ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 020001-01-2020-003817-55 от 13.11.2020 Горно-алтайского городского суда (Республика Алтай)

Дело № 2а-1516/2020

УИД № 02RS0001-01-2020-003817-55

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Шнайдер О.А.,

при секретаре Телесовой Б.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Республики Алтай в интересах неопределённого круга лиц и муниципального образования «<адрес>» к администрации <адрес> о признании распоряжения о предельных платежах за услуги по содержанию и ремонту, отопления жилого помещения, предельных размерах субсидии организациям, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту жилого помещения населению <адрес>, постановления об утверждении порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов организациям, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту жилого помещения населению <адрес>, не соответствующим федеральному законодательству,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Республики Алтай обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц и муниципального образования «<адрес>» к администрации <адрес> о признании распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-Р «О предельных платежах населения <адрес> за услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, отопления жилого помещения, предельных размерах субсидии управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам и иным специализированным потребительским кооперативам, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, по отоплению жилого помещения населения <адрес>, и об отмене распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-Р»; признании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка предоставления субсидий из бюджета муниципального образования «<адрес>» на возмещение недополученных доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам и иным специализированным потребительским кооперативам, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, населению <адрес>" не соответствующими федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, недействующими с момента принятия. Требования мотивированы тем, что по результатам проведенного мониторинга федерального и регионального законодательства установлено, что Распоряжение Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1304-р "О предельных платежах населения <адрес> за услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, отопления жилого помещения, предельных размерах субсидии управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам и иным специализированным потребительским кооперативам, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, по отоплению жилого помещения населению <адрес>, и об отмене распоряжения Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1430-р" и Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1492 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" противоречат федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, утверждены с нарушением установленных требований федерального законодательства и нарушают права и интересы неопределенного круга лиц. Собственниками многоквартирных домов, перечень которых предусмотрено распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1304-р, выбран способ управления многоквартирных домов, в связи с чем, администрация города не вправе устанавливать размер оплаты за содержание и ремонт жилых помещений, определять предельные его значения. В нарушение ст. 159 ЖК РФ распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1304-р предусмотрено предоставление субсидии управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам и иным специализированным потребительским кооперативам, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, поскольку субсидии на указанные цели могут предоставлять только гражданам, в случае если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидии, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующего максимально допустимой доле расходов гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Приложение к распоряжению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1304-р установлен предельный размер платежей населению на отопление жилых помещений, что в силу требований ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» относится к полномочиям Комитета по тарифам Республики Алтай. Предусмотренные оспариваемым муниципальным правовым актом цели предоставления субсидии - недополученных доходов управляющим организациям не могут являться таковыми в силу установленного порядка определения платы за содержание жилья (ст. 156 ЖК РФ), а также не относятся к целям возмещения недополученных доходов, указанным в ст. 78 БК РФ, на которые возможно предоставление субсидий. Распоряжение Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1304-р, Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1492 противоречат федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, утверждены с нарушением установленных требований федерального законодательства, нарушают права и интересы неопределенного круга лиц. Оспариваемые нормативные правовые акты нарушают права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, которые являлись, являются и будут являться собственниками жилых помещений многоквартирных домов, поскольку они вправе самостоятельно определять размер платы за содержание жилья и изменять его по собственной инициативе, а также права и законные интересы иных лиц, имеющих право на предоставление мер поддержки со стороны администрации <адрес>, но не получающих ее, в связи с ограниченными ресурсами бюджета муниципального образования. Распоряжение Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1304-р, Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1492 приняты с превышением полномочий и нарушением интересов МО «<адрес>», поскольку выплата субсидий осуществляется за счет средств муниципального бюджета, имеющего высокую дотационность и дефицит, что ставит под угрозу надлежащее обеспечение гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и законных интересов граждан Российской Федерации. Оспариваемые приказы являются нормативными правовыми актами, так как обязательны для неопределенного круга лиц, рассчитаны на неоднократное применение.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования «<адрес>» «Муниципальная управляющая организация», Муниципальное унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения «Комбинат коммунальных предприятий», Общество с ограниченной ответственностью «Расчетный кассовый центр жилищно-эксплуатационный участок», Общество с ограниченной ответственностью «Корвет», Общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-Эксплуатационный участок».

