ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 02О0000-01-2023-000066-85 от 14.08.2023 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

Дело №3а-45/2023

УИД №02OS0000-01-2023-000066-85

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 августа 2023 года г. Горно-Алтайск

Верховный Суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Плотниковой М.В.,

при секретаре - Казаниной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Республики Алтай в публичных интересах Республики Алтай, интересах неопределенного круга лиц к Комитету по тарифам Республики Алтай о признании недействующим с даты принятия приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от <дата> «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для ООО «Солнечная энергия», поставляющего электрическую энергию (мощность) на территории <адрес> Республики Алтай на 2023 - 2027 годы» в части базового уровня операционных расходов (приложение к приказу), приказ от <дата> «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, а также в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах по договорам купли-продажи (договорам энергоснабжения), для ООО «Солнечная энергия» на территории <адрес> Республики Алтай на 2023 год и о признании утратившим силу приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от <дата>», возложении обязанности на Комитет по тарифам Республики Алтай принять заменяющие нормативные правовые акты об установлении долгосрочных параметров регулирования для ООО «Солнечная энергия», а также цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, а также в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах по договорам купли-продажи (договорам энергоснабжения),

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Республики Алтай в публичных интересах Республики Алтай, интересах неопределенного круга лиц обратился с административным исковым заявлением к Комитету по тарифам Республики Алтай (с учетом уточнения) о признании недействующим с даты принятия приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от <дата> «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для ООО «Солнечная энергия», поставляющего электрическую энергию (мощность) на территории <адрес> Республики Алтай на 2023 - 2027 годы» в части базового уровня операционных расходов (приложение к приказу), приказ от <дата> «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, а также в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах по договорам купли-продажи (договорам энергоснабжения), для ООО «Солнечная энергия», на территории <адрес> Республики Алтай на 2023 год и о признании утратившим силу приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от <дата>», возложении обязанности на Комитет по тарифам Республики Алтай принять заменяющие нормативные правовые акты об установлении долгосрочных параметров регулирования для ООО «Солнечная энергия», а также цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, а также в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах по договорам купли-продажи (договорам энергоснабжения),

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что приказы и приняты Комитетом по тарифам РА в рамках компетенции с соблюдением формы принятия нормативного правового акта, порядка его принятия, а также официального опубликования, опубликованы на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.

В ходе проверки законности установления Комитетом по тарифам Республики Алтай долгосрочных параметров регулирования для ООО «Солнечная энергия», поставляющего электрическую энергию (мощность) на территории <адрес> Республики Алтай на 2023 - 2027 годы», а также цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, а также в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах по договорам купли-продажи (договорам энергоснабжения), для ООО «Солнечная энергия», на территории <адрес> Республики Алтай на 2023 год, выявлено, что установление долгосрочных параметров регулирования и базовый уровень операционных расходов осуществлено Комитетом по тарифам Республики Алтай с нарушениями требований Основ ценообразования , Методических указаний, и иных нормативно-правовых актов.

Приказом Комитета утверждены долгосрочные параметры регулирования для ООО «Солнечная энергия», поставляющего электрическую энергию (мощность) на территории <адрес> Республики Алтай, на 2023 - 2027 г. г., где базовый уровень операционных расходов на период 2023 г. принят в размере 15152266,89 руб., удельный расход топлива на 2023-2027 г. г. – 423,78 т.у.т./кВт.ч., удельный расход электрической энергии на собственные нужды электростанций - 4 %, удельные потери электрической энергии – 11,7%, при этом базовый уровень операционных расходов принят с нарушением п. 21 Методических указаний и пунктов 18 и 30 Основ ценообразования. Целевые показатели энергосбережения и энергетической эффективности, прокуратурой не оспариваются.

Приказом утверждены цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, а также в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах по договорам купли-продажи (договорам энергоснабжения), для ООО «Солнечная энергия», на территории <адрес> Республики Алтай на 2023 год, где одноставочный тариф равен 47,14 руб./кВт.ч, одноставочные тарифы, дифференцированные по трем зонам суток: ночная зона – 29,58 руб./кВт.ч, полупиковая зона – 47,14 руб./кВт.ч, пиковая зона – 64,71 руб./кВт.ч, одноставочные тарифы, дифференцированные по двум зонам суток: ночная зона – 29,58 руб./кВт.ч, дневная зона (пиковая и полупиковая) – 55,92 руб./кВт.ч.

Прокурор указывает, что приказ и приказ в части определения базового уровня операционных расходов на 2023 г. противоречат действующим нормативным правовым актам, а именно: Федеральному закону от <дата> № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федеральному закону от <дата> № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», пунктам 25, 26, 28, 29, 31 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», пунктам 17, 27 Методических указаний от <дата>. Комитетом не принято мер, направленных на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организации, осуществляющей регулируемую деятельность, необоснованно утверждены расходы по статьям: на оплату труда, ремонт основных средств, на оплату работ и услуг сторонних организаций, на техническое обслуживание, на приобретение энергетических ресурсов, на аренду имущества, на социальные нужды, амортизация основных средств.

Так, расходы на заработную плату персонала приняты экспертами на основании штатного расписания, а также в соответствии с дополнительным соглашением к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве по <адрес> на 2018-2020 г.г. с продленным сроком действия до 2023 г., однако, действующее отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве по <адрес> не включает ООО «Солнечная энергия» в перечень организаций и предприятий, участвующих в отраслевом тарифном соглашении, экспертное заключение расчет расходов на оплату труда не отражает, тарифное дело не содержит локальных актов, предусматривающих условия оплаты труда – премирования, расчета выслуги лет и пр.

