ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 02/2-274/2015 от 21.03.2016 Кандалакшского районного суда (Мурманская область)

Дело № 02/2-6/2016

Мотивированное решение изготовлено 21 марта 2016 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 марта 2016 года п. Умба

Кандалакшский районный суд постоянное судебное присутствие в п.г.т. Умба Терского района Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Рубана В.В. – единолично,

при секретаре Едемской О.С.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Титкова А.В. к СПАО «Ингосстрах» (ОСАО «Ингосстрах»), Российскому Союзу Автостраховщиков о возложении обязанности внести изменения в АИС РСА в отношении класса и коэффициента «бонус-малус» водителя Титковой Э.Ф.,

УСТАНОВИЛ:

Титков А.В. обратился в суд с иском к СПАО «Ингосстрах» (ОСАО «Ингосстрах») о возложении обязанности внести изменения в АИС РСА в отношении класса и коэффициента «бонус-малус» (далее по тексту – КБМ) водителя Титковой Э.Ф.

Свои исковые требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ им был заключен договор обязательного страхования с ОСАО «Ингосстрах» на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в котором в качестве лица, допущенного к управлению автомобилем, была указана также Титкова Э.Ф. Согласно представленных ОСАО «Ингосстрах» сведений, Титковой Э.Ф. установлен класс - 06.

При заключении договора страхования с ООО «Ренессанс страхование» от ДД.ММ.ГГГГ к водителю Титковой Э.Ф. был применен 5 класс страхования (КБМ – 0,9), такой же, как и указан в предыдущем договоре.

Из сообщений СПАО «Ингосстрах» следует, что по договору обязательного страхования гражданского ответственности от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (страховой полис ) данные о заключенном договоре переданы в АИС только ДД.ММ.ГГГГ с нарушением сроков, предусмотренных частью 7 статьи 15 федерального закона № 40-ФЗ.

В связи с тем, что в отношении Титковой Э.Ф. в АИС РСА был внесен неверный класс страхования – 5 (КБМ – 0,9), а должен быть 6 класс (КБМ – 0,85) это привело к уплате истцом излишне уплаченной страховой премии по договору и в дальнейшем с каждым заключенным истцом новым договором обязательной гражданской ответственности транспортных средств будет приводить к уплате увеличенной страховой премии.

Просит суд обязать СПАО «Ингосстрах» (ОСАО «Ингосстрах») внести в отношении Титковой Э.Ф. в АИС РСА 6 класс (КБМ – 0,85) на декабрь 2014 года.

ДД.ММ.ГГГГ от истца в суд поступило заявление об уточнении исковых требований, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ истцом был заключен договор обязательного страхования с «Ренессанс страхование» на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В отношении водителя Титковой Э.Ф. в договоре применен 6 класс (КБМ - 0,85), а должен быть применен 7 класс (КБМ – 0,8) с учетом неправильного внесения в 2014 году информации СПАО «Ингосстрах» в АИС РСА. Указывает, что в силу федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от ДД.ММ.ГГГГ № 40-ФЗ Российский союз автостраховщиков является оператором формирования и использования информационных ресурсов, содержащих сведения об обязательном страховании, в том числе сведения о договорах обязательного страхования и страховых случаях, персональные данные о страхователях и потерпевших.

Просит суд:

обязать СПАО «Ингосстрах» (ОСАО «Ингосстрах») внести в отношении Титковой Э.Ф. в АИС РСА 6 класс (КБМ – 0,85) на ДД.ММ.ГГГГ;

обязать Российский Союз Автостраховщиков внести в отношении Титковой Э.Ф. в АИС РСА 7 класс (КБМ – 0,8) на ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 43-44).

