Шелеховский городской суд Иркутской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Шелеховский городской суд Иркутской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Шелехов 26 июля 2010 года
Шелеховский городской суд Иркутской области в составе
председательствующего судьи Васильевой И.Л.,
при секретаре Тарковой Н.А.,
с участием помощника прокурора города Шелехов - Трофимова(ой) Э.В.,
представителя ответчиков Администрации Шелеховского муниципального района, Думы Шелеховского муниципального района - ФИО1(ой) Ю.П., действующей на основании доверенности от Дата обезличена года Номер обезличен, от Дата обезличена года 02-131/10,
представителя Муниципального учреждения «Дирекции строительства Храма Святых ФИО2» - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-532-10 по иску Прокурора города Шелехов в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Шелеховского муниципального района, к Думе Шелеховского муниципального района, к Муниципальному учреждению «Дирекции строительства Храма Святых ФИО2» о признании недействительными Постановления мэра Шелеховского муниципального района, Решения Шелеховской Думы, о ликвидации муниципального учреждения «Дирекции строительства Храма Святых ФИО2», по иску муниципального учреждения «Дирекции строительства Храма Святых ФИО2» к Администрации Шелеховского муниципального района об оспаривании бездействий органов местного самоуправления в части не утверждения Устава муниципального учреждения и обязании утвердить Устав МУ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Шелехов обратился в Шелеховский городской суд в защиту интересов Шелеховского района, неопределенного круга лиц с иском к администрации Шелеховского муниципального района, к думе Шелеховского муниципального района, МУ «Дирекция строительства Храма Святых ФИО2» о признании недействительным постановления мэра Шелеховского муниципального образования от Дата обезличена года Номер обезличен, признании недействительным решения Шелеховской думы от Дата обезличена года Номер обезличен, ликвидации муниципального внебюджетного фонда, ликвидации муниципального учреждения «Дирекции строительства Храма Святых ФИО2 в г.Шелехов», в обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой города ФИО4 проведена проверка законности создания муниципального учреждения «Дирекция строительства Храма Святых ФИО2», по результатам которой установлено, что при его создании допущены существенные нарушения закона. Постановлением Мэра Шелеховского муниципального образования от 23.12.1999 № 1268 «О создании местного внебюджетного фонда строительства Храма святых апостолов Петра и Павла в г. ФИО4» создан местный внебюджетный фонд для обеспечения строительства Храма Святых ФИО2 в г. ФИО4. В соответствии с федеральными законами вопросы образования целевых внебюджетных фондов, утверждения положений о них, осуществления контроля за использованием средств фондов отнесено к компетенции представительных органов местного самоуправления. В нарушение указанных норм, действующих на момент издания оспариваемого постановления, внебюджетный фонд строительства Храма святых апостолов Петра и Павла в г. ФИО4 образован решением исполнительного органа местного самоуправления, то есть неуполномоченным органом, с превышением предоставленной компетенции. Кроме этого на дату принятия постановления Мэра Шелеховского района Номер обезличен, то есть в декабре 1999 года, уже было известно, что с Дата обезличена года отпадут правовые основания для создания и функционирования ранее образованных муниципальных внебюджетных фондов. Несмотря на отмеченные изменения федерального законодательства, Дата обезличена года Шелеховской Думой принимается решение Номер обезличен «Об утверждении Положения о местном внебюджетном фонде строительства Храма святых апостолов Петра и Павла в г. ФИО4». Однако данное решение представительного органа муниципального района не может рассматриваться как решение уполномоченного органа о создании внебюджетного фонда, поскольку как следует из преамбулы оно принято во исполнение Постановления Мэра от Дата обезличена года Номер обезличен и определяет правовой статус уже созданного внебюджетного фонда, его органы управления и органы контроля за использованием средств фонда.
