ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 02О0000-01-2023-000052-30 от 07.07.2023 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

Дело №3а-36/2023

УИД № 02OS0000-01-2023-000052-30

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 июля 2023 года г. Горно-Алтайск

Верховный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Шнайдер О.А.,

при секретаре Васильевой К.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Министерству финансов Республики Алтай, Министерству экономического развития Республики Алтай о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству финансов Республики Алтай о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 299972 руб. 40 коп., взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 30000 руб. В обоснование административных исковых требований указал, что решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 02.08.2019 года на Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай возложена обязанность предоставить административному истцу жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Решение суда вступило в законную силу 09.10.2019 года. 19.11.2019 года возбуждено исполнительное производство. Определением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 29.07.2020 года произведено процессуальное правопреемство, должник в рамках исполнительного производства заменен на Министерство экономического развития Республики Алтай. До настоящего времени решение суда не исполнено, жилое помещение истцу не предоставлено, срок ожидания исполнения решения суда составляет 3 год 6 месяцев, начиная с даты возбуждения исполнительного производства. В связи с нарушением права на исполнение судебного акта в разумный срок, истец несет материальные убытки, связанные с необходимостью оплаты коммунальных расходов по адресу фактического проживания, в жилом помещении, которое не принадлежит истцу, что также причиняет истцу моральные страдания, связанные с необходимостью проживания в чужом жилом помещении с посторонними лицами, в атмосфере стресса и напряжения.

13.06.2023 года определением суда в порядке подготовки дела к рассмотрению судом на основании ст. ст. 41, 47 КАС РФ Министерство экономического развития исключено из числа заинтересованных лиц, к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Министерство экономического развития Республики Алтай, в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство труда, социального развития Республики Алтай, Министерство регионального развития Республики Алтай, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай.

В возражениях представитель ответчика Министерства финансов Республики Алтай ФИО5 просит в удовлетворении административного искового заявления отказать в полном объеме. В обоснование указывает, что исполнение решения суда возможно только путем приобретения жилого помещения в собственность Республики Алтай (строительства) с целью его последующего предоставления истцу. Данный процесс является длительным, включает в себя поэтапную реализацию мероприятий по предоставлению жилья данной категории граждан Российской Федерации с соблюдением последовательности, процедур, установленных законодательством Республики Алтай. На рынке недвижимости сохраняется острый дефицит жилых помещений, соответствующих установленным требованиям. Количество введенных в эксплуатацию жилых помещений в последние годы имеет тенденцию к снижению. На рынке жилья наблюдается тенденция к росту цен одного кв.м. жилого помещения, в этой связи количество жилых помещений, возможных к приобретению для включения их в спецжилфонд и последующего предоставления детям-сиротам и лицам из их числа на располагаемые бюджетные средства, сокращается. Уполномоченными исполнительными органами государственной власти Республики Алтай предприняты все возможные меры, направленные на исполнение судебного акта. Министерство финансов Республики Алтай не уполномочено на формирование спецжилфонда, непосредственное обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, совершение иных процедур, связанных с таким обеспечением. Срок неисполнения судебного акта, с учетом конкретных обстоятельств дела, нельзя считать неразумным. В длительном неисполнении решения суда отсутствует вина Министерства финансов Республики Алтай. Истцом не обоснован размер предъявленной ко взысканию компенсации, отсутствует обоснование размера компенсации. Категория детей-сирот многочисленна и кроме лиц, которых органы государственной власти обязаны обеспечить жильем по решению суда, ведется список лиц, которые также ожидают своей очереди на обеспечение жильем.

В возражениях на административное исковое заявление представитель административного ответчика Министерства экономического развития Республики Алтай ФИО6 просит в удовлетворении административного искового заявления отказать. Указывает, что исполнение решения суда по указанной категории дел связано с необходимостью осуществления должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей. В целях реализации дополнительных мер по обеспечению жильем детей-сирот Государственным Собранием Эл Курултай Республики Алтай принят Закон Республики Алтай от 29.06.2021 года № 39-РЗ «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной гарантией прав на имущество и жилое помещение на территории Республики Алтай», которым введен новый вид поддержки, механизм которого урегулирован Постановлением Правительства Республики Алтай от 12.08.2021 года № 232 «Об утверждении Порядка, условий предоставления и размера меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, удостоверяемой сертификатом». Правительством Республики Алтай принято Постановление от 15.10.2021 года № 305. Указанным постановлением установлен единый порядок принятия документов на предоставление сертификата - с 15.08.2021 года по 01.08.2025 года. В настоящее время на исполнении находится 291 судебное решение об обязании предоставить детям-сиротам жилые помещения из специализированного жилищного фонда Республики Алтай. В целях решения вопроса дефицита жилых помещений для детей-сирот принято решение о необходимости увеличения в 2023 годах строительства жилых помещений для детей-сирот.

