Псковский гарнизонный военный суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Псковский гарнизонный военный суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 02 - 0751/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(решение в окончательной форме изготовлено 23.09.2011)
20 сентября 2011 года
г. Псков
Псковский гарнизонный военный суд в составе
председательствующего - судьи Ф.А. Зайцева,
при секретаре Е.В. Мироновой,
с участием заявителя Гончаренко С.Л., представителей начальника федерального бюджетного учреждения «» - Д.В. и А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в расположении суда гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части № Гончаренко С.Л. об оспаривании действий командира войсковой части № и начальника федерального бюджетного учреждения «Управление » (далее - ), связанных с возмещением командировочных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Гончаренко обратился в военный суд с заявлением, в котором с учетом последующих уточнений просил:
признать отказ командира войсковой части № в выдаче аванса на командировочные расходы при убытии в командировку незаконным; признать незаконным требование командира войсковой части № и начальника в предоставлении ксерокопии железнодорожных билетов, приобретенных по воинским перевозочным документам; взыскать с суточные в размере рублей; признать действия командира войсковой части №, связанные с оформлением авансового отчета от имени заявителя, незаконными; признать незаконным требование начальника об оформлении авансового отчета по форме, предусмотренной для подотчетных лиц; взыскать с судебные расходы, состоящие из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела в сумме рубль. В судебном заседании заявитель поддержал свои требования, пояснив что на основании телеграммы начальника от ДД.ММ.ГГГГ № он был назначен начальником выездного караула по сопровождению грузов. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с рапортом к командиру войсковой части №, в котором просил выдать аванс на командировочные расходы. К данному рапорту им было приложено заявление на выдачу аванса. Несмотря на указание командира войсковой части № о выдаче аванса на оплату проезда и суточных, он им получен не был, однако ему было сообщено, что по возвращении из командировки понесенные расходы будут возмещены при начислении денежного довольствия за июнь 2011 года. В соответствии с приказами командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № заявитель находился в служебной командировке с по 2011 года. Перед убытием в служебную командировку ему были выданы воинские перевозочные документы, на которые он приобрел билеты для следования железнодорожным транспортом к месту проведения командировки и обратно. После возвращения из командировки в соответствии с «Руководством по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах РФ», утвержденного приказом Министра обороны РФ от 06.06.2001 № 200, приобретенные по воинским перевозочным документам проездные документы им были сданы в войсковую часть №. При получении денежного довольствия за июнь 2011 года суточные ему выплачены не были, в связи с чем он обратился к должностным лицам войсковой части № с просьбой принять меры по начислению оспариваемых выплат, а также просил разъяснить причины по которым эти выплаты не произведены, на что Гончаренко было сообщено, что в отчетных документах не хватает ксерокопий проездных документов. В последующем должностными лицами войсковой части № был составлен за заявителя авансовый отчет, который не подписан Гончаренко, однако утвержден командиром войсковой части №. Заявитель авансовый отчет не составлял, не подписывал и считает, что авансовый отчет предусматривает порядок отчетности за предварительно полученные подотчет денежные средства, которые он не получал. На основании изложенного заявитель считает, что суточные расходы должны быть ему возмещены без составления авансового отчета. Полагая свои требования законными и обоснованными, Гончаренко просил их удовлетворить в полном объеме.
Представители начальника - Д.В. и А.А. требования заявителя не признали. В обоснование своей позиции указали, что не оспаривают право на возмещение заявителю суточных расходов, связанных со служебной командировкой, однако указали, что в не представлен надлежащим образом авансовый отчет, который является первичным учетным документом, на основании которого они могли бы выплатить заявителю суточные.
Должностное лицо - командир войсковой части № надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл, своего представителя не направил. В заявлении от 19.09.2011 представитель командира войсковой части № - Е.В. ходатайствовала о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии с частью 2 статьи 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Сторонами признается и не оспаривается то обстоятельство, что в соответствии с пунктом 248 «Руководства о финансовом обеспечении и особенностях бюджетного учета в Вооруженных Силах Российской Федерации», утвержденного приказом Министра обороны РФ от 07.05.2008 № 250дсп, выплата денежного довольствия военнослужащим производится с 20 по 25 число каждого месяца за текущий месяц.
Как следует из отметок о регистрации, настоящее заявление предъявлено заявителем посредством факсимильной и почтовой связи 26.08.2011.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявителем не пропущен установленный статьей 256 ГПК РФ трехмесячный процессуальный срок обращения за судебной защитой.
