№ 2а-370/2023
УИД № 02RS0010-01-2023-000528-84
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Чоя 13 сентября 2023 года
Чойский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Кыдыева А.В.,
прокурора района Тотолина А.В.,
при секретаре Мешкиновой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чойского района о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чойского района обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточненных исковых требований от 07.09.2023) в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Требование мотивировано тем, что прокуратурой Чойского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия распространению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации, содержащей сведения имеющей признаки экстремизма. Проведенной проверкой установлено, что в сети «Интернет» на Интернет-странице с URL-адресом: https://www.aboutww2militaria.com/ru/rannij-znak-chlena-nsdap.html?desc_language=1 размещено и демонстрируется изображение (фото) нацистской символики. При этом имеет место предложение покупки указанного предмета.
Указанный материал носит выраженный заведомо популяризирующий фашистскую символику, а значит экстремистский характер, поскольку его содержание явно не несет в себе намерение ознакомления неограниченного круга лиц со сведениями, носящими исторический характер, ознакомление с историческими фактами, а имеет под собой смысл распространение, и в последующем демонстрацию указанной нацистской символики фашистской свастикой (символикой Третьего Рейха), тем самым способствуя популяризации фашизма.
Прокурор района в судебном заседании поддержал уточненное административное исковое требование.
Представитель Управления Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав прокурора района, исследовав письменные материалы административного дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Права и свободы человека и гражданина, в соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации, могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ).
Частью 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ установлен запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Аналогичный запрет установлен статьей 12 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», которая запрещает использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремисткой деятельности.
В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В данный реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона № 114-ФЗ возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения, являются экстремистской деятельностью.
Также, согласно названной норме Федерального закона № 114-ФЗ, экстремистской деятельностью является пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения.
Указанное согласуется с положениями статьи 6 Федерального закона от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов», из содержания которой следует, что в �����������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�
Под нацистской символикой понимается знамена, значки, атрибуты униформы, приветствия и пароли, представляющие собой воспроизведение в любой форме соответствующей символики, использовавшейся Национал-социалистической рабочей партией Германии и фашистской партией Италии: свастика, фасция, приветственные жесты и т.д. (Большой юридический словарь). Свастика была принята в качестве символа Национал-социалистической рабочей партии Германии в 1920 г. В 1935 г. ее объявили высшим символом Третьего рейха.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона № 114-ФЗ определено, что предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы, являются экстремистскими материалам.
В соответствии с требованиями статьи 13 Федерального закона № 114-ФЗ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.