Дело № 02/2-88/2019 май 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 мая 2019 года п. Умба
Кандалакшский районный суд постоянное судебное присутствие в п. Умба Терского района Мурманской области в составе: председательствующего судьи – Березина А.Н.,
при секретаре Лобовой И.А.,
с участием: представителя истца – Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области по доверенности ФИО1,
ответчика – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области к ФИО2 о расторжении договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области (далее по тексту – Министерство) обратилось в суд с иском к ФИО2 о расторжении договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№.
Свои исковые требования мотивировали тем, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством и ФИО2 заключен договор аренды лесного участка № (далее - Договор), который зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ№. Согласно акту приема-передачи лесного участка в аренду, ФИО2 принял участок, расположенный в №№ Умбского участкового лесничества, Терского лесничества, 0,4000 га, который является частью земельного участка с кадастровым номером №/4. Срок действия Договора установлен на 49 лет.
Согласно условиям договора лесной участок предоставлен под иные виды использования лесов, в целях устройства рыболовной тони (пункт 4); договор прекращает действие в случаях, предусмотренных гражданским законодательством (пункт 20); расторжение договора по решению суда по требованию одной из сторон осуществляется по основаниям, предусмотренным лесным и гражданским законодательством Российской Федерации (пункт 21).
Статьей 25 ЛК РФ установлены виды использования лесов, однако, такой иной вид использования лесов, как в целях устройства рыболовной тони в ст. 25 ЛК РФ отсутствует.
Федеральное агентство лесного хозяйства, после плановой выездной проверки вынесло предписание о необходимости расторжения договоров аренды лесных участков, предоставленных для иных видов использования лесов (устройство рыболовных тоней, для размещения придорожной инфраструктуры, эксплуатация существующих объектов) заключенных с нарушением лесного законодательства.
В адрес ФИО2 направлено предложение расторгнуть договор и до ДД.ММ.ГГГГ подписать соглашение о расторжении договора, однако, подписанное соглашение в Министерство не поступало.
Статьей 74.1 ЛК РФ установлено, что изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии п. 2 ч. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
На основании вышеизложенного, в соответствии со ст. 74.1 ЛК РФ, ст. 450 ГК РФ Министерство просит суд расторгнуть договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенный между Министерством и ФИО2
В судебном заседании представитель истца ФИО1 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что вышеуказанный договор с ним был заключен на законных основаниях, никаких нарушений договора он не допускал, денежные средства по договору выплачивает исправно, задолженности не имеет. Кроме того, ему предоставлен рыбопромысловый участок для осуществления промышленного рыболовства, поэтому лесной участок, предоставленный в аренду для устройства рыболовной тони ему необходим для работы. Участок поставлен на кадастровый учёт, оплачена арендная плата за 2019 год в сумме 5000 рублей, разработан им и утвержден Министерством проект освоения лесов на 10 лет.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно частью 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
По правилам статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу положений частей 1, 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям.
Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора (п. 1). Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона к отдельным отношениям сторон по договору (п. 2).
В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1). Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (п. 2).
Статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии со статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду (п. 2 ч. 1). Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование (ч. 2). Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом (ч. 3). К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (ч. 4).
В соответствии со статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 № 206-ФЗ, действовавшей в спорный период), договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи (ч. 1). При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий аукциона на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается (ч. 2).
Согласно статье 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 ЛК РФ (ч. 1). Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от десяти до сорока девяти лет (ч. 3).
Статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что использование лесов может быть следующих видов: 1) заготовка древесины; 2) заготовка живицы; 3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; 4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; 5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; 6) ведение сельского хозяйства; 7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; 8) осуществление рекреационной деятельности; 9) создание лесных плантаций и их эксплуатация; 10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; 10.1) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев); 11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; 12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; 13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; 14) переработка древесины и иных лесных ресурсов; 15) осуществление религиозной деятельности; 16) иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по Договору с Беренцево-Беломорским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству № П-14/2011 ФИО2, на срок – до ДД.ММ.ГГГГ, предоставлен рыбопромысловый участок для осуществления промышленного рыболовства №, расположенный: Белое <адрес> (л.д. 115-118).
