Дело №02а-63/2018 < >
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Череповец 17 апреля 2018 года
Череповецкий федеральный городской суд Вологодской области в составе:
судьи Екимова С.Г.
при секретаре Катиной Н.А.
с участием помощника прокурора Камашиной И.Н.
представителя административного истца ФИО1
представителя административного ответчика ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО3 о признании несоответствующему федеральному законодательству постановления мэрии города Череповца № от ДД.ММ.ГГГГ. «О порядке организации торгов на право заключения договоров о размещении передвижных объектов на землях общего пользования»,
установил:
ФИО3 обратилась в суд с иском к мэрии г.Череповца об оспаривании нормативного правового акта, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ в г. Череповце состоялся аукцион по продаже права на заключение договоров о размещении стационарного ледового катка и передвижных аттракционов, передвижных объектов иногородними коллективами при организации и проведении гастрольно-концертных мероприятий на землях общего пользования на территории города, по результатам которого победителем по лоту № «Право на заключение договора о размещении передвижных аттракционов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> (территория на стороне вдоль <адрес>)» ценою 402100 руб. стала ИП ФИО3
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 и комитетом по управлению имуществом г. Череповца был заключен договор о размещении нестационарных объектов (передвижных аттракционов) №, по условиям которого комитет предоставил ФИО3 право на размещение передвижных аттракционов по адресу: <адрес> сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со схемой, утвержденной приложением 21 решения Череповецкой городской Думы от 24.12.2013 № 268 «Об утверждении Положения о порядке использования земель общего пользования на территории г. Череповца». Плата за право размещения нестационарного объекта установлена в размере 402100 руб. (п. 3.1).
Аукцион проведен в соответствии с постановлением мэрии г. Череповца № от ДД.ММ.ГГГГ, утвердившим Порядок организации торгов на право заключения договоров о размещении передвижных объектов на землях общего пользования, противоречащим положениям статей 39.33, 39.36 ЗК РФ, Постановлению Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», Постановлению Правительства Вологодской области от 28.12.2015 N 1208 "Об утверждении Порядка и условий размещения на территории Вологодской области объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", поскольку указанные правоотношения не должны регулироваться нормативно-правовыми актами муниципального образования.
ДД.ММ.ГГГГ УФАС по Вологодской области вынесено мэрии г. Череповца предупреждение о прекращении действия (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, с указанием необходимости отмены Порядка организации торгов на право заключения договоров о размещении передвижных объектов на землях общего пользования.
Истец просила признать постановление мэрии г. Череповца от 22.07.2014 N3949 несоответствующим федеральному законодательству и подлежащим отмене.
Определением суда в качестве заинтересованных лиц привлечены Городская Дума г.Череповца, Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области.
В судебное заседание истец ФИО3 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, доверила представление своих интересов представителю ФИО1, которая исковые требования поддержала по основаниям, в нем изложенным.
В судебном заседании представитель ответчика мэрии г.Череповца ФИО2 исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Городской Думы г. Череповца не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены, представлен отзыв с позицией, аналогичной позиции мэрии г.Череповца.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены, представлен отзыв.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "в" части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусмотрено главой V.6 Земельного кодекса РФ.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статьей 39.36 Земельного кодекса РФ регламентировано использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2014 года N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2016 года N 385 "О внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300" перечень объектов дополнен пунктом 24 - сезонные аттракционы. Изменения вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ порядок и условия размещения указанных объектов, виды которых определены постановлением Правительства Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой Правительством Вологодской области издано постановление от 28 декабря 2015 года N 1208 "Об утверждении Порядка и условий размещения на территории Вологодской области объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов".
Как следует из материалов дела, решением Череповецкой городской Думы от 24 декабря 2013 года N 268 утверждено Положение о порядке использования земель общего пользования на территории города Череповца.
Разделом 4 Положения (в редакции решения Череповецкой городской Думы от 24 февраля 2016 года N 44) был установлен порядок использования земель общего пользования при размещении передвижных аттракционов на территории города Череповца, который предусматривал, что размещение аттракционов осуществляется на платной основе по результатам проведения торгов (конкурсов, аукционов). Организация торгов осуществляется в порядке, установленном мэрией города Череповца.
Порядок организации торгов на право заключения договоров о размещении передвижных объектов на землях общего пользования утвержден постановлением мэрии города Череповца от ДД.ММ.ГГГГ№ в редакции постановления мэрии города Череповца от ДД.ММ.ГГГГ№ на дату его оспаривания.
ДД.ММ.ГГГГ в городе Череповце состоялся аукцион по продаже права на заключение договоров о размещении стационарного ледового катка и передвижных аттракционов, передвижных объектов иногородними коллективами при организации и проведении гастрольно-концертных мероприятий на землях общего пользования на территории города.
По результатам аукциона победителем по лоту N2 "Право на заключение договора о размещении передвижных аттракционов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> цена 402100 руб. стала индивидуальный предприниматель ФИО3
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 и Комитетом по управлению имуществом города Череповца был заключен договор о размещении нестационарных объектов (передвижных аттракционов) N4853. Пунктом 3.1 договора установлена плата за право размещения нестационарного объекта в размере 402100 руб.
