Дело № 03а-8/16 Великий Новгород
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 февраля 2016 года Новгородский областной суд в составе: председательствующего судьи Макаровой Л.В.,
при секретаре Наумовой А.А.,
с участием представителя административного истца Даниловой Н.А. Мартюченко Д.В.,
представителя административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Зобенковой И.Е.,
представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области Омельченко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Даниловой Н.А. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
у с т а н о в и л:
Данилова Н.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области (далее Управление Росреестра по Новгородской области), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее Учреждение) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в связи с выявлением недостоверных сведений, использованных при определении его кадастровой стоимости.
В обоснование заявленных требований Данилова Н.А. указала, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью 27930 кв. м, расположенного по адресу: <...>. Данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 02 октября 2013 года, его кадастровая стоимость определена административными ответчиками в порядке, предусмотренном статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в размере <...> рубль. Однако эта величина кадастровой стоимости определена исходя из вида разрешенного использования земельного участка «среднеэтажная смешанная жилая застройка, в том числе с размещением в нижних этажах объектов делового, культурного, обслуживающего и коммерческого назначения», ошибочно установленного постановлением Администрации Демянского городского поселения от 26 декабря 2013 года № 273. В настоящее время эта ошибка устранена постановлением Администрации Демянского городского поселения от 24 июля 2015 года № 226, действующим с момента постановки земельного участка на кадастровый учет. Новые результаты определения кадастровой стоимости получены с использованием достоверных сведений о земельном участке, в том числе достоверных сведений о его виде разрешенного использования – «для ведения личного подсобного хозяйства». Ошибка в части указания недостоверного вида разрешенного использования земельного участка в сведениях государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка является технической и привела к расчету земельного налога за 2014 год в значительно большем размере, что нарушает ее права и законные интересы, в связи с чем Данилова Н.А. просила устранить в сведениях государственного кадастра недвижимости техническую ошибку, возникшую в результате неправильного определения вида разрешенного использования в отношении земельного участка, путем установления с даты проведения его государственной кадастровой оценки со 02 октября 2013 года до даты внесения в государственный кадастр недвижимости достоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка – 03 августа 2015 года кадастровой стоимости земельного участка исходя из вида разрешенного использования – «для ведения личного подсобного хозяйства» в размере <...> рублей <...> копеек.
Определением суда от 25 декабря 2015 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (далее Департамент), Администрация Демянского муниципального района Новгородской области (далее Администрация района), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 2 по Новгородской области (далее Инспекция).
В судебное заседание административный истец Данилова Н.А., представители заинтересованных лиц Департамента, Администрации района, Инспекции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, Данилова Н.А., представитель Инспекции о причинах неявки суду не сообщили, представители Департамента, Администрации района просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
В судебном заседании представитель административного истца Даниловой Н.А. Мартюченко Д.В. административный иск поддержал по указанным выше мотивам.
Представитель административного ответчика Учреждения Зобенкова И.Е. в судебном заседании административный иск не признала по мотивам, изложенных в письменных возражениях относительно иска.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Новгородской области Омельченко А.С. в судебном заседании административный иск не признала, разрешение административного иска отнесла на усмотрение суда, ссылаясь в объяснениях на обстоятельства, изложенные в письменных возражениях относительно иска.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска по следующим мотивам.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 248 КАС РФ, абзацем 12 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 135-ФЗ) является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм платы за использование земли является земельный налог.
В силу пункта 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 390, пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 1 статьи 388 НК РФ предусмотрено, что организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
Таким образом, учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, установление кадастровой стоимости земельного участка на основании недостоверных сведений о нем, влекущее необоснованное увеличение такой стоимости, очевидно нарушает права собственника земельного участка.
В судебном заседании установлено, что Даниловой Н.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...>, общей площадью 27930 кв. м, расположенный по адресу: <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства.
Право собственности Даниловой Н.А. на земельный участок с кадастровым номером <...> зарегистрировано в установленном порядке 13 февраля 2014 года.
