ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 02/2-58/2018 от 09.04.2018 Кандалакшского районного суда (Мурманская область)

№ 02/2-58/2018 апрель 2018 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 апреля 2018 года п.г.т. Умба

Кандалакшский районный суд Мурманской области постоянное судебное присутствие в пгт. Умба Терского района Мурманской области в составе: председательствующего судьи – Березина А.Н.,

при секретаре Лобовой И.А.,

с участием представителя ответчика - директора МБОУ СОШ № 4 ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 4 о взыскании недоначисленной заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 4 (далее по тексту – МБОУ СОШ № 4) о взыскании недоначисленной заработной платы за февраль-май 2017 года в размере 11365,04 руб., с учетом вычета налога на доходы физических лиц.

В обоснование иска указав, что работает у ответчика с ДД.ММ.ГГГГ кухонным работником по трудовому договору. Начисление заработной платы истцу производилось работодателем без учета требований закона, регламентирующих повышение оплаты труда работников в районах Крайнего Севера, что привело к нарушению трудовых прав истца.

Истец ФИО2 в судебном заседании участие не принимала, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Направила заявление, указав, что просит рассмотреть иск без её участия, на исковых требованиях настаивает.

Представитель МБОУ СОШ № 4 ФИО1 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска, пояснив, что правомерным является взыскание сумм заработной платы работнику с 07.12.2017 г.

Представитель Муниципального казенного учреждения «Центр бухгалтерского учета и отчетности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений муниципального образования Терский район» в судебном заседании участие не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, материалами дела подтверждено, что ФИО2 работает в МБОУ средняя общеобразовательная школа № 4 с ДД.ММ.ГГГГ кухонным работником по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок. ФИО2 установлена надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера в размере 80%, а районный коэффициент к заработной плате - 1,5.

Оклад истца в спорный период составлял 5491 руб.

Действовавшее до 01.09.2007 г. правовое регулирование трудовым законодательством заработной платы определяло минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. При этом в величину минимального размера оплаты труда не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты (ч. 2 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ). Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 4 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ).

Федеральным законом от 20.04.2007 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 01.09.2007 г., из ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть вторая. С 01.09.2007 г. также признана утратившей силу ч. 4 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации.

Частью 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ, от 20.04.2007 г. № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ч 1 ст. 133 ТК РФ).

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ч. 4 ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы (части 3, 4, 5).

Согласно названной статье Трудового кодекса Российской Федерации тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Из приведенного выше правового регулирования оплаты труда работников следует, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Федеральным законом от 02.06.2016 № 164-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01 июля 2016 года установлен в размере 7500 рублей в месяц.

Федеральным законом от 19.12.2016 № 460-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01 июля 2017 года установлен в размере 7800 рублей в месяц.

Согласно статье 146 ТК РФ, оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

В силу положений статьи 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно статье 316 ТК РФ, размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Постановлением администрации Мурманской области № 64 от 27.01.1992 г. для рабочих и служащих всех объединений, предприятий, в том числе малых и совместных, организаций и учреждений, расположенных на территории Мурманской области, районный коэффициент к заработной плате установлен в размере 1,5.

Согласно статье 317 ТК РФ, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Согласно статье 6 Закона Мурманской области от 29.12.2004 № 579-01-ЗМО (ред. от 19.06.2017) «О государственных гарантиях и компенсациях, правовое регулирование которых отнесено к полномочиям органов государственной власти Мурманской области, для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера», лицам, являющимся работниками организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, финансируемых из средств областного бюджета, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации для районов Крайнего Севера (часть 1).

Соглашением Правительства Мурманской области, Облсовпрофа, Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области от 28.11.2014 г. «О минимальной заработной плате в Мурманской области на 2015-2017 годы», с 01.11.2016 г. в Мурманской области минимальная заработная плата установлена в размере 14 281 рублей, с 01.07.2017 г. - в размере 14 632 рублей.