Расходы по статье «ремонт основных средств» рассчитаны Комитетом по тарифам на основании актов приема-сдачи выполненных работ и счет-фактур, которые включают в себя капитальный ремонт двигателя и регламентное обслуживание ДГУ. Договор подряда на ремонт двигателя, обслуживание ДГУ, в тарифном деле отсутствуют. Также в тарифном деле отсутствуют сметные расчеты на ремонт, дефектные ведомости. Согласно счета-фактуры от <дата> ООО «Солнечная энергия+» выполнило для ООО «Солнечная энергия» капитальный ремонт двигателя дизельной электростанции в <адрес> путем замены двигателя дизельной генераторной установки на сумму 2300 000,0 руб. включая НДС. Сведений о том, что отсутствующий в тарифном деле договор подряда , заключен по результатам торгов, в тарифном деле не имеется. В нарушение норм Основ ценообразования Комитетом по тарифам РА необоснованно в НВВ учтены расходы на ремонт основных средств.

Расходы на оплату работ и услуг сторонних организаций приняты Комитетом на основании счет-фактур <данные изъяты>, ФИО12, <данные изъяты>, анализ которых показал, что основанием выставления счетов за транспортные услуги служит договор транспортных услуг от <дата> Данный договор в тарифном деле отсутствует, что не позволяет определить срок и природу его действия. У ФИО13 ООО «Солнечная энергия» приобретались: перчатки, нетканное полотно, пена монтажная, краска, фанера, лопата, помпа ГАЗ-53, аккумулятор Тюмень, ведра электроды, сальник хвостовой УАЗ, гайки, болты, и др. Непринятие ООО «Солнечная энергия» мер к организации торговых процедур с целью определения продавцов услуг и цен, включение Комитетом в НВВ расходов на оплату работ и услуг сторонних организаций в объеме 897350,99 руб., не обоснованно.

Расходы на техническое обслуживание экспертами приняты и включены в НВВ в сумме 1079841,47 руб. с учетом счетов-фактур ООО «АлтайСкан». Договор на техническое обслуживание в тарифном деле отсутствует. В нарушение п. 29 Основ ценообразования , расчет выполнен на основании счетов-фактур; необходимость в техническом обслуживании в рамках сумм первичных документов, документально не подтверждена.

Расходы на приобретение энергетических ресурсов определены Комитетом на основании п. 27 Методических указаний. При этом цена дизельного топлива на 2023 г. рассчитана экспертами в размере 63,94 руб. на основании последней счет-фактуры от <дата>, выставленной поставщиком ООО «Нефтьпром». Пунктом 21 Основ ценообразования , пунктами 27 и 17 Методических указаний определен порядок определения расходов на топливо. Расчет Комитетом расходов на дизельное топливо с принятием за основу цены за литр дизельного топлива по счет-фактуре от <дата>, является не верным. Данный способ определения фактических значений расходов (цен) на дизельное топливо не предусмотрен и п. 29 Основ ценообразования , в связи с чем, включение в тарифы (цены) расчетов исходя из цен счет-фактур, является необоснованным.

Расходы «амортизация основных средств» в составе неподконтрольных расходов рассчитаны Комитетом в соответствии с п. 27 Основ ценообразования . Предложение ООО «Солнечная энергия» по включению амортизации основных средств - 3424720,00 руб., амортизационные отчисления приняты экспертами в размере 491132,76 руб. исходя их сведений об имуществе, указанном в 4-х концессионных соглашениях, заключенных между МО «<адрес>» и ООО «Солнечная энергия». Экспертное заключение расчет суммы амортизационных отчислений не содержит, что не позволяет сделать вывод какие суммы из таблиц «амортизация недвижимого имущества» и «амортизация недвижимого имущества» взяты при расчете суммы, подлежащей включению в НВВ.

Расходы на аренду имущества, используемого для осуществления регулируемого вида деятельности, приняты Комитетом в размере 169800 руб. на основании счетов-фактур за 2021 г., а также п. 4 приложения к Основам ценообразования , необоснованно. Расчет данного вида затрат пункт 4.3.2 экспертного заключения не содержит. Договор о передаче в аренду нежилых помещениий от <дата>, заключен между ООО «Солнечная энергия+» и ООО «Солнечная энергия» на период с <дата> по <дата> Во владение и пользование последнему переданы нежилые помещения, расположенные в <адрес>. Договоры не содержат данных об использовании нежилых помещений в производственной деятельности ООО «Солнечная энергия». Дополнительные соглашения о продлении срока действия договора в тарифном деле отсутствуют. Сумма ежемесячной арендной платы составляет 16980 руб., в которую входит оплата коммунальных услуг (электроэнергия, водоснабжение, водоотведение, вывоз мусора, отопление), а также уборка помещений, система охранно-пожарной сигнализации.

Расходы на социальные нужды, включенные в НВВ, приняты Комитетом на 2023 г. в размере 2544613,51 руб. исходя из величины отчислений равной 32,3%. Поскольку Комитетом неправильно произведен расчет расходов на оплату труда, а отчисления на социальные нужды являются производными от них, данный вид затрат произведен неверно.

В судебном заседании представитель прокуратуры Республики Алтай Дедин А.С. поддержал административные исковые требования в уточненном виде, по основаниям, приведенным в административном иске.

