Кировский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Кировский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело 2-611/59(11) Мотивированное решение изготовлено 04.03.2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 22 февраля 2011 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Медведевой О.Е., при секретаре Белоусовой Е.Э.,
с участием помощника прокурора Кировского района г. ЕкатеринбургаКорякина В.И.,
представителя ответчика ФИО1 по доверенности № 1304 от 09.12.2010, представителя третьего лица ФИО2 по доверенности № 02-09-10156 от 15.12.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Екатеринбурга, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, к Областному государственному учреждению «Управление административными зданиями Губернатора Свердловской области и Законодательного Собрания Свердловской области» о признании действий незаконными и понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кировского района г. Екатеринбурга, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Областному государственному учреждению «Управление административными зданиями Губернатора Свердловской области и Законодательного Собрания Свердловской области» о признании действий незаконными и понуждении к совершению действий.
В обосновании иска указано, что прокуратурой Кировского района г. Екатеринбурга проведена проверка по факту нарушения ОГУ «Управление административными зданиями Губернатора Свердловской области и Законодательного Собрания Свердловской области» законодательства о занятости инвалидов в Российской Федерации. Установлено, что среднесписочная численность работников ОГУ «Управление административными зданиями Губернатора Свердловской области и Законодательного Собрания Свердловской области» по состоянию на 08.11.2010, составляла 257 человек. В силу ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 - ФЗ (ред. от 24.07.2009) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. 1 постановления Правительства Свердловской области от 31.03.2005 № 246 ПП «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области» на ответчике как организации, численность работников, которой составляет более 100 человек, лежит обязанность по выполнению квоты для приема на работу инвалидов в размере 3 процента от среднесписочной численности работников. Такая квота для ОГУ «Управление административными зданиями Губернатора Свердловской области и Законодательного Собрания Свердловской области» составляет 8 рабочих мест. Вместе с тем, как установлено в ходе проверки указанная квота ответчиком длительное время не выполняется. По сведениям, предоставленным Кировским отделением ГУЗН Свердловской области «Екатеринбургский центр занятости» по состоянию на 13.11.2010 установленная ответчику квота не исполняется на 7 человек, причем иные специальные рабочие места для инвалидов в нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ответчиком не созданы. Бездействие ОГУ «Управление административными зданиями Губернатора Свердловской области и Законодательного Собрания Свердловской области» является незаконным и ущемляет права и законные интересы инвалидов в сфере занятости, гарантированные законодательством Российской Федерации. При этом, установить конкретный круг лиц, чьи права нарушены, не представляется возможным по причине возможного изменения социального статуса граждан, их занятости места жительства и других жизненных обстоятельств. В связи с изложенным, истец просит суд признать бездействие ОГУ «Управление административными зданиями Губернатора Свердловской области и Законодательного Собрания Свердловской области» по невыполнению квоты для приема на работу инвалидов, а также несозданию специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов незаконными; обязать ОГУ «Управление административными зданиями Губернатора Свердловской области и Законодательного Собрания Свердловской области» в месячный срок после вступления решения суда в законную силу создать на предприятии рабочие места для инвалидов в счет установленной квоты в количестве не менее трех процентов от среднесписочной численности штата предприятия и направить указанную информацию в Государственное учреждение «Екатеринбургский центр занятости» по Кировскому району.
В судебном заседании помощник прокурора Кировского района г. Екатеринбурга Корякин В.И. доводы искового заявления поддержал, на удовлетворении заявленных требований в полном объеме настаивал.
