ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 03-14/2021 от 07.12.2021 Новгородского областного суда (Новгородская область)

Дело № 03а-25/2021 Великий Новгород

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 декабря 2021 года Новгородский областной суд в составе председательствующего судьи Комаровской Е.И.,

при секретаре Лютовой В.С.

с участием прокурора Жуковой Е.С.,

представителя административного истца ПАО «Россети Северо-Запада» Главацкой А.Н., представителя комитета по тарифной политике Новгородской области Крутяковой Н.А., представителя заинтересованного лица АО «Новгородоблэлектро» Вишняковой Е.А., специалистов Сокольского К.А., Соловьевой Н.В., Мамонтовой И.А., Скорокиржа Е.В., Антипиной Ю.Н., Шамба Н.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества «Россети Северо-Запада» в лице Новгородского филиала к комитету по тарифной политике Новгородской области о признании недействующими постановления комитета по тарифной политике Новгородской области от 27 декабря 2017 года № 54/1 (в редакции постановления комитета по тарифной политике Новгородской области от 31 мая 2021 года №20) «О необходимой валовой выручке и долгосрочных параметрах регулирования публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» на территории Новгородской области на долгосрочный период 2018 – 2022 годов»

в части размера установленной на 2021 год для публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» в приложении №1 необходимой валовой выручки;

постановления комитета по тарифной политике Новгородской области от 31 мая 2021 года №20/1 «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Новгородской области на 2021 год» в части:

пунктов 1.1.1 и 1.2 Таблицы «Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Новгородской области, поставляемой прочим потребителям» приложения №1 к указанному постановлению;

строки «Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (столбцы «НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Новгородской области» и «Учтенные расходы сетевых организаций, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в плату за технологическое присоединение») таблицы 1 Приложения №1 «Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Новгородской области на 2021 год»;

постановления комитета по тарифной политике Новгородской области от 29 декабря 2020 №83/5 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Новгородской области на 2021 год» в части Приложения №1 к указанному постановлению (в редакции от 02 марта 2021 года №7);

постановления комитета по тарифной политике Новгородской области от 7 декабря 2020 года № 70 «Об установлении ставок платы и платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций на территории Новгородской области на 2021 год» (в реакции от 19 октября 2021 года №63/1) в части пунктов 2, 4 строки «Итого выпадающие доходы от технологического присоединения» приложения №7,

у с т а н о в и л:

Постановлением комитета по тарифной политике Новгородской области от 27 декабря 2017 года № 54/1 «О необходимой валовой выручке и долгосрочных параметрах регулирования публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» на территории Новгородской области на долгосрочный период 2018 – 2022 годов» (далее – Постановление № 54/1) утверждены размер необходимой валовой выручки (без учета потерь) на 2018-2020 годы согласно приложению №1, а также долгосрочные параметры регулирования ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (далее –Общество) методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (приложение №2).

В настоящее время Постановление №54/1 действует в редакции постановления комитета по тарифной политике Новгородской области от 14 сентября 2021 года №43 «О внесении изменений в некоторые постановления комитета по ценовой и тарифной политике области и постановления комитета по тарифной политике области» (далее – постановление комитета по тарифной политике Новгородской области от 14 сентября 2021 года №43), в соответствии с которой в заголовке к тексту Постановления №54/1, пунктах 1.1, 1.2, названии и таблице приложения №1, названии приложения №2 слова «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» заменены на «Россети Северо-Запад».

Постановлением комитета по тарифной политике Новгородской области от 31 мая 2021 года № 20/1 «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Новгородской области на 2021 год» (далее - Постановление № 20/1) на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Новгородской области на 2021 год согласно приложениям №№1, 2:

пунктами 1.1.1 и 1.2 приложения №1 «Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Новгородской области, поставляемой прочим потребителям, на 2021 год» установлены ставки за содержание электрических сетей (двухставочный тариф) и одноставочный тариф на I и II полугодие 2021 года по различным диапазонам напряжения;

Таблицей 1 приложения №1 установлены размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Новгородской области на 2021 год, в том числе необходимая валовая выручка (без учета оплаты потерь) Общества; учтенные расходы, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в плату за технологическое присоединение.

Постановлением комитета по тарифной политике Новгородской области от 19 сентября 2021 года №43 в Постановление №20/1 внесено изменение - в таблице №1 приложения №1 слова «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» заменены на «Россети Северо-Запад».

Постановлением комитета по тарифной политике Новгородской области от 29 декабря 2020 года №83/5 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Новгородской области на 2021 год» (в редакции постановления комитета по тарифной политике области от 02 марта 2021 года №7) (далее – Постановление № 83/5) на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года установлены индивидуальные тарифы для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Новгородской области Общества и АО «Новгородоблэлектро» согласно приложению №1.

Постановлением комитета по тарифной политике Новгородской области от 14 сентября 2021 года №43 в Постановление №83/5 внесено изменение, в соответствии с которым в таблице приложения слова «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» заменены на «Россети Северо-Запад».

