ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 02 от 28.04.2010 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

                                                                                    Промышленный районный суд города Ставрополя                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Промышленный районный суд города Ставрополя — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-1465 /10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 апреля 2010 года г. Ставрополь

Резолютивная часть решения оглашена 28 апреля 2010 года

Решение изготовлено в полном объеме 30 апреля 2010 года

Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Долгополовой Н.В.

при секретаре Лещуковой Е.А.

с участием сторон:

представителя Минераловодской межрайонной прокуратуры действовавшей в интересах истца Гожих И.А.,

представителя ответчика Министерства здравоохранения Ставропольского края по доверенности №19 от 29 марта 2010 года Дрыгиной К.И.,

представителя третьего лица Министерства финансов Ставропольского края по доверенности № 01-11-13/845 от 11.03.2010 года Калашниковой Л.В.,

представителя третьего лица Государственного учреждения здравоохранения «Краевой клинический кардиологический диспансер» по доверенности № 1-10 от 11.01.2010 года Хасановой Е.А.,

представителя третьего лица Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования по доверенности № 02/08 от 28.12.2009 года Кименинико Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Промышленного районного суда города Ставрополя гражданское дело по исковому заявлению Никифоровой Зинаиды Дмитриевны к Министерству Финансов Ставропольского края о возмещении убытков и взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами,

У С Т А Н О В И Л:

Минераловодский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах истца Никифоровой Зинаиды Дмитриевны к Министерству Финансов Ставропольского края о возмещении убытков и взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.

Исковые требования мотивированы тем, что Дата обезличена Никифорова З.Д. по согласованию с заместителем главного
врача по медицинской части ГУЗ КККД была направлена к врачу-
кардиологу ГУЗ КККД муниципальным учреждением здравоохранения «... больница ...». Цель консультации - решение вопроса о необходимости имплантации электрокардиостимулятора (ЭКС).

По результатам первичного осмотра и данным дополнительного обследования ФИО8 было рекомендовано лечение - имплантация ЭКС с электродами активной фиксации. С Дата обезличена по Дата обезличена ФИО8 находилась, на стационарном обследовании и лечении в отделении интенсивной терапии и кардиореанимации. С Дата обезличена по Дата обезличена - в отделении рентгенохирургических методов диагностики и лечения аритмий ГУЗ «КККД».

ФИО8 была ознакомлена с возможностью оперативного лечения в Федеральных специализированных медицинских учреждениях в счет квоты, для чего нужно было затрать дополнительное время для оформления необходимых документов и транспортировать ФИО8 в
.... Однако, состояние здоровья ФИО8, которая по абсолютным жизненным показаниям нуждалась в срочном проведении временной эндокардиальной стимуляции с последующей имплантацией постоянного ЭКС, и высокий риск осложнений в период транспортировки в
..., вынудили ФИО8 дать согласие на проведение
оперативного лечения в условиях ГУЗ КККД без предварительного
оформления на медико-социальную экспертизу с разработкой индивидуальной программы реабилитации инвалида. В силу того, что ФИО8 в марте 2009 года не имела инвалидности, для нее не была разработана индивидуальная программа реабилитации, проведение оперативного вмешательства заранее не планировалось.

Имплантация постоянного электрокардиостимулятора относится к высокотехнологичным видам медицинской помощи. Поскольку ГУЗ КККД не включен в список лечебных учреждений, участвующих в оказании высокотехнологичной помощи в рамках проекта «Здоровье», расходы на проведение указанных операций ГУЗ КККД не финансируются из федерального бюджета.

Согласно абз.2 раздела 3 Территориальной программы
государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной
медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2009,
утвержденной постановлением Правительства СК от 05.03.2009 № 67-П за счет средств ОМС финансируется базовая программа обязательного медицинского страхования как составная часть Территориальной программы, которая включает в себя первичную медико-санитарную, в том числе неотложную, в том числе и специализированную, за исключением высокотехнологичной, медицинской помощи.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, сотрудники ГУЗ КККД предложили Никифоровой приобрести необходимое оборудование для оперативного лечения за свой счет, так как мог наступить летальный исход Никифоровой. Дата обезличена Никифорова согласно товарной накладной Номер обезличен от Дата обезличена приобрела у ООО «Стимул» интродьюсер для инвазивных процедур стоимостью 3000 руб., и ЭКС стоимостью 201000 руб. за свой счет, после чего Дата обезличена ФИО8 была успешно прооперирована.