В судебном заседании помощник прокурора Г.М.Г. требования административного искового заявления поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель административного ответчика администрации <адрес>Д.В.П. с требованиями административного искового заявления не согласился. В судебном заседании и в письменных возражениях на административное исковое заявление представитель администрации <адрес>Д.В.П. просит отказать в удовлетворении заявленных требований. Указывая, что возложение на граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах, указанных в оспариваемом постановлении, распоряжении полной стоимости размера платы за содержание и ремонт жилого помещения повлекут нарушение прав неопределенного круга лиц, проживающих в таких домах, поскольку приведет к резкому увеличению таких платежей. Установление собственниками размера платы, ниже экономически обоснованной, приведет к нарушению прав юридических лиц, осуществляющих управление домами, возможному снижению объема услуг по содержанию и ремонту жилых помещений, и как следствие снижению сохранности жилищного фонда, безопасности жилища, отказа юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами от управления. Распоряжение не содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Таким образом, распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ-Р не является нормативным правовым актом. Оспариваемое распоряжение не противоречит ЖК РФ, БК РФ, иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не возлагает на граждан, юридических лиц каких-либо обязательств, не нарушает права и охраняемые законом интересы граждан или юридического лица. БК РФ установлено право органов местного самоуправления на принятие оспариваемого постановления. Требования п. 3 ч. 2 ст. 78, п. 2 ст. 78.1 БК РФ о необходимости установления случаев и порядка предоставления субсидий из местного бюджета решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете соблюдены. В полномочия Администрации входит принятие оспариваемого постановления, регулирующего порядок предоставления субсидий юридическим лицам. Определение категорий и критериев отбора получателей субсидии из местного бюджета, целей условий и порядка предоставления субсидий, являются прерогативой органов местного самоуправления. Оспариваемое постановление соответствует требованиям ст. 78, 78.1 БК РФ. Процедура вступления постановления в законную силу соблюдена. Также пояснил, что в случае удовлетворения заявленных требований, администрация <адрес> будет вынуждена инициировать процедуры взыскания денежных средств, выплаченных на основании оспариваемых распоряжения и постановления, с управляющих компаний, с которыми были заключены соответствующие договоры.

Представители заинтересованных лиц ООО «ЖЭУ» Л.Е.С., ООО «Корвет» –Т.Н.С., Муниципального унитарного предприятия муниципального образования «<адрес>» «Муниципальная управляющая организация» А.О.И., К.М.Г., МУП «Комбинат коммунальных предприятий» Б.Т.И. в судебном заседании полагали, что требования административные исковые не подлежат удовлетворению.

Выслушав участников процесса, свидетелей, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 данной статьи, в полном объеме.

В силу ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Как предусмотрено ч. 1 ст. 20 названного Федерального закона по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.

Согласно ч. 5 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.

В силу п. 2 ст. 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Общие положения о предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, установлены положениями ст. 78 БК РФ.

В силу п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно п.п. 3 п. 2 ст. 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из местного бюджета предоставляются - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

В п. 3 ст. 78 БК РФ предусмотрены требования к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий.

Так, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Также общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1492 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Согласно абз. 2 п. 3 указанного Постановления рекомендовано исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления привести в соответствие с настоящим постановлением нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, при первом внесении изменений в указанные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 1 Общих требований предусмотрено, что настоящий документ определяет общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в соответствии с пунктами 3 и 7 статьи 78, пунктами 2 и 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации (уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), нормативные правовые акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или акты уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальные правовые акты местной администрации или акты уполномоченных ею органов местного самоуправления, устанавливающие порядок предоставления из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий получателям субсидий, принимаемые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в случаях и порядке, которые предусмотрены законом (решением) о соответствующем бюджете бюджетной системы Российской Федерации (далее - правовые акты), содержат:

а) общие положения о предоставлении субсидий;

б) условия и порядок предоставления субсидий;

в) требования к отчетности;

г) требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение (п. 2 Общих требований).

В силу п. 1, 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся:

1) составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа;

6) обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с ч. 1, ч. 4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1, ч. 3 ст. 45 Устава муниципального образования "<адрес>", принятого постановлением Горно-Алтайского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N 7-1, по вопросам местного значения население городского округа непосредственно и через органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления городского округа принимают муниципальные правовые акты.

В систему муниципальных правовых актов городского округа входят постановления и распоряжения Администрации <адрес>.

Постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 73 «Об утверждении порядка предоставления субсидий из бюджета муниципального образования "<адрес>" на возмещение недополученных доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам и иным специализированным потребительским кооперативам, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту жилого помещения населению <адрес>» утвержден порядок предоставления субсидий из бюджета муниципального образования "<адрес>" на возмещение недополученных доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам и иным специализированным потребительским кооперативам, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту жилого помещения населению <адрес>.