Указанный выше земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет 02 октября 2013 года.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пункту 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316, и пункту 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и по виду функционального использования.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 135-ФЗ под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
В силу абзацев 1, 2 статьи 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
В судебном заседании из объяснений лиц, участвующих в деле, и письменных материалов дела также установлено, что земельный участок с кадастровым номером <...> образовался в результате раздела на 27 земельных участков земельного участка с кадастровым номером <...>, имеющего категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
При постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером <...> на основании заявления Даниловой Н.А. от 10 сентября 2013 года о разделе земельного участка с кадастровым номером <...> на 27 новых земельных участков, в число которых вошел земельный участок с кадастровым номером <...>, межевого плана от 10 сентября 2013 года, Декларации Даниловой Н.А. от 20 августа 2013 года об изменении вида разрешенного использования с «для сельскохозяйственного производства» на «среднеэтажная смешанная жилая застройка, в том числе с размещением в нижних этажах объектов делового, культурного, обслуживающего и коммерческого назначения» (в соответствии с Правилами землепользования и застройки Демянского городского поселения Демянского муниципального района Новгородской области, утвержденными Решением Совета депутатов Новгородской области от 19 июля 2011 года № 219) этому земельному участку присвоен вид разрешенного использования «среднеэтажная смешанная жилая застройка, в том числе с размещением в нижних этажах объектов делового, культурного, обслуживающего и коммерческого назначения».
Кадастровая стоимость данного земельного участка Учреждением была определена в размере <...> рублей <...> копеек исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка за 1 кв. м для первого вида разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки).
21 июля 2015 года Данилова Н.А. обратилась в Учреждение с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с изменением вида разрешенного использования указанного выше земельного участка с «среднеэтажная смешанная жилая застройка, в том числе с размещением в нижних этажах объектов делового, культурного, обслуживающего и коммерческого назначения» на «ведение личного подсобного хозяйства», приложив к нему постановление Администрации Демянского городского поселения Демянского района Новгородской области от 15 июля 2015 года № 222 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <...>.
03 августа 2015 года Учреждением по результатам рассмотрения заявления Даниловой Н.А. было принято решение об учете изменений объекта недвижимости указанного выше земельного участка – изменен вид разрешенного использования земельного участка с «среднеэтажная смешанная жилая застройка, в том числе с размещением в нижних этажах объектов делового, культурного, обслуживающего и коммерческого назначения» на «ведение личного подсобного хозяйства».
Кадастровая стоимость этого земельного участка в сумме <...> рублей <...> копеек определена Учреждением исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка за 1 кв. м для второго вида разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки).
В тот же день Данилова Н.А. вновь обратилась в Учреждение с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с изменением вида разрешенного использования указанного выше земельного участка с «среднеэтажная смешанная жилая застройка, в том числе с размещением в нижних этажах объектов делового, культурного, обслуживающего и коммерческого назначения» на «ведение личного подсобного хозяйства», приложив к нему постановление Администрации Демянского городского поселения Демянского района Новгородской области от 24 июля 2015 года № 226 «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков», в соответствии с которым было постановлено признать ошибочным вид разрешенного использования земельных участков «среднеэтажная смешанная жилая застройка, в том числе с размещением в нижних этажах объектов делового, культурного, обслуживающего и коммерческого назначения», утвержденный постановлением от 26 декабря 2013 года № 273, и считать видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» ряда земельных участков, в том числе и земельного участка с кадастровым номером <...>.
По результатам рассмотрения заявления Даниловой Н.А. Учреждением 17 августа 2015 года было принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, а 17 ноября 2015 года было принято решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости по тем основаниям, что в государственный кадастр недвижимости 03 августа 2015 года уже внесены данные изменения на основании заявления Даниловой Н.А. от 21 июля 2015 года в соответствии с постановлением Администрации Демянского городского поселения от 15 июля 2015 года № 222.
