ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 03-119/15 от 12.08.2015 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 августа 2015 года Самарский областной суд в составе:

Судьи Родиной Т.А.

При секретаре Денисовой Т.Д.

Рассмотрев в открытом судебном заседании

гражданское дело №03-119/15 по заявлению Администрации г.о. Новокуйбышевск к ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, комиссии по рассмотрению споров о результатах рассмотрения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области, ЗАО «<данные изъяты>» о признании недостоверной рыночной стоимости земельного участка, определенной решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета, составленного ООО «<данные изъяты>»,

У с т а н о в и л :

Администрация г.о.Новокуйбышевск обратилась в суд с заявлением, в котором, с учетом уточнения, просила признать незаконным и отменить решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области от 16.06.2014 года №14/19с-49, на основании которого кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: определена равной рыночной в размере <данные изъяты> руб.. Также выдвинула требование провести судебную экспертизу для установления рыночной стоимости земельного участка, по результатам которой просила установить рыночную стоимость на основании проведенной судебной экспертизы, обязать ответчика внести такую стоимость в ГКН в качестве новой кадастровой стоимости, взыскать с ответчика судебные расходы.

В судебном заседании представители Администрации г.о.Новокуйбышевск ФИО1 и ФИО2 поддержали требование о признании незаконным и отмене решения комиссии от 16.06.2014 года №14/19с-49.

Представитель ЗАО «<данные изъяты> / после переименования АО «<данные изъяты>» и далее АО «<данные изъяты>»/ ФИО3 просила отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что представленный АО «<данные изъяты>» в комиссию отчет об оценке является достоверным доказательством, его соответствие закону подтверждено заключением судебной экспертизы.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, а также комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.

К участию в деле привлечены Министерство имущественных отношений Самарской области и Правительство Самарской области, которые не обеспечили участие в судебном заседании своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.

Представитель ООО «<данные изъяты> /далее ООО «<данные изъяты>»/ ФИО4 просила отказать в удовлетворении требований заявителя.

В соответствии со ст.167 п.3 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Дело рассмотрено в порядке главы 23 ГПК РФ.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что в удовлетворении заявленного Администрацией г.о. Новокуйбышевск требования следует отказать.

В соответствии со ст.24.18 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Установлено, что Постановлением Правительства Самарской области №610 от 13.11.2013 года утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: в размере <данные изъяты> руб.

АО «<данные изъяты>», являясь собственником земельного участка с кадастровым номером: , не согласилось с кадастровой стоимостью земельного участка и обратилось в ООО «<данные изъяты>» для определения рыночной стоимости земельного участка.

Отчетом об оценке №26/03-14/4-1 от 15.05.2014 года, выполненным оценщиком ФИО4, итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером: площадью 37 982,00 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под технологические эстакады Т-1008 в составе цеха №11, местонахождение объекта: <адрес> по состоянию на 01.01.2013 года определена в размере <данные изъяты> руб.

Экспертным заключением НП СРО «<данные изъяты>» №140516-643-63 от 20.05.2014 года подтверждено соответствие отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Считая, что завышение кадастровой стоимости нарушает его права, АО «<данные изъяты>» обратилось в комиссию по рассмотрению споров определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.

По результатам рассмотрения заявления комиссия вынесла решение № 14/19с-49 от 16 июня 2014 года, которым определила кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: в размере рыночной стоимости, равной <данные изъяты>., указанной в отчете об оценке.

С данным решением не согласилась Администрация г.о.Новокуйбышевск.

Считая свои права нарушенными тем, что снижение кадастровой стоимости приведет к уменьшению поступления земельного налога в бюджет муниципального образования, Администрация г.о. Новокуйбышевск обратилась в суд с заявлением, рассматриваемым в рамках данного гражданского дела.

В соответствии со ст.24.18 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.

Согласно Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 263 «Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22 февраля 2011 года N 69 «Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости», комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 457, таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

На основании приказа Росреестра от 06.02.2012 года № П/48 была создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области в составе 4 человек. Приказом Росреестра от 07.08.2014 года № П/371 в состав Комиссии были внесены изменения, численный состав остался прежним – 4 человека.

Согласно п. 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 №263, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке объекта недвижимости, содержание и оформление которого соответствуют требованиям, установленным статьей 11 Федерального закона № 135-ФЗ, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, и такая рыночная стоимость отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

В случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона № 135-ФЗ, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.

В соответствии с пунктом 10 Порядка создания и работы комиссии заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствовали не менее половины ее членов.

На заседании комиссии 16.06.2014 года присутствовали 4 члена комиссии,

таким образом, процедура проведения заседания комиссией не нарушена.

Отличие рыночной стоимости объекта недвижимости от кадастровой стоимости составляет более 30%, а именно: 41,3%.

Отчет об оценке должен соответствовать принципам составления отчетов об оценке, требованиям к описанию в отчете об оценке информации. используемой при проведении оценки, требованиям к описанию в отчете об оценке методологии оценки и расчетов, установленных Федеральным стандартом оценки «Требования к отчету об оценке /ФСО №3/, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г.№254 -п.1.2 Требований к отчету об определении кадастровой стоимости, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 29 июля 2011 года №382,

Комиссия проверила соответствие отчета требованиям закона, и в своем решении отразила, что оформление и содержание отчета об оценке соответствует требованиям ст.11 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.

Администрация г.о.Новокуйбышевск представила в суд отчет об оценке №39М-41 от 11.02.2015 года, выполненный ИП <данные изъяты>. и определивший иную рыночную стоимость спорного земельного участка, в связи с этим заявила ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы.