Пунктом 1.1. указанного Соглашения, в размер минимальной заработной платы в Мурманской области включены надбавки стимулирующего и компенсационного характера, включая районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Согласно ч. 11 ст. 133.1 ТК РФ месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Как видно из материалов дела, установленный размер оклада по занимаемой истцом должности в 2017 году был меньше минимального размера оплаты труда, установленного вышеуказанными Федеральным законом от 19.12.2016 № 460-ФЗ, Федеральным законом от 02.06.2016 № 164-ФЗ и Соглашением от 28.11.2014 г. «О минимальной заработной плате в Мурманской области на 2015-2017 годы»,

Вместе с тем из материалов дела следует, что с учетом установленного истцу оклада, а также начисленных надбавок за работу в образовательном учреждении, расположенном в поселке городского типа, районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы размер выплачиваемой истцу в спорный период ежемесячно заработной платы превысил установленный Федеральным законом от 19.12.2016 № 460-ФЗ, Федеральным законом от 02.06.2016 № 164-ФЗ и Соглашением от 28.11.2014 г. «О минимальной заработной плате в Мурманской области на 2015-2017 годы», минимальный размер оплаты труда, а именно:

Согласно представленным расчетным листам:

- за февраль 2017 года, при полностью отработанной норме рабочего времени при шестидневной рабочей неделе (22 дня), начисленная заработная плата истца составила 14283,74 руб.: 5491 руб. (оклад) + 2745,50 руб. (районный коэф.) + 4392,80 руб. (северные надбавки) + 499,68 руб. (стимулирующая надбавка) + 249,84 руб. (районный коэф.) + 399,74 руб. (северные надбавки) + 219,64 руб. (надбавка за вредность) + 109,83 руб. (районный коэф.) + 175,71 руб. (северные надбавки);

- за март 2017 года, при полностью отработанной норме рабочего времени при шестидневной рабочей неделе (26 дней), начисленная заработная плата истца составила 14783,74 руб.: 5491 руб. (оклад) + 2745,50 руб. (районный коэф.) + 4392,80 руб. (северные надбавки) + 499,68 руб. (стимулирующая надбавка) + 249,84 руб. (районный коэф.) + 399,74 руб. (северные надбавки) + 219,64 руб. (надбавка за вредность) + 109,83 руб. (районный коэф.) + 175,71 руб. (северные надбавки);

- за апрель 2017 года, при полностью отработанной норме рабочего времени при шестидневной рабочей неделе (25 дней), начисленная заработная плата истца составила 14283,74 руб.: 5491 руб. (оклад) + 2745,50 руб. (районный коэф.) + 4392,80 руб. (северные надбавки) + 499,68 руб. (стимулирующая надбавка) + 249,84 руб. (районный коэф.) + 399,74 руб. (северные надбавки) + 219,64 руб. (надбавка за вредность) + 109,83 руб. (районный коэф.) + 175,71 руб. (северные надбавки);

- за май 2017 года, при полностью отработанной норме рабочего времени (при шестидневной рабочей неделе (25 дней), с учетом начисленных отпускных за июнь и июль 2017 года, начисленная заработная плата истца составила 42943,95 руб.: 5491 руб. (оклад) + 2745,50 руб. (районный коэф.) + 4392,80 руб. (северные надбавки) + 499,68 руб. (стимулирующая надбавка) + 249,84 руб. (районный коэф.) + 399,74 руб. (северные надбавки) + 219,64 руб. (надбавка за вредность) + 109,83 руб. (районный коэф.) + 175,71 руб. (северные надбавки) + 1098,20 руб. (оклад за 5 дней в июне) + 549,10 руб. (районный коэф.) + 878,56 руб. (северные надбавки) + 11413,06 руб. (отпускные за июнь) + 14390,38 руб. (отпускные за июль) + 99,94 руб. (стимулирующая надбавка за июнь) + 49,97 руб. (районный коэф.) + 79,95 руб. (северные надбавки) + 43,93 руб. (надбавка за вредность за июнь) + 21,97 руб. (районный коэф.) + 35,14 руб. (северные надбавки).

