Дело № 03–78/15 Великий Новгород
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
председательствующего судьи Макаровой Л.В.,
при секретаре Кораблёвой Е.С.,
с участием представителя административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области к Христианской Евангельской Церкви г. Малая Вишера о ликвидации,
у с т а н о в и л:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области (далее Управление Минюста по Новгородской области) обратилось в суд с административным иском к Христианской Евангельской Церкви г. Малая Вишера о ликвидации, в обоснование иска указав, что 19 декабря 1991 года Управлением юстиции Администрации Новгородской области зарегистрирована Христианская Евангельская Церковь г. Малая Вишера (далее Организация), учетный номер <...>, основной государственный регистрационный номер <...> от 28 ноября 2002 года. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) от 25 июля 2003 года № 156 адрес (место нахождения) постоянно действующего руководящего органа Организации – Церковного Совета – <...>; лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени Организации: Пастор ФИО2. На основании пункта 8 статьи 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» (далее Федеральный закон № 125-ФЗ) религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности, вместе с тем в ЕГРЮЛ согласно выписке из него содержатся сведения о сокращенном наименовании Организации – «ХЕЦ» г. Малая Вишера». Также в ходе проведенной Управлением Минюста по Новгородской области в отношении Организации плановой документарной проверки в июне-июле 2010 года было выявлено, что в нарушение положений пункта 5 статьи 3 Федерального закона № 125-ФЗ в Организации на момент проверки отсутствовали личные заявления законных представителей детей, обучающихся в Воскресной школе Организации; в нарушение требований, предусмотренных абзацем 2 пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее Федеральный закон № 7-ФЗ) Организацией в период с 22 июня 2007 года по 21 июня 2010 года в налоговые органы информация о своей деятельности не предоставлялась. По результатам проверки в адрес Церковного Совета Организации 06 августа 2010 года вынесено письменное предупреждение, исходящий № 3206, повторно 17 июля 2012 года вынесено предупреждение, исходящий № 2135, которые направлялись в адрес Церковного Совета Организации, между тем выявленные нарушения законодательства Российской Федерации Организацией устранены не были. В период с 01 октября 2014 года по 28 октября 2014 года проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности Организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, в ходе которой было установлено, что Организацией не устранены нарушения, выявленные в ходе предыдущей проверки, более того, в нарушение положений пункта 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), пункта 1 статьи 4 Федерального закона № 7-ФЗ в наименовании Организации отсутствует указание на ее организационно-правовую форму. По результатам проведенной проверки в связи с выявленными и не устраненными нарушениями действующего законодательства 28 октября 2014 года в адрес Церковного Совета Организации было вынесено предупреждение, исходящий № 53/03-3153, которое было получено Организацией 05 ноября 2014 года. Вместе с тем, в установленные в предупреждении сроки нарушения Организацией устранены не были. В соответствии с подпунктом 1 пункта 4.2 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ и на основании распоряжения начальника Управления Минюста по Новгородской области от 23 января 2015 года № 26-р «О проведении внеплановой документарной проверки Христианской Евангельской Церкви г. Малая Вишера» в период с 16 февраля 2015 года по 20 февраля 2015 года в Организации проведена внеплановая документарная проверка устранения нарушений, содержащихся в вынесенном 28 октября 2014 года предупреждении, в ходе которой установлен факт невыполнения указанного предупреждения. В адрес Церковного Совета Организации 20 февраля 2015 года вынесено предупреждение, исходящий № 53/03-517, обязывающее устранить нарушения действующего законодательства в месячный срок, которое было получено Организацией 28 февраля 2015 года. До настоящего времени сведения об устранении Организацией выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в Управлении Минюста по Новгородской области отсутствуют. Кроме того, в нарушение положений пунктов 3, 3.1 и 3.2 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ Организация не представила в Управление Минюста по Новгородской области отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по форме № ОР 0001, утвержденной приказом Минюста России от 29 марта 2010 года № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», либо заявление о том, что учредителями (участниками, членами) Организации не являются иностранные граждане и (или) организации, либо лица без гражданства, Организация не имела в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, поступления имущества и денежных средств Организации в течение года составили до трех миллионов рублей, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности, а также не разместила указанную отчетность в сети Интернет на информационном портале о деятельности некоммерческих организаций Минюста России в соответствии с приказом Минюста России от 07 октября 2010 года № 252 «О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций», за 2013 год в срок не позднее 15 апреля 2014 года, за 2014 год – в срок не позднее 15 апреля 2015 года, и до настоящего времени. Помимо этого, согласно поступившей 11 июля 2014 года в Управление Минюста по Новгородской области информации Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Новгородской области Организацией также не представлялась налоговая отчетность за период 2011-2014 годы. Поскольку Организация осуществляет свою деятельность с неоднократными и грубыми нарушениями действующего законодательства, на основании абзаца 3 пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 125-ФЗ она подлежит ликвидации по решению суда с исключением сведений о ней из ЕГРЮЛ.