Постановлением комитета по тарифной политике Новгородской области от 07 декабря 2020 года №70 «Об установлении ставок платы и платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций на территории Новгородской области на 2021 год» (в редакции постановления комитета по тарифной политике области от 14 сентября 2021 года №43) установлены: плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям территориальных сетевых организаций на территории Новгородской области на 2021 год (приложение №1); стандартизированные тарифные ставки для определения размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций на территории городских населенных пунктов Новгородской области на 2021 год (приложение №2) и на территориях Новгородской области, не относящихся к территориям городских населенных пунктов, на 2021 год (приложение№3); формулы расчета платы за технологическое присоединение на 2021 год (приложение №4). Приложением №7 к указанному постановлению установлены выпадающие доходы ПАО «Россети Северо-Запада» от технологического присоединения, включаемые в тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям ПАО «Россети Северо-Запада» на территории Новгородской области на 2021 год.

В настоящее время данное постановление действует в редакции постановления комитета по тарифной политике Новгородской области от 19 октября 2021 года №63/1.

Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» в лице филиала «Новгородэнерго», наименование которого в ходе рассмотрения судом дела изменено на ПАО «Россети Северо-Запада», обратилось в суд с административным исковым заявлением (с учетом последующего уточнения требований) к комитету по тарифной политике Новгородской области (далее – Комитет) о признании недействующими:

постановления комитета по тарифной политике Новгородской области от 27 декабря 2017 года № 54/1 (в редакции от 31 мая 2021 года №20) «О необходимой валовой выручке и долгосрочных параметрах регулирования публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» на территории Новгородской области на долгосрочный период 2018 – 2022 годов»

в части размера установленной на 2021 год для публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» в приложении №1 необходимой валовой выручки;

постановления Комитета по тарифной политике Новгородской области от 31 мая 2021 года №20/1 «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Новгородской области на 2021 год» в части:

пунктов 1.1.1 и 1.2 Таблицы «Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Новгородской области, поставляемой прочим потребителям» приложения №1 к указанному постановлению;

строки «Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (столбцы «НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Новгородской области» и «Учтенные расходы сетевых организаций, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в плату за технологическое присоединение») таблицы 1 Приложения №1 «Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Новгородской области на 2021 год»;

постановления комитета по тарифной политике Новгородской области от 29 декабря 2020 №83/5 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Новгородской области на 2021 год» в части Приложения №1 к указанному постановлению (в редакции от 02 марта 2021 года №7);

постановления комитета по тарифной политике Новгородской области от 7 декабря 2020 года № 70 «Об установлении ставок платы и платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций на территории Новгородской области на 2021 год» (в реакции от 19 октября 2021 года №63/1) в части пунктов 2, 4 строки «Итого выпадающие доходы от технологического присоединения» приложения №7.

В обоснование заявленных требований Общество указало, что установленный Комитетом Обществу на 2021 год размер необходимой валовой выручки является экономически необоснованным, поскольку не учитывает экономически обоснованные расходы Общества, что нарушает права и законные интересы Общества.

При подготовке дела к судебному разбирательству судом к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечено АО «Новгородоблэлектро».

В судебном заседании представитель административного истца -Главацкая А.Н. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Комитета - Крутякова Н.А. с заявленными Обществом требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях (дополнительных возражениях на иск), приобщенных к материалам дела.

Представитель заинтересованного лица АО «Новгородоблэлектро» Вишнякова Е.А. считала заявленные Обществом требования не подлежащими удовлетворению.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в административном деле, допросив экспертов ООО «Аудиторская фирма «ЛИВ и К», исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим (пункт 7 статьи 213 КАС РФ).

ПАО «Россети Северо-Запада» является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Новгородской области, в силу чего имеет право на обращение в суд с данным административным исковым заявлением.

Правоотношения в сфере тарифов на услуги по передаче электрической энергии урегулированы законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, включающим в себя Федеральный закон от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) и иные регулирующие отношения в указанной сфере федеральные законы, а также указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике), к числу которых относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила государственного регулирования цен), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №1178, Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года №98-э (далее - Методические указания №98-э).

Согласно статье 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования и Правилами государственного регулирования цен.

Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим территориальным сетевым организациям, тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 4 статьи 23.1, пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике, пункт 63 Основ ценообразования).

Судом установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что соответствующими публичными полномочиями на территории Новгородской области наделен комитет по тарифной политике Новгородской области (пункты 1.1, 3.4.2 Положения о Комитете по тарифной политике Новгородской области, утвержденного постановлением Правительства Новгородской области от 21 июля 2016 года №258), оспариваемые постановления приняты административным ответчиком в пределах предусмотренных законом полномочий, при наличии необходимого кворума, в установленной форме, опубликованы в предусмотренном законодательством порядке на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, а также газете «Новгородские ведомости» (деловая пятница) и подлежат применению в отношении ПАО «Россети Северо-Запада».

Проверяя соответствие оспариваемых нормативных актов законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующему выводу.

К основным принципам государственного регулирования и контроля в электроэнергетике относится достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (пункт 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике), которому корреспондирует принцип обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии (тарифов) (пункт 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике).

Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования), в который включаются, в том числе экономически обоснованные расходы организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.