Нарушения закона были допущены при создании Дирекции строительства Храма святых апостолов Петра и Павла. Дата обезличена года мэром Шелеховского муниципального образования издается постановление Номер обезличен «О создании «Дирекции строительства Храма святых ФИО2 в г. ФИО4», в соответствии с которым с Дата обезличена образована дирекция строительства Храма Святых ФИО2, утверждено Положение о дирекции. На основании данного постановления Дата обезличена Дирекция строительства Храма Святых ФИО2 была зарегистрирована в качестве юридического лица в форме муниципального учреждения (далее - Дирекция, учреждение). На момент создания Дирекции вопросы создания муниципальных учреждений и их правового статуса регулировались Гражданским кодексом РФ, Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от Дата обезличена № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от Дата обезличена N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Статьей 6 Федерального закона от Дата обезличена № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения в рассматриваемый период относились, в том числе, организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения. Из приведенных норм следует, что целью создания бюджетного учреждения является осуществление муниципальных функций и оказание муниципальных услуг при решении органами местного самоуправления вопросов местного значения. Однако строительство объектов религиозного назначения не является вопросами непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Таким образом, органы местного самоуправления не вправе были создавать муниципальное учреждение «... с локальной самостоятельной задачей организации и обеспечения строительства Храма.». Другим нарушением явилась регистрация Дирекции в качестве юридического лица при отсутствии учредительных документов и без определения организационно-правовой формы юридического лица. Таким образом, регистрация и деятельность некоммерческой организации, созданной в форме учреждения должна осуществляться на основании утвержденного учредителем устава. Однако, Дирекция зарегистрирована и действует до настоящего времени в отсутствие учредительного документа. Финансирование учреждения полностью или частично должно было осуществляться за счет средств местного бюджета в форме ассигнований на содержание учреждения в рамках сметы доходов и расходов, а не из внебюджетного фонда в пределах 0,6% от общей сметной стоимости Храма, как указано в Положении о Дирекции (п. 1.4 Положения). В соответствии со ст. 6 Бюджетным кодексом РФ в действующей редакции бюджетным учреждением признается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы. Однако по данным Администрации Шелеховского муниципального района финансирование МУ «Дирекция строительства Храма святых ФИО2» за счет средств местного бюджета осуществлялось лишь в 2000 году в объеме 16 500,00 руб. и в 2001 году - 800000,00 руб. Дальнейшее финансирование деятельности учреждения за счет средств местного бюджета не производилось. Единственным источником финансирования деятельности Дирекции является внебюджетный фонд, образованный постановлением Мэра Шелеховского района от Дата обезличена г Номер обезличен, что прямо закреплено в пункте 1.4 Положения о Дирекции. Муниципальное учреждение осуществляет свою деятельность с нарушением законов, не имея учредительных документов, выполняя задачи, не отнесенные к вопросам местного значения, без соблюдения требований бюджетного законодательства о финансовом обеспечении деятельности бюджетных учреждений за счет средств соответствующего бюджета. За период функционирования учреждения образовалась значительная кредиторская задолженность, которая может повлечь за собой тяжелое бремя для развития района в условиях финансово-экономического кризиса и необоснованное увеличение расходной части бюджета района. Действующий статус муниципального учреждения «Дирекция строительства Храма Святых ФИО2» противоречит требованиям законодательства о местном самоуправлении и бюджетного законодательства.
Просят суд признать недействительным постановление мэра Шелеховского муниципального образования от Дата обезличена года Номер обезличен «О создании местного внебюджетного фонда строительства Храма святых апостолов Петра и Павла в г.ФИО4», признать недействительным решение Шелеховской думы от Дата обезличена года Номер обезличен»Об утверждении положения о местном внебюджетном фонде строительства Храма святых апостолов Петра и Павла в г.Шелехов», ликвидировать муниципальный внебюджетный фонд строительства Храма святых апостолов Петра и Павла в г.ФИО4, признать недействительным постановление мэра Шелеховского муниципального образования от Дата обезличена года Номер обезличен «О создании Дирекции строительства Храма Святых ФИО2 в г.ФИО4, ликвидировать муниципальное учреждение «Дирекция строительства Храма Святых апостолов Петра и Павла».