В возражениях на административное исковое заявление представитель заинтересованного лица Министерства регионального развития Республики Алтай ФИО7 просит в удовлетворении требований, взыскании судебных расходов отказать. Указывает, что причинами, препятствующими формированию специализированного жилищного фонда в Республике Алтай являются: острый дефицит земельных участков; желание большинства очередников получить новое жилое помещение на территории г. Горно-Алтайска и в <адрес>; отсутствие достаточного объема финансирования; ограничение общего количества жилых помещений в виде квартир, предоставляемых детям-сиротам в одном многоквартирном доме, 25 процентами. Министерством предпринимались меры, необходимые для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. В Республике Алтай принят Закон Республики Алтай от 09.12.2021 года № 86-РЗ «О дополнительной социальной поддержке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и внесении изменения в Закон Республики Алтай «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной гарантией прав на имущество и жилое помещение на территории Республики Алтай», который устанавливает дополнительную меру социальной поддержки в виде однократного предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай. Положениями ст. 6 Закона №86-РЗ внесены изменения в ст. 1.1 Закона Республики Алтай от 26.03.2013 года № 12-РЗ «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной гарантией прав на имущество и жилое помещение на территории Республики Алтай» в части уточнения предоставления меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилых помещений в собственность, удостоверяемой сертификатом.

Представитель административного истца ФИО8 в судебном заседании поддержал заявленные требования, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, пояснил, что административный истец ФИО2 просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика Министерства финансов Республики Алтай ФИО5, представитель ответчика Министерство экономического развития Республики Алтай ФИО6 в судебном заседании возражали относительно заявленных административных требований.

Административный истец и иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, в судебное заседание не явились, об отложении заседания не ходатайствовали, доказательств уважительности причин неявки не предоставили. С учетом положений ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Изучив материалы административного дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Судом на основании материалов дела установлено следующее.

02.08.2019 года решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай по гражданскому делу на Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай возложена обязанность предоставить административному истцу ФИО2 на территории муниципального образования «город Горно-Алтайск» по договору найма благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, предназначенное для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не ниже установленных социальных норм.

09.10.2019 года решение суда вступило в законную силу, прошло стадию апелляционного обжалования.

11.11.2019 года взыскателю ФИО2 выдан исполнительный лист серии ФС 012907317.

18.11.2019 года, в пределах установленного срока, исполнительный лист предъявлен административным истцом к исполнению.

19.11.2019 года постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП и розыску УФССП России по Республике Алтай в отношении должника Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай возбуждено исполнительное производство -ИП в пользу взыскателя ФИО2, предмет исполнения: возложение обязанности предоставить административному истцу ФИО2 на территории муниципального образования «город Горно-Алтайск» по договору найма благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, предназначенное для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не ниже установленных социальных норм.

29.11.2019 года постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП и розыску УФССП по РА с Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай взыскан исполнительский сбор.

03.02.2020 года в отношении Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

10.02.2020 года постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава МОСП по ИОИП и розыску УФССП по РА Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

17.04.2020 года постановлением Правительства Республики Алтай № 144 утвержден Порядок предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Пунктов 3 названного порядка определено, что жилое помещение предоставляется гражданину Министерством экономического развития Республики Алтай по его месту жительства в соответствующем населенном пункте муниципального образования в Республике Алтай по его заявлению о предоставлении жилого помещения в письменной форме, утвержденной уполномоченным органом.

29.07.20220 года определением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай произведена замена должника Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай по исполнительному производству -ИП от 19.11.2019 года на правопреемника Министерство экономического развития Республики Алтай.