На основании долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования (пункт 38 Основ ценообразования, пункт 8 Методических указаний №98-э).

В соответствии с абзацем 8 пункта 38 Основ ценообразования в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 Основ ценообразования.

Регулирующий орган определяет необходимую валовую выручку, учитываемую при установлении тарифов, по результатам экспертизы предложений и обосновывающих материалов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 12, 20, 22, 23 Правил государственного регулирования тарифов).

Согласно пунктам 16-18 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Неподконтрольные расходы включаются в необходимую валовую выручку базового года и очередного года долгосрочного периода регулирования и определяются методом экономически обоснованных расходов.

Планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе величина неподконтрольных расходов, определяются перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования (подпункт 3 пункта 7 Методических указаний №98-э).

К неподконтрольным расходам среди прочих относятся: оплата налогов на прибыль, имущество и иных налогов, амортизация основных средств, расходы, связанные с компенсацией выпадающих доходов, предусмотренных пунктом 87 Основ ценообразования, прочие расходы, учитываемые при установлении тарифов на очередной год долгосрочного периода регулирования (пункт 11 Методических указаний №98-э).

Основные положения по расчету выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям (расходы сетевой организации, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в состав платы за технологическое присоединение), подлежащие компенсации за счет тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установлены Методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденными Приказом ФСТ России от 11 сентября 2014 года №215-э/1 (далее – Методические указания №215-э/1).

Пунктом 4 Методических указаний №215-э/1 определены четыре составляющие выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям: 1) расходы на выполнение организационно-технических мероприятий, связанные с осуществлением технологического присоединения, не включаемые в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно; 2) расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства – от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики (расходы по мероприятиям «последней мили») и расходы на обеспечение коммерческого учета электрической энергии (мощности), связанные с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, не включаемые в состав платы за технологическое присоединение; 3) расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более чем 150 кВт; 4) расходы на выплату процентов по кредитным договорам, связанным с рассрочкой платежа за технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 15 и до 150 кВт включительно.

Пунктом 5 Методических указаний №215-э/1 предусмотрено, что расчет выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, осуществляет сетевая организация, которая несет эти расходы, в соответствии с разделом II настоящих Методических указаний.

Утверждение размера выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в соответствии с Основами ценообразования (пункт 6 Методических указаний №215-э/1).

Судом установлено, что до 2018 года услуги Общества по передаче электрической энергии по сетям Новгородской области регулировались методом доходности инвестированного капитала, начиная с 2018 года – методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Постановлением Комитета от 27 декабря 2017 года №54/1 Обществу утверждены долгосрочные параметры регулирования методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, а также необходимая валовая выручка на долгосрочный период 2018-2022 годов.

27 апреля 2020 года Обществом в Комитет подано заявление об установлении тарифов на услуги по передаче электроэнергии на 2021 год, 02 ноября 2020 года представлены скорректированные предложения об установлении тарифов.

Согласно поданной Обществом заявке размер необходимой валовой выручки на 2021 год (без учета оплаты потерь) определен в размере 5 459 033, 892 тыс. руб.

В целях установления планового на 2021 год размера выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения, Обществом в составе тарифной заявки на услуги по передаче электрической энергии письмами от 27 апреля 2020 года, от 29 октября 2020 года в Комитет направлены расчеты, согласно которым общая величина выпадающих доходов, подлежащих включению в тарифы на 2021 год, составила 213 985,56 тыс. руб. (приложение №6 к заявлению от 29 октября 2020 года №МР2/6/02-02-06/5849), в том числе: расходы, связанные с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышаюшей 15 кВт включительно, не включаемых в состав платы за технологическое присоединение 112 057,38 тыс. руб. (80044,26 тыс. руб. –расходы по мероприятиям «последней мили» и 32013,12 тыс. руб. – расходы на установку приборов учета); расходы, связанные с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 150 кВт включительно, не включаемые в состав платы за технологическое присоединение – 41 392,1 тыс. руб.; расходы на обеспечение коммерческого учета электрической энергии (мощности), связанные с осуществлением ьехнологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно – 60 536,21 тыс. руб.

Решением Комитета от 07 мая 2020 года №КЦ-722-И открыто дело по рассмотрению и установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год, а также по корректировке необходимой валовой выручки Общества на 2021-2022 годы долгосрочного периода регулирования 2018-2022 годов методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки для Новгородского филиала Общества, проведена экспертиза.

Принятым 29 декабря 2020 года постановлением Комитета №83/2 «О внесении изменений в постановление комитета по ценовой и тарифной политике области от 27 декабря 2017 года №54/1» необходимая валовая выручка Общества на 2021 год установлена Комитетом первоначально в размере 3 664 868, 212 тыс.руб., а затем в размере 3 770 316,487 тыс. руб. (постановление комитета по тарифной политике Новгородской области от 31 мая 2021 года №20).

Постановлением Комитета от 07 декабря 2020 года №70 «Об установлении ставок платы и платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций на территории Новгородской области на 2021 год» (приложение №7) определены выпадающие доходы Общества от технологического присоединения, включаемые в тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год - 160 711 240, 88 руб., исходя из которых Комитетом произведен расчет единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год, тарифы взаиморасчетов между сетевыми организациями.