Представитель ответчика ФИО1, не согласившись с требованиями и доводами искового заявления, в представленном отзыве и судебном заседании указал, что квота рассчитывается согласно Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и составляет для ответчика 8 человек, при этом ответчиком не оспаривается. Между тем, истец, ссылаясь на ст.24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не указал, какие именно обязанности не исполнены ответчиком. Всего в ст. 24 Закона указаны 3 обязанности работодателей в обеспечении занятости инвалидов: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. Истец смешивает понятия «создание рабочих мест» и «выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов». Порядок создания специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов предусмотрен в ст. 22 Закона. Согласно абз.1 ст. 22 Закона, «специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов». При этом, согласно абз. 2 ст. 22 Закона, минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. Данный размер был утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 27 сентября 2010 г. № 1406-ПП «Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области», согласно которому, данная квота для ответчика составляет одно специальное рабочее место. Что касается обязанности выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов, то в отношении данной обязанности истец не обосновал ее неисполнение ответчиком. В отличие от обязанности по созданию специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, законом не предусмотрен порядок выделения таких рабочих мест. Но поскольку речь идет о трудоустройстве инвалидов, и обязанность по выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов указана в п.1 ст. 24 Закона непосредственно после словосочетания «создавать либо..», то из этого следует, что речь идет именно о выделении специального рабочего места для трудоустройства инвалидов. То есть, если у работодателя имеется вакантное специальное рабочее место, то он должен его выделять для трудоустройства инвалидов. Если такого места нет, то он должен его создать в количестве, установленном для данного работодателя. Если же в законе речь идет о просто рабочем месте, под которым согласно ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации понимается «место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя», то работодатель обязан сообщать о наличии вакантных мест в службу занятости. При этом, работодатель не вправе отказывать лицу, обратившемуся с заявлением о трудоустройстве, если данное лицо соответствует требованиям, предъявляемым к данной должности, мотивируя отказ тем, что данное лицо не является инвалидом. Согласно статье 64 ТК РФ, «запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом». Поскольку законом не предусмотрено право работодателя отказывать лицу в трудоустройстве, если данное лицо не является инвалидом, то как инвалид, так и лицо, не являющееся инвалидом, имеют равные права на трудоустройство. Обязанность создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида относится к необходимости создавать условия либо уже для работающих в организации инвалидов согласно предоставленной ими индивидуальной программой реабилитации либо направленных службой занятости с индивидуальной программой реабилитации. При этом, органы службы занятости должны предварительно направлять инвалидов в бюро медико-социальной экспертизы, где на основе комплексного анализа состояния организма инвалида разрабатывают индивидуальную программу реабилитации, которая учитывается при трудоустройстве. Обязанность сообщать в центр занятости сведения о вакантных местах, которые могут быть предложены в счет квоты для трудоустройства инвалидов ответчиком исполняется, этот факт истцом не оспаривается. При этом, обязанность по направлению инвалидов в организации для трудоустройства в счет квоты возложена на центр занятости. В ОГУ «Управление административными зданиями Губернатора Свердловской области и Законодательного Собрания Свердловской области» инвалиды с целью трудоустройства не обращались, соответственно, фактов отказов в трудоустройстве данной категории граждан не зафиксировано, ни в судебном, ни в административном порядке не оспаривались. Таким образом, права и законные интересы граждан, являющихся инвалидами, не нарушались, в связи с чем, нельзя признать действия ОГУ «Управление административными зданиями Губернатора Свердловской области и Законодательного Собрания Свердловской области» по невыполнению квоты для приема на работу инвалидов, а также не созданию социальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, незаконными. Требование истца о создании рабочих мест, как выше уже было указано, основано на смешении истцом понятий «создание рабочих мест» и «выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов», при этом истец не заявляет требование и не приводит обоснования о необходимости создания специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. В связи с изложенным ответчик просит в требовании истца о создании рабочих мест отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Государственного учреждения «Екатеринбургский центр занятости» по Кировскому району г. Екатеринбурга в судебное заседание не явился, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Определением суда от 31.01.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Правительство Свердловской области. Представитель третьего лица ФИО2, не согласившись с требованиями и доводами искового заявления, в представленном отзыве и судебном заседании указала, что истец смешивает понятия «создание рабочих мест» и «выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов». Порядок создания рабочих мест предусмотрен в ст.22 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии с абз.1 которой «специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов». Законом не предусмотрен порядок выделения рабочих мест, однако по смыслу ч.1 ст.24 Закона речь идет о уже имеющемся вакантном специальном месте, которое работодатель обязан выделить для трудоустройства инвалида. Соответственно, если такого места нет, то он должен его создать. Правительство Свердловской области считает необоснованным увеличение штатной численности в целях исполнения обязанностей работодателя в соответствии с Законом № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». При этом представитель третьего лица не оспаривает тот факт, что в силу ст.ст.21, 24 указанного Закона, а также постановления Правительства Свердловской области № 246-ПП от 31.03.2005 «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области», с учетом численности работников, ответчику установлена квота для приема на работу инвалидов в размере трех процентов от среднесписочной численности работников, что составляет 8 человек.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Так, согласно частям 1 и 2 статьи 13 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» одной из дополнительных гарантий занятости для отдельных категорий граждан, обеспечиваемых государством, является квота для приема на работу инвалидов, которая устанавливается в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
В соответствии с положениями п. 1 постановления Правительства Свердловской области от 31.03.2005 № 246-ПП «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области» организациям, расположенным на территории Свердловской области, с численностью работников более 100 человек установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 3 процента от среднесписочной численности работников.
Работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, организуют квотируемые рабочие места за счет собственных средств.
При этом, выполнением квоты для приема на работу инвалидов считается трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, и иных категорий граждан, подтвержденное заключением трудового договора.
Материалами дела установлено и ответчиком не оспаривается, что с учетом штатной численности ОГУ «Управление административными зданиями Губернатора Свердловской области и Законодательного Собрания Свердловской области» размер квоты для приема на работу инвалидов составляет три процента от среднесписочной численности работников, что в свою очередь составляет 8 рабочих мест. Данная квота ответчиком не исполнена.
Ссылки представителя ответчика о том, что истец не обосновал неисполнение ответчиком обязанности по квотированию, суд считает несостоятельными, поскольку невыполнение или невозможность выполнения квоты следует определять как отсутствие в организации количества инвалидов, установленного квотой, где квота - минимальное количество инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить в организации, включая количество уже работающих инвалидов. В тоже время, ответчик не оспаривает отсутствие в организации трудоустройства инвалидов в количестве, соответствующем размеру установленной квоты.
Кроме того, согласно ст. 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальной защитой инвалидов является система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Статьей 24 указанного Федерального закона в вышеперечисленных целях на работодателей возложена обязанность в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов.
Доводы представителя ответчика о том, что создание рабочего места законом обусловлено как создание специального рабочего места, предусмотренного Постановлением Правительства Свердловской области от 27 сентября 2010 г. № 1406-ПП «Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области», суд находит ошибочными, поскольку соотношение понятия создания специального рабочего места и создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов имеют разное смысловое значение.
Иные доводы представителя ответчика не препятствуют законодательно обусловленной обязанности работодателя создавать условия для реабилитации и интеграции инвалидов в общество.
При таких обстоятельствах, требования Прокурора Кировского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Областному государственному учреждению «Управление административными зданиями Губернатора Свердловской области и Законодательного Собрания Свердловской области» о понуждении к совершению действий по созданию на предприятии рабочих мест для инвалидов в счет установленной квоты в количестве не менее 3% от среднесписочной численности штата предприятия и направления указанной информации ГУ «Екатеринбургский центр занятости» по Кировскому району г. Екатеринбурга, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кировского района г. Екатеринбурга, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, к Областному государственному учреждению «Управление административными зданиями Губернатора Свердловской области и Законодательного Собрания Свердловской области» о признании действий незаконными и понуждению к совершению действий, - удовлетворить.
Признать действия Областного государственного учреждения «Управление административными зданиями Губернатора Свердловской области и Законодательного Собрания Свердловской области» по невыполнению квоты для приема на работу инвалидов, а также не созданию специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, незаконными.
Обязать Областному государственному учреждению «Управление административными зданиями Губернатора Свердловской области и Законодательного Собрания Свердловской области» в месячный срок после вступления решения суда в законную силу создать на предприятии рабочие места для инвалидов в счет установленной квоты в количестве не менее 3 % от среднесписочной численности штата предприятия, информацию о чем направить в Екатеринбургский центр занятости по Кировскому району.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья О.Е.Медведева