Истец Титков А.В. в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика Страхового публичного акционерного общества «Ингосстрах» в лице филиала САПО «Ингосстрах» в Мурманской области (далее по тексту – СПАО «Ингосстрах») в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, направил в суд отзывы на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в которых возражает против удовлетворения исковых требований, поясняя, что ответчик не присваивает КБМ в следующем полисе, а лишь передает данные о том, какой КБМ был в прошлом договоре и автоматизированная информационная система обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее по тексту – АИС ОСАГО) при запросе уже решает, какой класс должен быть в следующем договоре, при этом считает, что ответчик внес достоверные данные в АИС ОСАГО. Ходатайствовал о рассмотрении дела без участия своего представителя (т. 1, л.д. 109-111, 160-162, т. 2, л.д. 99-102, 162-165).

Представитель Российского Союза Автостраховщиков (далее по тексту – РСА), привлеченного определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика (т. 1, л.д. 91-92), в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, направил в суд отзыв на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ в котором возражает против удовлетворения исковых требований, указывая, что положениями Закона об ОСАГО не предусмотрена возможность внесения РСА в АИС ОСАГО информации о страховании, при этом 5 класс страхования Титковой Э.Ф. был присвоен в соответствии с требованиями закона. Ходатайствовал о рассмотрении дела без участия своего представителя (т. 1, л.д. 172-178)

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требования относительно предмета спора на стороне ответчика ООО «Ренессанс страхование», в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором удовлетворение исковых требований оставляют на усмотрение суда, ходатайствуют о рассмотрении дела без участия своего представителя (т. 2, л.д. 36-39).

Титкова Э.Ф., привлеченная к участию в деле определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, в судебном заседании участия не принимала, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, направила в суд заявление, в котором просит удовлетворить иск, ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия (т. 2, л.д. 132-133).

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 954 Гражданского кодекса Российской Федерации, под страховой премией понимается плата за страхование, которую страхователь (выгодоприобретатель) обязан уплатить страховщику в порядке и в сроки, которые установлены договором страхования.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 15 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована. Договор обязательного страхования заключается в отношении владельца транспортного средства, лиц, указанных им в договоре обязательного страхования, или в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством в соответствии с условиями договора обязательного страхования, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании.

Согласно пункта 7 этой же статьи при заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, или выдает лицу, обратившемуся к нему за заключением договора обязательного страхования, мотивированный отказ в письменной форме о невозможности заключения такого договора, о чем также информирует Банк России и профессиональное объединение страховщиков. Страховщик не позднее одного рабочего дня со дня заключения договора обязательного страхования вносит сведения, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленные при заключении этого договора, в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Бланк страхового полиса обязательного страхования является документом строгой отчетности.

При получении от страхователя сообщения об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) предоставленных при заключении этого договора, страховщик вносит изменения в страховой полис обязательного страхования, а также в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, не позднее пяти рабочих дней с даты внесения изменений в страховой полис обязательного страхования (пункт 9 статьи 15 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

Согласно пункту 2 этой же статьи, коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются, в том числе, в зависимости от:

а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц, их филиалов или представительств - по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, указанному в учредительном документе юридического лица;

б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей.

Согласно пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», срок действия договора обязательного страхования составляет один год, за исключением случаев, для которых настоящей статьей предусмотрены иные сроки действия такого договора.

Таким образом, продление договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется по истечении срока его действия путем заключения со страховщиком договора страхования на новый срок.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования. Доля страховой премии, непосредственно предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат, не может быть менее чем 80 процентов страховой премии. Страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Согласно пункта 2.1 главы 2 Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Банком России 19 сентября 2014 года № 431-П, страховая премия рассчитывается страховщиком в соответствии со страховыми тарифами, определенными страховщиком с учетом требований, установленных Банком России. Расчет страховой премии по договору обязательного страхования осуществляется страховщиком исходя из сведений, сообщенных страхователем в письменном заявлении о заключении договора обязательного страхования или заявлении, направленном страховщику в виде электронного документа, сведений о страховании с учетом информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.

Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях, коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств установлены Указанием Банка России от 19 сентября 2014 года № 3384-У.