Как установлено судом и следует из материалов дела, плановая величина неподконтрольных расходов на 2021 год в виде выпадающих доходов, связанных с осуществлением льготного технологического присоединения, не включаемые в плату за технологическое присоединение, согласно позиции Комитета, отраженной в Протоколе заседания Правления Комитета от 29 декабря 2020 года №83 (далее – Протокол №83), составили 160 711,24 тыс. руб., при этом в тариф на услуги по передаче электрической энергии Комитетом включены только расходы Общества в виде выпадающих доходов на выполнение организационно-технических мероприятий - 30 238,662 тыс. руб., остальные выпадающие доходы – расходы по мероприятиям «последней мили» и расходы на обеспечение коммерческого учета электрической энергии по технологическому присоединению энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 15 кВт – 118 805 331, 95 руб. (в том числе на установку приборов учета – 30 059 754,83 руб.) и свыше 15 кВт до 150 кВт – 11 667 247, 40 руб. согласно позиции Комитета со ссылкой на пункт 32 Основ ценообразования отнесены за счет статьи расходов «Амортизация», предусмотренной инвестиционной программой Общества на 2016-2025 годы, в частности на 2020 год, утвержденной Приказом Минэнерго России от 30 ноября 2015 года №906 (в редакции Приказов Минэнерго России от 16 декабря 2016 года №1333, от 21 декабря 2018 года №26 @, от 20 декабря 2019 года №27@).

Приводимые Обществом доводы относительно необоснованного отнесения Комитетом указанных выше выпадающих доходов Общества за счет средств амортизации, предусмотренной инвестиционной программой Общества на 2020 год, заслуживают внимания, поскольку сделаны Комитетом без учета изменений, внесенных в инвестиционную программу Общества на 2021 год.

Инвестиционной программой Общества, утвержденной на 2021 год приказом Минэнерго России от 30 ноября 2015 года №906 (в редакции приказа Минэнерго России от 25 декабря 2020 года №24@) предусмотрен общий объем финансирования капитальных вложений Общества по инвестиционным проектам (560,55 млн.руб.), а также источники финансирования инвестиционной программы для Новгородской области, в числе которых амортизация в качестве источника финансирования расходов, связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств потребителей максимальной мощностью до 15 кВт включительно и максимальной мощностью от 15 до 150 кВт включительно, не предусмотрена (приложение №7.5 к приказу от 25 декабря 2020 года №24@).

Таким образом, основания для отнесения расходов, связанных с осуществлением льготного технологического присоединения в части строительства объектов электросетевого хозяйства, учитываемых при расчете тарифа на передачу электрической энергии, и расходов на обеспечение коммерческого учета электрической энергии (мощности) для Общества в качестве выпадающих доходов, за счет амортизации, у Комитета отсутствовали.

Ссылка представителя Комитета на то, что Приказ Минэнерго России от 25 декабря 2020 года №24@ в составе обосновывающих материалов Обществом в Комитет не представлялся, состоятельным признать нельзя, поскольку, учитывая дату принятия данного Приказа (25 декабря 2020 года) он не мог быть представлен Обществом при обращении в Комитет за установлением тарифов, тогда как, принимая 29 декабря 2020 года решение о корректировке необходимой валовой выручки Общества на 2021 год и определяя размер выпадающих доходов Общества, Комитет должен был учитывать изменения, внесенные в инвестиционную программу Общества на 2021 год, в том числе в виде последующей корректировки указанной экономической составляющей.

В соответствии с пунктом 3.7.3 Положения о Комитете Комитет принимает участие в согласовании в установленном порядке инвестиционных программ территориальных сетевых организаций, отнесенных к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются и контролируются Министерством энергетики Российской Федерации, и готовит проекты заключений о согласовании Правительством Новгородской области указанных инвестиционных программ.

Согласно пункту 19 Правил утверждения инвестиционных программ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2009 года №977, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее дня размещения на официальном сайте системы уведомления о принятии к рассмотрению проекта инвестиционной программы направляет такое уведомление, а также сведения, содержащиеся в заявлении, и прилагаемые к заявлению материалы государственным органам и организациям, в том числе в орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).

Этими Правилами также предусмотрено, что итоговый вариант инвестиционной программы должен быть опубликован сетевой организацией на сайте Министерства энергетики.

Итоговый проект инвестиционной программы Общества, в котором амортизация как источник финансирования расходов Общества, связанных с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств, отсутствует, был опубликован на сайте Министерства энергетики 14 декабря 2020 года и утвержден им 25 декабря 2020 года, то есть до принятия Комитетом тарифного решения.

Таким образом, Комитету как уполномоченному органу должно было быть известно о запланированных в 2020 году мероприятиях по внесению изменений в инвестиционную программу Общества на 2021 год и должен был учитывать данные изменения при принятии оспариваемых тарифных решений.

Судом также установлено, что решением Новгородского областного суда от 15 июня 2021 года, принятым по делу №03а-23/2021 по административному исковому заявлению ПАО «МРСК Северо-Запада», признаны недействующими отдельные положения постановления Комитета по тарифной политике Новгородской области от 07 декабря 2020 года №70 «Об установлении платы и ставок платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций на территории Новгородской области».