Представители административного ответчика – Комитета по тарифам Республики Алтай Ербалина Р.А., Булыгина Н.С., действующие на основании доверенностей, просили в удовлетворении административного иска отказать, поддержав доводы, изложенные в письменных отзывах, согласно которым, оспариваемые приказы полностью соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, приняты в пределах установленных полномочий Комитета по тарифам Республики Алтай и не нарушают публичных интересов, прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Представитель заинтересованного лица ООО «Солнечная энергия» Кыдыков Н.А. в судебном заседании возражал удовлетворению заявленных административных исковых требований в полном объеме.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив представленные в дело доказательства, приходит к следующему выводу.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части восьмой указанной статьи, в полном объеме (ч. 7 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с ч. 8 указанной нормы при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от <дата> № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике). К таким актам, в частности, относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее - Основы ценообразования, Правила регулирования), и Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением электрической энергии (мощности), производимой на квалифицированных генерирующих объектах», утвержденные приказом ФАС России от <дата> (далее – Методические указания).

Пунктом 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике установлено, что государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 23 названного Федерального закона при государственном регулировании цен (тарифов) должны быть соблюдены основные принципы, в том числе: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.

В силу требований пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике на срок не менее чем пять лет может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций или на основе заключаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности.

Реализация указанных выше принципов, среди прочих мер, осуществляется путем государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный уровни таких цен (тарифов) (пункт 1 абзаца седьмого пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В силу постановления Правительства Республики Алтай от <дата> «Об утверждении Положения о Комитете по тарифам Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай» Комитет по тарифам Республики Алтай является исполнительным органом государственной власти Республики Алтай, осуществляющим реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), региональный государственный контроль и надзор в установленной сфере деятельности, функции по оказанию государственных услуг, правоприменительные и иные функции в соответствии с Положением.

В соответствии с Положением Комитет по тарифам РА осуществляет государственное регулирование тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).

<дата> Комитетом по тарифам РА приняты приказы: «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для ООО «Солнечная энергия», поставляющего электрическую энергию (мощность) на территории <адрес> Республики Алтай на 2023 - 2027 годы», а также приказ «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, а также в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах по договорам купли-продажи (договорам энергоснабжения), для ООО «Солнечная энергия», на территории <адрес> Республики Алтай на 2023 год и о признании утратившим силу приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от <дата>».

Указанные приказы Комитета по тарифам Республики Алтай приняты тарифным органом в рамках полномочий, предоставленных Положением о Комитете по тарифам Республики Алтай, утвержденным постановлением Правительства Республики Алтай от <дата>, с соблюдением процедуры принятия решения и его формы в соответствии с указанным Положением. Данное обстоятельство установлено судом на основании протокола заседания Коллегиального органа Комитета по тарифам Республики Алтай от <дата>, регламента работы, утвержденного приказом от <дата>-ВД, приказов Комитета по тарифам Республики Алтай, которыми сформирован состав Коллегиального органа Комитета по тарифам Республики Алтай.

Приказы и опубликованы на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, <дата>, официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, <дата>.

Правомочность органа, принявшего приказ, а также соблюдение установленных законом правил введения его в действие и опубликования, административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

Анализ оспариваемых правовых актов позволяет суду сделать вывод, что приказы отвечают признакам нормативности, предусмотренным п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», а именно содержат правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение. Следовательно, данные приказы могут быть оспорены административным истцом в Верховный Суд Республики Алтай в порядке гл. 21 КАС РФ.

Согласно пункту 12 Основ ценообразования, при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.

Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования), в который, в том числе, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности (пункты 15 - 34 Основ ценообразования).

Согласно пункту 16 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения) (пункт 17 Основ ценообразования).

Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя: расходы на топливо; расходы на покупку электрической и тепловой энергии (мощности); расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также иных услуг, предусмотренных Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>, договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, расходы на сырье и материалы; расходы на ремонт основных средств; расходы на оплату труда и страховые взносы; расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, за исключением расходов сетевых организаций на установку приборов учета в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности для потребителей услуг; прочие расходы (пункт 18 Основ ценообразования).

Расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), включают в себя следующие основные группы расходов: капитальные вложения (инвестиции) на расширенное воспроизводство; другие расходы из прибыли после уплаты налогов; взносы в уставные (складочные) капиталы организаций; прочие экономически обоснованные расходы, относимые на прибыль после налогообложения, включая затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями (пункт 19 Основ ценообразования).

Из пункта 38 Основ ценообразования следует, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования: базового уровня подконтрольных расходов, устанавливаемого регулирующими органами; индекса эффективности подконтрольных расходов и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов; коэффициента эластичности подконтрольных расходов по количеству активов; уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям; уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг).

В соответствии с п. п. 8, 12, 22, 35 Правил регулирования цен (тарифов) организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 01 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в орган регулирования предложения (заявления) об установлении тарифов, с приложением обосновывающих документов. Установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено настоящими Правилами. Регулирующий орган определяет НВВ, учитываемую при установлении тарифов, по результатам экспертизы предложений и обосновывающих материалов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. При этом регулирующий орган принимает меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования).

В силу пункта 17 Правил государственного регулирования обязанность предоставить органу регулирования обосновывающие материалы возложена на организации, осуществляющие регулируемую деятельность. К числу обосновывающих материалов отнесен расчет расходов и необходимой валовой выручки от осуществления регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанный в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.

Согласно пункту 20 Правил по результатам рассмотрения предложений принимается решение об открытии дела об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней (принятия предложений к рассмотрению). Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не позднее чем до 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования. Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 22, 23, 28 Правил регулирования).

Тарифный орган принимает решение об установлении цен (тарифов) на заседании коллегиального органа, в ходе которого ведется протокол, в котором указываются основные показатели деятельности регулируемой организации на расчетный период регулирования, а также основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность (пункты 25, 26, 28 Правил регулирования).

