ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 02-1117/2013 от 25.11.2013 Красноармейского районного суда (Челябинская область)

Дело № 02-1117/2013 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

С. Миасское                        ДД.ММ.ГГГГ

Красноармейский районный суд Челябинской области в лице

председательствующего – судьи Новикова Е.М.

при секретаре Какуриной Г.А.

с участием представителя заявителя ФИО1, представителя заинтересованного лица ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ФИО3 об оспаривании отказа в государственной регистрации права на недвижимое имущество,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО3 обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа Управления Росреестра по Челябинской области в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: Россия, <адрес>, выраженного в сообщении от ДД.ММ.ГГГГ за №

    В обоснование заявленных требований указал, что данный земельный участок является приусадебным, находится у него в пользовании, на земельном участке располагается квартира их семьи. В государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке внесены ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время по заказу заявителя проведено межевание земельного участка, кадастровым инженером изготовлен межевой план. ДД.ММ.ГГГГ в Управление Росреестра заявителем были предоставлены необходимые документы для регистрации права, однако ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по Челябинской области вынесло решение об отказе в государственной регистрации права собственности ФИО3 на данный участок, в обоснование сославшись на то, что спорный земельный участок располагается на территории памятника природы Челябинской области – озера Сугояк. Заявитель считает данный отказ незаконным, нарушающим его право по распоряжению спорным участком.

    В судебном заседании заявитель лично участия не принял, о времени и месте рассмотрения дела извещен. Его представитель ФИО1 заявление поддержала по изложенным основаниям.

    Представитель Управления Росреестра по Челябинской области Е.н

Е.н в судебном заседании заявление считала необоснованным, отказ в государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок считала законным и обоснованным по основаниям, указанным в сообщении об отказе.

    Заслушав в судебном заседании пояснения участников, исследовав материалы дела, суд находит доводы заявителя обоснованными, оспариваемый отказ Управления Росреестра по Челябинской области в государственной регистрации права собственности на земельный участок – незаконным.

В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу требований ст. 255 ГПК РФ и разъяснений, содержащихся в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправлений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», основанием для принятия судом решения о признании ненормативного акта государственного органа, его противоправного действия (бездействия) незаконным, является одновременное наличие двух обязательных условий наступлении юридически значимых последствий в виде незаконности правового акта, действия (бездействия) государственного органа и нарушения государственным органом прав и законных интересов, а равно создание препятствий к осуществлению прав и свобод гражданина, обратившегося в суд с соответствующим требованием. При этом, понуждение судом государственного органа к исполнению обязанности, о которой просит заявитель, в силу требований ч. 4 ст. 258 ГПК РФ допустимо только в случае признания действий (бездействия) государственного органа незаконным.

Установлено, что ФИО3 является собственником квартиры общей площадью 58,6 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>. данная квартира была предоставлено их семье в пользование совхозом, а затем была приобретена им по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ в собственность, что подтверждается помимо пояснений представителя истца свидетельством о государственной регистрации права (л.д.11).

Земельный участок площадью 800 кв. м, на котором данная квартира располагается, предоставлен ФИО3 в пользование в 1986 году, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги о наличии у граждан права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).

Земельный участок был первоначально поставлен декларативно на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время при межевании были уточнены границы земельного участка и его площадь, на учете стоит земельный участок с кадастровым номером № площадью 1 400 кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства.

Земельный участок полностью входит в зону «Границы охранной зоны памятника природы Челябинской области озеро Сугояк.

Данные обстоятельства подтверждаются кадастровой выпиской о земельном участке (л.д.13-14).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 в Управление Росреестра по Челябинской области были сданы документы на регистрацию права собственности на указанный земельный участок.

Однако сообщением от ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Челябинской области ФИО3 было отказано в государственной регистрации права собственности на спорный участок по следующим причинам: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

В сообщении об отказе указано, что спорный земельный участок располагается на территории памятника природы Челябинской области – озера Сугояк, относящейся к особо охраняемым природным территориям, поэтому ограничен в обороте и не может быть передан в собственность в силу п. 18 «Положения о памятнике природы Челябинской области озеро Сугояк», утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №

Также указано, что в соответствии с п. 5 ст. 25.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не допускается государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в настоящей статье земельный участок в случае, если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность (л.д.7).

ФИО3 считает данный отказ незаконным, нарушающим его право на приобретение земельного участка в собственность.

Разрешая исковые требования, суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:

акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;

акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

свидетельства о праве на наследство;

вступившие в законную силу судебные акты;

акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;

иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

В силу п. 2 указанной статьи не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Судом при рассмотрении дела установлено, что при обращении к заинтересованному лицу заявителем на государственную регистрацию были предоставлены необходимые документы, в том числе предусмотренную законом в качестве правоустанавливающего документа выписку из похозяйственной книги, кадастровый паспорт земельного участка.

Однако Управление Росреестра по Челябинской области фактически отказало истцу в государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок по причине того, что спорный земельный участок ограничен в обороте в силу положений ст. 27 Земельного кодекса РФ, так как расположен в пределах особо охраняемой природной территории – «Памятника природы Челябинской области зеро Сугояк».

Суд не находит данный довод Управления Росреестра по Челябинской области основанным на законе.

В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Пунктом 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п. 4 настоящей статьи (п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ).

Согласно п. 1 ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый право вой режим.