В судебном заседании представитель административного истца Управления Минюста по Новгородской области ФИО1 требования поддержала по указанным выше мотивам.
Представитель административного ответчика Организации, представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы России по Новгородской области (далее УФНС по Новгородской области) в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, представитель Организации о причинах неявки суду не сообщил, представитель УФНС по Новгородской области просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с частью 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) административное дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
В представленном в суд письменном заявлении представитель УФНС по Новгородской области не возражал против удовлетворения административного иска.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 2 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 6 того же Федерального закона общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона № 125-ФЗ религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона № 125-ФЗ религиозная организация обязана соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательство Российской Федерации, а также нормы, предусмотренные ее уставом.
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений.
Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 той же статьи установлено, что в отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: 1) запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта; 2) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций; 3) направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях; 4) проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами. 5) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд;
В судебном заседании из объяснений представителя Управления Минюста по Новгородской области и письменных материалов дела установлено, что Организация зарегистрирована Отделом юстиции исполкома Новгородского областного Совета народных депутатов 19 декабря 1991 года, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации.
Согласно выпискам из ЕГРЮЛ от 25 июля 2003 года, от 16 октября 2015 года адрес (место нахождения) постоянно действующего руководящего органа Организации – Церковного Совета – <...>; лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени Организации: Пастор ФИО2.
Основные цели деятельности Организации в соответствии с положениями ее Устава: проповедь Евангелия – благой вести Спасения и духовного возрождения; совместное исповедание и распространение веры, поддержание и укрепление догматического и духовного единства, братского общения евангельских христиан; воспитание верующих в чистоте евангельского учения; представительство и защита интересов людей, входящих в Церковь, как внутри страны, так и на международном уровне.
В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Федерального закона № 125-ФЗ религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.
В судебном заседании установлено, что в нарушение вышеназванных требований в ЕГРЮЛ, как это следует из выписки из него, содержатся сведения о сокращенном наименовании Организации – «ХЕЦ» г. Малая Вишера».
Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона № 125-ФЗ предусмотрено, что никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих.
Абзацем 2 пункта 1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ предусмотрено, что некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной власти и налоговым органам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.
Судом установлено, что в ходе проведенной Управлением Минюста по Новгородской области на основании приказа от 12 мая 2010 года № 89 в отношении Организации плановой документарной проверки в период с 21 июня 2010 года по 16 июля 2010 года было выявлено, что в нарушение указанных выше требований законодательства в Организации на момент проверки отсутствовали личные заявления законных представителей детей, обучающихся в Воскресной школе Организации; Организацией в период с 22 июня 2007 года по 21 июня 2010 года в налоговые органы информация о своей деятельности не предоставлялась.
По результатам проверки в адрес Организации 06 августа 2010 года Управлением Минюста по Новгородской области было вынесено письменное предупреждение, в котором указывались нарушения федерального законодательства, предлагалось устранить эти нарушения и предоставлялся месячный срок для устранения нарушений.
Данное предупреждение неоднократно направлялось по месту нахождения Церковного Совета Организации и было получено последней 20 марта 2012 года.
В связи с не устранением Организацией вышеперечисленных нарушений законодательства Российской Федерации, допущенных в своей деятельности, Управлением Минюста по Новгородской области повторно 17 июля 2012 года в адрес Организации было вынесено предупреждение, которое также было направлено по месту нахождения Церковного Совета Организации.
В установленный в предупреждении срок допущенные Организацией нарушения устранены не были.
Пунктом 1 статьи 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.