Приведенные нормы федерального законодательства являются императивными, исключают возможность отступления от установленных процедур и требований по усмотрению регулирующего органа.

Из содержания приведенных выше норм следует, что утверждение тарифов носит заявительный характер, при этом обязанность обосновать размер необходимой валовой выручки посредством представления соответствующей документации, подтверждающей расходы, возлагается непосредственно на организацию, осуществляющую регулируемый вид деятельности.

Приказом ФАС России от <дата> утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением электрической энергии (мощности), производимой на квалифицированных генерирующих объектах.

Из материалов административного дела следует, что ООО «Солнечная энергия» осуществляет деятельность с <дата>, зарегистрирована в Управлении Федеральной налоговой службы по <адрес>. Приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от <дата>-ВД ООО «Солнечная энергия» присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии с определением зоны деятельности в административных границах сел Бийка, <адрес> Республики Алтай. Приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от <дата>-ВД в отношении организации введено государственное регулирование и организация включена в перечень регулируемых организаций.

<дата> ООО «Солнечная энергия» обратилось в Комитет по тарифам Республики Алтай с заявлением о рассмотрении материалов и об установлении тарифа на 2023 год на электроэнергию, методом экономически обоснованных затрат, вырабатываемую в населенных пунктах: <адрес> Республики Алтай. К заявлению приложен CD диск 581 МБ, бухгалтерская отчетность предприятия, расчет фактических и планируемых затрат, оборотно-сальдовые ведомости, договоры с юридическими лицами, договоры по концессии, договоры аренды, штатное расписание на 2021 г., первичные документы по совершенным расходам.

Приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от <дата>-ОД открыто дело об установлении долгосрочных параметров регулирования на 2023-2027 годы и цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), производимую поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами по договорам купли-продажи, производимую ООО «Солнечная энергия» на территории <адрес> Республики Алтай, на 2023 г. с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (п.14 Методических указаний 686/19).

<дата> Комитетом по тарифам Республики Алтай ООО «Солнечная энергия» предложено в срок до <дата> представить расчет по балансу электрической энергии, определение базы распределения затрат, определение расходов по каждой статье, сравнительный анализ плановых и фактических затрат за 2021 г., определение выпадающих доходов (расходов) по результатам деятельности организации за 2021 г., описание алгоритма расчета со ссылкой на обосновывающие документы.

Органом регулирования в установленном порядке проведена экспертиза экономической обоснованности формирования расходов ООО «Солнечная энергия» необходимых для исчисления тарифной ставки.

На заседании правления (коллегии) регулирующего органа <дата> принято решение об установлении долгосрочных параметров регулирования для ООО «Солнечная энергия», поставляющего электрическую энергию (мощность) на территории <адрес> Республики Алтай, на 2023 - 2027 г., а также <дата> Комитетом по тарифам Республики Алтай приняты приказы и .

Проверяя приказы на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Из экспертного заключения от <дата> к приказам и 40/11, следует, что экспертами, исходя из представленных ООО «Солнечная энергия» документов, принят базовый уровень операционных расходов, равный 15152266,90 руб., в том числе: расходы на оплату труда – 10974035,70 руб., прочие расходы – 4178231,30 руб.

Базовый уровень операционных расходов является одним из долгосрочных параметров регулирования, который определяется перед началом долгосрочного периода регулирования, и в течение такого периода не изменяется.

В соответствии с п. 20 Методических указаний 686/19 при расчете базового уровня операционных расходов учитываются расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), предусмотренные пунктами 18 и 30 Основ ценообразования, за исключением расходов на приобретение энергетических ресурсов (в том числе топлива) и воды, определяемых в соответствии с пунктом 27 настоящих Методических указаний, амортизации основных средств, расходов на обслуживание заемных средств, расходов, связанных с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, и расходов по оплате услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.

Согласно подпункту 6 пункта 18 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя расходы на оплату труда и страховые взносы.

Пунктом 26 Основ ценообразования предусмотрено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Отраслевое тарифное соглашение, которое может заключаться на федеральном уровне социального партнерства, устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли и действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение, работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения. Такое соглашение распространяется на работодателя в полном объеме при отсутствии его мотивированного письменного отказа от присоединения к соглашению в порядке и сроки, предусмотренные трудовым законодательством (часть 8 статьи 45, части 3 и 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1.1 Отраслевого соглашения, заключенного между Министерством регионального развития Республики Алтай, профсоюзом работников жизнеобеспечения Республики Алтай, НО «Союз предприятий ЖКХ Республики Алтай» предусмотрено, что настоящее Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Республики Алтай заключено в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Данное соглашение – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений между полномочными представителями работников и работодателей организаций, на которые распространяется действие соглашения.

Реестр организаций жилищно-коммунального хозяйства, на которые распространяется действие соглашения, прилагается к настоящему соглашению в приложении .

Как усматривается из материалов тарифного дела и экспертного заключения, предложение организации по данной статье затрат составило 11478412,5 руб. Фактические расходы ООО «Солнечная энергия» за 2021 г. по оплате труда составили согласно оборотно-сальдовым ведомостям – 8714866,49 руб. Действующее на момент проведения экспертизы штатное расписание ООО «Солнечная энергия», утвержденное <дата> приказом общества , предусматривало 32,20 штатных единицы с фондом оплаты труда 9777 129,82 руб., экспертами приняты экономически обоснованными расходы на оплату труда персонала на 2023 г. в размере 10974035,64 руб., с учетом ИПЦ 106 %.

