ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 02679/2021 от 30.09.2021 Центрального районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

Дело № 2а-3203/2021

56RS0042-01-2021-005143-39

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 сентября 2021 года г. Оренбург

Центральный районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего, судьи Чувашаевой Р.Т.,

при секретаре Портновой А.В.,

с участием представителя административного истца Хлынцевой А.А.,

административного ответчика Коршикова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Оренбургской области к Коршикову Д.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу, налогу на доходы физических лиц и задолженности по пени

УСТАНОВИЛ:

межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 13 по Оренбургской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 13 по Оренбургской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Коршикову Д.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу, налогу на доходы физических лиц и задолженности по пени, указав, что административный ответчик имел в 2018 году в собственности транспортное средство <данные изъяты> государственный регистрационный знак , в связи с чем ему был начислен транспортный налог за 10 месяцев 2018 года в размере 1360 рублей.

Кроме того, Коршиковым Д.А. в 2018 году получен доход по коду 2301 (суммы штрафов, выплачиваемые организацией на основании решения суда) в размере 133900 рублей, с которого не удержан налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в размере 17407 рублей. Во исполнение своих обязанностей АО «Страховое общество газовой промышленности» в порядке п. 5 ст. 226 НК РФ в инспекцию представлена справка по форме 2-НДФЛ от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ год, при этом с учетом п. 7 ст. 3 НК РФ, предполагается, что указанная справка направлена также налоговым агентом в адрес Коршикова Д.А. В адрес административного ответчика на основании п. 2 ст. 52 НК РФ Инспекцией было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражен расчет исчисленного транспортного налога, НДФЛ. В соответствии со ст. 75 НК РФ на неуплаченную в установленный срок сумму налога за каждый календарный день просрочки начислена пеня, процентная ставка которой равна 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ и составляет по транспортному налогу за 2018 год – 16,86 рублей, по НДФЛ за 2018 год – 215,85 рублей. В связи с неисполнением обязанности по уплате недоимок и пени Инспекцией почтовыми отправлениями в адрес Коршикова Д.А. на основании ст. ст. 69, 70 НК РФ направлено требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку сумма исчисленных транспортного налога, НДФЛ и начисленной пени Коршиковым Д.А. не уплачена, инспекцией на основании п. 2 ст. 45, ст. 48 НК РФ и в порядке, предусмотренном главой 11.1 КАС РФ, в адрес мирового судьи судебного участка № 1 Центрального района г. Оренбурга направлено заявление о вынесении судебного приказа на взыскание с Коршикова Д.А. транспортного налога, НДФЛ и задолженности по пени в общей сумме 18999,71 рублей. Мировым судьей судебного участка № 1 Центрального района г. Оренбурга вынесен судебный приказ от 19 мая 2020 года № 02а-0356/104/2020 о взыскании с Коршикова Д.А. недоимки по транспортному налогу, НДФЛ и задолженности по пени, впоследствии отмененный определением от ДД.ММ.ГГГГ.

Просит взыскать с Коршикова Д.А. недоимку по транспортному налогу за 2018 год в размере 1360 рублей, пени по транспортному налогу за 2018 год в размере 16 рублей 86 копеек, недоимку по НДФЛ за 2018 год в размере 15446 рублей 57 копеек, пени по НДФЛ за 2018 год в размере 215 рублей 85 копеек.

Определением суда от 21 сентября 2021 года произведена замена правопредшественника ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга правопреемником Межрайонной ИФНС России № 13 по Оренбургской области.

В судебном заседании представитель административного истца Хлынцева А.А., действующая на основании доверенности, требования административного иска поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить. Дополнительно указала, что часть суммы недоимки по НДФЛ была взыскана судебными приставами до отмены судебного приказа, и в настоящее время задолженность по НДФЛ за 2018 год составляет 15446,57 рублей.

Административный ответчик Коршиков Д.А. в судебном заседании выразил согласие с требованиями о взыскании транспортного налога и пени. С суммой НДФЛ и пени не согласился, полагая, что данная сумма не является доходом, поскольку состоит из штрафа и неустойки, выплаченной ему страховой компанией по решению суда в связи с нарушением его прав, и является компенсацией нарушенных прав. Ввиду данных обстоятельств просил в удовлетворении требований МИФНС России № 13 о взыскании с него недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2018 год и суммы пени отказать.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В силу ст. 44 Налогового кодекса РФ на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога (ст. 44 Налогового кодекса РФ).