С учетом принятого судом решения постановлением Комитета от 19 октября 2021 года №63/1 произведен пересмотр стандартизированных тарифных ставок, с учетом которых пересчитана сумма выпадающих доходов Общества и составила: 121 465,33915 тыс. руб. - расходы по мероприятиям «последней мили», связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (в том числе выпадающие доходы, связанные с установкой приборов учета - 30 059, 75483 тыс. руб.); 29 578, 04720 тыс.руб. – расходы по мероприятиям «последней мили», связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств максимальной мощности свыше 15 кВт до 150 кВт (включительно).

При этом, несмотря на внесенные в инвестиционную программу Общества на 2021 год изменения, позиция Комитета относительно источников возмещения расходов Общества, связанных с осуществлением технологического присоединения, не изменилась, соответствующие изменения в этой части в оспариваемые нормативные правовые акты, Комитетом не вносились.

Приводимые представителем Комитета в судебном заседании доводы о возможности использования Обществом в 2021 году в качестве источника финансирования мероприятий по льготному технологическому присоединению иные, предусмотренные инвестиционной программой Общества на 2021 год средства, в частности, заемные средства, обоснованными признаны быть не могут, поскольку не учитывались (не рассматривались) Комитетом при принятии тарифного решения (Протокол №83), а потому не подлежат оценке судом в рамках рассмотрения настоящего дела.

При этом, как следует из административного искового заявления, обращаясь в суд с настоящим иском, величина расходов по мероприятиям «последней мили» до 15 кВт, заявленная в соответствии с тарифной заявкой от 29 октября 2020 года №МР2/6/02-02-06/5849 в размере 80 044,26 тыс. руб., уменьшена Обществом на величину финансирования, предусмотренную инвестиционной программой на строительство объектов технологического присоединения льготной категории заявителей мощностью до 15 кВт в размере 39 077,81 тыс. руб. Выпадающие доходы Общества, не обеспеченные тарифными источниками финансирования, составили 40 966,45 тыс. руб.

В силу пункта 32 Основ ценообразования расходы на инвестиции в расчетном периоде регулирования определяются на основе утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике инвестиционных программ организаций.

Пунктом 87 Основ ценообразования предусмотрено, что регулирующий орган включает в тариф на услуги по передаче электрической энергии расходы сетевой организации, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включенные в плату за технологическое присоединение. При осуществлении льготного технологического присоединения затраты сетевой организации, не покрываемые за счет платы за технологическое присоединение, подлежат компенсации через тариф на услуги по передаче электроэнергии как выпадающие доходы.

При таких данных, затраты Общества по технологическому присоединению, не вошедшие в инвестиционную программу на 2021 год, и не покрываемые за счет платы за технологическое присоединение, подлежат компенсации через тариф на услуги по передаче электроэнергии как выпадающие доходы.

Таким образом, принятые Комитетом тарифные решения в оспариваемой административным истцом части противоречат пунктам 32 и 87 Основ ценообразования.

Кроме того, оспариваемые постановления не соответствуют Методическим указаниям №215-э/1, поскольку при расчете выпадающих расходов Общества, связанных с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 15 кВт и до 150 кВт включительно, а также расходов на обеспечение коммерческого учета электрической энергии, Комитетом неверно определены плановые значения объема максимальной мощности, длины линий и количества точек учета электрической энергии (мощности).

Как следует из протокола заседания Правления №83, а также письменных возражений Комитета на административное исковое заявление Общества, плановые суммы выпадающих доходов Общества на 2021 год в части расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства до 15 кВт (в том числе на установку приборов учета) определены Комитетом с учетом утвержденных на 2021 год стандартизированных тарифных ставок, исходя из плановых значений объема максимальной мощности, длины линий, определенных на основании средних данных за три предыдущих года и планового количества учета приборов (1711 шт.)

Плановые суммы выпадающих доходов Общества на 2021 год в части расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства до 150 кВт определены Комитетом с учетом утвержденных на 2021 год стандартизированных ставок и плановых значений объема максимальной мощности, длины линий, определенных на основании средних данных за три предыдущих года.

Порядок расчета выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, определен разделом II Методических указаний №215-э/1.

В соответствии с пунктом 7 данного раздела расходы по мероприятиям «последней мили» и расходы на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности), связанные с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, рассчитываются в соответствии с формулой, предусмотренной приложением 1 к Методическим указаниям.

Расходы по мероприятиям «последней мили», связанные с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 150 кВт включительно, рассчитываются в соответствии с формулой, предусмотренной приложением 3 к Методическим указаниям (пункт 9 Методических указаний №215-э/1).

Вышеуказанные расходы определяются на основании планируемых значений показателей, используемых при расчете указанных расходов в соответствии с Методическими указаниями (планируемый размер расходов, связанных с осуществлением технологического присоединения, не включаемых в плату за технологическое присоединение), и фактических значений показателей, используемых при расчете указанных расходов в соответствии с Методическими указаниями (фактический размер расходов, связанных с осуществлением технологического присоединения, не включаемых в плату за технологическое присоединение) (пункт 10 Методических указаний №215-э/1).