Расходы на оплату труда приняты экспертами на основе штатного расписания в последнем расчетном периоде регулирования, в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением по жилищно-коммунальному хозяйству Республики Алтай на 2018-2020 г.г. с продленным сроком действия до 2023 г. и дополнительным соглашением к нему, согласно которому: базовая тарифная ставка рабочих 1 разряда для организаций электроснабжения устанавливается в размере 10729 руб. в месяц; ежемесячное премирование принимается при тарифном регулировании до 50 % должностного оклада для рабочих, до 25 % для АУП; вознаграждение за выслугу лет – до 15 % должностного оклада.

Как следует из пояснений представителей ответчика, Комитет производя расчет планового фонда оплаты труда и признавая экономически обоснованными расходы в размере 10974035,64 руб., с учетом ИПЦ 106 %, ориентировался на минимальную тарифную ставку согласно отраслевому тарифному соглашению по жилищно-коммунальному хозяйству Республики Алтай.

Вместе с тем, реестр организаций жилищно-коммунального хозяйства, на которые распространяется действие отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Республики Алтай с учетом дополнительных соглашений от <дата>, от <дата>, от <дата>, не содержит ООО «Солнечная энергия» в числе организаций и предприятий, участвующих в отраслевом тарифном соглашении. В реестр организаций жилищно-коммунального хозяйства, на которые распространяется действие соглашения, включено ООО «Солнечная энергия+».

Участником Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2022-2024 г., утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики «Энергетическая работодательская ассоциация России», Общественной организацией «Всероссийский Электропрофсоюз» <дата>, ООО «Солнечная энергия» также не является.

Указанное отраслевое тарифное соглашение, профильное отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике, Комитетом по тарифам при определении расходов на оплату труда не учитывались.

Иных документов, предусматривающих условия оплаты труда, определяющих тарификацию конкретных должностей, установления соответствующих разрядов, уровней премирования и пр., которые могли быть приняты во внимание Комитетом при расчете расходов на оплату труда, тарифное дело не содержит.

Соответствующего обоснования в нарушение требований пункта 26 Основ ценообразования экспертное заключение органа регулирования, в соответствии с которым эксперты приняли решение о включении в необходимую валовую выручку ООО «Солнечная энергия» расходов по оплате труда в размере 10974035,70 руб., не содержит. В ходе рассмотрения дела определенный Комитетом размер расходов на оплату труда не подтвержден.

Поскольку статья затрат «отчисления на социальные нужды» является расчетной и расходы по ней принимаются в зависимости от принятого размера фонда оплаты труда, который органом регулирования определен в нарушение пункта 26 Основ ценообразования, то нельзя признать правильным размер расходов по статье затрат «отчисления на социальные нужды» в размере 2544 613,51 руб., исходя из величины отчислений 32,3%.

Расходы по статье затрат «отчисления на социальные нужды» подлежат надлежащему пересчету тарифным органом исходя из общеопределенной экономически обоснованной величины расходов на оплату труда.

В дополнительном отзыве Комитетом, а также представителями административного ответчика в судебном заседании не оспаривался факт нарушения, допущенного при определении расходов по статьям «расходы по оплате труда и на социальные нужды».

Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят, в том числе из расходов на ремонт основных средств.

Судом установлено, что ООО «Солнечная энергия» в рамках тарифного предложения была заявлена сумма расходов на ремонт основных средств в размере 2496000 руб., экспертами принята сумма 2406335,8 руб., которая определена на основании счет-фактур на капитальный ремонт двигателя и регламентное обслуживание ДГУ.

В составе тарифной заявки организацией представлены счета-фактуры на покупку ООО «Солнечная энергия» у ООО «СпецЭнергоТрейд» передней крышки двигателя, помпы водяной, фильтров топливных, воздушных, масляных, счет-фактура на капитальный ремонт двигателя дизельной электростанции в <адрес> на сумму 2300 000 рублей, акт приема-сдачи выполненных работ от <дата> по договору подряда от <дата>, согласно которому ООО «Солнечная энергия+» выполнило для ООО «Солнечная энергия» работы по капитальному ремонту двигателя дизельной электростанции в <адрес> путем замены двигателя дизельной генераторной установки на двигатель Scania РС072А, 2020 г.в. Работы выполнены в полном объеме без замечаний, стоимость работ составила 2300000 рублей.

Договор подряда от <дата>, заключенный между ООО «Солнечная энергия» в лице генерального директора ФИО8 (заказчик) и ООО «Солнечная энергия+» в лице генерального директора ФИО9 (исполнитель), в тарифном деле отсутствует, как и информация о том, что данный договор заключен по результатам торгов.

Тарифный орган посчитал, что представленные ООО «Солнечная энергия» указанные выше документы подтверждают фактические затраты общества по статье «ремонт основных средств» и признал их экономически обоснованными.

В пункте 25 Основ ценообразования указано, что при определении расходов на ремонт основных средств учитываются: нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом»; цены, указанные в пункте 29 настоящего документа.

В соответствии с п. 29 Основ ценообразования при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Источники информации о ценах, перечисленные в пункте 29 Основ ценообразования, применяются регулирующим органом в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах, а в случае невозможности использования указанных источников информации расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность (пункт 31 Основ ценообразования).

Вместе с тем, административным истцом не представлены тарифному органу документы, подтверждающие необходимость проведения ремонтных работ, не представлены дефектные ведомости, акты обследования, предписания надзорных органов, ремонтная программа с приложением графика проведения ремонтов, локальная сметная ведомость на выполнение ремонтных работ, договор подряда от <дата>, документы, подтверждающие проведение торгов на закупку услуг по ремонту основных средств, расчет потребности в материалах, запчастях, комплектующих, а также документы, подтверждающие оплату расходов по данной статье затрат.