16.11.2020 года постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП и розыску УФССП по РА Министерству экономического развития Республики Алтай установлен новый срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе до 23.11.2020 года.

19.01.2021 года в отношении Министерства экономического развития Республики Алтай составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

22.01.2021 года постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава МОСП по ИОИП и розыску УФССП по РА Министерство экономического развития Республики Алтай признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

03.03.2021 года постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП и розыску УФССП по РА Министерству экономического развития Республики Алтай установлен новый срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе до 05.03.2021 года.

12.03.2021 года в отношении Министерства экономического развития Республики Алтай составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.

17.03.2021 года постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава МОСП по ИОИП и розыску УФССП по РА Министерство экономического развития Республики Алтай признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

14.07.2021 года постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП и розыску УФССП по РА Министерству экономического развития Республики Алтай установлен новый срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе до 16.07.2021 года.

27.07.2021 года в отношении Министерства экономического развития Республики Алтай составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.

24.09.2021 года постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП и розыску УФССП по РА Министерству экономического развития Республики Алтай установлен новый срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе до 31.10.2021 года.

12.11.2021 года в отношении Министерства экономического развития Республики Алтай составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.

16.11.2021 года постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП и розыску УФССП по РА Министерству экономического развития Республики Алтай установлен новый срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе до 22.12.2021 года.

24.12.2021 года в отношении Министерства экономического развития Республики Алтай составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.

24.12.2021 года постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП и розыску УФССП по РА Министерству экономического развития Республики Алтай установлен новый срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе до 02.03.2022 года.

29.06.2022 года в отношении Министерства экономического развития Республики Алтай составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.

10.10.2022 года постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП и розыску УФССП по РА Министерству экономического развития Республики Алтай установлен новый срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе до 30.12.2022 года.

16.01.2023 года в отношении Министерства экономического развития Республики Алтай составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.

14.02.2023 года заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП и розыску УФССП по РА Министерству экономического развития Республики Алтай установлен новый срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе до 31.03.2022 года.

Таким образом, в рамках возбужденного исполнительного производства принимались меры по принудительному исполнению судебного акта, совершались действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения требований исполнительного документа.

Исполнительное производство в указанный период не приостанавливалось, судебные акты об отсрочке или рассрочке исполнения решения либо об изменении порядка и способа исполнения решения не принимались.

В соответствии с положениями ст. 1.1 Закона Республики Алтай от 26.03.2013 № 12-РЗ «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной гарантией прав на имущество и жилое помещение на территории Республики Алтай» лица из числа указанных в ч. 1 ст. 1 настоящего Закона, достигшие возраста 23 лет, проживающие на территории Республики Алтай, в отношении которых отсутствует факт совершения сделок в отношении ранее занимаемого жилого помещения (намеренного ухудшения жилищных условий) в течение последних пяти лет, признанные адаптированными к самостоятельной жизни в порядке, установленном Правительством Республики Алтай, имеют право на дополнительную меру социальной поддержки в виде однократного предоставления социальной выплаты на приобретение жилых помещений в собственность таких лиц либо в общую собственность таких лиц и членов их семей, удостоверяемой сертификатом, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Алтай.

Согласно ответу Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай ФИО2 состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, под порядковым номером 159, на основании распоряжения администрации муниципального образования <адрес>-р от <дата>.

Административный истец ФИО2 с заявлением о выдаче сертификата, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, не обращался, социальная выплата не предоставление жилого помещения в собственность ему не предоставлялась.

В п. 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» разъяснено, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных п. 2 ст. 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (ч. 5 ст. 353 КАС РФ, ч. 3.1 ст. 319 АПК РФ, ч. 1 и 3 ст. 428 ГПК РФ, п. 6 ст. 242.2, п. 8 ст. 242.3, п. 7 ст. 242.4, п. 7 ст. 242.5 БК РФ).

В случае, если исполнение судебного акта по требованиям имущественного или неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства или производства по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта до дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта.

В общую продолжительность судопроизводства или исполнения судебного акта подлежит включению период приостановления производства по делу или исполнения судебного акта (п. 56).

Общая продолжительность судопроизводства или исполнения судебного акта, которое не окончено, устанавливается при принятии решения об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления о компенсации на день принятия такого решения (п. 56.1).