Для расчета плановых показателей на следующий период регулирования используются значения стандартизированных тарифных ставок, утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 1 Примечаний к приложению 1 Методический указаний №215-э/1).

Плановые значения объема максимальной мощности, длины линий и количества точек учета электрической энергии (мощности) (столбец 10) определяются на основании фактических средних данных за три предыдущих года (при отсутствии фактических средних данных за три предыдущих года- за два предыдущих года, а в случае отсутствия данных за два года – за предыдущий год, но не ниже документально подтвержденной величины объема максимальной мощности, длины линий и количества точек учета электрической энергии (мощности), определенной на основании заявок на технологическое присоединение, поданных на следующий период регулирования. Сетевые организации указывают в виде примечания к представляемой в регулирующий орган таблице информацию о фактических параметрах за каждый год трехлетнего периода, которые были использованы для расчета планового значения объема максимальной мощности, длины линий и количества точек учета электрической энергии (мощности) на следующий период регулирования.

Согласно Примечаниям к приложению 3 Методических указаний №215-э/1 для расчета плановых показателей на следующий период регулирования используются значения стандартизированных тарифных ставок (пункт 1) и плановые значения объема максимальной мощности и длины линий (столбец 10) определяемые на основании фактических средних данных за три предыдущих года (при отсутствии фактически средних за три предыдущих года – за два предыдущих года, а в случае отсутствия данных за два года – за предыдущий год), но не ниже документально подтвержденной величины объема максимальной мощности и длины линий, определенной на основании заявок на технологическое присоединение, поданных на следующий период регулирования.

Исходя из системного анализа приведенных норм следует, что для определения расходов по мероприятиям «последней мили», связанных с осуществлением технологического присоединения в соответствии с формулой приложения 1, формулой приложения 3 Методических указаний №215-э/1, и использовании данных территориальных сетевых организаций за три года в знаменателе данных формул подлежит использованию значение «3». В случае использования данных территориальных сетевых организаций за два года в знаменателе следует принять значение «2», при использовании данных за один год - значение «1».

Согласно информации, представленной Обществом в Комитет в составе тарифной заявки («Сводные показатели по технологическому присоединению энергопринимающих устройств льготных категорий заявителей максимальной мощностью до 15 кВт включительно за 2017-2019 годы по Новгородскому филиалу», «Сводные показатели по технологическому присоединению энергопринимающих устройств льготных категорий заявителей максимальной мощностью до 15 кВт включительно за 2017-2019 годы по Новгородскому филиалу), следует, что по отдельным объектам строительства имеются данные за все три предыдущих периода 2017, 2018, 2019 годы, по отдельным объектам строительства имеются данные только за отдельные периоды, например, есть данные за 2017 и 2018 годы, но нет данных за 2019 год, либо есть данные за 2017 год, но нет данных за 2018, 2019 годы.

Однако при применении Комитетом при определении фактической суммы количественных показателей при расчете плановых значений длин линий и объема максимальной мощности для расчета прогнозного значения сумм выпадающих доходов на 2021 год во всех случаях в знаменателе формулы расчета учитывались значения «3» (производилось деление на 3), что верным признано быть не может.

Судом также установлено, что расчет плановой суммы выпадающих доходов в части приборов учета электрической энергии, произведен Комитетом исходя из заявок на технологическое присоединение, поданных на следующий период регулирования, подтвержденных письмом Общества на запрос Комитета от 13 ноября 2020 года № КЦ-1945-И (Реестр заявок по технологическому присоединению за период с 01 июля 2020 года по 13 ноября 2020 года) – 1711 единиц, а не из фактических средних данных за предшествующий период (2017-2019 годы).

При этом Комитет исходил из того, что до 01 июля 2020 года затраты на приобретение и установку приборов учета несли потребители электроэнергии, данная обязанность у сетевой организации возникла с 01 июля 2020 года, а также из того, что данные по установке приборов учета Обществом за период 2017-2019 годов у сетевой организации отсутствуют (письмо Общества от 07.08.2020 года №КЦ-1231-В).

Между тем, данный вывод Комитета не согласуется с пунктом 5 Приложения 1 к Методическим указаниям №215-э/1, в соответствии с которым плановое количество точек учитывается на основании фактических средних данных за три года либо, в случае, если фактические средние данные за три года ниже документально подтвержденного количества точек учета электрической энергии (мощности), определенного на основании количества заявок на технологическое присоединение, поданных на следующий период регулирования, то для расчета принимаются данные о количестве заявок, т.е. безотносительно того, на кого в силу закона возлагается обязанность по несению расходов по установке данных приборов учета, поскольку, являясь плановой величиной, учитываемой при установлении тарифа на следующий период регулирования, не направлено на возмещение расходов сетевой организации, понесенных в связи с установкой приборов учета в предыдущие периоды.

