ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 02-09-10156 от 04.03.2011 Кировского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

                                                                                    Кировский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    Кировский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело 2-611/59(11) Мотивированное решение изготовлено 04.03.2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 22 февраля 2011 года

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Медведевой О.Е., при секретаре Белоусовой Е.Э.,

с участием помощника прокурора Кировского района г. ЕкатеринбургаКорякина В.И.,

представителя ответчика ФИО1 по доверенности № 1304 от 09.12.2010, представителя третьего лица ФИО2 по доверенности № 02-09-10156 от 15.12.2010,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Екатеринбурга, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, к Областному государственному учреждению «Управление административными зданиями Губернатора Свердловской области и Законодательного Собрания Свердловской области» о признании действий незаконными и понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кировского района г. Екатеринбурга, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Областному государственному учреждению «Управление административными зданиями Губернатора Свердловской области и Законодательного Собрания Свердловской области» о признании действий незаконными и понуждении к совершению действий.

В обосновании иска указано, что прокуратурой Кировского района г. Екатеринбурга проведена проверка по факту нарушения ОГУ «Управление административными зданиями Губернатора Свердловской области и Законодательного Собрания Свердловской области» законодательства о занятости инвалидов в Российской Федерации. Установлено, что среднесписочная численность работников ОГУ «Управление административными зданиями Губернатора Свердловской области и Законодательного Собрания Свердловской области» по состоянию на 08.11.2010, составляла 257 человек. В силу ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 - ФЗ (ред. от 24.07.2009) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. 1 постановления Правительства Свердловской области от 31.03.2005 № 246 ПП «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области» на ответчике как организации, численность работников, которой составляет более 100 человек, лежит обязанность по выполнению квоты для приема на работу инвалидов в размере 3 процента от среднесписочной численности работников. Такая квота для ОГУ «Управление административными зданиями Губернатора Свердловской области и Законодательного Собрания Свердловской области» составляет 8 рабочих мест. Вместе с тем, как установлено в ходе проверки указанная квота ответчиком длительное время не выполняется. По сведениям, предоставленным Кировским отделением ГУЗН Свердловской области «Екатеринбургский центр занятости» по состоянию на 13.11.2010 установленная ответчику квота не исполняется на 7 человек, причем иные специальные рабочие места для инвалидов в нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ответчиком не созданы. Бездействие ОГУ «Управление административными зданиями Губернатора Свердловской области и Законодательного Собрания Свердловской области» является незаконным и ущемляет права и законные интересы инвалидов в сфере занятости, гарантированные законодательством Российской Федерации. При этом, установить конкретный круг лиц, чьи права нарушены, не представляется возможным по причине возможного изменения социального статуса граждан, их занятости места жительства и других жизненных обстоятельств. В связи с изложенным, истец просит суд признать бездействие ОГУ «Управление административными зданиями Губернатора Свердловской области и Законодательного Собрания Свердловской области» по невыполнению квоты для приема на работу инвалидов, а также несозданию специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов незаконными; обязать ОГУ «Управление административными зданиями Губернатора Свердловской области и Законодательного Собрания Свердловской области» в месячный срок после вступления решения суда в законную силу создать на предприятии рабочие места для инвалидов в счет установленной квоты в количестве не менее трех процентов от среднесписочной численности штата предприятия и направить указанную информацию в Государственное учреждение «Екатеринбургский центр занятости» по Кировскому району.

В судебном заседании помощник прокурора Кировского района г. Екатеринбурга Корякин В.И. доводы искового заявления поддержал, на удовлетворении заявленных требований в полном объеме настаивал.

