дело № 12-7/2021
УИД № 02RS0010-01-2021-000028-97
РЕШЕНИЕ
с. Чоя 16 марта 2021 года
Судья Чойского районного суда Республики Алтай Романова В.Н., рассмотрев в судебном заседании жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью «Рудник «Веселый» ФИО1 на постановление главного специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора по Республике Алтай, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю, Кемеровской области и Республике Алтай №НЗВАТ-1285-кн-в/1 от 21 декабря 2020 года, которым
общество с ограниченной ответственностью «Рудник «Веселый» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны собственности, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 300 000 (триста тысяч) рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора по Республике Алтай, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю, Кемеровской области и Республике Алтай (далее также – должностное лицо, Управление) общество с ограниченной ответственностью «Рудник «Веселый» (далее также – ООО «Рудник «Веселый») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 300 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель ООО «Рудник «Веселый» ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, применить ст. 2.9 КоАП РФ, признав совершенное административное правонарушение малозначительным и освободив от административной ответственности. В обоснование жалобы указывает, что ООО «Рудник «Веселый» показатели добычи руды перевыполнены. В движении руды отчетного баланса запасов и в форме 5-ГР учитываются только те запасы, которые были погашены в отчетном периоде в 2019 году. Погашение – объем отбитой руды с учетом потерь, но без учета разубоживания, которое в 2019 году составило 27,4% (14 730 т). Анализируя объемы добычи попутных компонентов в 2019 году, должностным лицом приняты к сведению лишь данные отчетного баланса формы 5-ГР. Все руды, добытые и переработанные в 2019 году (56 669 т) содержали попутные компоненты, а из переработанных фабрикой 75,1 тыс.т руды было извлечено 142,7 кг золота, 427,5 кг серебра, 110,9 т меди. Некоторые расхождения в объемах планируемых и фактических показателей в части добычи металлов объясняется тем, что Синюхинское месторождение, отрабатываемое ООО «Рудник «Веселый», относится к четвертой (вышей) группе по сложности геологического строения и характеризуется весьма неравномерным оруднением, а также невыдержанными по простиранию и падению элементами залегания рудных тел. Основной добываемый элемент – золото, при это медь и серебро являются попутными компонентами, определяются только по факту и регулировать (планировать) объемы добычи каждого попутного компонента не представляется возможным. Показатели добычи руды и серебра ООО «Рудник «Веселый» перевыполнены. Разница в объемах, планируемых и добытых золота и меди, объясняется не завершением (продолжением) подготовительных и очистных работ на объектах добычи. Правонарушением не был причинен вред общественным отношениям и государственным интересам.
В судебном заседании представитель ООО «Рудник «Веселый» ФИО1 жалобу поддержала.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя ООО «Рудник «Веселый» ФИО1, судья приходит к следующему.
Ч. 2 ст.7.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 года № 2395-1 разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с п. п. 2, 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 года № 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Из обстоятельств дела следует, что ООО «Рудник «Веселый» предоставлено право осуществлять недропользование на территории Республики Алтай на основании лицензии на пользования недрами ГОА 00458 БЭ с целевым назначением и видами работ - добыча коренного золота на Синюхинском месторождении и россыпного золота на р. Синюха».
Лицензия ГОА 00458 БЭ зарегистрирована в Отделе геологии и лицензирования по Республике Алтай (Горно-Алтайскнедра) Департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу 19.09.2017 за № 447, срок окончания действия - 26.05.2026 года. Приложением 1 к лицензии являются условия пользования недрами.
Для ведения добычных работ в пределах Синюхинского золоторудного месторождения разработаны и утверждены технические проекты:
- Технический проект «Разработка Синюхинского золоторудного месторождения» (далее -технический проект) согласован 19.06.2018 года протоколом № 102/18-стп заседания Центральной комиссии по разработке месторождений твердых полезных ископаемых (ЦКР-ТПИ Роснедр) г. Москва;
- Технический проект «Разработка Синюхинского золоторудного месторождения. Дополнение № 1» (далее - дополнение к техническому проекту) согласован 23.07.2019 года протоколом № 129/19-стп заседания Центральной комиссии по разработке месторождений твердых полезных ископаемых (ЦКР-ТПИ Роснедр) г. Москва.
Согласно календарному плану добычи руды в 2019 году должно быть добыто руды – 15240,7 т; золота – 227,3 кг, в том числе из «магазинов» 63,4 кг; серебра 322,0 кг; меди – 138,0 кг.
В соответствии с государственной статистической отчётностью по форме 5-ГР «Сведения о состоянии и изменений запасов твердых полезных ископаемых» за 2019 год (золото) установлено, что в 2019 году ООО «Рудник «Веселый» на Синюхинском месторождении добыто 36 тыс.т руды, золота - 108 кг.