При рассмотрении дела установлено, что в связи с неисполнением судебного решения в добровольном порядке судебным приставом исполнителем возбуждено исполнительное производство, однако, несмотря на принимаемые судебными приставами-исполнителями меры принудительного исполнения, до настоящего времени решение суда не исполнено, договор найма специализированного жилого помещения не заключен, исполнительное производство не окончено.

Согласно ч. 4 ст. 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

На момент обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением решение суда о предоставлении жилого помещения не исполнено, с момента вступления решения суда в законную силу прошло более 6 месяцев, что свидетельствует о соблюдении административным истцом установленного ч. 4 ст. 250 КАС РФ срока обращения в суд с административным исковым заявлением.

Общая продолжительность неисполнения решения суда с даты вступления решения суда в законную силу (09.10.2019 года) по день рассмотрения дела (07.07.2023 года) составила 3 года 8 месяцев 28 дней (или 1367 календарных дней).

Срок исполнения судебного акта со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов (18.11.2019 года) до дня рассмотрения дела (07.07.2023 года) составил 3 года 7 месяцев 19 дней (или 1327 календарных дня).

Указанное является нарушением права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок.

В силу положений ст. 1 Федерального закона от 30.04.2010 года №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Закон о компенсации), граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации (ч. 1).

Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (ч. 2).

Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (ч. 3).

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о компенсации, размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности и справедливости.

В соответствии с ч. 3 ст. 258 КАС РФ при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: правовой и фактической сложности дела; поведения административного истца и иных участников судебного процесса; достаточности и эффективности действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела; достаточности и эффективности осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.07.2011 года № 17-П, в целях реализации вытекающей из Конституции Российской Федерации (ст. 46, ч. 1 и ч. 3) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод обязанности Российской Федерации по обеспечению права каждого на справедливое судебное разбирательство его дела в разумный срок и исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из необходимости создать надлежащие условия для осуществления права каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, а также прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью на охрану их прав законом, на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. ст. 52 и 53 Конституции Российской Федерации), Федеральный закон «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» предусмотрел вспомогательный к общегражданскому порядку возмещения вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, механизм защиты прав на судебную защиту, справедливое судебное разбирательство и своевременное исполнение судебных актов в виде присуждения компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок в качестве внутригосударственного средства правовой защиты от предположительно имевшего место нарушения требований Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конституции Российской Федерации.

В силу разъяснений, содержащихся в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее - компенсация), как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов, в том числе судов. При этом присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за указанные нарушения (ч. 4 ст. 1 Закона о компенсации, ст. 151, ст. 1069, ст. 1070 ГК РФ).

С учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 46, 47, 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

При оценке своевременности мер, принимаемых органами, организациями и должностными лицами, на которые возложена обязанности по исполнению судебного акта, также следует принимать во внимание исключительные обстоятельства, которые обуславливали необходимость безотлагательного осуществления судопроизводства и (или) исполнения судебного акта и непринятие во внимание которых фактически привело к лишению лица права на судебную защиту.

Оценивая имеющие юридическое значение обстоятельства, связанные с достаточностью и эффективностью принимаемых мер к исполнению судебного акта, суд исходит из того, что со стороны службы судебных приставов принимаются меры к принудительному исполнению решения Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 02.08.2019 года. Как указано выше, судебным приставом-исполнителем должнику устанавливались новые сроки исполнения требований исполнительного документа, направлялись предупреждения о неисполнении решения суда, должник привлекался к административной ответственности по ч. 1 и ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.

Особенность предмета исполнительного производства (предоставление жилого помещения) предполагает исполнение данной обязанности непосредственно самим должником, в связи, с чем оценке подлежит деятельность органов власти Республики Алтай по исполнению вступившего в законную силу судебного акта.

При этом сведений, а также доказательств, подтверждающих выполнение должником каких-либо действий, направленных на реальное и своевременное исполнение судебного решения, ответчиками суду не представлено, материалы исполнительного производства таких сведений не содержат. Материалы исполнительного производства также не содержат сведений о предложении административному истцу за указанный период времени каких-либо жилых помещений и отказа от них.

Согласно представленным материалам, объективные и неустранимые причины задержки исполнения судебного акта отсутствовали, а административный истец за данную задержку исполнения решения ответственности не несет.

