Дело № 02/2-49/2017 март 2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 марта 2017 года п. Умба
Кандалакшский районный суд Мурманской области постоянное судебное присутствие в п. Умба Терского района в составе:
председательствующего судьи – Березина А.Н.,
при секретаре Лобовой И.А.,
с участием: представителя истца – старшего помощника прокурора Терского района Мурманской области Голуб А.В.,
представителя администрации муниципального образования сельское поселение Варзуга по доверенности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Терского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельское поселение Варзуга Терского района о возложении обязанности привести официальный сайт администрации муниципального образования сельское поселение Варзуга в соответствие с требованиями действующего законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Терского района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельское поселение Варзуга Терского района о возложении обязанности привести официальный сайт администрации муниципального образования сельское поселение Варзуга в соответствие с требованиями действующего законодательства.
В обоснование своих требований указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления в деятельности администрации муниципального образования сельское поселение Варзуга Терского района.
В ходе проверки установлено, что официальный сайт администрации муниципального образования сельское поселение Варзуга http://варзуга-адм.рф открылся 03.02.2016, вместе с тем, до настоящего времени на сайте размещена не вся необходимая информация, предусмотренная ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ и постановлением Правительства Мурманской области от 20.10.2016 № 518-ПП, что влечет за собой нарушение прав граждан, (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, на получение полной достоверной и актуальной информации о деятельности органов местного самоуправления
Просит обязать администрацию муниципального образования сельское поселение Варзуга в течение двух месяцев с момента вступлении решения суда в законную силу разместить на официальном сайте информацию о деятельности органов местного самоуправления, предусмотренную статьёй 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», постановлением Правительства Мурманской области от 20.10.2016 № 518-ПП «Об утверждении Положения об официальных Интернет-ресурсах исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Мурманской области».
В судебном заседании старший помощник прокурора Голуб А.В. поддержала иск, по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании исковые требования признала, пояснив, что часть недостатков устранена, а оставшаяся часть будет устранена в установленный судом срок.
Изучив материалы дела, суд считает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ч. 1 ст. 57 ГПК РФ доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В силу положений частей 1 и 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, указанным Федеральным законом, Федеральным законом от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляется также законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а в отношении органов местного самоуправления - муниципальными правовыми актами.
Согласно п. 1, 2 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ, к принципам обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся, в том числе, принцип открытости и доступности информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; принцип достоверности информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления.
В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ, информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может предоставляться в устной форме и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа.
Статьёй 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ определен перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, подлежащей размещению указанными органами на официальном сайте в сети "Интернет".
Перечень информации о деятельности органов местного самоуправлении, которая в обязательном порядке размещается на официальных сайтах органов местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области (далее - Перечень), утвержден постановлением Правительства Мурманской области от 20.10.2016 № 518-ПП «Об утверждении Положения об официальных Интернет-ресурсах исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Мурманской области».
………….В судебном заседании установлено, лицами, участвующими в деле не оспаривалось, подтверждено скриншотами официального сайта администрации муниципального образования сельское поселение Варзуга http://варзуга-адм.рф на 11.01.2017 года (л.д. 15-16)…………..
Из материалов дела следует, что официальный сайт администрации муниципального образования сельское поселение Варзуга http://варзуга-адм.рф открылся 03.02.2016, вместе с тем, по состоянию на 11.01.2017 г. на сайте была размещена не вся необходимая информация, предусмотренная ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ и постановлением Правительства Мурманской области от 20.10.2016 № 518-ПП.
Так, согласно п.п. «а» п. 1 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ, п.п. «а» п. 1 Перечня, информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети "Интернет", содержит наименование и структуру государственного органа, органа местного самоуправления, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб (приемных) государственного органа, органа местного самоуправления.
В нарушение п. «а» ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ, пп. «а» п. 1 Перечня, на сайте отсутствует информация о структуре органа местного самоуправления.
В нарушение пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ, на сайте отсутствует информация о полномочиях органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанных органов, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции.
В нарушение пп. «г» п. 1 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8‑ФЗ, пп. «д» п. 1 Перечни, на сайте отсутствует информация о задачах и функциях подведомственных организаций, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб подведомственных организаций.
В нарушение пп. «ж» п. 1 Перечня, на сайте отсутствует перечень нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции. Список ведомственных нормативных правовых актов с приведением соответствующих текстов: план органа власти по противодействию коррупции; перечень должностей государственной гражданской (муниципальной) службы, при замещении которых государственные гражданские (муниципальные) служащие обязаны представлять сведения о своих доходах; принятый (утвержденный) в ОМСУ кодекс этики и служебного поведения.
В нарушение пп. «е» п. 1 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ, пп. «и» п. 1 Перечня, на сайте отсутствует перечни информационных систем, банков данных, а также перечни информационных ресурсов, реестров, регистров и электронных государственных (муниципальных) услуг, предоставляемых гражданами организациям исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления, подведомственными организациями.
В нарушение пп. «б» п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8‑ФЗ, пп. «б, в» п. 2 Перечня, на сайте отсутствуют тексты проектов нормативных правовых муниципальных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований.
В нарушение пп. «в» п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8‑ФЗ, пп. «д» п. 2 Перечня, на сайте отсутствуют сведения о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В нарушение пп. «г» п. 2 Перечня, на сайте отсутствуют сведения об участии ОМСУ и государственных, региональных программах.