Как пояснил в судебном заседании ответчик ФИО2, что не оспаривал представитель истца, лесной участок, предоставленный в аренду для устройства рыболовной тони, необходим ответчику для работы, поскольку на этом лесном участке расположены временные постройки, вешала, ворот необходимые для рыбного промысла.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в Министерство природных ресурсов и экологии <адрес> с заявлением о предоставлении ему лесного участка в аренду под иные виды – устройство рыболовной тони в №№ Умбского участкового лесничества ГОКУ «Терской лесничество» площадью 0,5 га, сроком на 49 лет (л.д. 32).
Решением Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ был сформирован лесной участок с кадастровым номером: № со следующими характеристиками: местоположение - <адрес> общая площадь – 0,40 га.; целевое назначение лесов – защитные леса – запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов. На ФИО2 возложена обязанность: провести работы по постановке участка на государственный кадастровый учет; проект межевого плана, схемы расположения ЧЗУ на кадастровом плане территории согласовать с Министерством; обратиться с заявлением о внесении изменений в характеристики объекта недвижимости и предоставить в Министерство выписку о земельном участке из государственного кадастра недвижимости (л.д. 48-49).
По заказу ФИО2 был изготовлен Межевой план лесного участка (л.д. 42-47).
Как следует из Протокола Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка несостоявшимся» и Сводной ведомости о результатах аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесного участка площадью 0,4000 га, по лоту №, расположенного в Терском лесничестве, Умбском участковом лесничестве, квартал 141, выдел 32, в котором принял участие ФИО2 (при начальной и окончательной цене 5000 руб.), признан несостоявшимся на основании пункта 1 части 7 статьи 80 Лесного кодекса Российской Федерации (л.д. 40-41, 64-66).
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством природных ресурсов и экологии <адрес> (Арендодателем) и ФИО2 (Арендатором) заключен договор № (государственная регистрация № от ДД.ММ.ГГГГ) на аренду участка лесного фонда, в соответствии с которым ФИО2 на 49 лет предоставлен участок площадью 0,4000 га, расположенный по адресу: <адрес>, МО <адрес>, Терское лесничество, Умбское участковое лесничество, квартал <адрес>, кадастровый номер части земельного участка: №/4, порядковый номер учетной записи в государственном лесном реестре: 1179-2015-06. По настоящему Договору Арендодатель на основании Протокола Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка несостоявшимся», обязуется предоставить, а Арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности. Вид использования лесного (земельного) участка: в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности. Арендная плата по настоящему Договору составляет 5000 рублей в год, в т.ч. вносимая в федеральный бюджет – 1170 рублей 96 копеек в год (л.д. 9-22).
ДД.ММ.ГГГГ решением Министерства природных ресурсов и экологии <адрес>№ в Договор аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, были внесены изменения: пункт 4 Договора аренды лесного участка изложен в редакции: «Арендатору передается лесной участок в целях использования лесов под иные виды (рыболовная тоня)». В тексте Договора аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ слова «Осуществление рекреационной деятельности» читать в редакции «Иные виды (рыболовная тоня)»; пункт 5 Договора аренды лесного участка изложен в редакции: «Арендная плата по настоящему Договору составляет 5000 рублей в год» (л.д. 17).
В соответствии с вышеупомянутым решением от ДД.ММ.ГГГГ, стороны ДД.ММ.ГГГГ заключили дополнительное соглашение о внесении изменений в Договор аренды лесного участка, которое также зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18-22).
Таким образом, по Договору аренды лесного участка (с учетом Дополнительного соглашения и приложений), ФИО2 в аренду предоставлен лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 0,4000 га, расположенный по адресу: <адрес>. Целевое назначение лесов: ценные леса (запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов). Вид использования лесного участка: Иные виды (рыболовная тоня). Обременения лесного участка: пребывание граждан в лесах - статья 11 Лесного кодекса Российской Федерации, соблюдение режима водоохранной зоны (прибрежной полосы, береговой полосы водных объектов) - ст. 6, 65 Водного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 74-ФЗ; соблюдение режима защитных, ценных лесов, прибрежных защитных полос, береговой полосы, водоохранной зоны; соблюдение ст. 106 ЛК РФ – в ценных лесах запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений. Арендная плата составляет 5000,00 рублей в год.
Предоставленный в аренду ответчику земельный участок является собственностью Российской Федерации, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права 51-АА № от ДД.ММ.ГГГГ, а также копией кадастрового паспорта земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 58-63).