Согласно пункта 2 Приложения № 2 к Указанию Банка России от 19 сентября 2014 года № 3384-У, класс водителя по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования, рассчитывается в соответствии с коэффициентом страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее – коэффициент КБМ) следующим образом:

- на начало годового срока страхования коэффициент КБМ определяется – 1, класс водителя – 3;

- при нулевых страховых возмещениях при оформлении следующего договора страхования коэффициент КБМ определяется – 0,95, класс водителя – 4;

- при нулевых страховых возмещениях при оформлении следующего договора страхования коэффициент КБМ определяется – 0,9, класс водителя – 5;

- при нулевых страховых возмещениях при оформлении следующего договора страхования коэффициент КБМ определяется – 0,85, класс водителя – 6;

- при нулевых страховых возмещениях при оформлении следующего договора страхования коэффициент КБМ определяется – 0,8, класс водителя – 7.

Согласно пункта 1 Примечаний к пункту 2 Приложения № 2 к Указанию Банка России от 19 сентября 2014 года № 3384-У, коэффициент КБМ применяется при заключении или изменении договора обязательного страхования со сроком действия один год.

Согласно пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 25 апреля 2002 года 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», в целях информационного обеспечения возможности заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа, осуществления компенсационных выплат, прямого возмещения убытков, применения коэффициента, входящего в состав страховых тарифов и предусмотренного подпунктом «б» пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, анализа экономической обоснованности страховых тарифов, взаимодействия со страховщиками, заключившими договоры страхования средств наземного транспорта с потерпевшими, контроля за осуществлением обязательного страхования, и реализации иных положений настоящего Федерального закона создается автоматизированная информационная система обязательного страхования, содержащая сведения о договорах обязательного страхования, страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах, статистические данные и иные необходимые сведения об обязательном страховании.

К информации, содержащейся в информационной системе, обеспечивается свободный доступ, за исключением информации ограниченного доступа. Информация ограниченного доступа предоставляется органам государственной власти, Банку России, страховщикам и их профессиональным объединениям, иным органам и организациям в соответствии с их компетенцией, определенной законодательством Российской Федерации, и в установленном для них порядке.

Оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования, организующим и (или) осуществляющим обработку формируемых в ней сведений, является профессиональное объединение страховщиков.

Оператор автоматизированной информационной системы обязательного страхования осуществляет следующие полномочия: организует и (или) осуществляет обработку персональных данных, формируемых в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных в целях обеспечения реализации положений настоящего Федерального закона; принимает необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий; осуществляет иные полномочия, связанные с достижением цели создания автоматизированной информационной системы обязательного страхования.

Профессиональным объединением страховщиков в Российской Федерации является Российский Союз Автостраховщиков.

Согласно подпункту 4 пункта 2.2 Устава РСА, одним из основных предметов деятельности Союза является формирование и использование информационных ресурсов, содержащих сведения, предоставляемые членами Союза об обязательном страховании, в том числе сведения о страховщиках, договорах обязательного страхования и страховых случаях, персональные данные о страхователях и потерпевших, с обеспечением установленных законодательством Российской Федерации требований о защите информации ограниченного доступа (т. 2 л.д. 18).

В случае отсутствия страховых возмещений в течение срока действия досрочно прекращенного договора при заключении договора обязательного страхования на новый срок присваивается класс, который был присвоен собственнику (если договор обязательного страхования не предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством) или водителю (если договор обязательного страхования предусматривает ограничение лиц, допущенных к управлению транспортным средством) при заключении досрочно прекращенного договора обязательного страхования (пункт 9 Примечаний к пункту 2 Приложения № 2 к Указанию Банка России от 19 сентября 2014 года № 3384-У).

Согласно пункта 10 Приложения № 2 к Указанию Банка России от 19 сентября 2014 года № 3384-У, для определения класса учитываются сведения по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за один год до даты начала срока страхования по договору обязательного страхования.