МУ «Дирекция строительства Храма святых апостолов Петра и Павла» обратились в Шелеховский городской суд с иском к администрации Шелеховского муниципального образования об оспаривании бездействия органов местного самоуправления. В обоснование заявленных требований указали, что Постановлением Мэра Шелеховского муниципального образования Номер обезличен от Дата обезличенаг. было создано Муниципальное учреждение "Дирекция строительства Храма Святых ФИО2". Дата обезличенагода прокурор города ФИО4 обратился в Шелеховский городской суд с исковым заявлением о признании недействительными постановлений мэра Шелеховского муниципального образования Номер обезличен от Дата обезличенаг, Номер обезличен от Дата обезличенагода, ликвидации внебюджетного фонда строительства Храма святых ФИО2 и МУ "Дирекция строительства Храма святых ФИО2".Дата обезличена года Прокурор уточнил исковые требования просил ликвидировать МУ "Дирекция строительства Храма святых ФИО2", в том числе поскольку при создании Дирекции не был утвержден устав учреждения. Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные иными федеральными законами. Таким образом, утверждение учредительных документов в находится в компетенции Администрации Шелеховского муниципального образования, как собственника учреждения. В связи с вышеизложенным Дирекция обратилась в Администрацию Шелеховского муниципального образования с требованием утвердить устав учреждения. Однако, данное требование было проигнорировано, устав Дирекции не утвержден. Просят признать незаконным бездействие Администрации Шелеховского муниципального образования, выраженное в не утверждении устава МУ " Дирекция строительства Храма святых ФИО2", обязать Администрацию Шелеховского муниципального образования, утвердить устав МУ " Дирекция строительства Храма святых ФИО2".
Определением Шелеховского городского суда от Дата обезличена года гражданские дела по иску прокурора г.Шелехов в защиту интересов Шелеховского района, неопределенного круга лиц к администрации Шелеховского района, думе Шелеховского района, МУ «Дирекция строительства Храма святых ФИО2» о признании недействительным постановления, признании недействительным решения Шелеховской думы, ликвидации муниципального внебюджетного фонда, ликвидации МУ и гражданское дело по иску МУ «Дирекция строительства Храма святых апостолов Петра и Павла» к администрации Шелеховского муниципального образования об оспаривании бездействия органов местного самоуправления объединены в одно производство.
В судебном заседании помощник прокурора г.Шелехов Трофимова(ой) Э.В. от исковых требований о ликвидации муниципального внебюджетного фонда строительства Храма святых апостолов Петра и Павла в г.ФИО4 отказалась ( отказ от части исковых требования принят судом и вынесено соответствующее определение), исковые требования о признании недействительным постановления мэра Шелеховского муниципального образования от Дата обезличена года Номер обезличен «О создании местного внебюджетного фонда строительства Храма святых апостолов Петра и Павла в г.ФИО4», признании недействительным решения Шелеховской думы от Дата обезличена года Номер обезличен»Об утверждении положения о местном внебюджетном фонде строительства Храма святых апостолов Петра и Павла в г.Шелехов», признании недействительным постановления мэра Шелеховского муниципального образования от Дата обезличена года Номер обезличен «О создании Дирекции строительства Храма Святых ФИО2 в г.ФИО4, ликвидации муниципального учреждения «Дирекция строительства Храма Святых апостолов Петра и Павла» поддержала, дала пояснения в основном аналогичные тексту искового заявления, дополнительно пояснила, что по результатам проверки законности функционирования муниципального учреждения выявлены незаконные муниципальные акты на основании которых создано муниципальное учреждение. При оценке данных актов установлено, что они изданы с нарушением норм бюджетного законодательства. Право создания внебюджетных фондов предоставлено представительному органу местного самоуправления. Все бюджетные муниципальные учреждения должны финансироваться из соответствующих бюджетов. Кроме того, органы местного самоуправления не наделены полномочиями по решению вопросов строительства объектов религиозного назначения. Основанием для проверки стали появившиеся в 2009 году сведения об образовании учреждения. Правовым основанием ликвидации является превышение полномочий исполнительного органа, нарушение бюджетного законодательства. Администрация Шелеховского района является учредителем муниципального учреждения, учреждение в г.Шелехов не передано. В связи с незаконным учреждения созданием нарушены права муниципального образования, это негативно сказывается на решении иных вопросов местного значения. В ходе судебного разбирательства установлено, что образованный внебюджетный фонд строительства храма фактически не существовал, а именно: отдельный специальный счет не открывался, бюджет внебюджетного целевого фонда представительным органом не утверждался, органы управления внебюджетным фондом не создавались, отчеты о расходовании средств внебюджетного фонда в представительный орган не представлялись. Открытый МУ «Дирекция строительства Храма Святых ФИО2» в июне 2000 года в Шелеховском ОСБ расчетный счет, действительно является расчетным счетом бюджетного учреждения по учету внебюджетных средств, однако не является специальным счетом внебюджетного фонда.