Суд считает, что тарифный орган при установлении оспариваемых тарифов включил в НВВ упомянутые выше расходы без анализа необходимых документов, не учел, что дизельгенератор мощностью 360 кВт приобретен ООО «Солнечная энергия» в 2020 <адрес> установка была монтирована на объект ДЭС в <адрес> по договору подряда от <дата>, в руководстве по эксплуатации которого указаны интервалы технического обслуживания и нормативных сроков проведения ремонтных работ.

Экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, выводов относительно экономической обоснованности заявленных Обществом затрат, экспертное заключение не содержит.

Суждение представителей регулирующего органа относительно отсутствия подтверждающих документов, не может считаться анализом экономической обоснованности расходов, который регулирующий орган проводит по результатам изучения представленных Обществом обосновывающих документов. Следовательно, включение в НВВ затрат общества по статье «ремонт основных средств» в размере 2406335,8 руб., произведено регулирующим органом в отсутствие мотивированного обоснования.

Также регулируемой организацией заявлены к включению в необходимую валовую выручку общехозяйственные (управленческие) расходы в сумме 160981,7 рублей (расходы на оплату работ и услуг сторонних организаций). Экспертами учитывались фактические расходы за 2021 г., которые, по данным организации составили 1274154,0 рубля, счета-фактуры, подтверждающие фактические расходы за 2021 г. на сумму 743246,3 руб. Расходы по данной статье приняты экспертами в размере 897350,99 руб. с учетом индекса потребительских цен 2022-2023 гг. без учета НДС.

В состав тарифного предложения ООО «Солнечная энергия» в качестве указанных затрат включило расходы на покупку транспортных услуг, предоставляемых ООО «Альфа плюс» в 2021 г., покупку у ООО «Парус плюс» МФУ Kyocera Ecosys М2235 с дополнительным к нему картриджем, заправку у ООО «Парус плюс» картриджей, покупку у ИП ФИО3 метлы, веников, лопат, тепловентилятора, перчаток, фанеры, краски, пены монтажной, помпы ГАЗ-53, аккумулятора Тюмень, электродов, ведер, цепи, конвектора ОК-1700, свечей, воды дистиллированной, катушки зажигания, крышки переключения РК УАЗ-452, вала промежуточного РК УАЗ, болта кардана ГАЗ-53, подшипника 50306 РК, гаек, болтов, фонаря, провода, масок немедицинских.

Анализ счетов-фактур, подписанных ООО «Солнечная энергия» и ООО «Альфа плюс» позволяет прийти к выводу, что транспортные услуги последним оказывались на основании договора транспортных услуг от <дата> Однако такой договор в тарифном деле отсутствует, что не позволяет определить срок и природу его действия. Также отсутствует информация о том, что такой договор был заключен по результатам проведения аукциона или конкурса, то есть в результате проведения торгов.

Иные доказательства, в подтверждение необходимости таких затрат, как то расчеты затрат материалов и запчастей для обслуживания оборудования и транспорта, расчеты затрат на покупку необходимого инвентаря, дистиллированной воды, картриджей и др., обоснование необходимости приобретения перечисленных материалов, в материалы тарифного дела не были представлены.

В экспертном заключении по установлению долгосрочных параметров регулирования и экономической обоснованности затрат на оплату работ и услуг сторонних организаций на 2023 - 2027 годы отсутствует анализ экономической обоснованности расходов по данной статье расходов, что нарушает требования пунктов 28, 29 Основ ценообразования , согласно которым расходы на оплату работ и услугнепроизводственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам, заключенным с организациями, определяются в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования .

Поскольку в судебном заседании установлено, что указанный выше договор был заключен не по результатам проведения торгов, то расходы (цены), указанные в договоре (согласно подпункту 2 пункта 29 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике) не могут служить экономическим обоснованием по данной статье. Не являются и таковыми счета-фактуры ООО «Альфа плюс», ООО «Парус плюс», ИП ФИО3

Также регулируемой организацией заявлены к включению в необходимую валовую выручку расходы по сервисному (техническому) обслуживанию за 2021 год в сумме 1159 774,4 руб. Экспертами приняты фактические расходы за 2021 г., с учетом ИПЦ 2022-2023 гг., которые, по данным организации составили 1079841,47 руб. В подтверждение данных расходов организацией представлены счета-фактуры и заказ-наряды, подписанные ООО «Солнечная энергия» и ООО «АлтайСкан», согласно которым ООО «АлтайСкан», начиная с декабря 2020 года по декабрь 2021 года ежемесячно выполняло выезд к месту нахождения двигателя Scania РС072А и технический его осмотр. В ходе технического осмотра производилась замена фильтра масляного, топливного, воздушного, замена масел, уплотнительного кольца, очистка ротора и другие работы, всего на сумму 894397,16 рублей.

Анализ указанных документов позволяет прийти к выводу, что указанные услуги приобретались у единственного поставщика, т.е. без проведения торгов. Закупка у единственного поставщика не относится в силу пункта 1 части 3.1, части 3.2 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» к конкурентному способу закупки, не является формой торгов.

Поскольку заявителем не выполнены требования пункта 29 Основ ценообразования, не представлены доказательства, обосновывающие заявленные по данной статье затрат расходы, техническую необходимость мероприятий, выполненных ООО «АлтайСкан», то орган регулирования не обоснованно принял расходы по данной статье и включил их в НВВ.

В соответствии с пунктом 17, подпунктом 1 пункта 18 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включаются, в числе прочих, расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, в том числе, расходы на топливо.

