Дело № 02-1994-2015
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 ноября 2015 года
Борзинский городской суд Забайкальского края в составе:
председательствующего – судьи Раджабовой Н.М.
при секретаре Сидориной Н.В.
с участием прокурора Цыбускиной К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Борзя гражданское дело по иску Борзинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО «Ломбард Фаворит» об обязывании к совершению определенных действий,
У С Т А Н О В И Л :
Борзинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО «Ломбард Фаворит» об обязывании к совершению определенных действий, ссылаясь на следующее.
Во исполнение задания прокуратуры Забайкальского края Борзинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о защите прав потребителей, потребительском кредите (займе) в ООО «Ломбард Фаворит», в ходе которой выявлены нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
ООО «Ломбард Фаворит» поставлено на налоговый учет в МРИ ФНС № 5 по Забайкальскому краю ДД.ММ.ГГГГ, на специальный учет в Забайкальской государственной инспекции пробирного надзора – ДД.ММ.ГГГГ, фактическую деятельность осуществляет с ДД.ММ.ГГГГ года.
В ООО «Ломбард Фаворит» отсутствуют разработанные и утвержденные правила внутреннего контроля, специальные должностные лица, ответственные за реализацию правил внутреннего контроля не назначены, чем допущены нарушения Федерального Закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Положений Банка России от 15.12.2014 года № 445-П.
Истец – Борзинский межрайонный прокурор просит суд:
Обязать ООО «Ломбард Фаворит» в месячный срок после вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить правила внутреннего контроля, назначить специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.
В судебном заседании представитель истца Цыбускина К.А., настаивая на заявленных исковых требованиях, пояснила изложенное.
Ответчик – ООО «Ломбард Фаворит» надлежащим образом и своевременно извещенный о времени и месте судебного заседания не направил в суд своего представителя, который не сообщил суду об уважительной причине неявки и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд признает причину неявки представителя ответчика неуважительной и находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав представителя истца Цыбускину К.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
11.11.2015 года Борзинским городским судом Забайкальского края вынесено определение о рассмотрении дела в порядке заочного производства.
В силу статьи 1 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон) настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона настоящий Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе:
ломбарды.
В силу части 2 статьи 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер.
Основаниями документального фиксирования информации являются:
запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;
выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
совершение операции, сделки клиентом, в отношении которого уполномоченным органом в организацию направлен либо ранее направлялся запрос, предусмотренный подпунктом 5 пункта 1 настоящей статьи;
отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации.
Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента (в том числе идентификации единоличного исполнительного органа как представителя клиента), выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом. Квалификационные требования к специальным должностным лицам не могут содержать ограничения по замещению данных должностей для лиц, привлекавшихся к административной ответственности за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, не предусматривающей дисквалификации таких лиц. Требования к идентификации могут различаться в зависимости от степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, не может быть лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти.
Требования к Правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма установлены Положением Центрального Банка Российской Федерации от 15.12.2014 года № 445-П (далее – Положение).
Согласно Положению на основании Федерального закона от 07.08. 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» настоящее Положение устанавливает требования к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПВК по ПОД/ФТ) некредитных финансовых организаций, к которым в целях настоящего Положения относятся: профессиональные участники рынка ценных бумаг (далее - профессиональные участники), страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования) (далее - страховые организации), страховые брокеры, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее - управляющие компании), негосударственные пенсионные фонды, кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (далее - кредитные кооперативы), микрофинансовые организации, общества взаимного страхования, ломбарды.
Согласно пункту 1.1 Положения требования к ПВК по ПОД/ФТ, установленные настоящим Положением, применяются некредитными финансовыми организациями в зависимости от вида, к которому относится некредитная финансовая организация согласно приложению 1 к настоящему Положению.