Как установлено судом и следует из заключения судебной экономической экспертизы ООО «Аудиторская фирма «ЛИВ и К» от 08 ноября 2021 года, фактические средние данные Общества за три года о количестве заключенных и исполненных договоров на технологическое присоединение (включая временное) (3759) выше количества неисполненных Обществом заявок по технологическому присоединению за период с 01 июля 2020 года по 13 ноября 2020 года (1711 единиц), в связи с чем определение Комитетом расходов Общества на 2021 год на обеспечение коммерческого учета электрической энергии, учитываемых при установлении тарифа на электроэнергию на 2021 год в составе необходимой валовой выручки, исходя из количества поданных заявок на 2021 год на технологическое присоединение, правильным признано быть не может.

Таким образом, доводы Общества, изложенные в административном исковом заявлении, относительно необоснованного отказа Комитетом во включении в необходимую валовую выручку Общества на 2021 год выпадающих доходов, связанных с осуществлением льготного технологического присоединения, в размере 130 985,73 руб., следует признать обоснованными.

Величина плановых расходов Общества по налогу на прибыль на 2021 год определена Комитетом в размере 27 584 тыс. руб., при этом заявленная Обществом величина налога на прибыль - 65 158 тыс. руб. уменьшена Комитетом на сумму отложенных активов Общества и обязательств будущих периодов, указанных по строке налог на прибыль таблицы отчета формы 1.3 «Показатели раздельного учета доходов и расходов субъекта естественных монополий, оказывающих услуги по передаче электроэнергии или ином законном основании территориальными сетевыми организациями» «Отчета о прибылях и убытках», утвержденной приказом Минэнерго России от 13 декабря 2011 года №585, исходя из которой Комитетом произведена корректировка по налогу на прибыль за 2019 год.

Такая позиция Комитета не может быть признана правильной.

Пунктом 20 Основ ценообразования предусмотрено, что в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период. При этом при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.

Согласно пункту 11 Методических указаний №98-э налог на прибыль включается в состав неподконтрольных расходов.

Порядок отражения в бухгалтерском учете информации о расчетах по налогу на прибыль для организаций установлен в Положении по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (далее - ПБУ 18/02), утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19 ноября 2002 года №114н.

Согласно положениям пункта 22 ПБУ 18/02 способ определения величины текущего налога на прибыль выбирается организацией самостоятельно из двух вариантов - на основе данных, сформированных в бухгалтерском учете, либо на основе налоговой декларации по налогу на прибыль.

При этом, исходя из содержания пункта 20 Основ ценообразования, независимо от выбранного сетевой организацией способа определения величины текущего налога на прибыль, регулирующий орган при проверке обоснованности расчетов затрат на уплату налога на прибыль анализирует данные бухгалтерского учета регулируемой организации.

Как следует из пункта 3 ПБУ 18/02, в результате применения различных правил признания доходов и расходов, которые установлены в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету и законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах, образуются постоянные и временные разницы между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода (пункт 3 ПБУ №18/02).

Отложенное налоговое обязательство и отложенный налоговый актив могут оказать влияние на величину налога на прибыль, то есть носят вероятностный характер, но не учитываются при расчете величины данного налога, подлежащей уплате в текущем периоде. Это подтверждается пунктом 21 ПБУ 18/02 и приложением к названному положению, согласно которым в расчет текущего налога на прибыль не включаются суммы отложенного налогового обязательства и отложенного налогового актива.

Согласно учетной политике ПАО «Россети Северо-Запада» общество использует определение текущего налога на прибыль на основе данных, сформированных в бухгалтерском учете. При этом величина текущего налога на прибыль должна соответствовать сумме исчисленного налога на прибыль, отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.

Согласно заключению судебной экономической экспертизы ООО «Аудиторская фирма «ЛИВ и К» сумма фактического налога на прибыль в отношении деятельности Общества по передаче электрической энергии по филиалу Новгородский за 2019 год, подлежащий уплате в бюджет, составил 65 158 тыс.руб., по технологическому присоединению – 0 руб., что соответствует данным, отраженным в таблице 1.3 «показатели раздельного учета доходов и расходов» за 2019 од, Приложении №5 к Листу 2 декларации по налогу на прибыль организаций, уплачиваемому в бюджет субъекта Российской Федерации.

В связи с этим, у Комитета при установлении тарифа и расчете необходимой валовой выручки Общества отсутствовали правовые основания для уменьшения размера экономически обоснованных расходов Общества в виде налога на прибыль за 2019 год с заявленных Обществом 65 158 руб. до 27 584 тыс. руб.

Примененный тарифным органом подход к определению расчетной величины налога на прибыль не соответствует приведенным выше нормативным актам и повлекло за собой неверную корректировку налога на прибыль – 29 491,49 тыс. руб. вместо заявленных Обществом 69 663, 81 тыс. руб.

Сумма расходов, не учтенных Комитетом в необходимой валовой выручке Общества на 2021 год, с учетом позиции Общества, изложенной в административном исковом заявлении, составила 208 732,05 тыс. руб., в том числе: выпадающие доходы, связанные с осуществлением льготного технологического присоединения – 130 985,73 тыс. руб.; налог на прибыль (на 2021 год) – 37 574,00 тыс. руб. (65 158,00 тыс. руб. -27 584 тыс. руб.); корректировка налога на прибыль, исходя из фактических данных за 2019 год (с учетом индекса потребительских цен) – 40 172,32 тыс. руб. (69 663,81 тыс. руб. – 29 491, 49 тыс. руб.)