Представитель ответчика-директора МУ «Дирекция строительства Храма святых ФИО2» ФИО3 с исковыми требованиями прокурора г.Шелехов не согласился, исковые требования МУ «Дирекция строительства Храма святых апостолов Петра и Павла» поддержал, суду пояснил, что дирекцией за 10-летний срок управлением строительством никогда ни одного рубля взносов на строительство комплекса Православного Храма Святых ФИО2 в г.ФИО4 никто не давал, и не было получено из указанного фонда. Более того, одним из первых документов после образования дирекции в мае 2000 года был издан приказ директора дирекции строительства Православного Храма, который исключал из Постановления Номер обезличен мэра Шелеховского муниципального образования от Дата обезличенаг. пункт 5.а. о пользовании средствами внебюджетного фонда, так как такая возможность противоречила законодательству РФ. Этим же приказом были сделаны соответствующие исключения из Положения о дирекции строительства Храма Святых ФИО2, в которое тот же глава администрации г-н ФИО5 при утверждении этого Положения, также вписал незаконные рекомендации об использовании средств внебюджетного фонда. Строительство объектов религиозного назначения не является вопросом местного значения. Это следует принимать в качестве только личного мнения г-на прокурора. Дирекция никогда не была и не создавалась в качестве бюджетной организации. Дирекция сама себя не регистрировала. Муниципалитет даже не отвечает на требование дирекции выдать ей Устав. 10 лет в г.ФИО4 существовало юридическое лицо - дирекция строительства Православного Храма Святых ФИО2, не имеющее зарегистрированного Устава. Отсутствие Устава порождено интригой руководства муниципального образования. Просьба о регистрации Устава остается вновь без ответа, хотя легко решается самой регистрацией Устава, чего не хочет делать руководитель муниципального образования. Считает, что прокурор обращаясь в суд с указанным иском, ограничивает конституционные права неопределенного круга отправлять свои религиозные потребности православных христиан, граждан Российской Федерации. При этом следует добавить, что удовлетворение этих прав, т.е. создание религиозного учреждения Православного Храма для 5,5 тыс. верующих, проживающих в г.ФИО4 и его пригороде, не требовало на протяжении всех 10 лет строительства и не требует по сей день финансирования из всех форм бюджета, а рассчитано только лишь на пожертвования юридических и физических лиц, которое было выполнено за 10 лет строительства в размере 122 млн.руб. в текущих ценах. Считает, что администрация Шелеховского муниципального района пользуясь своими административными правами осознанно, во вред
интересам верующей части населения г.ФИО4 и прилегающих к
нему сельских поселений, исповедующего Православную веру, принимает
все меры административного воздействия, направленные на
ликвидацию дирекции, созданную в 2000 году ее предшественниками, деятельность которой направлена исключительно на организацию строительства комплекса Православного Храма в г.ФИО4 на основе пожертвований юридических и физических лиц. В целом Прокуратурой и Администрацией нарушены основные нравственные и моральные составляющие Федерального закона №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Представитель ответчика МУ «Дирекция строительства Храма святых ФИО2» ФИО6 с исковыми требованиями прокурора г.Шелехов не согласился, исковые требования МУ «Дирекция строительства Храма святых апостолов Петра и Павла» поддержал, суду пояснил, что создание внебюджетного фонда законно.
В судебное заседание Дата обезличена года представитель ответчика МУ «Дирекция строительства Храма святых ФИО2» ФИО6 не явился, уведомлен надлежащим образом о дне и месте судебного заседания, причину неявки суду не сообщил, об отложении дела не просил, возражений не представил.