Из объяснений представителя административного истца и письменных материалов дела в судебном заседании также установлено, что Управлением Минюста по Новгородской области в период с 01 октября 2014 года по 28 октября 2014 года на основании приказа от 15 сентября 2014 года проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности Организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, в ходе которой было установлено, что Организацией не устранены нарушения, выявленные в ходе предыдущей проверки; в нарушение названных выше положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона № 7-ФЗ в наименовании Организации отсутствует указание на ее организационно-правовую форму.
По результатам проведенной проверки в связи с выявленными и не устраненными нарушениями действующего законодательства 28 октября 2014 года в адрес Организации Управлением Минюста по Новгородской области было вынесено предупреждение, исходящий № 53/03-3153, которое было получено Организацией 05 ноября 2014 года.
В установленные в предупреждении сроки нарушения Организацией устранены не были.
В соответствии с пунктами 3, 3.1, 3.2 статьи 32 Федерального закона № 7-Ф некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, представляют в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, один раз в полгода, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, - ежеквартально, аудиторское заключение - ежегодно.
Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.
Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.
Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Судом установлено, что на основании распоряжения начальника Управления Минюста по Новгородской области от 23 января 2015 года № 26-р «О проведении внеплановой документарной проверки Христианской Евангельской Церкви г. Малая Вишера» в период с 16 февраля 2015 года по 20 февраля 2015 года Управлением Минюста по Новгородской области в Организации проведена внеплановая документарная проверка устранения нарушений, содержащихся в вынесенном 28 октября 2014 года предупреждении, в ходе которой установлен факт невыполнения указанного предупреждения.
По результатам данной проверки Управлением Минюста по Новгородской области в адрес Организации 20 февраля 2015 года вынесено предупреждение, исходящий № 53/03-517, обязывающее устранить нарушения действующего законодательства в месячный срок, которое было получено Организацией 28 февраля 2015 года.
Также в ходе проверки было установлено, что в нарушение положений пунктов 3, 3.1 и 3.2 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ Организация не представила в Управление Минюста по Новгородской области отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по форме № ОР 0001, утвержденной приказом Минюста России от 29 марта 2010 года № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», либо заявление о том, что учредителями (участниками, членами) Организации не являются иностранные граждане и (или) организации, либо лица без гражданства, Организация не имела в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, поступления имущества и денежных средств Организации в течение года составили до трех миллионов рублей, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности, а также не разместила указанную отчетность в сети Интернет на информационном портале о деятельности некоммерческих организаций Минюста России в соответствии с приказом Минюста России от 07 октября 2010 года № 252 «О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций», за 2013 год в срок не позднее 15 апреля 2014 года, за 2014 год – в срок не позднее 15 апреля 2015 года.
В установленные сроки допущенные нарушения Организацией также устранены не были.
Согласно информации Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Новгородской области от 07 июля 2014 года № 6-08\00.3635, поступившей в Управление Минюста по Новгородской области, Организацией также не представлялась налоговая отчетность за период 2011-2014 годы.
В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных указанной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Абзацем 3 пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 125-ФЗ предусмотрено, что религиозная организация может быть ликвидирована по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, Федерального закона № 125-ФЗ и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).
Как следует из материалов дела, предупреждения Организацией в судебном порядке оспорены не были, однако ни в указанные в предупреждениях сроки, ни на момент рассмотрения административного дела вышеперечисленные нарушения, допущенные Организацией, не устранены.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что имеются предусмотренные законом основания для ликвидации Организации в установленном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ, поскольку решение состоялось в пользу Управления Минюста по Новгородской области, освобожденного от уплаты государственной пошлины, с Организации в доход местного бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в сумме <...> рублей.
Руководствуясь частью 1 статьи 114, статьями 175-180, 264, 265 КАС РФ,
р е ш и л:
Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области к Христианской Евангельской Церкви г. Малая Вишера о ликвидации удовлетворить.
Ликвидировать Христианскую Евангельскую Церковь г. Малая Вишера в установленном законом порядке.
Решение является основанием для исключения сведений о Христианской Евангельской Церкви г. Малая Вишера из Единого государственного реестра юридических лиц.
Взыскать с Христианской Евангельской Церкви г. Малая Вишера в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме <...> рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Новгородский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 21 декабря 2015 года.
Председательствующий Л.В.Макарова