В силу пункта 21 Основ ценообразования расходы на топливо определяются на основе:

нормативов удельного расхода топлива с помесячной и ежегодной разбивкой (за исключением ядерного) на производство 1 кВт·ч электрической энергии и 1 Гкал тепловой энергии, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

цен на топливо в соответствии с пунктом 29 настоящего документа;

определяемой в установленном порядке потребности в ядерном топливе энергоблоков атомных электростанций, включая создание на них страхового запаса ядерного топлива;

расчетных объемов потребления топлива (за исключением ядерного) с учетом структуры и динамики его использования, сложившейся за последние 3 года;

нормативов создания запасов топлива (за исключением ядерного), рассчитываемых в соответствии с методикой, утверждаемой Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.

Пункты 17, 27 Методических указаний содержат формулы, в соответствии с которыми рассчитываются расходы на приобретение энергетических ресурсов (в том числе топлива) и воды.

Из экспертного заключения следует, что расходы по данной статье заявлены организацией на 2023 г. в размере 27119064,70 руб., в том числе на дизельное топливо 26356831,14 руб., на ГСМ – 762233,56 руб.

Экспертами расходы на дизтопливо на 2023 г. приняты в размере 29271732,0 руб.: 0,35 л/кВт*ч (расход топлива)*1308 000 кВт*ч (выработка)* 63,94 руб. Фактические расходы за 2021 г. приняты экспертами в размере 20879830,19 руб. согласно оборотно-сальдовым ведомостям по счету 10, 20 и первичной документации.

Экспертами указано, что организация закупает топливо без проведения торгов. В связи с тем, что в соответствии с п. 29 Основ ценообразования определить цену невозможно, экспертами проведено сравнение фактических цен со статистическими ценами. Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, статистические данные административным ответчиком не оценивались, цена дизельного топлива на 2023 г. рассчитана экспертами в размере 63,94 руб. без НДС, с учетом индекса потребительских цен 106%, на основании лишь последней счет-фактуры от <дата>, что свидетельствует о том, что орган регулирования произвел расчет расходов на приобретение энергетических ресурсов с нарушением положений п.17, 27 Методических указаний и положений п. 29 Основ ценообразования.

Договор поставки от <дата>, на который содержится ссылка в счет-фактуре от <дата>, в тарифном деле отсутствует, заключен не по результатам процедуры торгов.

В соответствии с пунктом 16 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях объект концессионного соглашения и иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество отражаются на балансе концессионера, обособляются от его имущества. В отношении таких объектов и имущества концессионером ведется самостоятельный учет, осуществляемый им в связи с исполнением обязательств по концессионному соглашению, и производится начисление амортизации таких объектов и имущества.

Согласно пункту 27 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При расчете налога на прибыль организаций сумма амортизации основных средств определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Как следует из материалов дела, регулируемой организацией заявлено к включению в необходимую валовую выручку расходов по данной статье 3 424720,0 руб. Амортизационные отчисления приняты экспертами в размере 491132,76 руб. исходя их сведений об имуществе, указанном в 4-х концессионных соглашениях, заключенных между МО «<адрес>» и ООО «Солнечная энергия» <дата>.

Так, <дата> между МО «<адрес>» и ООО «Солнечная энергия» заключены концессионные соглашения №, 6, 7, 8, согласно которым концессионер обязуется за свой счет создать и реконструировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе II настоящих соглашений (далее – объект соглашения), право собственности на которое принадлежит концеденту, и осуществлять деятельность по производству, передаче и распределению электрической энергии с использованием объекта соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.

Перечень движимого и недвижимого имущества, являющегося объектом концессионных соглашений содержится в приложениях и состоит из: части здания гаража, части здания котельной, локального энергоцентра, дизельных электростанций, дизельных генераторов, источников бесперебойного питания, аккумуляторных батарей, комплекта солнечной станции, передвижного цельнометаллического здания на фундаментных блоках.

Из экспертного заключения следует, что расходы на амортизацию основных средств рассчитаны Комитетом в соответствии с п. 27 Основ ценообразования . Вместе с тем, первичные бухгалтерские документы, подтверждающие первоначальную стоимость, срок полезного использования объектов основных средств, о работах, проводимых ранее на данном основном средстве, иные документы учета основных средств (инвентарные карточки), расчет расходов по амортизации, способ начисления амортизации в тарифном деле отсутствуют.

Раздел экспертного заключения .3.1 расчет суммы амортизационных отчислений не содержит, что не позволяет проверить обоснованность и правильность учета Комитетом расходов на амортизацию основных средств в установленном размере - 491132,76 руб., при том, что из указанного раздела заключения следует, что Комитетом амортизационные отчисления по имуществу, указанному в концессионных соглашениях приняты на сумму большую, чем 491132,76 руб., в том числе амортизационные отчисления по передвижному зданию на фундаментных блоках, максимальный срок использования которого, в экспертном заключении не указан. Основания, по которым отказано во включении в НВВ предложенных обществом расходов в части, экспертное заключение не содержит, также как и выводов об экономическом обосновании заявленных расходов. Таким образом, размер расходов по указанной статье проведен без надлежащего экономического обоснования, в отсутствие надлежащего расчета, что является нарушением действующего законодательства.

В обоснование расходов по аренде нежилых помещений ООО «Солнечная энергия» представило в Комитет по тарифам копию договора аренды нежилого помещения, заключенного между ООО «Солнечная энергия» и ООО «Солнечная энергия+» от <дата>, акт приема-передачи имущества от <дата>, акты и счета-фактуры.