В соответствии с пунктом 3 Примечаний к Приложению № 2 к Указанию Банка России от 19 сентября 2014 года № 3384-У, сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника транспортного средства (водителя), могут быть получены из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», если иное не установлено Положением Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 1 октября 2014 года № 34204.

Указанием Банка России от 10 апреля 2015 года № 3620-У «О порядке создания и эксплуатации единой автоматизированной системы и перечнях видов информации, предоставляемой страховщиками» установлен порядок создания и эксплуатации единой автоматизированной системы, в том числе обеспечения доступа к содержащейся в ней информации, а также перечни видов информации, предоставляемой страховщиками, осуществляющими страхование средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта) и (или) страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, в обязательном порядке.

Согласно пункта 1 данного Указания, единая автоматизированная система обеспечивает взаимодействие оператора единой автоматизированной системы, Банка России, страховщиков и страхователей (выгодоприобретателей).

В соответствии с пунктом 2 Указания страховщики передают оператору информацию согласно перечням видов информации, определенным в приложении к настоящему Указанию, в отношении каждого договора страхования средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта) и договора страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (далее – договоры страхования). В случае заключения (изменения) договора страхования, предусматривающего как страхование средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта), так и страхование гражданской ответственности владельца автотранспортного средства, в единую автоматизированную систему передается информация об одном договоре страхования.

Согласно пункту 3 приложения к Указанию Банка России от 10 апреля 2015 года № 3620-У страховщиками в обязательном порядке в единую автоматизированную систему предоставляется информация о договоре страхования, в том числе информация о первичном договоре страхования, информация о дате заключения договора страхования, информация о номере договора страхования, а также информация о дате начала действия договора страхования с (дата, время) и дате окончания действия договора страхования по (дата, время).

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и СПАО «Ингосстрах» заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (далее по тексту – договор ОСАГО) со сроком действия 00 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ по 23 часа 59 минут 59 секунд ДД.ММ.ГГГГ. В числе лиц, допущенных к управлению транспортным средством указана, в том числе Титкова Э.Ф. В указанном договоре был установлен КБМ – 1, что соответствует классу водителя - 3 (т. 1, л.д. 55). Согласно сведениям из АИС ОСАГО по указанному договору Титковой Э.Ф. установлен класс – 3 (т. 2, л.д. 28, 172).

ДД.ММ.ГГГГ между истцом и СПАО «Ингосстрах» заключен договор ОСАГО со сроком действия 00 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ по 23 часа 59 минут 59 секунд ДД.ММ.ГГГГ. В числе лиц, допущенных к управлению транспортным средством указана, в том числе Титкова Э.Ф. В указанном договоре был установлен КБМ – 0,95, что соответствует классу водителя - 4 (т. 1, л.д. 62). Согласно сведениям из АИС ОСАГО по указанному договору Титковой Э.Ф. установлен класс – 4 (т. 2, л.д. 28, 172).

ДД.ММ.ГГГГ между истцом и СПАО «Ингосстрах» заключен договор ОСАГО со сроком действия 00 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ по 23 часа 59 минут 59 секунд ДД.ММ.ГГГГ. В числе лиц, допущенных к управлению транспортным средством Титкова Э.Ф. не указана. В указанном договоре был установлен КБМ – 0,9, что соответствует классу водителя - 5 (т. 1, л.д. 71).

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в СПАО «Ингосстрах» с заявлением, в котором просил внести изменения в вышеуказанный договор страхования в части внесения в число водителей Титкову Э.Ф. (т.1, л.д. 70) и ДД.ММ.ГГГГ между истцом и СПАО «Ингосстрах» заключен договор ОСАГО со сроком действия 00 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ по 23 часа 59 минут 59 секунд ДД.ММ.ГГГГ. В числе лиц, допущенных к управлению транспортным средством указана, в том числе Титкова Э.Ф. В указанном договоре был установлен КБМ – 0,9, что соответствует классу водителя - 5 (т. 1, л.д. 69). Согласно сведениям из АИС ОСАГО указанный договор был внесен в АИС РСА в качестве дополнительного соглашения и Титковой Э.Ф. был установлен класс – 5 (т. 2, л.д. 28, 172).