Постановление опубликовано в изданиях: Официальный портал муниципального образования "<адрес>" http://www.gornoaltaysk.ru, ДД.ММ.ГГГГ, "Вестник Горно-Алтайска", N 44, ДД.ММ.ГГГГ (Постановление).

Из содержания Постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 73 следует, что утвержденный им порядок предоставления субсидий из бюджета муниципального образования "<адрес>" разработан в соответствии со ст. ст. 78, 78.1 БК РФ.

Согласно п. 2 субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам и иным специализированным потребительским кооперативам (далее - УК, ТСЖ, ЖК и СПК), предоставляющим услуги по содержанию и ремонту жилого помещения населению <адрес>, в целях возмещения недополученных доходов, связанных с предоставлением услуг по содержанию и ремонту жилого помещения на основании предельных платежей, установленных Распоряжением Администрации <адрес>.

Постановлением определены критерии отбора юридических лиц на предоставление субсидии. Так, в силу п. 3 критерием отбора УК, ТСЖ, ЖК и СПК на предоставление субсидии является наличие недополученных доходов, связанных с предоставлением услуг по содержанию и ремонту жилого помещения гражданам, установившим индивидуальные приборы учета на коммунальные ресурсы по холодному и (или) горячему водоснабжению (за исключением граждан, в жилых помещениях которых отсутствует техническая возможность их установки), проживающим в многоквартирных домах <адрес> по адресам, указанным в Приложении к настоящему Порядку (далее по тексту - многоквартирный дом, граждане соответственно), по предельным платежам, установленным Распоряжением Администрации <адрес>. Получатели субсидий не должны получать средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, на основании иных нормативных правовых актов или муниципальных правовых актов на цели, указанные в пункте 2 настоящего Порядка.

Условиями для получения субсидии является осуществление деятельности УК, ТСЖ, ЖК и СПК на территории <адрес>, предоставление услуг по содержанию и ремонту жилого помещения гражданам по предельным платежам, установленным Распоряжением Администрации <адрес> (п. 2 постановления).

В постановлении отражены: перечень документов, для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидий УК, ТСЖ, ЖК и СПК; порядок и сроки рассмотрения заявления о предоставлении субсидии, основания для отказа в предоставлении субсидии, порядок заключения договора о предоставлении субсидии, требования к отчетности, контроль соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственность за их нарушение.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> принято Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ N 1304-р «О предельных платежах населения <адрес> за услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, отопления жилого помещения, предельных размерах субсидии управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам и иным специализированным потребительским кооперативам, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, по отоплению жилого помещения населению <адрес>, и об отмене распоряжения Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1430-р».

Распоряжение опубликовано в изданиях: Официальный портал муниципального образования "<адрес>" http://www.gornoaltaysk.ru, ДД.ММ.ГГГГ; "Вестник Горно-Алтайска", N 44, ДД.ММ.ГГГГ (Распоряжение).

Пунктом 1 Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ N 1304-р рекомендовано управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам и иным специализированным потребительским кооперативам, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, отоплению жилого помещения населению <адрес>, проживающему в городе Горно-Алтайске: начисление платежей за услуги по содержанию и ремонту жилого помещения осуществлять по предельным платежам, указанным в приложении N 1 к настоящему Распоряжению; начисление платежей за услуги по отоплению жилого помещения осуществлять по предельным платежам, указанным в приложении N 2 к настоящему Распоряжению.

Пунктом 2 определено установить предельные значения размера субсидии из бюджета муниципального образования "<адрес>" на возмещение недополученных доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам и иным специализированным потребительским кооперативам, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту жилого помещения населению <адрес>, согласно Приложению к настоящему Распоряжению.

Пунктом 3 Распоряжения установлено, что предельный платеж применяется к общей площади жилых помещений в многоквартирном доме, за исключением площади жилых помещений, имеющих техническую возможность установки индивидуальных приборов учета по холодному и (или) горячему водоснабжению, но не установивших индивидуальные приборы учета на коммунальные ресурсы по холодному и (или) горячему водоснабжению.

Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), другими федеральными законами (например, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"), нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с указанными федеральными законами (например, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08. 2006 года N 491).

Жилищным законодательством установлена обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статьи 67, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации), а также установлена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда включает в себя плату за пользование жилым помещением (плату за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (части 1, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) (части 1, 2 и 3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения (части 1 и 2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В абзаце 4 пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилого помещения по договору социального найма и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом (часть 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 1 постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 4982 "Об оплате жилья" размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда в многоквартирных домах устанавливается в размере, определенном договором управления многоквартирным домом.