Статьей 45 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Данная норма устанавливает общие сроки для направления требования о взыскании налога и пеней. Каких-либо иных сроков для направления требования о взыскании налога и пеней, в частности в зависимости от периода их начисления, в налоговом законодательстве не предусмотрено.

Согласно пункту 1 ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В пункте 3 этой же статьи указано, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 ст. 75 Налогового кодекса РФ).

Обязанность по уплате транспортного налога предусмотрена главной 28 Налогового Кодекса РФ.

Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога (признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные судна, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", которым предусмотрено, что к органам, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств, относятся подразделения ГИБДД МВД РФ. На них в соответствии с п. 4 ст. 85 и п. 4 ст. 362 Налогового кодекса РФ возложена обязанность сообщать в налоговые органы сведения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства.

В соответствии с п. 1 ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые инспекции органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

По смыслу вышеупомянутых положений законодательства, основанием для начисления налоговым органом транспортного налога является предоставленная в ИФНС Государственной инспекцией безопасности дорожного движения выписка из электронной базы данных владельцев автотранспортных средств.

В силу ст. 359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта) определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя (ст. 361 НК РФ).

Законом Оренбургской области от 16.11.2002 г № 322/66-III-ОЗ «О транспортном налоге» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) налоговая ставка для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. установлена в размере 15 рублей с каждой лошадиной силы.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" (пункт 1 статьи 41).

В силу пункта 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды (пункт 1 статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 226 Налогового кодекса РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 Налогового кодекса РФ, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. В соответствии с п. 1 ст. 224 Налогового кодекса РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13%.

При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога, налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога согласно п. 5 ст. 226 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 9 ст. 226 Налогового кодекса РФ уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.

Согласно п.п. 4 п. 1 ст. 228 Налогового кодекса РФ исчисление и уплату налога производят физические лица, получившие доходы, при получении которых не был удержан НДФЛ налоговыми агентами, исходя из сумм таких доходов.

Согласно п. 6 ст. 228 НК РФ налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном п. 5 ст. 226 и п. 14 ст. 226.1 НК РФ, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с п. 72 ст. 217 НК РФ, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 226 НК РФ.

Судом установлено и никем не оспаривалось, что административный ответчик имел в 2018 году в собственности транспортное средство <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , в связи с чем ему был начислен транспортный налог за 10 месяцев 2018 года в размере 1360 рублей.

Кроме того, во исполнение своих обязанностей АО «Страховое общество газовой промышленности» в порядке п. 5 ст. 226 НК РФ в инспекцию представлена справка по форме 2-НДФЛ от ДД.ММ.ГГГГ года № за 2018 год, из которой следует, что Коршиковым Д.А. в 2018 году получен доход по коду 2301 (суммы штрафов, выплачиваемые организацией на основании решения суда) в размере 133900 рублей, с которого не удержан налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в размере 17407 рублей.

Перечень доходов, не подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц, установленный статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации, является исчерпывающим. При этом доход в виде неустойки и штрафа в этом перечне не поименован, в связи с чем он подлежит налогообложению.

В адрес административного ответчика на основании п. 2 ст. 52 НК РФ Инспекцией было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражен расчет исчисленного транспортного налога, налога на доходы физических лиц.

В соответствии со ст. 75 НК РФ на неуплаченную в установленный срок сумму налога за каждый календарный день просрочки начислена пеня, процентная ставка которой равна 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ и составляет по транспортному налогу за 2018 год – 16,86 рублей, по НДФЛ за 2018 год – 215,85 рублей.

