ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 020010-01-2022-000574-27 от 12.10.2022 Чойского районного суда (Республика Алтай)

Дело № 2а-194/2022

УИД № 02RS0010-01-2022-000574-27

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 октября 2022 года с. Чоя

Чойский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Кыдыева А.В.,

при секретаре Мешкиновой А.Е.,

с участием помощника прокурора района Кыдырбаевой А.Д.

рассмотрев административное дело по иску прокурора Чойского района Республики Алтай к администрации муниципального образования «Чойский район» Республики Алтай о признании незаконным бездействия по непринятию мер по осуществлению сноса аварийного многоквартирного жилого дома,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чойского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Чойский район» о признании незаконным бездействия по непринятию мер по осуществлению сноса аварийного многоквартирного жилого дома, возложении обязанности осуществить снос аварийного многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Советская, 12, с. Чоя, Чойского района Республики Алтай до 01.09.2023 г. Требования мотивированы тем, что прокуратурой района в связи с информацией, опубликованной в средствах массовой информации «Дорога в школу», проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности, на основании заключения межведомственной комиссии администрации муниципального образования «Чойский район» от 11.10.2021 № 11 установлено, что здание, расположенное по адресу: Чойский район, с. Чоя, ул. Советская, д. 12, не соответствует требованиям эксплуатации и подлежит сносу. Прокуратурой района 26.04.2022 в адрес главы администрации муниципального образования «Чойский район» внесено представление об устранении нарушений законодательства в части принятия мер по сносу многоквартирного жилого дома площадью 493, 4 кв. м., расположенного по адресу: Чойский район, с. Чоя, ул. Советская, д. 12, принятия мер, предупреждающих причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе препятствующих несанкционированному доступу людей в здание. Наличие указанного объекта в аварийном состоянии может привести к необратимым чрезвычайным последствиям, поскольку представляет опасность для окружающих и несовершеннолетних лиц, в том числе по причине нахождения рядом с указанным объектом муниципального образовательного учреждения.

В судебном заседании помощник прокурора Чойского района требования, изложенные в административном иске, поддержала.

Представитель администрации МО «Чойский район» Бобровских С.В. в судебном заседании исковые требования признал в полном объёме, о чем представил письменное заявление.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Частью 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Частью 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

Как следует из материалов дела, прокуратурой района в связи с информацией, опубликованной в средствах массовой информации «Дорога в школу», проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности, в ходе которой установлено, что на основании заключения межведомственной комиссии администрации муниципального образования «Чойский район» от 11.10.2021 № 11 по результатам обследования, здание, расположенное по адресу: Чойский район, с. Чоя, ул. Советская, д. 12, не соответствует требованиям эксплуатации и подлежит сносу. Прокуратурой района 26.04.2022 в адрес главы администрации муниципального образования «Чойский район» внесено представление об устранении нарушений законодательства в части принятия мер по сносу многоквартирного жилого дома площадью 493, 4 кв. м., расположенного по адресу: Чойский район, с. Чоя, ул. Советская, д. 12, принятия мер, предупреждающих причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе препятствующих несанкционированному доступу людей в здание.

Исходя из ответа на представление от 26.05.2022 на основании постановления администрации муниципального образования «Чойский район» от 31.08.2020 № 400 многоквартирный жилой дом, находящийся по адресу: с. Чоя, ул. Советская, д. 12, передан в хозяйственное ведение муниципальному унитарному предприятию «Центр коммунальных услуг» муниципального образования «Чойский район», которым предпринимаются все необходимые меры к недопущению доступа в аварийное здание через окна и двери, при этом по вопросу о сносе указанного жилого дома со стороны должностных лиц администрации действия не предпринимаются.

Вместе с тем проверкой прокуратуры района 29.08.2022 установлено, что на указанном объекте не в полном объеме произведена зашивка (заделка) оконных и дверных проемов, ограждающий забор имеет проемы, предоставляющий свободный доступ неопределённому кругу лиц.

В силу ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (ч. 5 ст. 46 КАС РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 157 КАС РФ в случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.

Суд принимает признание иска административным ответчиком, поскольку это не противоречит закону, не ущемляет интересы сторон, не нарушает права других лиц. Последствия признания административного иска административному ответчику разъяснены и понятны, о чем указано в письменном заявлении.

На основании ст. 187 КАС РФ с учетом мнения сторон, обстоятельств дела, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения суда, указанный в административном иске, до 01.09.2023г., который является разумным.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Чойского района Республики Алтай к администрации муниципального образования «Чойский район» Республики Алтай, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Чойский район» Республики Алтай по непринятию мер по осуществлению сноса аварийного многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Возложить на администрацию муниципального образования «Чойский район» Республики Алтай осуществить снос аварийного многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в срок до 01.09.2023 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Алтай в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Чойский районный суд Республики Алтай.

Судья А.В. Кыдыев

Решение в окончательной форме изготовлено 17 октября 2022 года.