В нарушение пп. «д» п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ, пп. «ж» п. 2 Перечня, на сайте отсутствуют установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых исполнительным органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, за исключением заявления о намерении участия в аукционе.
В нарушение пп. «е» п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8Ф3, пп. «з» п. 2 Перечня, на сайте отсутствует порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых государственным органом, его территориальными органами, муниципальных правовых актов.
В нарушение пп. «и» п. 2 Перечня, на сайте отсутствуют сведения об исполнении указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года в соответствии с утвержденным Регламентом размещения сведений об исполнении указов Президента РФ на официальном портале Правительства Мурманской области и официальных сайтах ОМСУ.
В нарушение пп. «а» п. 3 Перечня, на сайте отсутствуют сведения об официальных визитах и рабочих поездках руководителей и официальных делегаций ОМСУ, сведения об официальных мероприятиях, организуемых ОМСУ и подведомственными ему организациями (заседания, встречи, брифинги, семинары, круглые столы и др.)
В нарушение п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-Ф3, пп. «в», «д», «е» п. 3 Перечня, на сайте отсутствуют тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа местного самоуправления; аналитические доклады и обзоры информационного характера о деятельности ИОГВ (ОМСУ); информация о взаимодействии ИОГВ (ОМСУ) и его подведомственных учреждений, организаций с иными ИОГВ (ОМСУ), общественными объединениями, политическими партиями, профессиональными союзами и другими организациями, в т.ч. международными.
В нарушение п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ, пп. «б», «в» п. 4 Перечня, на сайте отсутствует информация о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях.
В нарушение п. 7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ, п. 5 Перечня, на сайте отсутствует статистическая информация о деятельности органа местного самоуправления.
В нарушение п. 8 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ, п. 6 Перечня, на сайте отсутствует информация о кадровом обеспечении органа местного самоуправления.
В нарушение п. 9 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ, п. 7 Перечня, на сайте отсутствует информация о работе с обращениями граждан, организаций, общественных объединений органа местного самоуправления.
В соответствии с п.п. «б», «д» п. 8 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460, одним из основных направлений ее реализации являются повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления по противодействию коррупции, устранение коррупциогенных факторов, препятствующих созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций.
Согласно ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в качестве основного направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции отмечается обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Таким образом, администрацией муниципального образования нарушены требования ст. 4, ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ, ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ, постановления Правительства Мурманской области от 20.10.2016 № 518-1111.
По вышеуказанным фактам нарушений действующего законодательства прокурором района 11.01.2017 в адрес главы муниципального образования сельское поселение Варзуга Терского района было внесено представление № 4-1-2017 об устранении выявленных нарушений законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления (л.д. 10-14).
Представление было рассмотрено главой муниципального образования сельское поселение Варзуга Терского района на заседании комиссии, что подтверждается копией протокола от 07.02.2017 (л.д. 27), и распоряжением № 6-л/с от 07.02.2017 главному специалисту по правовым вопросам, муниципальному заказу и кадрам администрации МО СП Варзуга ФИО1 было объявлено замечание за допущенные нарушения (л.д. 28).
Вместе с тем, на день рассмотрения данного искового заявления меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих приняты не в полном объеме и устранены не все нарушения законодательства.
Так, установлено, не оспаривалась сторонами и подтверждается письмом заместителя главы администрации МО СП Варзуга, что по состоянию на дату рассмотрения данного дела, на официальном сайте МО СП Варзуга размещена следующая информация: - структура органа местного самоуправления; перечень должностей муниципальной службы, при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах; утвержденный кодекс этики и служебного поведения; информация о кадровом обеспечении органа местного самоуправления.
Неисполнение администрацией муниципального образования сельское поселение Варзуга Терского района положений Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», постановления Правительства Мурманской области от 20.10.2016 № 518-ПП влечет за собой нарушение прав граждан, (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, на получение полной достоверной и актуальной информации о деятельности органов местного самоуправления.
При установленных обстоятельствах, суд считает, что имеются основания для удовлетворения заявленного требования, и считает необходимым обязать администрацию муниципального образования сельское поселение Варзуга в течение двух месяцев с момента вступлении решения суда в законную силу разместить на официальном сайте администрации муниципального образования сельское поселение Варзуга информацию о деятельности органов местного самоуправления, предусмотренную статьёй 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», постановлением Правительства Мурманской области от 20.10.2016 № 518-ПП «Об утверждении Положения об официальных Интернет-ресурсах исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Мурманской области, следовательно, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Терского района Мурманской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельское поселение Варзуга о возложении обязанности привести официальный сайт администрации муниципального образования сельское поселение Варзуга в соответствие с требованиями действующего законодательства – удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования сельское поселение Варзуга в течение двух месяцев с момента вступлении решения суда в законную силу разместить на официальном сайте администрации муниципального образования сельское поселение Варзуга информацию о деятельности органов местного самоуправления, предусмотренную статьёй 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», постановлением Правительства Мурманской области от 20.10.2016 № 518-ПП «Об утверждении Положения об официальных интернет-ресурсах исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Мурманской области».
Данное решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через постоянное судебное присутствие Кандалакшского районного суда Мурманской области в пгт. Умба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены, были исчерпаны иные установленные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации способы обжалования до дня его вступления в законную силу.
Судья А.Н. Березин