Оценивая указанные обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона (далее - ФЗ) «О статусе военнослужащих» право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения военной службы.
Согласно пунктам 1, 3, 4 статьи 12 ФЗ «О статусе военнослужащих» денежное довольствие военнослужащих состоит из оклада по воинской должности и оклада по воинскому званию, месячных и иных дополнительных выплат. Порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется Министерством обороны Российской Федерации. При этом особенности обеспечения денежным довольствием отдельных категорий военнослужащих определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пунктов 316 и 325 «Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30.06.2006 № 200, военнослужащим, направляемым в командировку, производятся выплаты на командировочные расходы (возмещаются расходы по бронированию и найму жилого помещения, проезду к месту командировки и обратно к месту службы, а также выплачиваются суточные). Продолжительность командировки исчисляется по количеству дней пребывания в командировке, включая выходные и праздничные дни. Днем выезда в командировку считается день отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства из пункта, где проходит военную службу командированный военнослужащий, а днем приезда - день прибытия транспорта в указанный пункт. При отправлении транспортного средства до 24 часов включительно днем выезда считаются текущие сутки, а с 0 часов и позднее - последующие сутки.
Приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ № (по строевой части) заявитель полагается убывшим в служебную командировку с по 2011 года. Этим же приказом предписано выдать заявителю воинские перевозочные документы для приобретения проездных документов к месту следования в командировку и обратно.
Приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ № (по строевой части) заявителю продлен срок нахождения в командировке с по 2011 года. Этим же приказом заявитель полагается прибывшим из служебной командировки 12.06.2011.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ) и пункта 7 «Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений», утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н) все хозяйственные операции, проводимые учреждением, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам, утвержденным согласно законодательству РФ правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти, а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать обязательные реквизиты, указанные в пункте 2 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ.
Аналогичные положения содержатся в пунктах 309, 310 и 313 «Руководства о финансовом обеспечении и особенностях бюджетного учета в Вооруженных Силах Российской Федерации», утвержденного приказом Министра обороны РФ от 07.05.2008 № 250дсп.
Согласно пункту 105 «Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений», утвержденного приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н денежные средства в подотчет выдаются по распоряжению руководителя учреждения на основании письменного заявления получателя, в котором в обязательном порядке должны быть указаны назначение аванса и срок, на который он выдается. Кроме того, к заявлению необходимо приложить расчет (обоснование) размера аванса (пункт 213 Инструкция № 157н). Форма указанного расчета ничем не утверждена, следовательно, он может составляться в произвольной форме.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, 11.05.2011 заявитель обратился с рапортом к командиру войсковой части №, в котором просил выдать аванс на суточные расходы в связи со служебной командировкой. К указанному рапорту заявитель приложил заявление с расчетом (обоснованием) размера аванса.
Следовательно, действия командира войсковой части №, связанные с невыплатой заявителю аванса на командировочные расходы, законными считаться не могут и подлежат судебному пресечению.
В приложении № 2 к приказу Министра обороны РФ от 28.03.2008 № 139 «О формах документов, используемых в финансово-хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации» приведена форма авансового отчета (код формы 0504049). В пояснениях к указанной форме указано, что авансовый отчет применяется для учета расчетов с подотчетными лицами. Подотчетные лица приводят сведения о себе на лицевой стороне и заполняют графы 1 - 6 на оборотной стороне авансового отчета о фактически израсходованных суммах с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы. Документы, приложенные к авансовому отчету, нумеруются подотчетным лицом в порядке их записи в отчете. В финансовом органе авансовые отчеты проверяются на предмет правильности оформления и наличия документов, целевого расходования средств и заполняются графы 7 - 10 оборотной стороны авансового отчета, содержащие сведения о расходах, принимаемых финансовым органом к учету. Проверенные авансовые отчеты утверждаются командиром воинской части. Суммы полученного аванса приводятся с указанием даты получения и кодов соответствующих аналитических счетов бюджетного учета.
Аналогичные положения содержаться в приложениях № 4 и 5 к приказу Минфина Росси от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».
Из показаний заявителя в судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что авансовый отчет (код формы 0504049) по возвращении из командировки им не составлялся и не представлялся для исполнения в .
Из исследованного в судебном заседании авансового отчета от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что он заявителем не подписан, однако утвержден командиром войсковой части №.