Крайне тяжелое состояние здоровья и острое внезапное развитие заболевания, срочность оказания медицинских услуг Никифоровой З.Д. воспрепятствовали ей оформить необходимые документы для получения бесплатной высотехнологичной медицинской помощи за счет средств федерального бюджета в установленном порядке.

Однако, согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений..

Согласно части 1 пункта "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения, социальная защита.

Согласно пункту 3 статьи 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относится разработка, утверждение и реализация региональных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, лекарственному обеспечению, санаторно-гигиеническому образованию населения и по другим вопросам в области охраны здоровья граждан.

Согласно статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип самостоятельности бюджетов означает, что органы государственной власти самостоятельно осуществляют бюджетный процесс, самостоятельно обеспечивают эффективность использования бюджетных средств.

Частью 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.ст. 6, 40 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, ст. 11 Закона СК от 06.12.2005 № 62-кз «Об организации здравоохранения в СК» финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях (за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти) в соответствии с настоящими Основами является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Порядок организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи в ГУЗ Ставропольского края предусмотрен Приказом МЗ СК от 29.12.2006 №01-05\506, согласно которому ГУЗ КККД входит в перечень ГУЗ СК, оказывающих высокотехнологичные виды медицинской помощи.

Кроме того, согласно ст.ст. 3, 4 Закона СК от 07.12.2004 № 103-кз «О мерах социальной поддержки ветеранов» Никифорова З.Д., будучи тружеником тыла и ветераном труда имеет право на бесплатное пользование при выходе на пенсию поликлиниками, оказывающими медицинскую помощь, бесплатное оказание медицинской помощи в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств бюджета Ставропольского края, средств обязательного медицинского страхования и иных источников финансирования.

Бесплатная медицинская помощь за счет бюджета Ставропольского края в нарушение действующего законодательства не предоставлена Никифоровой в связи с отсутствием бюджетного финансирования расходов на приобретение ЭКС в 2009 году.

Конституционный Суд РФ неоднократно разъяснял, что закон о бюджете создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства, т.е. предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов. Как таковой он не порождает и не отменяет прав и обязательств и потому не может в качестве lex posterior (последующего закона) изменять положения материальных законов и тем более - лишать их юридической силы (Постановление КС от 23.04.2004 № 9-П).

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы гражданина и человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В Российской Федерации как правовом и социальном государстве осуществление прав и свобод человека и гражданина, в том числе социальных прав, основано на принципах справедливости и равенства, а также требований о том, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (статья 55, часть 2), а ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом допускается лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3).

Основываясь на указанных конституционных положениях, Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал и неоднократно подтвердил правовую позицию, согласно которой отсутствие бюджетного финансирования само по себе не является основанием для отказа в предоставлении гарантий, установленных законом. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Поскольку, с одной стороны, краевой бюджет должен основываться на принципах сбалансированности, достоверности и реальности, а с другой -Ставропольский край как субъект Российской Федерации не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, законодатель был вправе приостановить на соответствующий бюджетный год предоставление бесплатной медицинской помощи только предусмотрев надлежащий механизм соответствующего возмещения. Иное - в нарушение статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации приводит к несоразмерному ограничению права, закрепленного ст. 41 Конституции РФ по существу означает, что субъект РФ - Ставропольский край в одностороннем порядке отказался от своих обязательств, возникших в конкретных правоотношениях из ранее действовавшего регулирования и правоприменительных актов, которыми решался вопрос о порядке предоставления бесплатной высокотехнологичной медицинской помощи.

Расходы, понесенные Никифоровой, поставили ее в исключительное тяжелое материальное положение. Убытки, причиненные субъектом РФ Никифоровой З.Д. в результате незаконного бездействия - отсутствия финансирования, подлежат возмещению на основании ст.ст. 16, 1069 ГКРФ. За пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств согласно ст.395 ГК РФ за период с Дата обезличена по Дата обезличена года согласно расчета Номер обезличен

В соответствии со ст.45 ГПК РФ исковые требования заявлены
прокурором в защиту социального права - права на медицинскую помощь пенсионера, ветерана труда, труженика тыла, отличника народного просвещения Никифоровой З.Д., неоднократно награжденной медалями Российской Федерации и Ставропольского края, так как она в силу возраста и состояния здоровья не имеет возможности самостоятельно защищать свои
интересы, поэтому обратилась к прокурору с просьбой оказать ей содействие в защите и восстановлении нарушенных прав. Наличие кардиологического заболевания, противопоказанность нервно-психических перегрузок, отсутствие надлежащей профессиональной подготовки и юридического образования, тяжелое материальное положение, в котором оказалась Никифорова З.Д. после оказания ей платной медицинской помощи препятствуют Никифоровой З.Д. надлежащим образом защищать свои права.