Без учета начислений за июнь 2017 года и отпускных, начисленная заработная плата истца составила: 42943,95 руб. - 1098,20 руб. (оклад за 5 дней в июне) - 549,10 руб. (районный коэф.) - 878,56 руб. (северные надбавки) - 11413,06 руб. (отпускные за июнь) - 14390,38 руб. (отпускные за июль) - 99,94 руб. (стимулирующая надбавка за июнь) - 49,97 руб. (районный коэф.) - 79,95 руб. (северные надбавки) - 43,93 руб. (надбавка за вредность за июнь) - 21,97 руб. (районный коэф.) - 35,14 руб. (северные надбавки) = 14283,75 руб.

Следовательно, размер выплачиваемой истцу работодателем в спорный период ежемесячной заработной платы отвечает требованиям ч. 3. ст. 133 и ч. 11 ст. 133.1 ТК РФ.

Ввиду того, что размер ежемесячной заработной платы истцу с учетом оклада по должности, начисленных надбавок за работу в образовательном учреждении, расположенном в поселке городского типа, районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, согласно материалам дела, превышает минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом в 2017 году и Соглашением от 28.11.2014 г. «О минимальной заработной плате в Мурманской области на 2015-2017 годы», что соответствует требованиям ч. 3 ст. 133 и ч. 11 ст. 133.1 ТК РФ, довод истца о том, что в спорный период, районный коэффициент и процентную надбавку за непрерывный стаж работы необходимо начислять ему сверх оклада, размер которого не может быть менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, основан на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Положениями действующего трудового законодательства не предусмотрено условие, согласно которому размер оклада как составной части месячной заработной платы, определенного работнику работодателем, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. В силу ст. 133 и ст. 133.1 ТК РФ обязательным условием при начислении ежемесячной заработной платы работнику, полностью отработавшему за этот период норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), является установление ее размера не ниже минимального размера оплаты труда или размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Судом установлено и из материалов дела следует, что в состав ежемесячной заработной платы истца, в спорный период, включена выплата районного коэффициента (50%) и процентной надбавки за непрерывный стаж работы в Мурманской области (80%). Таким образом, право истца на повышенный размер оплаты труда в связи с осуществлением трудовой деятельности в местностях с особыми климатическими условиями не нарушено.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 07.12.2017 г. № 38-П, принятом в связи с жалобами граждан ФИО3, О.Л. Дейдей, ФИО4 и И.Я. Кураш, признал взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

При этом, в Определении от 27.02.2018 г. № 252-О-Р «По ходатайству Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об официальном разъяснении постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 г. № 38-П» Конституционный Суд Российской Федерации указал, что специально не оговаривал порядок вступления в силу и сроки исполнения Постановления от 07.12.2017 г. № 38-П, а потому в соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» оно вступило в силу с момента провозглашения. Из его содержания прямо следует, что начиная с этой даты при установлении (исчислении) минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) в него не могут включаться районные коэффициенты (коэффициенты) и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что районные коэффициенты (коэффициенты) и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, не могут включаться в минимальный размер оплаты труда (минимальную заработную плату в субъекте Российской Федерации), лишь с 07.12.2017 г., то есть, с даты вступления в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 г. № 38-П, а истцом заявлено требование о взыскании недоначисленной заработной платы за февраль-май 2017 год, исковые требования истца удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

ФИО2 отказать в удовлетворении иска к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 4 о взыскании недоначисленной заработной платы за февраль-май 2017 год в размере 11365,04 руб., с учетом вычета налога на доходы физических лиц.

Данное решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через постоянное судебное присутствие Кандалакшского районного суда Мурманской области в пгт. Умба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Березин А.Н.