Администрацией города Горно-Алтайска предоставлена информация, что административному истцу ФИО2 меры социальной поддержки для приобретения (строительства) жилья не предоставлялись, договоры социального найма с ним не заключались.

Постановлением заместителя начальника отделения организации дознания УФССП России по Республике Алтай от 19.05.2023 года отказано в возбуждении уголовного дела по сообщению представителя ФИО2ФИО8 о преступлении, предусмотренном ч. 2 ст. 315 УК РФ, по фактам злостного неисполнения должностными лицами Министерства экономического развития Республики Алтай вступившего в законную силу решения Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 02.08.2019 года, по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ ввиду отсутствия в деянии состава преступления. Материалами предварительной проверки установлено, что Министерство экономического развития Республики Алтай от исполнения судебного решения о предоставлении жилья ФИО2, относящемуся к гражданам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не уклоняется. Министерством на постоянной основе ведется работа, направленная на исполнение решений судов рассматриваемой категории, в том числе по исполнению решения суда о предоставлении жилья ФИО2

Факт отсутствия в действиях Министерства экономического развития Республики Алтай состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 135 УК РФ, влекущего уголовную ответственность за злостное неисполнение вступившего в законную силу решения, не свидетельствует о достаточных и эффективных действиях Министерства в целях своевременного исполнения судебного акта в связи с нижеследующим.

Судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закрепленного за гражданином Российской Федерации права на получение жилья и длительное неисполнение таких судебных решений, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывает авторитет органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государства.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что действия Министерства труда, социального развития и занятости Республики Алтай, а затем Министерства экономического развития Республики Алтай по исполнению данного судебного решения нельзя оценить как эффективные и достаточные для своевременного исполнения судебного акта в разумный срок.

При этом следует учесть, что длительность исполнения судебного акта не связана с наличием каких-либо чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимая сила), которые объективно делали бы невозможным своевременное исполнение решения суда.

Суд признает, что срок исполнения судебного акта в конкретном случае не является разумным и право истца на исполнение судебного акта в разумный срок нарушено, следовательно, требование истца о присуждении компенсации является правомерным. В случае установления факта нарушения права на судопроизводство в разумный срок причинение вреда интересам заявителя презюмируется.

Принимая во внимание требования административного истца, обстоятельства гражданского дела, по которому было допущено нарушение, его продолжительность и значимость последствий для административного истца, не имеющего благоустроенного для проживания жилого помещения в собственности, установленные выше обстоятельства по настоящему административному делу, суд полагает, что требуемая административным истцом сумма компенсации в размере 299 972 руб. 40 коп. является чрезмерной, и определяет подлежащую присуждению компенсацию в размере 85000 руб., которая соответствует принципам разумности и справедливости.

Указание административных ответчиков на то, что должниками приняты все возможные и достаточные меры, направленные на исполнение решения суда, а срок исполнения судебного акта продиктован необходимостью соблюдения Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при формировании специализированного жилищного фонда с целью предоставления жилых помещений из этого фонда детям-сиротам и иным лицам данной категории граждан, дефицитом жилых помещений на первичном и вторичном рынках жилья, ростом цен на жилые помещения, отсутствием земельных участков, пригодных для строительства многоквартирных домов для дальнейшего предоставления жилых помещений указанной категории граждан, численностью лиц, ожидающих своей очереди на обеспечение жильем, не имеют юридического значения для разрешения вопроса о присуждении компенсации, поскольку судебный акт должен быть исполнен в установленный законом срок вне зависимости от проблем финансирования, сложностей межбюджетных отношений и необходимости приобретения жилых помещений на аукционах, не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений, предназначенных для детей-сирот в городе Горно-Алтайске Республики Алтай, от наличия или отсутствия вины органов публичной власти и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов.