Экономическая обоснованность указанных расходов подтверждена заключением судебной экономической экспертизы ООО «Аудиторская фирма «ЛИВ и К», согласно которой размер экономически обоснованных расходов Общества, рассчитанных экспертами в соответствии с действующим на момент проведения экспертизы нормативных актов в области тарифного регулирования, в частности, Постановления №70 (в редакции постановления Комитета от 19 октября 2021 года №63/1) составили: расходов на обеспечение коммерческого учета электрической энергии – 66 034 тыс. руб.; расходы на строительство (расходы по мероприятия «последней мили»), связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт (включительно) – 109 006 тыс. руб.; расходы по мероприятиям «последней мили», связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 15 кВт и до 150 кВт (включительно) – 78 203 тыс. руб.; плановый налог на прибыль (2021 год) – 65 158 тыс. руб., корректировка налога на прибыль, исходя из фактических данных за 2019 год – 69 664 тыс. руб.

Данное экспертное заключение оценено судом в порядке статьи 84 КАС РФ в совокупности с иными собранными по делу доказательствами: пояснениями сторон, показаниями экспертов Храмовой И.В. и Выговской Е.В., поддержавших свое заключение в полном объеме, письменными материалами дела, в связи с чем оно признано относимым, допустимым, достоверным, основанным на материалах тарифного дела.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов, которыми установлены тарифы, следует учитывать, что неправильный расчет одного вида затрат полностью изменяет величину необходимой валовой выручки.

Для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются необходимые валовые выручки всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения. Суммарная необходимая выручка всех сетевых организаций применяется в формуле расчета ставки на содержание электрических сетей, входящей в состав двухставочных единых (котловых) тарифов и используемой при расчете одноставочных единых (котловых) тарифов на передачу электрической энергии (пункт 50, 51 Методических указаний №20-э/2).

Принимая во внимание, что произведенная Комитетом с нарушением требований Основ ценообразования и Методических указаний корректировка неподконтрольных расходов Общества на 2021 год (выпадающих доходов) привела к неправильному определению необходимой валовой выручки, с учетом размера которой рассчитывается тариф на услуги по передаче электрической энергии, тарифы для расчетов между сетевыми организациями, суд приходит к выводу об обоснованности административного иска и наличия оснований для признания недействующими указанных в административном иске постановлений Комитета в оспариваемой Обществом части.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд исходит из следующего.

Согласно подпункту 1 части 2 и подпункту 1 части 4 статьи 215 КАС РФ и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в пункте 38 Постановления от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствуют, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.

С учетом того, что оспариваемые нормативные положения имеют ограниченный срок действия и признание их недействующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ, суд первой инстанции признает нормативные акты в оспариваемой части недействующими с момента их принятия.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования Публичного акционерного общества «Россети Северо-Запада» удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия постановление комитета по тарифной политике Новгородской области от 27 декабря 2017 года № 54/1 (в редакции постановления Комитета по тарифной политике Новгородской области от 31 мая 2021 года №20) «О необходимой валовой выручке и долгосрочных параметрах регулирования публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» на территории Новгородской области на долгосрочный период 2018 – 2022 годов» в части размера установленной на 2021 год для публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» в Приложении №1 необходимой валовой выручки.

Признать недействующим со дня принятия постановление комитета по тарифной политике Новгородской области от 31 мая 2021 года №20/1 «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Новгородской области на 2021 год» в части:

пунктов 1.1.1 и 1.2 Таблицы «Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Новгородской области, поставляемой прочим потребителям» Приложения №1;

строки «Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (столбцы «НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Новгородской области» и «Учтенные расходы сетевых организаций, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в плату за технологическое присоединение») таблицы 1 Приложения №1 «Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Новгородской области на 2021 год»;

Признать недействующим со дня принятия постановление комитета по тарифной политике Новгородской области от 29 декабря 2020 №83/5 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Новгородской области на 2021 год» (в редакции постановления Комитета по тарифной политике Новгородской области от 02 марта 2021 года №7) в части Приложения №7.

Признать недействующим со дня принятия постановление комитета по тарифной политике Новгородской области от 7 декабря 2020 года № 70 «Об установлении ставок платы и платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций на территории Новгородской области на 2021 год» (в реакции постановления Комитета по тарифной политике Новгородской области от 19 октября 2021 года №63/1) в части пунктов 2, 4 строки «Итого выпадающие доходы от технологического присоединения» Приложения №7.

Взыскать с комитета по тарифной политике Новгородской области в пользу ПАО «Россети Северо-Запада» расходы по оплате государственной пошлины в размере 18 000 руб.

Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в периодическом издании городского округа Великого Новгорода – газете «Новгород» («Новгород официальный»).

На решение лицами, участвующими в деле может быть подана апелляционная жалоба, прокурором – принесено апелляционное представление, в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Новгородский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.И. Комаровская

Мотивированное решение изготовлено 24 декабря 2021 года