Согласно Заключению комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка, площадью 0,4 га, переданного в аренду ФИО2, предусмотренные предоставленным ФИО2 проектом освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов соответствуют целям, видам использования лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану <адрес> и законодательству Российской Федерации (л.д. 52).
ДД.ММ.ГГГГ Приказом Министерства природных ресурсов и экологии <адрес>№ было утверждено положительное заключение комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка площадью 0,4 га., переданного в аренду ФИО2 для осуществления иных видов использования лесов в № (выдел 32) Умбского участкового лесничества Терского лесничества (л.д. 113).
Как следует из лесохозяйственного регламента Терского лесничества, утвержденного Председателем Комитета по лесному хозяйству <адрес>ДД.ММ.ГГГГ№, предоставленный ответчику лесной участок, имеет вид разрешенного использования лесов – иные виды, определенные в соответствии с ч. 2 ст. 6 ЛК РФ, в том числе размещение рыболовных тоней (л.д. 93-96).
Согласно лесохозяйственному регламенту Терского лесничества, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии <адрес>ДД.ММ.ГГГГ№, предоставленный ответчику лесной участок имеет вид разрешенного использования лесов – иные виды, определенные в соответствии с ч. 2 ст. 6 ЛК РФ, в том числе размещение рыболовных тоней (л.д. 97-101).
Как установлено в судебном заседании и подтверждается копиями Акта № плановой выездной проверки деятельности органа государственной власти <адрес> и должностных лиц органа государственной власти от ДД.ММ.ГГГГ и предписания № от ДД.ММ.ГГГГ вынесенного Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхоз) после проведения плановой выездной проверки, <адрес> предписано, в том числе: обеспечить расторжение договоров аренды лесных участков, предоставленных для иных видов использования лесов (устройство рыболовных тоней, для размещения придорожной инфраструктуры, эксплуатация существующих объектов) заключенных с нарушением лесного законодательства (ЛК РФ предоставление лесных участков из состава земель лесного фонда для иных видов использования лесов рамках п. 16 ч. 1 ст. 25 ЛК РФ не предусмотрено). Основание ч. 2 ст. 6, ст. ст. 25,73 ЛК РФ, ст. 168 ГК РФ, Постановление № (л.д. 102-112).
ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ФИО2 было направлено предложение №-АБ о расторжении договора и подписании соглашения о расторжении договора в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В обосновании предложения указано, что в постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» отсутствуют ставки платы для иных видов использования лесов (рыболовных тоней) (л.д. 23).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца поступило письмо ответчика, в котором он указал, что за ним закреплён рыбопромысловый участок до 2021 года, и лесной участок, предоставленный в аренду для устройства рыболовной тони ему необходим для работы. На данном участке расположены временные постройки, вешала, ворот крайне необходимые для рыбного промысла. Участок поставлен на кадастровый учёт, оплачена арендная плата за 2019 год в сумме 5000 рублей, разработан проект освоения лесов на 10 лет и направлен в Министерство. В связи с этим, расторгнуть договор аренды ДД.ММ.ГГГГ по вышеуказанным причинам не может, так как использование земельного участка будет в дальнейшем незаконным (л.д. 24).
В обоснование заявленных исковых требований истец указывает на то, что такой иной вид использования лесов, как в целях устройства рыболовной тони в Перечне, установленном ст. 25 ЛК РФ отсутствует, и в соответствии со ст. 74.1 ЛК РФ, ст. 450 ГК РФ просит удовлетворить иск.
Согласно статье 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом (ч. 1).
В силу пункта 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Статьей 619 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор: 1) пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями; 2) существенно ухудшает имущество; 3) более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату; 4) не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора. Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 450 настоящего Кодекса. Арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для изменения или расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
В соответствии со статьей 46 Земельного кодекса Российской Федерации, аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством (п. 1). Наряду с указанными в пункте 1 настоящей статьи основаниями аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 45 настоящего Кодекса (п. 2).
В силу пункта 2 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно: 1) при ненадлежащем использовании земельного участка, а именно при: использовании земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования земли, в том числе, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки; порче земель; невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв; невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом; 2) при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными настоящим Кодексом.