П. 4 ст. 94 Земельного кодекса РФ определено, что порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального значения, порядок их использования и охраны устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 95 Земельного кодекса РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» памятники природы относятся к землям особо охраняемых природных территорий, которые являются объектами общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

В силу п.п. 1, 3 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях <адрес>» особо охраняемые природные территории образуются на основании схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий <адрес> и материалов, обосновывающих образование особо охраняемых природных территорий, в соответствии со ст. 4 настоящего Закона.

Особо охраняемая природная территория считается образованной с момента утверждения ее границ и положения о ней органом государственной власти или органом местного самоуправления.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 158-П утверждено «Положение о памятнике природы <адрес> озеро Сугояк» (в настоящее время действует в ред. Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 236-П) (далее - Положение).

Озеро Сугояк отнесено к памятникам природы областного значения решением исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О памятниках природы» (п. 2 Положения).

Памятник природы озеро Сугояк и его охранная зона располагаются на территории Красноармейского муниципального района, в 20 километрах к северо-востоку от <адрес>. Площадь памятника природы озера Сугояк составляет 1246,33 гектара. Граница памятника природы озера Сугояк установлена по среднему многолетнему уровню воды озера Сугояк, равному 203,8 метра в Балтийской системе высот, по данным отдела водных ресурсов по <адрес> Нижне-Обского бассейнового водного управления. Общая протяженность границы памятника природы озера Сугояк составляет 13,42 километра. Граница охранной зоны памятника природы озера Сугояк определена расстоянием от границы памятника природы озера Сугояк не менее 100 метров и колеблется от 100 до 1100 метров. Общая протяженность границы охранной зоны памятника природы озера Сугояк составляет 16,50 километра. Площадь охранной зоны памятника природы озера Сугояк составляет 601,02 гектара (п.п.7-13 Положения).

В соответствии с п. 18 Положения на территории охранной зоны памят-

ника природы озера Сугояк запрещается предоставление новых земельных и лесных участков для ведения садоводства и огородничества, фермерского хозяйства, личного подсобного хозяйства; сброс сточных вод, в том числе в подземные горизонты; размещение мест складирования, переработки, утилизации и захоронения отходов производства и потребления, ядохимикатов, минеральных удобрений, навоза; размещение кладбищ, скотомогильников; проведение сплошных рубок (за исключением санитарных); размещение ремонтных мастерских, топливозаправочных пунктов, моечных комплексов и иных промышленных объектов; проведение мойки, ремонта, заправки топливом механических транспортных средств, судов внутреннего плавания, воздушных судов; размещение стоянок и парковок транспортных средств, не оборудованных в соответствии с требованиями природоохранного законодательства; проведение изыскательских, взрывных, буровых работ, добыча полезных ископаемых, за исключением добычи подземных вод в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения; сжигание сухих листьев и травы, разведение костров вне специально отведенных и оборудованных мест, проведение сельскохозяйственных палов; промышленная заготовка лекарственных растений, технического сырья, древесных соков, ягод, грибов, плодов, орехов, сбор живицы; выпас сельскохозяйственных животных, катание на лошадях и сенокошение вне специально отведенных для этого мест; захламление земель; повреждение информационных знаков и аншлагов.

Согласно п.п. 20-21 Положения собственники, владельцы и пользователи земельных участков, расположенных в границах памятника природы озеро Сугояк и его охранной зоны, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы озера Сугояк и его охранной зоны. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, расположенных в границах памятника природы озера Сугояк и его охранной зоны, обязаны обеспечивать надлежащее санитарное и экологическое состояние указанных территорий.

В соответствии с п. 4 ст. 95 Земельного кодекса РФ в целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого право вого режима.

На территории охранной зоны памятника природы запрещаются, в том числе, отвод земельных участков и предоставление в аренду земельных участков под новое строительство, размещение дачных и садоводческих некоммерческих товариществ и других объектов; отвод земельных участков для целей личного рекреационного использования или рекреационного использования ограниченным кругом лиц; за правка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов, размещение стоянок транспортных средств, не оборудованных в соответствии с требованиями природ оохранного законодательства; иные виды деятельности, препятствующие сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и объектов памятника природы.

Доказательств того, что спорный земельный участок находится в зоне особо охраняемых территорий, суду не представлено.

Из представленных доказательств следует, что спорный земельный участок находится не в зоне особо охраняемых территорий, а в охранной зоне особо охраняемых территорий – памятника природы озеро Сугояк. В то же время, учитывая содержание приведенных выше норм права, ограничение в обороте установлено только для земельных участков, расположенных в зонах особо охраняемых территорий, в отношении охранных зон особо охраняемых территорий ни Земельным кодексом РФ, ни Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», ни иными законами ограничений в обороте не установлено.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие доказательств нахождения спорного земельного участка в зоне особо охраняемых территорий, суд приходит к выводу об отсутствии у Росреестра оснований для отказа в регистрации права собственности данного земельного участка за истцом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление ФИО3 удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Россия, <адрес>, выраженное в сообщении от ДД.ММ.ГГГГ за №

Обязать Предстаивтель Управления  Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> зарегистрировать право собственности ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Россия, <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия его судом первой инстанции в окончательной форме.

Председательствующий          подпись        Е.М. Новиков

Копия верна, судья                         Е.М. Новиков