Предметом договора аренды нежилого помещения от <дата> являются нежилые помещения, расположенные в <адрес>, этаж 4, офисы 16, 18. Помещения предоставлены для пользования под офисные. Срок действия договора с <дата> по <дата> Согласно п. 4.1 договора, сумма ежемесячной арендной платы составляет 16980 рублей, в арендную плату входит оплата коммунальных услуг, уборка помещений, система охранно-пожарной сигнализации. Размер арендной платы за помещения ориентируется на стоимость, сложившуюся на рынке недвижимого имущества.

Проведение закупок по аренде нежилых помещений осуществлено у единственного арендодателя, т.е. без проведения торгов. Факт заключения Обществом договора аренды нежилых помещений без проведения торгов не оспаривался представителем заинтересованного лица в ходе судебного разбирательства.

Заявленная Обществом к расчету сумма арендной платы составила 203046,04 руб. на 2023 г., затраты на оплату аренды приняты экспертами в размере 169800 руб. согласно фактическим расходам за 2021 г. в соответствии с оборотно-сальдовыми ведомостями по счету .

Анализируя позицию органа регулирования, изложенную в экспертном заключении, суд полагает ее несоответствующей Основам ценообразования.

Расчет затрат на аренду для ООО «Солнечная энергия» должен быть осуществлен в соответствии с Методическими указаниями, где в силу п. 26, расходы на аренду имущества, используемого для осуществления деятельности по производству электрической энергии, включаются в неподконтрольные расходы и определяются в соответствии с п.п. 5 п. 28 Основ ценообразования.

В силу п.п. 5 п. 28 Основ ценообразования , расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с п. 29 настоящего документа, а расходы на аренду объектов электроэнергетики, иных объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей, - исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Поскольку обществом представлен договор аренды, содержащий сведения об арендной плате без разбивки на указанные величины, иные документы, подтверждающие начисление амортизации, налогов и других обязательных платежей, предусмотренных законодательством не представлены, регулирующий орган не обоснованно учел расходы по аренде в качестве экономически обоснованных.

В целом анализируя экспертное заключение, суд приходит к выводу, что мотивированных выводов, анализа экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализа экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организации, оценки достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов), каких-либо суждений в обоснование исключения частей расходов, в нарушение п.п. 22-28 Правил регулирования, заключение не содержит.

Суждение представителей ответчика о том, что экономическая обоснованность планируемых расходов общества подтверждается имеющимися в тарифном деле счетами-фактурами, оборотно-сальдовыми ведомостями, которые приняты Комитетом, основано на неверном толковании норм материального права. Согласно пункту 17 Правил государственного регулирования цен к заявлению об установлении тарифов регулируемые организации прилагают как расчет расходов и НВВ от осуществления регулируемой деятельности, так и экономическое обоснование исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета). В случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных названными Правилами, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов) (пункт 24 Правил государственного регулирования цен).

По мнению суда, регулирующий орган не был лишен возможности как истребовать дополнительные документы, так и определить экономически обоснованный объем расходов на основании положений Основ ценообразования.

Приведенные обстоятельства влияют на итоговую величину необходимой валовой выручки и как следствие на размер тарифа, на размер базового уровня операционных расходов, определенного неверно в связи с включением в него расходов, экономическая обоснованность которых не подтверждена, следовательно, дают основания полагать об экономической необоснованности установленных тарифов, нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Республики Алтай.

При таких обстоятельствах, административные исковые требования прокурора, наделенного правом обращения в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (ч. 1 ст. 39 КАС РФ), подлежат удовлетворению.

Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Из разъяснений, изложенных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», следует, что суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Поскольку оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия, то признание их не действующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов неопределенного круга лиц, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В данном случае суд, в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Республики Алтай, приходит к выводу о признании приказов в оспариваемой части недействующими с момента их принятия.

В порядке пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию в официальном печатном издании - в газете «Звезда Алтая» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 2 постановления Пленума ВС РФ от <дата> «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена» в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс (далее - нормативный правовой акт), с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (часть 2 статьи 178, часть 6 статьи 180, часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

По смыслу части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возложение судом обязанности на орган, принявший оспариваемый акт, принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим, связано с выявленной недостаточной правовой урегулированностью административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

По мнению суда, выявленное нарушение установленного порядка определения тарифов на регулируемый вид деятельности для ООО «Солнечная энергия», свидетельствует о недостаточной правовой урегулированности данных публичных правоотношений и является основанием для применения указанной нормы процессуального права.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление заместителя прокурора Республики Алтай в публичных интересах Республики Алтай, интересах неопределенного круга лиц к Комитету по тарифам Республики Алтай о признании недействующими с даты принятия приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от <дата> в части базового уровня операционных расходов (приложение к приказу), и приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от <дата> удовлетворить.

Признать недействующим с момента принятия приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от <дата> «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для ООО «Солнечная энергия», поставляющего электрическую энергию (мощность) на территории <адрес> Республики Алтай на 2023 - 2027 годы» в части определения базового уровня операционных расходов в размере 15152266,89 рублей на 2023 год (приложение к приказу).

Признать недействующим с момента принятия приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от <дата> «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, а также в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах по договорам купли-продажи (договорам энергоснабжения), для ООО «Солнечная энергия», на территории <адрес> Республики Алтай на 2023 год и о признании утратившим силу приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от <дата>».

Возложить на Комитет по тарифам Республики Алтай обязанность принять в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, новый нормативный правовый акт, заменяющий нормативный правовой акт об установлении долгосрочных параметров регулирования в части базового уровня операционных расходов на 2023 год, а также цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, а также в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах по договорам купли-продажи (договорам энергоснабжения).

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете «Звезда Алтая» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы через Верховный суд Республики Алтай в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья М.В. Плотникова

Мотивированное решение изготовлено <дата>