С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

Следовательно, органы местного самоуправления, вправе устанавливать размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилого помещения по договору социального найма и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом (часть 3 статьи 156 ЖК РФ).

Судом при рассмотрении дела установлено, что положения оспариваемых Распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-Р, постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ применяются с 2014 года.

В частности, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией <адрес> и получателями субсидии Муниципальным унитарным предприятием муниципального образования «<адрес>» «Муниципальная управляющая организация», Муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения «Комбинат коммунальных предприятий», Обществом с ограниченной ответственностью «Расчетный кассовый центр жилищно-эксплуатационный участок» заключены договоры о предоставлении субсидий из бюджета муниципального образования «<адрес>» на возмещение недополученных доходов управляющим организациям, товариществам собственником жилья, жилищным кооперативам и иным специализированным потребительским кооперативам, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту жилого помещения населению <адрес>».

При рассмотрении дела представитель ответчика, представители заинтересованных лиц пояснили, что объекты, входящие в перечень многоквартирных жилых домов поименованных в Приложении к «Порядку предоставления субсидий из бюджета муниципального образования "<адрес>" на возмещение недополученных доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам и иным специализированным потребительским кооперативам, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту жилого помещения населению <адрес>», это маневренный жилой фонд, двухэтажные деревянные дома старой постройки, общежития с большим объемом мест общего пользования. В силу чего, возложение на граждан, проживающих в многоквартирных домах, указанных в постановлении, распоряжении, полной стоимости размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, приведет к резкому увеличению платежей. Если собственники примут решение об установлении такой платы, которая будет экономически обоснованной, то это приведет к нарушению прав управляющих компаний, возможному снижению объема услуг по содержанию и ремонту жилых помещений, и как следствие к снижению сохранности жилищного фонда, безопасности жилья, отказу юридических лиц, от договора управления такими домами.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, анализируя приведенные выше нормы права, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые административным истцом Постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 73, Распоряжение Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1304-р, приняты уполномоченным органом в рамках компетенции, в соответствии с установленными требованиями, предъявляемыми к форме и виду, процедуре принятия, правилам ведения в действие, соответствуют общим требованиям к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, ст. 78 БК РФ.

Администрация <адрес>, разрешая вопрос о Порядке предоставления субсидий из бюджета муниципального образования "<адрес>" на возмещение недополученных доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам и иным специализированным потребительским кооперативам, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту жилого помещения населению <адрес>; о предельных платежах населения <адрес> за услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, отопления жилого помещения, предельных размерах субсидии управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам и иным специализированным потребительским кооперативам, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, по отоплению жилого помещения населению <адрес>, действовала в рамках компетенции.

При этом, п. 2 Распоряжения Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1304-р, в части указания управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам и иным специализированным потребительским кооперативам, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, отоплению жилого помещения населению <адрес>, проживающему в городе Горно-Алтайске: начисления платежей за услуги по содержанию и ремонту жилого помещения осуществлять по предельным платежам, указанным в приложении N 1 к настоящему Распоряжению; начисление платежей за услуги по отоплению жилого помещения осуществлять по предельным платежам, указанным в приложении N 2 к настоящему Распоряжению, носит рекомендательный характер.

Более того, суд исходит из того, что отсутствие возможности у управляющих организаций получения субсидий из бюджета муниципального образования "<адрес>" на возмещение недополученных доходов, может привести к невозможности исполнения со стороны поименованных управляющих компаний обязанности по содержанию общего имущества многоквартирных жилых домов, предоставлению коммунальных услуг, что в свою очередь повлечет нарушение прав третьих лиц, а именно прав собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирных жилых домов, поименованных в приложении к Порядку предоставления субсидий из бюджета муниципального образования "<адрес>", утвержденному Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 73.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления прокурора Республики Алтай в интересах неопределённого круга лиц и муниципального образования «<адрес>» к администрации <адрес> о признании распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-Р «О предельных платежах населения <адрес> за услуги по содержанию и ремонту, отопления жилого помещения, предельных размерах субсидии управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам и иным специализированным потребительским кооперативам, предоставляющим услуги по содержания и ремонту жилого помещения, по отоплению жилого помещения населения <адрес>, и об отмене распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-Р»; признании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка предоставления субсидий из бюджета муниципального образования «<адрес>» на возмещение недополученных доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам и иным специализированным потребительским кооперативам, предоставляющим услуги по содержания и ремонту жилого помещения, населению <адрес>" не соответствующими федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, недействующими с момент принятия, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд.

Судья О.А. Шнайдер

Решение в окончательной форме изготовлено 19.11.2020 года.