Представитель ответчика МУ «Дирекция строительства Храма святых ФИО2» ФИО7 в судебное заседание Дата обезличена года не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика МУ «Дирекция строительства Храма святых ФИО2» ФИО7 в судебном заседании Дата обезличена года с исковыми требованиями прокурора г.Шелехов не согласилась, исковые требования МУ «Дирекция строительства Храма святых апостолов Петра и Павла» поддерживает, дала пояснения в основном аналогичные пояснениям ФИО3
Представитель ответчика администрации Шелеховского муниципального района и Думы Шелеховского муниципального района ФИО8 с исковыми требованиями прокурора г.Шелехов согласилась в полном объеме, с исковыми требованиями МУ «Дирекция строительства Храма святых апостолов Петра и Павла» не согласилась, суду пояснила, что местный внебюджетный фонд строительства Храма Святых апостолов Петра и Павла в г.Шелехов создан неуполномоченным органом. Доводы ответчика МУ «Дирекция строительства Храма Святых ФИО2» (далее - Дирекция) о том, что внебюджетный фонд создан уполномоченным органом -решением Шелеховской Думы от Дата обезличена Номер обезличен «Об утверждении Положения о местном внебюджетном фонде строительства Храма святых апостолов Петра и Павла в г.ФИО4», являются необоснованными поскольку указанный правовой акт не может расцениваться как решение о создании внебюджетного фонда. Он регулирует порядок учреждения, формирования, утверждения целевого назначения и использования, ликвидации внебюджетного фонда, а также порядок взаимоотношений органов местного самоуправления с внебюджетным фондом; предусматривает, что внебюджетный фонд учреждается Шелеховской Думой по представлению мэра Шелеховского муниципального образования, принятием решения Шелеховской Думы (п. 1.2 Положения о местном внебюджетном фонде строительства Храма святых апостолов Петра и Павла в г.ФИО4). Вместе с тем, самостоятельного правового акта о создании внебюджетного фонда Шелеховская Дума не принимала. Таким образом, учредительными документами муниципального учреждения «Дирекция строительства Храма святых ФИО2» должны быть решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником. Решение собственника о создании Дирекции имеется - постановление мэра Шелеховского муниципального образования от Дата обезличена Номер обезличен «О создании «Дирекции строительства Храма святых ФИО2 в г.ФИО4», в качестве учредительного документа указанным правовым актом вместо устава утверждено Положение о Дирекции, в котором в нарушение ст.54 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствует информация об организационно-правовой форме Дирекции. В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.При этом предоставление бюджетных средств на содержание бюджетных учреждений осуществлялось в форме ассигнований (ст.69 БК РФ). Таким образом, финансирование учреждения должно было осуществляться за счет средств местного бюджета в форме ассигнований на содержание учреждения в рамках сметы доходов и расходов, а не из внебюджетного фонда в пределах 0,6% от общей сметной стоимости Храма, как указано в Положении о Дирекции (п. 1.4 Положения). Сметы доходов и расходов Дирекции не составлялись. Кроме того, предусматривать финансирование Дирекции в процентном соотношении от стоимости Храма, строительство которого еще не завершено, является нарушением принципов сбалансированности бюджета, результативности и эффективности использования бюджетных средств (ст.ст. 33, 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации). В отношении Дирекции как муниципального учреждения возможно проведение аудиторских проверок, проверок финансово-хозяйственной деятельности, использования имущества, в т.ч. инвентаризации имущественных обязательств, вместе с тем, сведения о контрольных мероприятиях деятельности Дирекции со стороны учредителя отсутствуют. Фактически статус учредителя Дирекции утрачен.
Представитель ответчика администрации Шелеховского района ФИО1(ой) Ю.П. с исковыми требованиями прокурора г.Шелехов согласна в полном объеме, с исковыми требованиями МУ «Дирекция строительства Храма святых апостолов Петра и Павла» не согласна, поддержала позицию представителя ФИО8
Представитель 3-го лица МИФНС РФ Номер обезличен по Иркутской области ФИО9 в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежащим образом о дне и месте судебного заседания, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ч.3, ч. 5 ГПК РФ и с учетом мнения представителя истца-помощника прокурора г.Шелехов Трофимова(ой) Э.В., представителя ответчика-директора МУ «Дирекция строительства Храма Святых ФИО2» ФИО3, представителя ответчика администрации Шелеховского муниципального района и Думы Шелеховского муниципального района ФИО1(ой) Ю.П., суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика МУ «Дирекция строительства Храма Святых ФИО2» ФИО6, представителя ответчика МУ «Дирекция строительства Храма святых ФИО2» ФИО7, представителя 3-го лица МИФНС РФ Номер обезличен по Иркутской области ФИО9
Выслушав объяснения представителя истца-помощника прокурора г.Шелехов Трофимова(ой) Э.В., представителя ответчика-директора МУ «Дирекция строительства Храма Святых ФИО2» ФИО3, представителя ответчика МУ «Дирекция строительства Храма Святых ФИО2» ФИО6, представителя ответчика МУ «Дирекция строительства Храма Святых ФИО2» ФИО7, представителей ответчика администрации Шелеховского муниципального района и Думы Шелеховского муниципального района ФИО8 и ФИО1(ой) Ю.П., всесторонне исследовав в своей совокупности доказательства, представленные сторонами в соответствии со ст. ст. 56, 57 ГПК РФ, суд приходит к выводу.