По мнению Даниловой Н.А., при определении кадастровой стоимости указанного выше земельного участка при постановке его на кадастровый учет была допущена техническая ошибка, выразившаяся в указании в сведениях государственного кадастра недвижимости недостоверного вида разрешенного использования этого земельного участка как «среднеэтажная смешанная жилая застройка, в том числе с размещением в нижних этажах объектов делового, культурного, обслуживающего и коммерческого назначения».
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих наличие технической ошибки, а также недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, как того требуют положения части 5 статьи 247 и пункта 1 части 1 статьи 248 КАС РФ, Даниловой Н.А. суду не представлено.
Так, в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Исходя из содержания статьи 28 Закона о кадастре кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.
Как определено в пункте 1 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее Федеральный закон № 221-ФЗ), под технической ошибкой в сведениях (опиской, опечаткой, грамматической или арифметической ошибкой либо подобной ошибкой) понимается допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Судом из письменных материалов дела установлено, что сведения государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <...> «среднеэтажная смешанная жилая застройка, в том числе с размещением в нижних этажах объектов делового, культурного, обслуживающего и коммерческого назначения» на момент постановки его на кадастровый учет соответствовали сведениям, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, свидетельства о государственной регистрации права от 13 февраля 2014 года серии 53-АБ, Декларации Даниловой Н.А. от 20 августа 2013 года, находящейся в межевом плане от 10 сентября 2013 года, согласно которым вид разрешенного использования этого земельного участка поименован как «среднеэтажная смешанная жилая застройка, в том числе с размещением в нижних этажах объектов делового, культурного, обслуживающего и коммерческого назначения».
Согласно пункту 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222, в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
Пунктом 1.2.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39, предусмотрено, что земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки, относятся к первому виду разрешенного использования.
Таким образом, при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> Учреждением верно был определен удельный показатель кадастровой стоимости в размере <...> рубля <...> копейки за кв. м, так как именно этот удельный показатель кадастровой стоимости утвержден постановлением Департамента от 01 августа 2013 года № 3 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов», опубликованным в газете «Новгородские ведомости» от 14 августа 2013 года № 7 (4143), для первого вида разрешенного использования по кадастровому кварталу <...>.
При постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером <...> Учреждением кадастровая стоимость этого земельного участка, имеющего тот же вид разрешенного использования, что и земельный участок с кадастровым номером <...>, также обоснованно рассчитана исходя из указанного выше размера удельного показателя кадастровой стоимости за кв. м.
Постановление Администрации Демянского городского поселения от 24 июля 2015 года № 226 «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков», на которое в подтверждение обоснованности заявленных требований ссылалась Данилова Н.А., в котором его действие было распространено на правоотношения с момента постановки земельных участков, в том числе и земельного участка с кадастровым номером <...>, на кадастровый учет, и которым вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <...>, утвержденный постановлением от 26 декабря 2013 года № 273, был признан ошибочным, само по себе ошибочность установленного вида разрешенного использования данного земельного участка при постановке его на кадастровый учет не подтверждает, поскольку эти постановления Администрации Демянского городского поселения основаниями для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о виде разрешенного использования земельного участка при постановке его на кадастровый учет не являлись.
Таким образом, поскольку противоречий между сведениями государственного кадастра недвижимости и сведениями, содержащимися в документах, на основании которых такие сведения вносились в государственный кадастр недвижимости, судом не выявлено, нарушения процедуры определения Учреждением кадастровой стоимости земельного участка при постановке его на кадастровый учет, определенной Федеральным законом № 221-ФЗ и названными выше Методическими указаниями, судом не установлено, оснований для удовлетворения административного иска Даниловой Н.А. у суда не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 248, 249 КАС РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении административного искового заявления Даниловой Н.А. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Новгородского областного суда в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 20 февраля 2016 года.
Председательствующий Л.В.Макарова