Таким образом, законодательство Российской Федерации предусматривает ограниченный перечень оснований для расторжения заключенного договора ввиду стабильности договорных отношений.
Вопрос об изменении договора аренды в части использования лесного участка истцом не ставился.
Доказательств, подтверждающих существенное нарушение арендатором ФИО2 договора аренды лесного участка, которое может послужить основанием к его расторжению, истцом не представлено, а судом их не установлено.
Доводы истца о том, что такой вид использования лесов, как - устройство рыболовной тони, отсутствует в перечне, установленном статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерацией, поэтому договор должен быть расторгнут, суд считает несостоятельными, поскольку перечень видов использования лесов, установленный статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации, не является исчерпывающим согласно пункту 16 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса), который представляет собой отсылочную норму к части 2 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Согласно статье 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса (ч. 1). Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102-109 настоящего Кодекса (ч. 3).
В силу подпункта «з» пункта 4 части 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации, запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов, относятся к такой категории защитных лесов как ценные леса.
В соответствии со статьей 106 Лесного кодекса Российской Федерации, в ценных лесах запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17, частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса (ч. 1). В ценных лесах запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений (ч. 2). В запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, гидротехнических сооружений и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья (ч. 3). Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства ценных лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 4).
Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защищенных участках лесов были установлены Приказом федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ№.
Из смысла указанных норм, а также положений статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что на лесных участках разрешается возведение лишь временных построек, которые должны быть ликвидированы без нанесения ущерба лесному участку по окончании срока соответствующего договора пользования лесным участком либо его досрочном расторжении.
Суду не приведено доводов и не представлено доказательств тому, что ответчик разместил, на предоставленном ему в аренду лесном участке, объект капитального строительства или, что он осуществляет сплошные рубки лесных насаждений на предоставленном ему лесном участке, а судом таких обстоятельств не установлено.
При этом, согласно лесохозяйственных регламентов Терского лесничества от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленный ответчику лесной участок, имеет вид разрешенного использования лесов – иные виды, определенные в соответствии с ч. 2 ст. 6 ЛК РФ, в том числе размещение рыболовных тоней (л.д. 93-96, 97-101).
Учитывая изложенное, предоставление по договору аренды ФИО2 лесного участка из состава земель лесного фонда, для рыболовной тони, на основании пункта 16 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (для иных видов использования лесов), соответствует действующему законодательству. При этом, ни одним из других видов использования лесов, перечисленных в статье 25 Лесного кодекса Российской Федерации, ФИО2 не занимается, а поэтому они и не могли быть указаны в договоре аренды лесного участка, о расторжении которого просит истец.
Такое основание для расторжения договора аренды земельного участка (которое истец указал ответчику в предложении расторгнуть договор), как отсутствие в Постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» ставок платы для иных видов использования лесов (л.д. 23), не предусмотрено действующим законодательством. Кроме того, договор аренды лесного участка был заключен ДД.ММ.ГГГГ на срок 49 лет с даты государственной регистрации Договора, и при его заключении стороны пришли к соглашению о размере арендной платы – 5000 рублей в год (п. 5 Договора) (л.д. 9-22).
Ссылку истца на предписание Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении договоров аренды лесных участков, предоставленных для иных видов использования лесов, поскольку в Постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» отсутствуют ставки платы для иных видов использования лесов, суд считает несостоятельной, поскольку данное предписание не обладает обязательными признаками нормативности и не может являться основанием к расторжению договора, а в силу требований пункта 1 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации РФ и настоящим Кодексом, которые не содержат приведенного истцом в качестве основания для расторжения договора аренды мотива.
Учитывая изложенное, истец не вправе был требовать расторжения заключенного договора по приведенным им основаниям.
Исследовав и оценив представленные доказательства, руководствуясь приведенными выше правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, суд считает необходимым отказать Министерству природных ресурсов и экологии Мурманской области в удовлетворении заявленных исковых требований, исходя из того, что предусмотренные законом основания для досрочного расторжения договора аренды в данном случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
Министерству природных ресурсов и экологии Мурманской области в удовлетворении исковых требований к ФИО2 о расторжении договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№,– отказать.
Данное решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кандалакшский районный суд постоянное судебное присутствие в пгт. Умба Терского района Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Н. Березин