В ходе судебного разбирательства с согласия истицы суд заменил ненадлежащего ответчика Министерство финансов Ставропольского края на надлежащего Министерство здравоохранения Ставропольского края, поскольку Министерство здравоохранения Ставропольского края является главным распорядителем средств бюджета Ставропольского края по ведомственной принадлежности.

Истица Никифорова З.Д. в судебное заседание не явилась, представила суду заявление о рассмотрение данного гражданского дела в ее отсутствие. При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствии истицы Никифоровой З.Д.

В судебном заседании представитель Минераловодской межрайонной прокуратуры, действующей в интересах истца Гожих И.А. исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить их в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Дрыгина К.И. исковые требования не признала, просила в удовлетворении заявленных требований отказать, по основаниям, изложенным в возражениях на исковые требования.

В судебном заседании представитель третьего лица Министерства финансов Ставропольского края по доверенности Калашникова Л.В. просила в удовлетворении исковых требований отказать, по основаниям, изложенным в возражениях.

В судебном заседании представитель третьего лица Государственного учреждения здравоохранения «Краевой клинический кардиологический диспансер» по доверенности Хасанова Е.А. просила в удовлетворении исковых требований отказать.

В судебном заседании представителя третьего лица Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования по доверенности Кименинико Д.М. просила исковые требования удовлетворить.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.

Судом установлено, что соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваемые судом исковые требования заявлены Минераловодским межрайонным прокурором в защиту социального права - права на медицинскую помощь пенсионера, ветерана труда, труженика тыла, отличника народного просвещения Никифоровой З.Д., неоднократно награжденной медалями Российской Федерации и Ставропольского края, так как она в силу возраста и состояния здоровья не имеет возможности самостоятельно защищать свои интересы, поэтому обратилась к Минераловодскому межрайонному прокурору с просьбой оказать ей содействие в защите и восстановлении нарушенных прав. Наличие кардиологического заболевания, противопоказанность нервно-психических перегрузок, отсутствие надлежащей профессиональной подготовки и юридического образования, тяжелое материальное положение, в котором оказалась Никифорова З.Д. после оказания ей платной медицинской помощи препятствуют Никифоровой З.Д. надлежащим образом защищать свои права.

В соответствии с п. 8 ст. 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. N 5487-1 организация оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях (за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти) относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан.

Согласно ч. 4 ст. 40 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ) регламентировано, что финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях (за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти) в соответствии с настоящими Основами является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации (например, Постановлениями Правительства Российской Федерации от 15 мая 2007 г. N 286 и от 5 декабря 2008 г. N 913). Названная программа предусматривает виды медицинской помощи и источники их финансового обеспечения.

Согласно Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.05.2007 N 286, в которой закреплено, что специализированная медицинская помощь, оказываемая в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации, входящих в номенклатуру учреждений здравоохранения, утверждаемую Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических и онкологических заболеваниях, отдельных состояниях, возникающих у детей в перинатальный период, а также высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации, предоставляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2008 года за № 913, за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляется специализированная медицинская помощь, оказываемая в онкологических диспансерах (в части содержания), кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических и других специализированных медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации, входящих в номенклатуру учреждений здравоохранения, утверждаемую Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, а также при наркологических заболеваниях, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Закона Ставропольского края от 06.12.2005 года № 62-кз «Об организации здравоохранения в Ставропольском крае», специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий. Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи является расходным обязательством Ставропольского края.

Судом установлено, что 10.03.2009 Никифорова З.Д. по согласованию с заместителем главного врача по медицинской части ГУЗ «КККД» была направлена муниципальным учреждением здравоохранения «Центральная районная больница г. Минеральные Воды» к врачу- кардиологу ГУЗ «КККД». Цель консультации - решение вопроса о необходимости имплантации электрокардиостимулятора (ЭКС).

