Адм. дело № 03а–25/2020 Великий Новгород
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 октября 2020 года Новгородский областной суд в составе:
председательствующего судьи Макаровой Л.В.,
при секретаре Васильевой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области к Региональному отделению в Новгородской области Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) о приостановлении деятельности,
установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области (далее - Управление Минюста по Новгородской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Региональному отделению в Новгородской области Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) (далее – Отделение партии) о приостановлении деятельности на два месяца.
В обоснование заявленных требований Управлением Минюста по Новгородской области указано, что 07 июня 2016 года Управлением Минюста по Новгородской области принято решение о государственной регистрации Отделения партии, учетный <...>. В Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) запись об Отделении партии внесена 15 июня 2016 года, <...>. Отделение партии является структурным подразделением Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) (далее - Партия) на территории <...>. Согласно информации из ЕГРЮЛ адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа Отделения партии – Совета отделения – <...>, исполнительный директор Отделения – ДСВ. Основные цели деятельности Партии и ее Отделения в соответствии с положениями Устава Партии: формирование общественного мнения, политическое образование и воспитание граждан, выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, выдвижение кандидатов на выборах. В нарушение требований пункта 2 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее – Федеральный закон № 95-ФЗ) Отделение партии в срок до 15 июня 2019 года не представило в Управление Минюста по Новгородской области информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии в региональном отделении и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа. 13 августа 2019 года Управлением Минюста по Новгородской области в адрес исполнительного директора Отделения партии вынесено письменное предупреждение об устранении нарушений законодательства в срок до 20 сентября 2019 года, однако вышеуказанные нарушения в установленный срок не устранены, в судебном порядке предупреждение не обжаловано. Допущенное нарушение требований законодательства является основанием для приостановления деятельности Отделения партии в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 39 Федерального закона № 95-ФЗ, на срок два месяца.
Определением суда от 24 декабря 2019 года к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечена Партия.
В судебном заседании, назначенном на 20 октября 2020 года, объявлен перерыв до 21 октября 2020 года.
В судебное заседание представители административного истца Управления Минюста по Новгородской области, административного ответчика Отделения партии, заинтересованных лиц Партии, Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области, Избирательной комиссии Новгородской области не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, представители Управления Минюста по Новгородской области, Избирательной комиссии Новгородской области, Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области просили рассмотреть дело в их отсутствие, остальные участники процесса о причинах неявки суду не сообщили.
В соответствии с частью 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса, а также иными лицами, наделенными федеральным законом правом на обращение в суд с таким заявлением.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 95-ФЗ политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Под региональным отделением политической партии в настоящем Федеральном законе понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно пункту 1 статьи 27 Федерального закона № 95-ФЗ политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны, в том числе, соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии.
В силу пункта 1 статьи 38 названного закона контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий, осуществляют уполномоченные органы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Федерального закона № 95-ФЗ в случае нарушения региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов соответствующий территориальный орган выносит региональному отделению политической партии или иному структурному подразделению политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок для их устранения, составляющий не менее одного месяца. В случае, если региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии в установленный срок эти нарушения не были устранены и предупреждение территориального органа не было обжаловано в суд, деятельность регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа на основании заявления соответствующего территориального органа.
В судебном заседании из письменных материалов дела установлено, что 07 июня 2016 года Управлением Минюста по Новгородской области принято решение о государственной регистрации Отделения партии, учетный <...>.
В ЕГРЮЛ запись об Отделении партии внесена 15 июня 2016 года, <...>
Отделение партии является структурным подразделением Партии на территории Новгородской области.
Основные цели деятельности Партии и ее Отделения в соответствии с положениями Устава Партии: формирование общественного мнения, политическое образование и воспитание граждан, выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, выдвижение кандидатов на выборах.
Согласно информации из ЕГРЮЛ адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа Отделения партии – Совета отделения – <...>, исполнительный директор Отделения – ДСВ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 указанного Федерального закона региональное отделение политической партии один раз в три года представляет в территориальный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии в региональном отделении и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа.
Отделение партии зарегистрировано 15 июня 2016 года, таким образом, обязанность по предоставлению им в Управление Минюста по Новгородской области вышеназванной информации, предусмотренной пунктом 2 статьи 27 Федерального закона № 95-ФЗ, наступила 15 июня 2019 года.
Вместе с тем такая информация Отделением партии в установленный срок в Управление Минюста по Новгородской области представлена не была.
13 августа 2019 года Управлением Минюста по Новгородской области в адрес исполнительного директора Отделения партии вынесено письменное предупреждение (исх. <...>) об устранении предусмотренных нарушений законодательства в срок до 20 сентября 2019 года в связи с тем, что Отделение партии не предоставило в Управление Минюста по Новгородской области информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии в региональном отделении и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа.
Указанное предупреждение было направлено 13 августа 2019 года по адресу Отделения партии<...>, однако согласно данным интернет-сайта Почты России указанное письменное предупреждение не было получено представителем Отделения партии в связи с отсутствием адресата.
Согласно пункту 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
В установленный в предупреждении срок информация Отделения партии о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии в региональном отделении и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа в Управление Минюста по Новгородской области не поступила, предупреждение в судебном порядке оспорено не было.
При таких обстоятельствах, учитывая, что доказательств, подтверждающих устранение нарушений требований законодательства, допущенных Отделением партии, как того требуют положения части 1 статьи 62 КАС РФ, не представлено последним и в ходе рассмотрения настоящего спора, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для приостановления деятельности Отделения партии на срок два месяца с возложением на него обязанности в течение указанного срока устранить выявленные нарушения закона.
Руководствуясь статьями 175-180, 264, 265 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области к Региональному отделению в Новгородской области Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) о приостановлении деятельности удовлетворить.
Приостановить деятельность Регионального отделения в Новгородской области Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) на срок два месяца.
Региональному отделению в Новгородской области Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения закона.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Новгородский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий Л.В. Макарова