В соответствии с государственной статистической отчётностью по форме 5-ГР «Сведения о состоянии и изменений запасов твердых полезных ископаемых» за 2019 г. (серебро) установлено, что в 2019 году ООО «Рудник «Веселый» на Синюхинском месторождении добыто 9 тыс.т руды, серебра - 91 кг.
В соответствии с государственной статистической отчётностью по форме 5-ГР «Сведения о состоянии и изменений запасов твердых полезных ископаемых» за 2019 г. (медь) установлено, что в 2019 году ООО «Рудник «Веселый» на Синюхинском месторождении добыто 9 тыс.т руды, меди - 28 т.
В период с 26.10.2020 года по 23.11.2020 года Управлением проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Рудник «Веселый», по результатам которой выявлено, что ООО «Рудник «Веселый» в нарушение п. 2, п.10 ч. 2 ст. 22, п. 2, п. 5 ст. 23 Закона РФ от 21.02.1992 года № 2395-1 не соблюдены требования технического проекта в части обеспечения установленного уровня добычи минерального сырья (золота - 227,3 кг, в том числе из «магазинов» 63,4 кг; серебра-322,0 кг; меди - 138,0 т) за 2019 год, что является неисполнением п.4.2 «а», «б» условий пользования недрами к лицензии ГОА 00458 БЭ.
Факт совершения ООО «Рудник «Веселый» административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Оснований ставить под сомнение произведенную должностным лицом оценку доказательств по делу не имеется.
Более того, факт совершения административного правонарушения, а именно пользования недрами с нарушением требований утвержденного в установленном порядке технического проекта представителем ООО «Рудник «Веселый» ФИО1 не оспорен.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы рассмотреть дело полно, всесторонне и объективно, по делу не допущено.
Постановление о привлечении ООО «Рудник «Веселый» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, выразившимися в невыполнении требований технического проекта в части соблюдения проектных показателей по уровню объема добычи минерального сырья за 2019 год.
Из пояснений должностного лица ФИО2, допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля следует, что общество имело возможность пересмотреть условия лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена, и внести соответствующие изменения в технический проект в части показателей по уровню объема добычи золота, серебра, меди, однако этого не сделало, в связи с чем нарушило интересы государства, выразившиеся в неполучении платежей за пользование недрами в соответствии с лицензией и техническим проектом.
С учетом высокой степени общественной опасности совершенного правонарушения, выразившегося в осуществлении обществом хозяйственной деятельности повышенной опасности с нарушением требований законодательства о лицензировании и недропользовании, которое может привести к нерациональному использованию природных ресурсов (недр), а также принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, отсутствие сведений о реализации права обращения в орган, предоставивший лицензию, для пересмотра условий лицензии, оснований считать данное административное правонарушение малозначительным не имеется.
Вместе с тем, судья полагает, что наказание юридическому лицу в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей подлежит снижению до 150000 рублей по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 3 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В судебном заседании представителем ООО «Рудник «Веселый» ФИО1 представлены: справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов от 01.03.2021 года №5141523, справка о состоянии расчетов по налогам №5149411 от 03.03.2021 года, ответ №07-02-04/07249 от 26.02.2021 года об открытых счетах, справка БИЗНЕС-ЦЕНТРА «КОРПОРАТИВНЫЙ БАНК» ПАО «БАНК УРАЛСИБ», справки об остатках денежных средств на счетах, открытых в банках, запрос прокурора Чойского района от 17.02.2021 года, ответ на запрос от 18.02.2021 года, справка о состоянии задолженности от 20.02.2021 года, справка о состоянии расчетов по краткосрочным кредитам и займам на январь 2021 года, справка о состоянии расчетов с поставщиками (подрядчиками), справка по расчетам с прочими контрагентами, справка о состоянии расчетов с покупателями (заказчиками), из которых усматривается тяжелое финансовое положение предприятия.
С учетом справедливости, обоснованности, баланса интересов сторон, принимая во внимание все обстоятельства дела, а также тяжелое финансовое положение юридического лица, судья считает возможным снизить размер административного штрафа, назначенного ООО «Рудник «Веселый», с 300 000 рублей до 150 000 рублей.
При таких обстоятельствах постановление главного специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора по Республике Алтай, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю, Кемеровской области и Республике Алтай Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора № НЗВАТ-1285-кн-в/1 от 21.12.2020 года подлежит изменению в части размера административного штрафа, а именно: его снижения с 300 000 рублей до 150 000 рублей, в остальной части - оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление главного специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора по Республике Алтай, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю, Кемеровской области и Республике Алтай №НЗВАТ-1285-кн-в/1 от 21 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Рудник «Веселый» изменить, снизив размер административного штрафа с 300 000 рублей до 150 000 рублей, в остальной части постановление оставить без изменения, жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью «Рудник «Веселый» ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение 10 суток со дня получения копии через Чойский районный суд Республики Алтай.
Судья В.Н. Романова