ДД.ММ.ГГГГ Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области предупреждением N 2489 потребовало от Череповецкой городской Думы принять меры по отмене и (или) внесению изменений в Положение о порядке использования земель общего пользования на территории города Череповца, утвержденное решением Череповецкой городской Думы от 24 декабря 2013 года N268, которое содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Решением Череповецкой городской Думы от 2 октября 2017 года N 175 внесены изменения в Положение о порядке использования земель общего пользования на территории города Череповца.
Решением Вологодского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ. признаны не соответствующим федеральному и региональному законодательству с ДД.ММ.ГГГГ пункт 1.1 в части слов "при размещении передвижных аттракционов"; пункт 1.3 в части понятия "передвижной аттракцион"; раздел 4 полностью Положения о порядке использования земель общего пользования на территории города Череповца, утвержденного решением Череповецкой городской Думы от 24 декабря 2013 года N 268 в редакции решения Череповецкой городской Думы от 24 февраля 2016 года N 44;
признаны не действующим с момента принятия пункт 1.1 в части слов "передвижных сезонных аттракционов"; пункт 1.3 в части понятия "передвижной аттракцион"; раздел 4 полностью Положения о порядке использования земель общего пользования на территории города Череповца, утвержденного решением Череповецкой городской Думы от 24 декабря 2013 года N 268 в редакции решения Череповецкой городской Думы от 2 октября 2017 года N 175.
Апелляционным определением Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ. указанное решение оставлено без изменения.
В соответствии со статьей 38 Устава города Череповца (принят постановлением Череповецкой городской Думы от 8 августа 2005 года N 84, зарегистрирован в Правительстве Вологодской области 10 августа 2005 года N 864) в структуру органов самоуправления города Череповца Вологодской области входит мэрия города, которая является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом городского округа, наделенным в соответствии с настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам городского самоуправления федеральными законами и законами Вологодской области.
Согласно пунктам 3, 17 статьи 8 Устава города Череповца к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей города Череповца услугами организаций культуры.
В соответствии с положениями статьи 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Статьей 39.36 Земельного кодекса РФ установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством РФ. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Учитывая приведенные положения Земельного кодекса РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ и Вологодской области, суд приходит к выводу о том, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по правовому регулированию отношений при использовании земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Оспариваемые положения постановления мэрии города Череповца от ДД.ММ.ГГГГ№ приняты во исполнение решения Череповецкой городской Думы от 24 декабря 2013 года N 268, часть положений которого признаны судом не соответствующим федеральному и региональному законодательству с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст.64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Таким образом, суд приходит к выводу, что с ДД.ММ.ГГГГ не соответствует федеральному и региональному законодательству Порядок организации торгов на право заключения договоров о размещении передвижных объектов на землях общего пользования, утвержденный постановлением мэрии города Череповца от ДД.ММ.ГГГГ№ в редакции постановления мэрии города Череповца от ДД.ММ.ГГГГ№.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
На момент принятия решения суда по настоящему административному делу, оспариваемые положения постановления мэрии города Череповца от ДД.ММ.ГГГГ№ в редакции постановления мэрии города Череповца от ДД.ММ.ГГГГ№ утратили силу в связи с изданием постановления мэрии г. Череповца от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно части 11 статьи 213 КАС РФ утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов дела, административное исковое заявление ФИО3 по настоящему делу принято к производству Череповецкого областного суда ДД.ММ.ГГГГ. В ходе судебного разбирательства по делу установлено применение оспариваемого решения в отношении истца и нарушение ее прав. При таких обстоятельствах оснований для признания прекращения производства по делу не имеется.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление мэрии города Череповца от ДД.ММ.ГГГГ№ в редакции постановления мэрии города Череповца от ДД.ММ.ГГГГ№ подлежит признанию не соответствующим федеральному и региональному законодательству с ДД.ММ.ГГГГ (вступление в силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2016 года N 385 "О внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300") в течение всего времени его применения в отношении ФИО3
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятом судом решении подлежит опубликованию в газете "Речь" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст.333.40 Налогового кодекса РФ государственная пошлина в сумме 300 руб., уплаченная по чеку-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ. подлежит возврату ФИО3
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 180, 213 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО3 удовлетворить.
Признать не соответствующим федеральному законодательству с ДД.ММ.ГГГГ Порядок организации торгов на право заключения договоров о размещении передвижных объектов на землях общего пользования, утвержденный постановлением мэрии города Череповца от ДД.ММ.ГГГГ№ в редакции постановления мэрии города Череповца от ДД.ММ.ГГГГ№.
Опубликовать сообщение о принятом решении в газете «Речь» в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Обязать межрайонную ИФНС №12 по Вологодской области вернуть государственную пошлину в сумме 300 руб., уплаченную ФИО3 по чеку-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Череповецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 20 апреля 2018 г.
Судья < > С.Г. Екимов