В судебном заседании установлено, что отношения сложившиеся между сторонами, являются правоотношениями, регулируемыми гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Постановлением мэра Шелеховского муниципального образования от Дата обезличена года Номер обезличен ( том 1л.д.10) создан местный внебюджетный фонд для обеспечения строительства Храма святых апостолов Петра и Павла в г.Шелехов.
Дата обезличена года Шелеховской Думой принято решение Номер обезличен(том 1л.д.71) «Об утверждении Положения о местном внебюджетном фонде строительства Храма святых апостолов Петра и Павла в ...».
Федеральным законом от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.ст. 29, 41) и Законом РФ от 15.04.1993 № 4807-1 «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» была предусмотрена возможность создания органами местного самоуправления внебюджетных фондов.
В соответствии с указанными федеральными законами вопросы образования целевых внебюджетных фондов, утверждения положений о них, осуществления контроля за использованием средств фондов отнесено к компетенции представительных органов местного самоуправления.
В нарушение вышеуказанных норм, действующих на момент издания постановления от Дата обезличена года, внебюджетный фонд строительства Храма святых апостолов Петра и Павла в г. ФИО4 образован решением исполнительного органа местного самоуправления - мэром, то есть неуполномоченным органом.
Помимо этого, на дату принятия постановления Мэра Шелеховского района Номер обезличен, то есть на Дата обезличена года, уже было известно, что с Дата обезличена года отпадут правовые основания для создания и функционирования ранее образованных муниципальных внебюджетных фондов, что следовало из того, что Дата обезличена года был принят Федеральный закон Номер обезличенФЗ «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации», которым Закон РФ от Дата обезличена Номер обезличен, предусматривающий право органов местного самоуправления создавать внебюджетные фонды, признавался с Дата обезличена г. утратившим силу.
Несмотря на изменения федерального законодательства, Шелеховской Думой Дата обезличена года принимается решение Номер обезличен «Об утверждении Положения о местном внебюджетном фонде строительства Храма святых апостолов Петра и Павла в г. ФИО4». По мнению суда, данное решение представительного органа муниципального района не может рассматриваться как решение уполномоченного органа о создании внебюджетного фонда, поскольку как следует из данного решения, оно принято во исполнение Постановления Мэра от Дата обезличена года Номер обезличен и определяет правовой статус уже созданного внебюджетного фонда, его органы управления и органы контроля за использованием средств фонда.
В связи с вышеизложенным суд приходит к выводу, что внебюджетный фонд образован с нарушением установленного порядка, действовавшего на момент его создания, а действующее законодательство о местном самоуправлении и бюджетное законодательство не предусматривает полномочий органов местного самоуправления по созданию внебюджетных фондов. В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации включает федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в том числе, бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений Бюджеты внебюджетных муниципальных фондов в структуре бюджетной системы Российской Федерации отсутствуют, в связи с чем суд считает, что имеются основания для признания недействительными Постановление мэра Шелеховского муниципального образования от Дата обезличена года Номер обезличен о создании местного внебюджетного фонда для обеспечения строительства Храма святых апостолов Петра и Павла в г.Шелехов и решение Шелеховской Думой от Дата обезличена года Номер обезличен «Об утверждении Положения о местном внебюджетном фонде строительства Храма святых апостолов Петра и Павла в г. ФИО4».
Постановлением мэра Шелеховского муниципального образования от Дата обезличена года Номер обезличен(том 2л.д. 160-161) с Дата обезличена года при внебюджетном фонде, созданном постановлением мэра от Дата обезличена года Номер обезличен, образована « Дирекция строительства Храма Святых апостолов Петра и Павла». Данная копия постановления мэра заверена архивным отделом Администрации Шелеховского муниципального района, где непосредственно хранится оригинал данного постановления. Суд не может признать допустимым доказательством представленное постановление мэра от Дата обезличена года стороной ответчика ( где в п.1 имеется исправления в части « …образовать с Дата обезличена года при Шелеховской администрации дирекцию строительства Храма «Святых ФИО2», поскольку данные исправления ни каким образом не оговорены, в связи с чем суд признает допустимым доказательством постановление Мэра от Дата обезличена года, заверенное Архивным отделом администрации Шелеховского муниципального района.