ДД.ММ.ГГГГ между истцом и СПАО «Ингосстрах» заключен договор ОСАГО со сроком действия 00 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ по 23 часа 59 минут 59 секунд ДД.ММ.ГГГГ. В числе лиц, допущенных к управлению транспортным средством указана, в том числе Титкова Э.Ф. В указанном договоре был установлен КБМ – 0,55, что соответствует классу водителя - 6 (т. 1, л.д. 84). Согласно сведениям из АИС ОСАГО по указанному договору Титковой Э.Ф. установлен класс – 6 (т. 2, л.д. 28, 172).

Однако, ДД.ММ.ГГГГ до окончания срока действия вышеуказанного договора между истцом и ООО «Ренессанс страхование» был заключен договор ОСАГО ССС со сроком действия 00 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ по 23 часа 59 минут 59 секунд ДД.ММ.ГГГГ. В числе лиц, допущенных к управлению транспортным средством указана, в том числе Титкова Э.Ф. (т. 1, л.д. 13). Согласно сведениям из АИС ОСАГО по указанному договору Титковой Э.Ф. установлен класс – 5 (т. 2, л.д. 28, 172).

ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ООО «Ренессанс страхование» был заключен договор ОСАГО со сроком действия 00 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ по 24 часа 00 минут ДД.ММ.ГГГГ. В числе лиц, допущенных к управлению транспортным средством указана, в том числе Титкова Э.Ф. (т. 1, л.д. 47). Согласно сведениям из АИС ОСАГО по указанному договору Титковой Э.Ф. установлен класс – 6 (т. 2, л.д. 28, 172).

По вышеуказанным договорам ОСАГО страховых возмещений не имелось.

Как следует из представленных материалов дела сведения о договорах страхования, заключенных с СПАО «Ингосстрах» внесены страховщиком в АИС ОСАГО (т. 1, л.д. 59-61, 66-68, 75-83, 88-90).

Однако, как следует из представленной СПАО «Ингосстрах» распечатки xml-файлов, подтверждающих передачу сведений по договору ОСАГО в АИС РСА от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 139), а также представленного перевода указанных xml-файлов на русский язык (т. 2, л.д. 118), в АИС РСА внесены сведения о страховом полисе от ДД.ММ.ГГГГ не соответствующие договору страхования в части начала действия соглашения, а именно, в АИС ОСАГО переданы данные о начале действия соглашения с ДД.ММ.ГГГГ с 00 часов 01 минуты 00 секунд, тогда как в договоре указан срок начала его действия с 00 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, согласно внесенных в АИС ОСАГО данных, договор ОСАГО действовал один год, а дополнительное соглашение к указанному договору, в которое и была включена Титкова Э.Ф. (договор ОСАГО ) действовало менее одного года, о чем также указывает в своем отзыве РСА, ссылаясь при этом на то, что, если водитель вписан в договор ОСАГО не с даты заключения данного договора, при заключении нового договора ОСАГО водителю присваивается тот же КБМ (класс не повышается) (т. 1, л.д. 176-177).

При указанных обстоятельствах, при заключении ДД.ММ.ГГГГ договора ОСАГО между истцом и ООО «Ренессанс страхование», последним были запрошены сведения из АИС ОСАГО, по данным которого предыдущим договором страхования для Титковой Э.Ф. указан договор , КБМ по предыдущему договору – 5, а КБМ для оформляемого договора, то есть договора ОСАГО по данным АИС ОСАГО составил 0,9, а класс водителя Титковой Э.Ф. – 5. При этом договор ОСАГО при определении КБМ не учитывался, поскольку действовал менее одного года (т. 2, л.д. 41, 172).