Представитель ответчика ФИО1, не согласившись с требованиями и доводами искового заявления, в представленном отзыве и судебном заседании указал, что квота рассчитывается согласно Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и составляет для ответчика 8 человек, при этом ответчиком не оспаривается. Между тем, истец, ссылаясь на ст.24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не указал, какие именно обязанности не исполнены ответчиком. Всего в ст. 24 Закона указаны 3 обязанности работодателей в обеспечении занятости инвалидов: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. Истец смешивает понятия «создание рабочих мест» и «выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов». Порядок создания специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов предусмотрен в ст. 22 Закона. Согласно абз.1 ст. 22 Закона, «специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов». При этом, согласно абз. 2 ст. 22 Закона, минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. Данный размер был утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 27 сентября 2010 г. № 1406-ПП «Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области», согласно которому, данная квота для ответчика составляет одно специальное рабочее место. Что касается обязанности выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов, то в отношении данной обязанности истец не обосновал ее неисполнение ответчиком. В отличие от обязанности по созданию специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, законом не предусмотрен порядок выделения таких рабочих мест. Но поскольку речь идет о трудоустройстве инвалидов, и обязанность по выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов указана в п.1 ст. 24 Закона непосредственно после словосочетания «создавать либо..», то из этого следует, что речь идет именно о выделении специального рабочего места для трудоустройства инвалидов. То есть, если у работодателя имеется вакантное специальное рабочее место, то он должен его выделять для трудоустройства инвалидов. Если такого места нет, то он должен его создать в количестве, установленном для данного работодателя. Если же в законе речь идет о просто рабочем месте, под которым согласно ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации понимается «место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя», то работодатель обязан сообщать о наличии вакантных мест в службу занятости. При этом, работодатель не вправе отказывать лицу, обратившемуся с заявлением о трудоустройстве, если данное лицо соответствует требованиям, предъявляемым к данной должности, мотивируя отказ тем, что данное лицо не является инвалидом. Согласно статье 64 ТК РФ, «запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом». Поскольку законом не предусмотрено право работодателя отказывать лицу в трудоустройстве, если данное лицо не является инвалидом, то как инвалид, так и лицо, не являющееся инвалидом, имеют равные права на трудоустройство. Обязанность создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида относится к необходимости создавать условия либо уже для работающих в организации инвалидов согласно предоставленной ими индивидуальной программой реабилитации либо направленных службой занятости с индивидуальной программой реабилитации. При этом, органы службы занятости должны предварительно направлять инвалидов в бюро медико-социальной экспертизы, где на основе комплексного анализа состояния организма инвалида разрабатывают индивидуальную программу реабилитации, которая учитывается при трудоустройстве. Обязанность сообщать в центр занятости сведения о вакантных местах, которые могут быть предложены в счет квоты для трудоустройства инвалидов ответчиком исполняется, этот факт истцом не оспаривается. При этом, обязанность по направлению инвалидов в организации для трудоустройства в счет квоты возложена на центр занятости. В ОГУ «Управление административными зданиями Губернатора Свердловской области и Законодательного Собрания Свердловской области» инвалиды с целью трудоустройства не обращались, соответственно, фактов отказов в трудоустройстве данной категории граждан не зафиксировано, ни в судебном, ни в административном порядке не оспаривались. Таким образом, права и законные интересы граждан, являющихся инвалидами, не нарушались, в связи с чем, нельзя признать действия ОГУ «Управление административными зданиями Губернатора Свердловской области и Законодательного Собрания Свердловской области» по невыполнению квоты для приема на работу инвалидов, а также не созданию социальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, незаконными. Требование истца о создании рабочих мест, как выше уже было указано, основано на смешении истцом понятий «создание рабочих мест» и «выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов», при этом истец не заявляет требование и не приводит обоснования о необходимости создания специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. В связи с изложенным ответчик просит в требовании истца о создании рабочих мест отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Государственного учреждения «Екатеринбургский центр занятости» по Кировскому району г. Екатеринбурга в судебное заседание не явился, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Определением суда от 31.01.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Правительство Свердловской области. Представитель третьего лица ФИО2, не согласившись с требованиями и доводами искового заявления, в представленном отзыве и судебном заседании указала, что истец смешивает понятия «создание рабочих мест» и «выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов». Порядок создания рабочих мест предусмотрен в ст.22 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии с абз.1 которой «специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов». Законом не предусмотрен порядок выделения рабочих мест, однако по смыслу ч.1 ст.24 Закона речь идет о уже имеющемся вакантном специальном месте, которое работодатель обязан выделить для трудоустройства инвалида. Соответственно, если такого места нет, то он должен его создать. Правительство Свердловской области считает необоснованным увеличение штатной численности в целях исполнения обязанностей работодателя в соответствии с Законом № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». При этом представитель третьего лица не оспаривает тот факт, что в силу ст.ст.21, 24 указанного Закона, а также постановления Правительства Свердловской области № 246-ПП от 31.03.2005 «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области», с учетом численности работников, ответчику установлена квота для приема на работу инвалидов в размере трех процентов от среднесписочной численности работников, что составляет 8 человек.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