Дата обезличена Дирекция строительства Храма Святых ФИО2 была зарегистрирована в качестве юридического лица в форме муниципального учреждения, Дата обезличена года мэром Шелеховского муниципального образования ФИО5 утверждено положение о дирекции строительства Храма святых ФИО2 в г.Шелехов. (том 2л.д.162-163) с правами юридического лица, что подтверждается представленными правоустанавливающими документами- выписка от Дата обезличена года (том 1л.д.15-19), свидетельство Номер обезличен(том 1л.д.48), свидетельство Номер обезличен (том 1л.д.49), свидетельство Номер обезличен(том 1л.д.50).
Суд считает, что на момент создания Дирекции Дата обезличена года вопросы создания муниципальных учреждений и их правового статуса регулировались Гражданским кодексом РФ, Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от Дата обезличена Номер обезличенФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от Дата обезличена N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом, либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием.
Ст. 161 Бюджетного кодекса РФ в редакции, действующей на момент создания Дирекции, бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Ст. 6 ФЗ от Дата обезличена Номер обезличенФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения в рассматриваемый период относились, в том числе, организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования (п. 6); организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения (п. 7); создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании (п. 8). Аналогичные положения закреплены в Уставе Шелеховского муниципального образования, утвержденного решением Шелеховской Думы от Дата обезличена Номер обезличен. (том 1л.д.21-23)
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не наделяет органы местного самоуправления полномочиями по строительству храмов, иных объектов религиозного значения и создания для этих целей муниципальных учреждений.
Целью создания бюджетного учреждения является осуществление муниципальных функций и оказание муниципальных услуг при решении органами местного самоуправления вопросов местного значения. Однако, по мнению суда и исходя из конституционного принципа отделения религиозных объединений от государства, закрепленного в ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», строительство объектов религиозного назначения не является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.
Таким образом, органы местного самоуправления не вправе были создавать муниципальное учреждение «Дирекцию строительства Храма Святых ФИО2» с локальной самостоятельной задачей организации и обеспечения строительства Храма, как это следует из п. 1.1 Положения о Дирекции строительства Храма, утвержденного постановлением мэра от Дата обезличена Номер обезличен.
Помимо этого, суд считает, что имелись нарушения при регистрации Дирекции в качестве юридического лица, поскольку при регистрации МУ отсутствовали учредительные документы, не была определена организационно-правовая форма юридического лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). Юридическое лицо, созданное в соответствии с настоящим Кодексом одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.
В соответствии со ст. 14 ФЗ «О некоммерческих организациях», действия которого на момент создания Дирекции распространялись, в том числе, на муниципальные учреждения учредительными документами некоммерческих организаций являлся устав, утвержденный учредителями, для общественной организации, фонда, некоммерческого партнерства и автономной некоммерческой организации.
В связи с чем, регистрация и деятельность некоммерческой организации, созданной в форме учреждения должна осуществляться на основании утвержденного учредителем устава.
В рассматриваемом случае Дирекция зарегистрирована и действует до настоящего времени в отсутствие учредительного документа - устава.
В ходе судебного заседания ответчиками были заявлены требования о признании бездействия Администрации Шелеховского муниципального образования в части не утверждения Устава МУ «Дирекция строительства Храма святых ФИО2» и обязании Администрацию ШМР утвердить Устав МУ.
Суд, считает, что данные требования МУ «Дирекции строительства Храма Святых ФИО2» удовлетворению не подлежат, поскольку судом установлено, что изначально данное муниципальное учреждение было создано с нарушением требований гражданского и бюджетного законодательства, закона о местном самоуправлении, не зависимо даже от отсутствия у муниципального учреждения учредительного документа - Устава.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, действовавшей на момент создания Дирекции, бюджетное учреждение - организация, созданная органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально - культурных, научно - технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.
В соответствии со ст. 69 БК РФ предоставление бюджетных средств на содержание бюджетных учреждений должно осуществляться в форме ассигнований.
