Дело № 2а-3544/2020
56RS0042-01-2020-005929-90
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 25 сентября 2020 года
Центральный районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Р.Т. Чувашаевой,
при секретаре Портновой А.В.,
с участием представителя административного истца Рахубовской Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга к Евдокимову А.Ю. о взыскании пени по страховым взносам
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга обратилась в суд с административным исковым заявлением к Евдокимову А.Ю., указав, что административный ответчик состоит на учете в ИФНС по Центральному району г. Оренбурга. В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» инспекции переданы полномочия по администрированию страховых взносов. Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. Административным ответчиком в установленный законом срок не уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование. В соответствии со ст. 75 НК РФ на неуплаченную в установленный срок сумму страховых взносов за каждый календарный день просрочки начислена пеня, процентная ставка которой равна 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ, и составляет: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2010 года – 1646 рублей 77 копеек; в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату накопительной пенсии до 1 января 2010 года – 76 рублей 66 копеек; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года – 00 рублей 23 копеек.
В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга почтовым отправлением в адрес административного ответчика направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Поскольку суммы исчисленных пени по страховым взносам плательщиком не уплачены, ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга в адрес мирового судьи направлено заявление о вынесении судебного приказа. Мировым судьей судебного участка № 7 Центрального района г. Оренбурга 23.03.2020 года вынесен судебный приказ о взыскании с плательщика пени по страховым, впоследствии отмененный определением мирового судьи от 23.03.2020 года. До настоящего времени суммы начисленной пени плательщиком не уплачены. Просит взыскать с Евдокимова А.Ю. пени по ОПС за расчетные периоды до 1 января 2010 года в размере 76 рублей 66 копеек, пени по ОПС за расчетные периоды до 1 января 2010 года в размере 1646 рублей 77 копеек, пени по ОМС за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в размере 00 рублей 23 копеек, а всего на сумму 1723 рублей 66 копеек.
В судебном заседании представитель административного истца Рахубовская Л.В., действующий на основании доверенности, требования административного иска поддержала в полном объеме и просила удовлетворить иск, а также восстановить срок подачи административного искового заявления.
Административный ответчик Евдокимов А.Ю. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Изучив доводы административного иска, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Налогового Кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
В соответствии со ст. 19 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу ст. 44 Налогового Кодекса РФ на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных Налоговым Кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога (ст. 44 Налогового Кодекса РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки (ст. ст. 48, 69 Налогового кодекса РФ).
В силу ч. 1 ст. 70 Налогового Кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, у организации или индивидуального предпринимателя - 3 000 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (части 1, 2 ст. 69 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с частями 1, 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно п. 1 ст. 75 Налогового Кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с п. 5 ст. 75 Налогового кодекса РФ пени уплачиваются одновременно с суммами налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как следует из материалов дела, Евдокимов А.Ю. состоит на учете в ИФНС по Центральному району г. Оренбурга.
В ИФНС по Центральному району г. Оренбурга от Управления Пенсионного фонда РФ в г. Оренбурге передан пакет документов о наличии задолженности по страховым взносам в отношении Евдокимова А.Ю., которой в установленный законом срок не уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
В соответствии со ст. 75 НК РФ на неуплаченную в установленный срок сумму страховых взносов за каждый календарный день просрочки начислена пеня, процентная ставка которой равна 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ, и составляет: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2010 года – 1646 рублей 77 копеек; по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату накопительной пенсии до 1 января 2010 года – 76 рублей 66 копеек; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года – 00 рублей 23 копеек.
В связи с неисполнением обязанности по уплате пени по страховым взносам ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга почтовым отправлением в адрес административного ответчика направлены требования от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№.
Поскольку суммы исчисленных пени по страховым взносам плательщиком не уплачены, ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга в адрес мирового судьи направлено заявление о вынесении судебного приказа.
Мировым судьей судебного участка № 7 Центрального района г. Оренбурга 23 марта 2020 года вынесен судебный приказ о взыскании с Евдокимова А.Ю. пени по страховым взносам.
Определением мирового судьи судебного участка № 7 Центрального района г. Оренбурга от 23 марта 2020 года судебный приказ от 23 марта 2020 года был отменен.
1 сентября 2020 года, то есть в установленный законом срок, ИФНС по Центральному району обратилась в суд с административным исковым заявлением.
В соответствии с частью 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии с п. 5 ст. 75 Налогового кодекса РФ пени уплачиваются одновременно с суммами налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 17 февраля 2015 года № 422-О отметил, что принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ). С учетом изложенного, необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носит акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (п. 57 Постановления от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросов, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ») пени взыскиваются, только если инспекция своевременно приняла меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.
Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного. После истечения срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате.
Таким образом, налоговое законодательство устанавливает возможность начисления пени исключительно из того обстоятельства, что не утрачена возможность взыскания самой суммы налога.
В материалы дела административным истцом представлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым начислена пеня по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в размере 00 рублей 23 копеек.
Однако административным истцом не представлено доказательств, что налоговым органом предпринимались предусмотренные законом меры по принудительному взысканию с Евдокимова А.Ю. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Таким образом, из материалов дела и представленных доказательств следует, что право на взыскание суммы страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, на которую начислена пеня, на момент направления требования № об оплате пени в сумме 00 рублей 23 копеек, налоговым органом утрачено. Следовательно, отсутствуют основания для начисления и взыскания с административного ответчика суммы пени по данным страховым взносам, в связи с чем требования административного истца в этой части не подлежат удовлетворению, как и ходатайство о восстановлении срока для взыскания пени.
Кроме того, как следует из требования № от ДД.ММ.ГГГГ, административным истцом заявлены требования о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
По представленным инспекцией сведениям, административный ответчик состоял на учете в ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга в как индивидуальный предприниматель до 27 мая 2015 года.
Таким образом, требования административного истца в части взыскания пени по ОПС за расчетные периоды до 1 января 2010 года в размере 1646 рублей 77 копеек, пени по ОПС за расчетные периоды до 1 января 2010 года в размере 76 рублей 66 копеек не подлежат удовлетворению в связи с признанием их безнадежными к взысканию.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения административных исковых требований ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 289-290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга к Евдокимову А.Ю. о взыскании пени по ОПС за расчетные периоды до 1 января 2010 года в размере 76 рублей 66 копеек, пени по ОПС за расчетные периоды до 1 января 2010 года в размере 1646 рублей 77 копеек, пени по ОМС за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в размере 00 рублей 23 копеек, а всего на сумму 1723 рублей 66 копеек – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 2 октября 2020 года.
Судья Р.Т. Чувашаева