Так, согласно частям 1 и 2 статьи 13 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» одной из дополнительных гарантий занятости для отдельных категорий граждан, обеспечиваемых государством, является квота для приема на работу инвалидов, которая устанавливается в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

В соответствии с положениями п. 1 постановления Правительства Свердловской области от 31.03.2005 № 246-ПП «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области» организациям, расположенным на территории Свердловской области, с численностью работников более 100 человек установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 3 процента от среднесписочной численности работников.

Работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, организуют квотируемые рабочие места за счет собственных средств.

При этом, выполнением квоты для приема на работу инвалидов считается трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, и иных категорий граждан, подтвержденное заключением трудового договора.

Материалами дела установлено и ответчиком не оспаривается, что с учетом штатной численности ОГУ «Управление административными зданиями Губернатора Свердловской области и Законодательного Собрания Свердловской области» размер квоты для приема на работу инвалидов составляет три процента от среднесписочной численности работников, что в свою очередь составляет 8 рабочих мест. Данная квота ответчиком не исполнена.

Ссылки представителя ответчика о том, что истец не обосновал неисполнение ответчиком обязанности по квотированию, суд считает несостоятельными, поскольку невыполнение или невозможность выполнения квоты следует определять как отсутствие в организации количества инвалидов, установленного квотой, где квота - минимальное количество инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить в организации, включая количество уже работающих инвалидов. В тоже время, ответчик не оспаривает отсутствие в организации трудоустройства инвалидов в количестве, соответствующем размеру установленной квоты.

Кроме того, согласно ст. 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальной защитой инвалидов является система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Статьей 24 указанного Федерального закона в вышеперечисленных целях на работодателей возложена обязанность в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов.

Доводы представителя ответчика о том, что создание рабочего места законом обусловлено как создание специального рабочего места, предусмотренного Постановлением Правительства Свердловской области от 27 сентября 2010 г. № 1406-ПП «Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области», суд находит ошибочными, поскольку соотношение понятия создания специального рабочего места и создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов имеют разное смысловое значение.

Иные доводы представителя ответчика не препятствуют законодательно обусловленной обязанности работодателя создавать условия для реабилитации и интеграции инвалидов в общество.

При таких обстоятельствах, требования Прокурора Кировского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Областному государственному учреждению «Управление административными зданиями Губернатора Свердловской области и Законодательного Собрания Свердловской области» о понуждении к совершению действий по созданию на предприятии рабочих мест для инвалидов в счет установленной квоты в количестве не менее 3% от среднесписочной численности штата предприятия и направления указанной информации ГУ «Екатеринбургский центр занятости» по Кировскому району г. Екатеринбурга, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Кировского района г. Екатеринбурга, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, к Областному государственному учреждению «Управление административными зданиями Губернатора Свердловской области и Законодательного Собрания Свердловской области» о признании действий незаконными и понуждению к совершению действий, - удовлетворить.

Признать действия Областного государственного учреждения «Управление административными зданиями Губернатора Свердловской области и Законодательного Собрания Свердловской области» по невыполнению квоты для приема на работу инвалидов, а также не созданию специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, незаконными.

Обязать Областному государственному учреждению «Управление административными зданиями Губернатора Свердловской области и Законодательного Собрания Свердловской области» в месячный срок после вступления решения суда в законную силу создать на предприятии рабочие места для инвалидов в счет установленной квоты в количестве не менее 3 % от среднесписочной численности штата предприятия, информацию о чем направить в Екатеринбургский центр занятости по Кировскому району.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья О.Е.Медведева