По результатам первичного осмотра и данным дополнительного обследования Никифоровой З.Д. было рекомендовано лечение - имплантация ЭКС с электродами активной фиксации. 12.03.2009 года Никифорова З.Д. была госпитализирована по экстренным показаниям в ГУЗ «КККД». С 12.03.2009 по 19.03.2009 Никифорова З.Д. находилась, на стационарном обследовании и лечении в отделении интенсивной терапии и кардиореанимации. 18.03.2009 года истица была в экстренном порядке прооперирована, ей был имплантирован ЭКС DDD® SENSIA SEDR01 SN NWL 628378S (Medtrohic) c электродами активной фиксации.

Из материалов дела усматривается, что Никифорова З.Д. была ознакомлена с возможностью оперативного лечения в Федеральных специализированных медицинских учреждениях в счет квоты, предоставляемой государством. Однако, для оперативного лечения в Федеральных специализированных медицинских учреждениях в счет квоты требовалось время для оформления необходимых документов, более того истицу необходимо было транспортировать в г.Краснодар, что имело высокий риск осложнения в период транспортировки. Поскольку Никифорова З.Д. нуждалась по абсолютным жизненным показаниям незамедлительно в проведении временной эндокардиональной стимуляции с последующей имплантацией постоянного электрокардиостимулятора, было принято решение истицей и ее сыном о приобретении за свой счет необходимого для оперативного лечения медицинского оборудования без предварительного оформления на медико-социальную экспертизу с разработкой индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Факт приобретения истицей за свой счет необходимого для оперативного лечения медицинского оборудования подтверждается договором поставки изделий медицинской техники № 90313-1 от 13 марта 2009 года, товарной накладной №58 от 13.03.2009 года, чеком оплаты от 17.03.2009 года, согласно которому истицей было оплачено 201000,00 рублей, чеком оплаты от 13.03.2009 года на сумму 3000,00 рублей.

Судом установлено, что Никифорова З.Д. в марте 2009 года не имела инвалидности, соответственно для нее не была разработана индивидуальная программа реабилитации, проведение оперативного вмешательства заранее не планировалось.

В судебном заседании нашел свое подтверждение тот факт, что имплантация двухкамерного ЭКС, имплантированного Дата обезличена года истице, отнесены к высокотехнологичной медицинской помощи.

Поскольку судом установлено, что оказанная истице высокотехнологичная помощь оказана в не рамок утвержденного Государственного задания на оказание в 2009 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, согласно которому Ставропольскому краю переданы субсидии для оказания высокотехнологичной медицинской помощи по профилю «Сердечно-сосудистая хирургия», суд не может принять во внимание доводы ответчика о том, что Министерство здравоохранения Ставропольского края не является надлежащим ответчиком, так как, высокотехнологичная медицинская помощь оказанная истице, является расходным обязательством Российской Федерации.

В судебном заседании нашел свое подтверждение тот факт, что истица не была должным образом осведомлена лечебными учреждениями, что высокотехнологичную медицинскую помощь можно получить бесплатно в рамках выполнения Ставропольским краем Государственного задания на оказание в 2009 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации в Государственном учреждение здравоохранения «Ставропольский краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи в городе Ставрополе.

В соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.

Нарушение прав и законных интересов истицы установлены при рассмотрении данного гражданского дела.

Поскольку обязательства по возврату денежных средств не исполнены ответчиком, взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 16472,00 рублей за период с 13.03.2009 по 13.01.2010 является правомерным.

Исходя из вышеприведенных норм права и установленных судом фактов, суд пришел к выводу, что исковые требования Никифоровой З.Д. подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Никифоровой Зинаиды Дмитриевны удовлетворить.

1. Взыскать с казны Ставропольского края в пользу Никифоровой Зинаиды Дмитриевны сумму в размере Номер обезличен

2. Взыскать с казны Ставропольского края в пользу Никифоровой Зинаиды Дмитриевны сумму процентов в размере Номер обезличен

Общая сумма, подлежащая взысканию с казны Ставропольского края в пользу Никифоровой Зинаиды Дмитриевны составляет Номер обезличен

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ставропольский краевой суд, через Промышленный районный суд г. Ставрополя.

Судья Н.В. Долгополова