В соответствии со ст.79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.

В связи с ходатайством Администрации г.о. Новокуйбышевск определением суда от 15.04.2015 года по делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО «<данные изъяты>»». На разрешение экспертизы были поставлены два вопроса:

1.Соответствует ли отчет об оценке требованиям законодательства и федеральных стандартов оценки

2.Какова рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: по состоянию на 01.01.2013 года.

По результатам проведения экспертизы судом получено экспертное заключение №03-119/15Э от 19.06.2015 года, в котором содержится вывод о том, что отчет №26/03-14/4-1 от 15.05.2014 года, выполненный ООО «<данные изъяты>», соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» №135 ФЗ от 29 июля 1998 г. и действующим стандартам оценки.

Эксперт сделал вывод о том, что величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером: по состоянию на 01.01.2013 года составляет <данные изъяты> руб.

Администрация г.о.Новокуйбышевск не согласилась с заключением эксперта в связи с тем, что в нем указана величина рыночной стоимости еще меньше, чем в отчете оценщика, однако, замечаний к экспертному заключению не привела и доказательств его необоснованности не представила.

Суд учитывает, что назначение экспертизы проводилось с участием сторон в судебном заседании, эксперт предупреждался об ответственности по ст.307 УК РФ, экспертное заключение сторонами не оспорено, оснований сомневаться в компетентности эксперта и объективности экспертного заключения у суда не имеется.

В связи с изложенным экспертное заключение №03-119/15Э от 19.06.2015 года признается судом достоверным доказательством по делу.

Соответствие отчета об оценке, выполненного ООО «<данные изъяты>», требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам и правилам оценочной деятельности подтверждено двумя экспертными заключениями: заключением судебной экспертизы, выполненной ООО «<данные изъяты>», и экспертным заключением, выполненным Некоммерческим партнерством Саморегулируемой организацией «<данные изъяты>».

В заключении эксперта величина рыночной стоимости земельного участка меньше рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке ООО «<данные изъяты>», но и это обстоятельство не свидетельствует о недостоверности рыночной стоимости, определенной в отчете ООО «<данные изъяты> поскольку расхождение величин рыночной стоимости обусловлено разными методами, используемыми при оценке.

Расхождение величин рыночной стоимости, определенных отчетом об оценке и экспертным заключением, является незначительным и допустимым, не влияющим на вывод эксперта о соответствии отчета об оценке требованиям закона.

Суд также принимает во внимание, что величина рыночной стоимости, как это предусмотрено ст.3 Закона об оценочной деятельности, это наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что комиссия, проверив и признав, что отчет ООО «<данные изъяты>» соответствует требованиям действующего законодательства, не имела оснований для отклонения заявления АО «<данные изъяты>» и приняла законное решение об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.

Заявителем в суд был представлен отчет об оценке №39М-41 от 11.02.2015 года, выполненный ИП <данные изъяты>., в котором рыночная стоимость спорного земельного участка определена в размере <данные изъяты> руб.

Однако, данный отчет нельзя признать достоверным доказательством по делу, поскольку на него не было получено положительное экспертное заключение, никем из сторон, в том числе Администрацией г.о.Новокуйбышевск не был заявлен в качестве достоверного доказательства, он был представлен Администрацией г.о.Новокуйбышевск в суд лишь как доказательство иной величины рыночной стоимости земельного участка.

Одним из оснований для признания незаконным и отмены решения комиссии заявитель указал на то, что он получил уведомление о дне заседания комиссии 16.06.2014 года, в день заседания комиссии, что лишило его возможности принять участие в заседании комиссии и представить свои возражения.

Согласно п.16 Порядка секретарь комиссии в срок не более семи дней с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.

Установлено, что Администрация г.о.Новокуйбышевск была уведомлена о дне заседания комиссии посредством факса 11.06.2014 года, а по почте 16.06.2014 года.

Несвоевременное уведомление заявителя о дате заседания комиссии не влечет признание незаконным решения комиссии в связи с тем, что данное обстоятельство не предусмотрено законодательством как основание для отмены решения комиссии.

Законодательством также не установлена обязательность учета комиссией мнения лиц, участвующих в заседании комиссии.

Кроме того, суд учитывает, что на момент принятия комиссией решения у Администрации г.о.Новокуйбышевск отсутствовали доказательства иной величины рыночной стоимости земельного участка, которые могли повлиять на вынесенное комиссией решение.

Принимая во внимание доказательства, полученные в ходе рассмотрения дела, в том числе заключение судебной экспертизы, суд считает, что оснований для удовлетворения требований заявителя о признании незаконным и отмене решения комиссии не имеется.

Администрация г.о.Новокуйбышевск не поддержала требование об установлении кадастровой стоимости на основе проведенной судебной экспертизы и внесении сведений в ГКН, полагая, что в случае удовлетворения требований об отмене решения комиссии в ГКН должна остаться кадастровая стоимость, утвержденная Постановлением Правительства Самарской области №610 от 13.11.2013 года.

Однако, решение комиссии судом не признано незаконным и не отменено, поэтому оснований для возврата к кадастровой стоимости, которая уже оспорена АО «<данные изъяты>», или для установления иной рыночной стоимости не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.24.18 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Отказать в удовлетворении заявления Администрации г.о.Новокуйбышевск о признании незаконным и отмене решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра Самарской области, об установлении рыночной стоимости в соответствии с заключением экспертизы, внесении сведений в ГКН, взыскании судебных расходов.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Родина Т.А.