51RS0009-02-2020-000424-96 Дело № 02/2а-203/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 декабря 2020 года пгт. Умба
Кандалакшский районный суд постоянное судебное присутствие в пгт. Умба Терского района Мурманской области в составе председательствующего судьи – Березина А.Н.,
при секретаре Лобовой И.А.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании материалы дела по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Мурманской области к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по Мурманской области (далее - ИФНС) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам и пени.
В обоснование заявленных требований указали, что административный ответчик <данные изъяты>) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и в качестве страхователя в Управлении Пенсионного фонда РФ в Терском районе Мурманской области. ДД.ММ.ГГГГ из Пенсионного фонда в адрес налогового органа была передана задолженность ФИО1 по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд обязательного медицинского страхования за ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 796 рублей 85 копеек. ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией в адрес налогоплательщика выставлено требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, процентов на общую сумму 27 367 рублей 24 копейки, из них 3 796 рублей 85 копеек – страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 691 рубль 02 копейки – пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд обязательного медицинского страхования со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ. Пени по взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд обязательного медицинского страхования начислены налоговым органом за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на всю переданную Пенсионным Фондом задолженность образовавшуюся на ДД.ММ.ГГГГ. В добровольном порядке требование не исполнено.
Кроме того, указывают, что ФИО1 состоит на налоговом учете в инспекции в качестве плательщика налога на имущество физических лиц, налогоплательщик имеет в собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. За ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщику исчислен налог за ДД.ММ.ГГГГ на сумму 222 рубля 35 копеек, за ДД.ММ.ГГГГ – 255 рублей. Уплата налога за ДД.ММ.ГГГГ производилась не позднее ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГ – не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем уплата налога на имущество за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 477 рублей 35 копеек не произведена ФИО1 до настоящего времени. За неуплату налога на имущество физических лиц налогоплательщику начислены пени в размере 28 рублей 53 копейки.
Считают, что срок для подачи административного искового заявления пропущен Инспекцией по уважительной причине – техническое обновление программного обеспечения налоговых органов (переход на АИС «Налог-3») с целью повышения эффективности деятельности налоговых органов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 4, 95, 286, 287 КАС РФ и статьей 31 НК РФ, Межрайонная ИФНС России № 1 по Мурманской области просит восстановить срок для подачи административного искового заявления и взыскать с ФИО1 задолженность в сумме 4 993 рубля 75 копеек, в том числе:
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 796 рублей 85 копеек, <данные изъяты>;
- пени по страховым взносам в размере 691 рубль 02 копейки, <данные изъяты>
- налог на имущество в размере 477 рублей 35 копеек, <данные изъяты>
- пени по налогу на имущество в размере 28 рублей 53 копейки, <данные изъяты>.
Представитель административного истца в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в административном исковом заявлении просили рассмотреть дело без участия представителя налогового органа.
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании участия не принимал, судом о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Поскольку в предварительное судебное заседание стороны не явились, о времени и месте проведения предварительного судебного заседания стороны извещены надлежащим образом, их явка судом обязательной не признавалась, суд находит возможным рассмотреть дело без их участия.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 5 статьи 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, взыскание производится в судебном порядке.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
На основании пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Положениями пунктов 1, 4, 5, 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Как следует из материалов дела, административный ответчик являлся индивидуальным предпринимателем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представленным истцом материалам:
- налоговое требование № об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 3 796 рублей 85 копеек и пени по страховым взносам на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС до ДД.ММ.ГГГГ в размере 691 рубль 02 копейки было направлено ответчику ДД.ММ.ГГГГ, с предложением погасить задолженность в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Указанная задолженность образовалась по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).
- налоговое требование № об уплате налога на имущество физических лиц за 2014 год в размере 222 рубля 35 копеек и пени по налогу на имущество физических лиц в размере 19 рублей 86 копеек было направлено ответчику ДД.ММ.ГГГГ, с предложением погасить задолженность в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Указанная задолженность образовалась по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21);
- налоговое требование № об уплате налога на имущество физических лиц за 2015 год в размере 255 рубля 00 копеек и пени по налогу на имущество физических лиц в размере 8 рублей 67 копеек было направлено ответчику ДД.ММ.ГГГГ, с предложением погасить задолженность в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Указанная задолженность образовалась по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19).
Согласно расшифровки задолженности размер задолженности по страховым взносам на ОМС составил 3 796 рублей 85 копеек; пени по страховым взносам на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС до ДД.ММ.ГГГГ в размере 691 рубль 02 коп.; по налогу на имущество физических лиц в размере 477 рублей 35 копеек; пени по налогу на имущество физических лиц в размере 28 рублей 53 копейки (л.д. 11)
При этом, как следует из материалов дела, с административным исковым заявлением в суд административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).
Суду не представлено достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих наличие у административного истца уважительных причин пропуска срока обращения в суд, заявленное административным истцом основание суд не признает доказательством наличия таких уважительных причин. МИФНС, ПФ РФ и ФСС РФ являются юридическими лицами, в штате организаций находятся юридические отделы, в обязанности которых входит решение вопросов по своевременному и эффективному взиманию налогов, сборов и пени.
Суд полагает, что нарушение предусмотренного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации срока приведет к взысканию налога, сбора и пеней с налогоплательщика без ограничения срока, что является недопустимым и противоречит положениям статей 46, 47, 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления и административный иск, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 138, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Мурманской области отказать в удовлетворении требований, предъявленных к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 796 рублей 85 копеек; пени по страховым взносам в размере 691 рубль 02 копейки; налогу на имущество в размере 477 рублей 35 копеек; пени по налогу на имущество в размере 28 рублей 53 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд подачей жалобы через постоянное судебное присутствие Кандалакшского районного суда Мурманской области в пгт. Умба в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Н. Березин