Согласно пункту 1.2 Положения основными принципами и целями организации внутреннего контроля в некредитной финансовой организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) являются:
обеспечение защиты некредитной финансовой организации от проникновения в нее преступных доходов;
управление риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в целях его минимизации;
обеспечение независимости специального должностного лица, ответственного за соблюдение ПВК по ПОД/ФТ;
участие специального должностного лица некредитной финансовой организации, ответственного за реализацию ПВК по ПОД/ФТ (а при наличии соответствующего подразделения - сотрудников, ответственных за организацию системы ПОД/ФТ и реализацию ПВК по ПОД/ФТ), сотрудников, участвующих в осуществлении операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, сотрудников, осуществляющих юридическое сопровождение деятельности, сотрудников, выполняющих функции обеспечения безопасности, сотрудников, выполняющих функции внутреннего контроля, независимо от занимаемой должности в рамках их компетенции, в выявлении операций, подлежащих обязательному контролю, и операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Согласно пункту 1.3 Положения ПВК по ПОД/ФТ разрабатываются некредитной финансовой организацией в целях:
обеспечения выполнения некредитной финансовой организацией требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ;
поддержания в некредитной финансовой организации эффективности системы ПОД/ФТ на уровне, достаточном для управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
исключения вовлечения некредитной финансовой организации, ее руководителей и сотрудников в осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.
Согласно пункту 1.4 Положения ПВК по ПОД/ФТ разрабатываются некредитной финансовой организацией в соответствии с Федеральным законом, настоящим Положением и иными нормативными актами Банка России с учетом особенностей вида и масштаба ее деятельности, организационной структуры, характера продуктов (услуг), предоставляемых некредитной финансовой организацией клиентам, а также уровня риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Порядок разработки ПВК по ПОД/ФТ, внесения изменений в ПВК по ПОД/ФТ, их согласования подразделениями некредитной финансовой организации (при наличии подразделений) и утверждения определяется внутренними документами некредитной финансовой организации.
В судебном заседании установлено, что Борзинской межрайонной прокуратурой во исполнение задания прокуратуры Забайкальского края проведена проверка исполнения законодательства о защите прав потребителей, потребительском кредите (займе) в ООО «Ломбард Фаворит», расположенном по адресу: <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, выданной ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Забайкальскому краю, подтверждается, что ООО «Ломбард Фаворит» поставлено на налоговый учет в МРИ ФНС № 5 по Забайкальскому краю ДД.ММ.ГГГГ.
Свидетельством о постановке на специальный учет №, выданным ДД.ММ.ГГГГ ФКУ «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации, подтверждается, что ООО «Ломбард Фаворит» на специальный учет в Забайкальской государственной инспекции пробирного надзора поставлено ДД.ММ.ГГГГ.
Срок действия Свидетельства до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании установлено и подтверждается Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленным заместителем Борзинского межрайонного прокурора Галсановым Б.Б., что ООО «Ломбард Фаворит» фактически осуществляет свою деятельность с ДД.ММ.ГГГГ.
В ООО «Ломбард Фаворит» отсутствуют разработанные и утвержденные правила внутреннего контроля, специальные должностные лица, ответственные за реализацию правил внутреннего контроля не назначены.
Указанные обстоятельства в судебном заседании не оспаривались.
Принимая во внимание изложенное, суд находит, что ответчиком - ООО «Ломбард Фаворит» допущены нарушения норм Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», которые подлежат устранению.
В адрес ответчика – ООО «Ломбард Фаворит» направлена копия искового заявления с приложенными к нему документиами, возражений на которое в суд не представлено.
В силу части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства, в обоснование исковых требований, представленные истцом, ответчиком в судебном заседании не оспаривались.
В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Необходимость обращения прокурора в суд с указанным иском обусловлена тем, что невыполнением ООО «Ломбард Фаворит» норм приведенного выше законодательства нарушаются права и законные интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, индивидуализировать которых не представляется возможным.
Исследовав доказательства дела в их совокупности, суд находит исковые требования Борзинского межрайонного прокурора законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Борзинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО «Ломбард Фаворит» об обязывании к совершению определенных действий удовлетворить.
Обязать ООО «Ломбард Фаворит» в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить правила внутреннего контроля, назначить специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Раджабова Н.М.
(решение суда в окончательной форме принято 16.11.2015 года)