Учитывая, что по сведениям АИС ОСАГО договор ОСАГО проходит как дополнительное соглашение к договору ОСАГО со сроком действия менее одного года, АИС ОСАГО и выдало 5 класс водителя Титковой Э.Ф. при заключении договора ОСАГО , что повлекло за собой установление по указанному договору КБМ – 0,9.

Несмотря на изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о возложения на СПАО «Ингосстрах» обязанности внести в отношении Титковой Э.Ф. в АИС ОСАГО на ДД.ММ.ГГГГ 6 класс (КБМ – 0,85), поскольку, как установлено в судебном заседании классы водителю Титковой Э.Ф. по договорам ОСАГО, заключенным с СПАО «Ингосстрах» установлены верно и лицами, участвующими в деле не оспариваются.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ действовал договор ОСАГО , в котором также был верно указан класс водителя Титковой Э.Ф – 6. При указанных обстоятельствах, внесение в систему АИС ОСАГО 6 класса (КБМ – 0,85) в отношении Титковой Э.Ф. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ невозможно. Кроме того, указанные данные вносятся страховщиком в АИС ОСАГО при внесении сведений о заключенных договорах ОСАГО с привязкой к ним. И, поскольку, истцом не заявлено требований о внесении соответствующих изменений в АИС ОСАГО в сведения о договорах ОСАГО в части срока их действия, которые в последующем позволили бы применить новому страховщику соответствующий класс при заключении договора ОСАГО, а суд, в силу части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не вправе выйти за пределы исковых требований, заявленные истцом требования удовлетворению не подлежат.

Кроме того, учитывая, что действующим законодательством установлены полномочия РСА только в качестве оператора АИС ОСАГО, который организует и (или) осуществляет техническую, организационную обработку сведений, вносимых в АИС ОСАГО страховыми организациями, суд приходит к выводу, что требование истца в части возложения на РСА обязанности внести в отношении Титковой Э.Ф. в АИС РСА 7 класс (КБМ – 0,8) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ также не основано на законе и сводится к возложению на РСА не предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанности.

Доводы истца о том, что сведения по договору ОСАГО были внесены в АИС ОСАГО только ДД.ММ.ГГГГ, на выводы суда не влияют, учитывая, что указанные сведения были внесены до заключения между истцом и ООО «Ренессанс страхование» договора ОСАГО от ДД.ММ.ГГГГ, в котором, как указывает истец и был не верно указан класс водителя Титковой Э.Ф. (т. 1, л.д. 13).

Доводы истца, изложенные в пояснениях к исковому заявлению о том, что к договору ОСАГО дополнительное соглашение не заключалось, а договор ОСАГО является самостоятельным договором, Титкова Э.Ф. была указана во всех договорах ОСАГО, начиная с 2011 года и при этом в период действия договора ОСАГО и был заключен договор с ООО «Ренессанс страхование» (т. 2, л.д. 69-70), как и ссылка истца в дополнениях к исковому заявлению о имеющихся ошибкам в представленных xml-файлах, подтверждающих передачу сведений в АИС ОСАГО (т. 1, л.д. 158-159), также при установленных судом обстоятельствах не влияют на выводы суда.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования истца удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Титкову А.В. в исковых требованиях к СПАО «Ингосстрах» (ОСАО «Ингосстрах») о возложении обязанности внести в отношении Титковой Э.Ф. в АИС РСА 6 класс (КБМ – 0,85) на ДД.ММ.ГГГГ, а также к Российскому Союзу Автостраховщиков о возложении обязанности внести в отношении Титковой Э.Ф. в АИС РСА 7 класс (КБМ – 0,8) на ДД.ММ.ГГГГ – отказать.

Данное решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кандалакшский районный суд постоянное судебное присутствие в пгт. Умба Терского района Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.В. Рубан