В связи с неисполнением обязанности по уплате недоимок и пени Инспекцией почтовыми отправлениями в адрес Коршикова Д.А. на основании ст. ст. 69, 70 НК РФ направлено требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку сумма исчисленных транспортного налога, НДФЛ и начисленной пени Коршиковым Д.А. не уплачена, инспекцией на основании п. 2 ст. 45, ст. 48 НК РФ и в порядке, предусмотренном главой 11.1 КАС РФ, в адрес мирового судьи судебного участка № 1 Центрального района г. Оренбурга направлено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Коршикова Д.А. транспортного налога, налога на доходы физических лиц и задолженности по пени на общую сумму 18999,71 рублей.

Мировым судьей судебного участка № 1 Центрального района г. Оренбурга вынесен судебный приказ от 19 мая 2020 года № 02а-0356/104/2020 о взыскании с Коршикова Д.А. недоимки по транспортному налогу, НДФЛ и задолженности по пени, впоследствии отмененный определением от 3 февраля 2021 года.

В настоящее время недоимка по НДФЛ за 2018 год составляет 15446,57 рублей, в связи с частичной оплатой Коршиковым Д.А. суммы НДФЛ за 2018 год в размере 1960,43 рублей.

В силу ч 2 ст. 48 Налогового Кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

26 июля 2021 года, то есть в установленный законом срок, ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по налогам и пени по транспортному налогу и НДФЛ.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по вышеуказанным требованиям за административным ответчиком числится задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 1360 рублей, по налогу на доходы физических лиц в размере 15446 рублей 57 копеек.

Как усматривается из материалов дела, Коршикову Д.А. начислен транспортный налог за автомобиль марки <данные изъяты> в сумме 1360 рублей, исходя из мощности двигателя л.с., и налоговой ставки 15 рублей за лошадиную силу, а также месяцев владения.

Законом Оренбургской области от 16.11.2002 года № 322/66-III-ОЗ «О транспортном налоге» (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) налоговая ставка для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. установлена в размере 15 рублей с каждой лошадиной силы.

Доказательств того, что Коршиковым Д.А. произведена уплата начисленного транспортного налога, а также НДФЛ, в рамках рассмотрения спора суду не представлено, равно как и не представлено доказательств того, что расчет налога произведен неверно.

Поскольку сумма транспортного налога за 2018 год, НДФЛ исчислена верно, до настоящего времени уплата налогов налогоплательщиком не произведена, сроки для обращения в суд с иском о принудительном взыскании налога инспекцией соблюдены, суд находит требования Межрайонной ИФНС России № 13 по Оренбургской области о взыскании недоимки обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться, в том числе пеней.

Согласно пункту 1 статьи 75 настоящего Кодекса, пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 75).

Пункт 1 настоящей статьи устанавливает, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Из изложенных норм права следует, что пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу. При этом основанием для прекращения начисления пени является уплата налога.

Поскольку Коршиков Д.А. в установленный законодательством срок обязанность по уплате транспортного налога и НДФЛ не исполнил, то ему произведено начисление пени по транспортному налогу за 2018 год в размере 16 рублей 86 копеек, по НДФЛ за 2018 год в размере 215 рублей 85 копеек.

Доказательств того, что размер пени является иным, или пеня погашена, суду не представлено.

Таким образом, с Коршикова Д.А. в пользу Межрайонной ИФНС России № 13 по Оренбургской области подлежит взысканию сумма пени по транспортному налогу за 2018 год в размере 16 рублей 86 копеек, пени по НДФЛ в размере 215 рублей 85 копеек

Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Следовательно, с Коршикова Д.А. в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 681 рубля 57 копеек.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Оренбургской области к Коршикову Д.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу, налогу на доходы физических лиц и задолженности по пени удовлетворить.

Взыскать с Коршикова Д.А., проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 13 по Оренбургской области недоимку по транспортному налогу за 2018 год в размере 1360 рублей, пени по транспортному налогу за 2018 год в размере 16 рублей 86 копеек, недоимку по НДФЛ за 2018 год в размере 15446 рублей 57 копеек, пени по НДФЛ за 2018 год в размере 215 рублей 85 копеек, а всего на общую сумму 17039 рублей 28 копеек.

Взыскать с Коршикова Д.А. государственную пошлину в бюджет муниципального образования «город Оренбург» в размере 681 рубля 57 копеек.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 7 октября 2021 года.

Судья Р.Т. Чувашаева