Следовательно, действия командира войсковой части №, связанные с оформлением авансового отчета от имени заявителя, законными считаться не могут и подлежат судебному пресечению, поскольку командир войсковой части № не уполномочен на составление авансового отчета от имени Гончаренко.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 34 «Руководства о финансовом обеспечении и особенностях бюджетного учета в Вооруженных Силах Российской Федерации», утвержденного приказом Министра обороны РФ от 07.05.2008 № 250дсп, требования начальника финансового органа по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению ему для отражения по бюджетному учету необходимых документов и сведений обязательны для всех военнослужащих и лиц гражданского персонала воинской части (в том числе финансируемых (обслуживаемых) воинских частей).
Таким образом, требование начальника об оформлении заявителем авансового отчета (код формы 0504049) для возмещения суточных расходов, связанных со служебной командировкой, является законным и обоснованным, поскольку в соответствии со статьей 9 Федерального закона № 129-ФЗ и пункта 7 Инструкции № 157н он является первичным учетным документом, на основании которого ведется бухгалтерский учет, независимо от того получал ли заявитель денежные средства под отчет либо нет.
Поскольку надлежащим образом оформленный первичный учетный документ (авансовый отчет) заявителем не составлялся, то утверждать о том, что право Гончаренко на возмещение суточных расходов, связанных со служебной командировкой, было нарушено оснований не имеется.
При таких обстоятельствах, из исследованных в судебном заседании доказательств, не усматривается, какие права и свободы заявителя нарушены в результате действий начальника , а также какие созданы препятствия ему к осуществлению своих прав и свобод или на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Таким образом, суд находит требования начальника об оформлении авансового отчета (код формы 0504049) для возмещения суточных расходов, связанных со служебной командировкой, не противоречащими закону, а требование заявителя о признании данного требования незаконным - необоснованным.
Следовательно, в удовлетворении требования Гончаренко о взыскании с суточных расходов, связанных со служебной командировкой, в размере 5 100 рублей надлежит отказать, поскольку они заявлены преждевременно.
В соответствии с пунктом 87 ««Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах РФ», утвержденного приказом Министра обороны РФ от 06.06.2001 № 200, приобретенные по воинским перевозочным документам проездные документы, а также транспортные документы (накладные, багажные и грузобагажные квитанции и др.), по которым не должен производиться окончательный расчет, по прибытии к месту военной службы в трехдневный срок сдаются в воинскую часть и хранятся при копиях соответствующих воинских перевозочных документов, на основании которых оформлены проездные и транспортные документы. Проездные и транспортные документы, по которым произведен окончательный расчет, хранятся в делах финансового органа воинской части.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, по прибытии к месту военной службы Гончаренко в трехдневный срок сдал в войсковую часть № проездные документы.
При таких обстоятельствах требование командира войсковой части № и начальника в предоставлении заявителем ксерокопии железнодорожных билетов приобретенных по воинским перевозочным документам для возмещения суточных расходов, связанных со служебной командировкой, законными считаться не могут и подлежат судебному пресечению, так как указанные документы у заявителя отсутствуют и находятся в делах воинской части.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если заявление удовлетворено частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются заявителю пропорционально размеру удовлетворенных судом требований.
При таких обстоятельствах, суд пропорционально удовлетворенным требованиям взыскивает в пользу заявителя понесенные в связи с рассмотрение данного дела судебные расходы ( в счет издержек, связанных с рассмотрением дела и рублей в счет оплаты государственной пошлины).
Руководствуясь статьями 98, 193-199 и 258 ГПК РФ, военный суд -
РЕШИЛ:
Заявление Гончаренко С.Л. признать обоснованным и удовлетворить частично.
Признать отказ командира войсковой части № в выдаче аванса на командировочные расходы при убытии в командировку незаконным.
Признать действия командира войсковой части №, связанные с оформлением авансового ответа от имени Гончаренко С.Л., незаконными.
Признать требования командира войсковой части № и начальника федерального бюджетного учреждения «» в предоставлении Гончаренко С.Л. ксерокопии железнодорожных билетов, приобретенных по воинским перевозочным документам, незаконными.
В удовлетворении требований Гончаренко С.Л. о:
- признании незаконным требования начальника федерального бюджетного учреждения «Управление » об оформлении авансового отчета по форме, предусмотренной для подотчетных лиц;
- взыскании с федерального бюджетного учреждения «» суточных расходов, связанных со служебной командировкой, в размере рублей;
отказать.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ взыскать с федерального бюджетного учреждения «» в пользу Гончаренко С.Л. понесенные им судебные расходы пропорционально удовлетворенным требованиям в сумме .
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ленинградский окружной военный суд через Псковский гарнизонный военный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
Ф.А. Зайцев