54 ЖК РФ соответчики не могли быть приняты на учёт нуждающихся в получении жилого помещения в избранном месте жительства. Данный вывод соответствует правовой позиции, сформулированной в определении Верховного Суда РФ от 11 ноября 2008 г. № 6н-298/08.

Согласно статьям 57 (части 3 и 4) и 63 ЖК РФ основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РФ решение уполномоченного органа о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Вместе с тем ЖК РФ не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным.

В связи с этим судам, как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» (пункт 23), следует исходить из того, что нарушение требований ЖК РФ при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учётом положений пункта 2 части 3 статьи 11 и части 4 статьи 57 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц.

Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма подлежат разрешению исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным статьёй 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также пунктом 1 статьи 181 ГК РФ, предусматривающим трёхгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

Суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что:

а) гражданами были предоставлены не соответствующие действительности сведения, послужившие основанием для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (например, о составе семьи, об источниках и уровне доходов, а также об имуществе членов семьи, подлежащем налогообложению);

б) нарушены права других граждан на указанное жилое помещение (например, нарушена очередность предоставления жилого помещения);

в) совершены неправомерные действия должностными лицами при решении вопроса о предоставлении жилого помещения;

г) имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента, законами субъекта Российской Федерации.

Судом установлено, что в нарушение требований пункта 3 части 1 статьи 54 ЖК РФ соответчики были приняты на учёт нуждающихся по избранному после увольнения месту жительства в г. Пскове. Также в нарушение пункта 16 «Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма», утверждённой приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. № 1280, решение о предоставлении жилого помещения было принято до получения выписки из ЕГРП о правах соответчиков на жилые помещения на всей территории Российской Федерации. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение истца о предоставлении соответчикам жилого помещения по договору социального найма принято в результате неправомерных действий должностных лиц ФГКУ «Западрегионжильё» при решении вопроса о предоставлении жилого помещения, а также неправомерных действий должностных лиц жилищной комиссии войсковой части 21514 при решении вопроса о принятии соответчиков на учёт, в связи с чем является недействительным. Каких-либо доказательств опровергающих данные обстоятельства соответчиками не представлено.

Что касается доводов представителя ФИО3 и ФИО4, указанных в качестве возражений относительно предмета и оснований иска, то они не могут повлиять на выводы суда о недействительности решения ФГКУ «Западрегионжильё», а его мнение об обратном основано на неправильном истолковании закона.

Решая вопрос о применении двухсторонней реституции, суд исходит из следующего.

Из исследованного в суде договора найма специализированного жилого помещения № от 02 сентября 2013 г. следует, что ранее занимаемое соответчиками служебное жилое помещение заселено другими лицами, в связи с чем невозможно вселить соответчиков в указанное жилое помещение.

Предложенное истцом жилое помещение по адресу: <адрес>, приказом Министра обороны РФ от 22 августа 2012 г. № включено в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебному жилому помещению, имеет общую площадь 53,7 м2, то есть по своему размеру превышает ранее занимаемое служебное жилое помещение. Из справки филиала «Псковский» ОАО «Славянка» от 26 сентября 2013 г. следует, что жилой дом, где расположена служебная квартира, принят в эксплуатацию и в соответствии с договором управления, заключённым между Минобороны России и ОАО «Славянка», находится на обслуживании филиала. Из объяснений представителя истца данное жилое помещение пригодно для постоянного проживания, что не оспаривалось соответчиками и их представителем. Что касается необходимости вселения соответчиков в служебное жилое помещение расположенное в г. Пскове, то суд соглашается с доводом представителя истца о экономической нецелесообразности вселения соответчиков в аналогичное служебное жилое помещение в Архангельской области, поскольку повлечёт значительные затраты как для государства, так и для соответчиков, особенно с учётом того, что из объяснений представителя ФИО3 и ФИО4 следует, что соответчики благоустроили предоставленное жилое помещение по договору социального найма. Следовательно, соответчики подлежат вселению в жилое помещение по адресу: <адрес> общей площадью 53,7 м2.

В силу статьи 13 ГПК РФ, с учётом положений приказов Министра обороны РФ от 27 августа 2010 г. № и от 3 ноября 2010 г. №, данный судебный акт исходя из двухсторонней реституции для ФГКУ «Западрегионжильё» является основанием для заключения с нанимателем ФИО3 договора найма служебного жилого помещения на двухкомнатную квартиру размером 53,7 м2 общей площадью по адресу: <адрес> и включения в качестве членов семьи нанимателя ФИО3 его супруги ФИО4 и дочери ФИО7.

Руководствуясь статьями 98, 193-199 ГПК РФ, военный суд –

РЕШИЛ:

Иск федерального государственного казённого учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить полностью.

Признать решение федерального государственного казённого учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 12 марта 2012 года № о предоставлении ФИО3, ФИО4 и ФИО7 жилого помещения по договору социального найма в виде двухкомнатной квартиры общей площадью 55,35 м2 по адресу: <адрес>, - недействительным.

Выселить ФИО3, ФИО4 и ФИО7 из двухкомнатной квартиры общей площадью 55,35 м2 по адресу: <адрес>.

Вселить ФИО3, ФИО4 и ФИО7 в служебную двухкомнатную квартиру общей площадью 53,7 м2 по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский окружной военный суд через Псковский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

Ф.А. Зайцев