Из разъяснений, содержащихся в п. 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», следует, что под органом, организацией или должностным лицом, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, понимаются лица, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, по которому допущено превышение разумного срока исполнения, а также соответствующий финансовый орган, орган Федерального казначейства или орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации или лицевого счета муниципального казенного учреждения, как органы, осуществляющие организацию исполнения судебного акта в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, либо Федеральная служба судебных приставов как орган, осуществляющий принудительное исполнение судебных актов на территории Российской Федерации. Суд в определении о принятии устанавливает указанным лицам срок для представления объяснений, возражений и (или) доводов относительно заявления о компенсации, а также иных необходимых для рассмотрения дела доказательств либо решает вопрос об их привлечении к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, третьих лиц (части 2, 3 и 4 ст. 63, п. 5 ч. 3 ст. 135 КАС РФ, ст. 66, п. 1 ч. 1 ст. 135 АПК РФ).

Пунктом 5 ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 30.04.2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» предусмотрено, что при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

В соответствии с п. 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №11 по делам о присуждении компенсации является обязательным привлечение к участию в деле представляющих интересы публично-правовых образований финансовых органов, а также в случаях, предусмотренных п. 5 ч. 9 ст. 3 Закона о компенсации, главных распорядителей бюджетных средств. Под главными распорядителями средств соответствующего бюджета, по смыслу указанных норм Закона о компенсации, понимаются главные распорядители средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования по ведомственной принадлежности органа, организации, должностного лица, чьи действия (бездействие) повлекли нарушение права заявителя на судопроизводство в разумный срок или на исполнение судебного акта в разумный срок.

Мероприятия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями предусмотрены, в том числе, постановлением Правительства Республики Алтай от 17.08.2018 года № 268 «Об утверждении государственной программы Республики Алтай «Обеспечение социальной защищенности и занятости населения».

Администратором государственной программы Республики Алтай «Обеспечение социальной защищенности и занятости населения» является Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай. Соисполнителями данной государственной программы в части предоставления жилых помещений для детей-сирот являются, в том числе Министерство регионального развития Республики Алтай, Министерство экономического развития Республики Алтай.

Одной из задач подпрограммы «Охрана семьи и детей» госпрограммы Республики Алтай «Обеспечение социальной защищенности и занятости населения», а также основным мероприятием (п. 2.2) является формирование специализированного жилищного фонда в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения.

Постановлением Правительства Республики Алтай от 17.04.2020 года №144 (ред. от 30.06.2022) утвержден Порядок предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно указанному порядку уполномоченным органом, на который возлагаются обязанности по предоставлению жилья детям-сиротам, является Министерство экономического развития Республики Алтай.

В соответствии с подп. «к» п. 8 Положения о Министерстве труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 15.11.2013 года № 314, Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай осуществляет функции главного распорядителя средств республиканского бюджета Республики Алтай, предусмотренных на содержание Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай и реализацию возложенных на него функций.

В силу п. 13 Положения о Министерстве экономического развития Республики Алтай, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 20.11.2014 года № 332, Министерство экономического развития Республики Алтай осуществляет функции главного распорядителя средств республиканского бюджета, в том числе предусмотренных на содержание Министерства экономического развития Республики Алтай и реализацию возложенных на него функций.

В контексте положений подп. «з» п. 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 года №11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» Министерство экономического развития Республики Алтай является органом, на который возложена обязанность по исполнению решения Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 02.08.2019 года.

При этом, решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит исполнению за счет средств бюджета Республики Алтай Министерством финансов Республики Алтай (ч. 3 ст. 4, п.3 ч. 2 ст. 5 Закона о компенсации).

Министерство финансов Республики Алтай является исполнительным органом государственной власти Республики Алтай, осуществляющим функции по реализации государственной финансовой (бюджетной, налоговой) политики в Республике Алтай, контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, Министерство является финансовым органом Республики Алтай, осуществляющим составление и организацию исполнения республиканского бюджета Республики Алтай, что следует из Положения о Министерстве финансов Республики Алтай, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 15.11.2018 года №356. В соответствии с Положением Министерство осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Алтай.

В связи с чем, обязанность по взысканию компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не может быть возложена на Министерство экономического развития Республики Алтай.

В силу ч. 4 ст. 4 Закона о компенсации, ч. 3 ст. 259 КАС РФ судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.

Частью 1 ст. 103 КАС РФ предусмотрено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Издержки, связанные с рассмотрением административного дела, включают расходы на оплату услуг представителей (п. 4 ст. 106 КАС РФ)

Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Если сторона, обязанная возместить расходы на оплату услуг представителя, освобождена от их возмещения, указанные расходы возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (ст. 112 КАС РФ)

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (ст. 112 КАС РФ).

Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (п. 13).

В постановлении от 11.07.2017 года № 20-П Конституционный Суд Российской Федерации отметил возможность дифференциации правового регулирования распределения судебных расходов в зависимости от характера рассматриваемых судом категорий дел, в том числе с учетом особенностей заявляемых требований, что само по себе не может расцениваться как отступление от конституционных принципов правосудия.

По общему правилу при определении разумности необходимо учитывать не только объем заявленных требований, цену иска, но и правовую сложность дела, результат его рассмотрения.

Таким образом, основным критерием размера оплаты труда представителя является разумность суммы оплаты.

Размер возмещения стороне расходов должен быть соотносим с объемом защищаемого права и блага.

Помимо вышеуказанных критериев, при определении разумности понесенных стороной расходов на оплату услуг представителя в каждом случае надлежит исходить также из конкретных обстоятельств дела, а также учитывать принцип свободы договора, благодаря которому сторона может заключить договор со своим представителем на оказание юридических услуг и их оплату в любом размере. Однако это не должно нарушать принцип справедливости и умалять права другой стороны, которая должна компенсировать судебные расходы на оплату услуг представителя выигравшей стороны.

Представитель ответчика ФИО5 в судебном заседании полагала, что заявленная административным истцом сумма расходов на оплату услуг представителя носит чрезмерный характер.

В целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (ст. 2, ст. 35 ГПК РФ, ст. 3, ст. 45 КАС РФ, ст. 2, ст. 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от21.01.2016 № 1).

В подтверждение оплаты юридических услуг административным истцом представлен договор на оказание юридических услуг от 01.06.2023 года, заключенный между ФИО8 (исполнитель) и ФИО2 (заказчик). В рамках данного договора, исполнитель принял на себя обязательства оказать заказчику разовую юридическую помощь, проконсультировать заказчика по вопросам практики применения судами КАС РФ, о порядке возмещения имущественного и морального вреда в связи с нарушением права на исполнение судебного акта в разумный срок, изучить представленные заказчиком документы, представлять интересы заказчика в судах по вопросам возмещения морального вреда в связи с нарушением права на исполнение судебного акта в разумный срок, взыскании судебных расходов, истребовать и собрать необходимые документы для предъявления в суд. Стоимость услуг сторонами определена в размере 30 000 руб. Факт оплаты указанной суммы подтвержден распиской от 01.06.2023 года.

Учитывая объем юридических услуг, оказанных представителем по данному делу, принимая во внимание правовую сложность административных дел указанной категории, сложившуюся судебную практику по данной категории дел, качество и количество составленных представителем по данному делу процессуальных документов, участие в одном судебном заседании, продолжительность судебного заседания, размер фактически понесенных расходов за оказанные услуги, суд приходит к выводу о том, что в возмещение расходов на оплату услуг представителя, исходя из принципов разумности и соразмерности судебных расходов, следует взыскать 5 000 руб., считая заявленные судебные расходы на оплату услуг представителя в остальной части, чрезмерными.

Кроме того, на основании ст. 103, ст. 106, ст. 111 КАС РФ в связи с удовлетворением административного иска в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины, понесенные при подаче административного искового заявления, в размере 300 руб. 00 коп., подтвержденные чеком-ордером по операции 4914 от 02.06.2023 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, ст. 259 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО2 к Министерству финансов Республики Алтай, Министерству экономического развития Республики Алтай о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, удовлетворить частично.

Взыскать с Республики Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай (ОРГН 1020400753438) за счет средств республиканского бюджета в пользу ФИО2 (паспорт ) компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 85 000 руб. 00 коп. (восемьдесят пять тысяч рублей 00 копеек), судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 5000 руб. 00 коп. (пять тысяч рублей 00 копеек), судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп. (триста рублей 00 копеек).

Перечисление причитающейся ФИО2 денежной суммы осуществлять по следующим реквизитам:

Получатель: ФИО2

Счет

в Алтайском отделении ПАО Сбербанк

Корр.счет

ИНН/КПП банка:

БИК банка:

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Решение суда в части присуждения компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верховный суд Республики Алтай.

Судья О.А. Шнайдер

Мотивированное решение изготовлено 07.07.2023 года.