Финансирование муниципального учреждения полностью или частично должно было осуществляться за счет средств местного бюджета в форме ассигнований на содержание учреждения в рамках сметы доходов и расходов, а не из внебюджетного фонда в пределах 0,6% от общей сметной стоимости Храма, как указано в п.1.4 Положении о Дирекции (том 1л.д.13-14)
Такие же требования предъявляются действующей редакцией Бюджетного кодекса РФ, а именно согласно ст. 6 БК РФ, бюджетным учреждением признается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
Судом установлено и не отрицается ответчиками, что также подтверждается справкой Администрации Шелеховского муниципального района, о том, что финансирование МУ «Дирекция строительства Храма Святых ФИО2» за счет средств местного бюджета осуществлялось лишь в 2000 году в объеме 16 500 руб. и в 2001 году - 800 000 рублей л.д.20 том 1), дальнейшее финансирование деятельности учреждения за счет средств местного бюджета не производилось, и источником финансирования деятельности Дирекции является внебюджетный фонд, образованный постановлением Мэра Дата обезличена г Номер обезличен, что прямо закреплено в пункте 1.4 Положения о Дирекции.
В соответствии с ч.2 ст.61 ГК РФ, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.
На основании изложенного, суд считает, что основаниями для ликвидации Муниципального учреждения «Дирекция строительства Храма святых ФИО2» являются нарушения требований гражданского и бюджетного законодательства, закона о местном самоуправлении, допущенные при создании юридического лица.
По мнению суда, муниципальное учреждение «Дирекция строительства Храма Святых ФИО2» осуществляла и осуществляет свою деятельность с нарушением законов, не имея учредительных документов, а также выполняя задачи, не отнесенные к вопросам местного значения, с нарушением требований бюджетного законодательства о финансовом обеспечении деятельности бюджетных учреждений за счет средств соответствующего бюджета, данные нарушения носят неустранимый характер, поскольку отсутствуют правовые основания для существования муниципального учреждения, единственной задачей которого является организация и обеспечение строительства Храма, в связи с чем суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора города Шелехов о признании недействительными постановление мэра Шелеховского муниципального образования от Дата обезличена года Номер обезличен «О создании местного внебюджетного фонда строительства Храма святых апостолов Петра и Павла в г.ФИО4», решение Шелеховской думы от Дата обезличена года Номер обезличен «Об утверждении положения о местном внебюджетном фонде строительства Храма святых апостолов Петра и Павла в г.Шелехов», постановление мэра Шелеховского муниципального образования от Дата обезличена года Номер обезличен «О создании Дирекции строительства Храма Святых ФИО2 в г.ФИО4, и о ликвидации муниципального учреждения «Дирекция строительства Храма Святых апостолов Петра и Павла».
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта органа местного самоуправления, восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих права неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей ( участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. В связи с чем, суд считает необходимым возложить обязанность по ликвидации МУ «Дирекции строительства Храма Святых ФИО2» на Администрацию Шелеховского муниципального района.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора города Шелехов в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Шелеховского муниципального района, к Думе Шелеховского муниципального района, к Муниципальному учреждению «Дирекции строительства Храма Святых ФИО2» о признании недействительными Постановления мэра Шелеховского муниципального района, Решения Шелеховской Думы, о ликвидации муниципального учреждения «Дирекции строительства Храма Святых ФИО2», удовлетворить.
Признать недействительным постановление Мэра Шелеховского муниципального образования от Дата обезличена года Номер обезличен «О создании местного внебюджетного фонда строительства Храма Святых ФИО2 в г. Шелехов».
Признать недействительным Решение Шелеховской Думы от Дата обезличена года Номер обезличен «Об утверждении Положения о местном внебюджетном фонде строительства Храма Святых ФИО2 в г. Шелехов».
Признать недействительным Постановление Мэра Шелеховского муниципального образования от Дата обезличена года Номер обезличен «О создании «Дирекции строительства Храма Святых ФИО2 в г. Шелехов».
Муниципальное учреждение «Дирекцию строительства Храма Святых ФИО2», ликвидировать.
Возложить на администрацию Шелеховского муниципального района обязанность по осуществлению ликвидации муниципального учреждения «Дирекции строительства Храма Святых ФИО2».
В удовлетворении требовании муниципального учреждения «Дирекции строительства Храма Святых ФИО2» к Администрации Шелеховского муниципального района об оспаривании бездействий органов местного самоуправления в части не утверждения Устава муниципального учреждения и обязании утвердить Устав муниципального учреждения «Дирекции строительства Храма Святых ФИО2», отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Шелеховский городской суд в течение 10 суток со дня составления мотивированного решения суда.
Председательствующий судья: Копия верна судья И.Л. Васильева