дело № 03а-15/2018 Великий Новгород
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 июля 2018 года Новгородский областной суд в составе: председательствующего судьи Павловой Е.Б.,
при секретаре Белоусовой Ю.А.,
с участием прокурора Новгородской областной прокуратуры Сидоровой С.А.,
представителей административного истца Общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнергосервис» ФИО1, ФИО2,
представителей административного ответчика Комитета по тарифной политике Новгородской области ФИО3, ФИО4, ФИО5,
представителя заинтересованного лица МУП Великого Новгорода «Новгородский водоканал» ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнергосервис» к Комитету по тарифной политике Новгородской области о признании недействующими в части Постановления Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 26 ноября 2015 года №40/1 «О производственной программе, долгосрочных параметрах и тарифах в сфере холодного водоснабжения и водоотведения общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнергосервис» (Великий Новгород) на 2016-2018 годы», Постановления Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 15 июля 2016 года №23/4 «О внесении изменений в Постановление Комитета по ценовой и тарифной политике области от 26.11.2015 года №40/1», Постановления Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 29 ноября 2017 года №45 «О внесении изменений в Постановление Комитета по ценовой и тарифной политике области от 21.11.2015 года №40/1»
у с т а н о в и л:
Постановлением Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области (далее – Комитет) от 26.11.2015г. N 40/1 «О производственной программе, долгосрочных параметрах и тарифах в сфере холодного водоснабжения и водоотведения общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнергосервис» (Великий Новгород) на 2016 - 2018 годы» (далее – Постановление 40/1) утверждена производственная программа в сфере холодного водоснабжения и водоотведения Общества на 2016 - 2018 годы согласно приложению N 1, установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2016 - 2018 годы согласно приложению N 2 и тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2016 - 2018 годы согласно приложениям NN 3, 4. Пунктом 4 Постановления 40/1 установлено, что тарифы, долгосрочные параметры регулирования тарифов, установленные в приложениях NN 2, 3, 4, действуют с 01.01.2016г. по 31.12.2018г.
В частности, пунктами 8 и 8.3 Раздела 3 «Планируемый объем подачи воды и объем принимаемых сточных вод» Приложения 1 Постановления 40/1 установлен планируемый объем транспортировки воды, объем реализации товаров и услуг, в том числе по потребителям, и по прочим потребителям - 10541,989 тыс.куб.м.
Относительно транспортировки стоков пунктами 8 и 8.3 «Планируемый объем подачи воды и объем принимаемых сточных вод» Приложения 1 Постановления 40/1 установлены планируемые объемы реализации товаров и услуг, в том числе по потребителям, и по прочим потребителям - 10528,851 тыс.куб.м.
Приложением 3 Постановления 40/1 Обществу установлены тарифы на транспортировку воды: с 01.01.2016г. по 30.06.2016 года - 0,29 руб./куб.м, с 01.07.2016г. по 30.06.2017г. - 0,30 руб./куб.м, с 01.07.2017г. по 31.12.2018г. – 0,31 руб./куб.м.
Приложением 4 Постановления 40/1 Обществу установлены тарифы на транспортировку сточных вод: с 01.01.2016 по 30.06.2016 года - 0,36 руб./куб.м, с 01.07.2016 по 30.06.2017 года – 0,37 руб./куб.м, с 01.07.2017 года по 30.06.2018 года – 0,38 руб./куб.м, с 01.07.2018г. по 31.12.2018г. – 0,39 руб./куб.м.
Постановление 40/1 опубликовано в газете «Новгородские ведомости» (официальный выпуск) № 23 от 4 декабря 2015 года.
Постановлением Комитета от 15 июля 2016 года №23/4 «О внесении изменений в постановление комитета по ценовой и тарифной политике области от 26.11.2015 N 40/1» (далее – Постановление №23/4), вступившим в действие с 1 июля 2017 года, раздел 3 Приложения 1 Постановления 40/1 изложен в новой редакции, где объем транспортировки воды, установленный пунктами 8 и 8.3 установлен 10623,3 тыс.куб.м; объем транспортировки стоков установлен пунктами 8 и 8.3 – 10686 куб.м.
Этим же постановлением Приложение 3 в графе «с 01.07.2017 по 31.12.2017» цифры «0,31» изменены на «0,30», в графе «с 01.01.2018 по 30.06.2018» цифры «0,31» на «0,30».
Постановление №23/4 опубликовано в газете «Новгородские ведомости» (официальный выпуск) № 4 от 22 июля 2016 года.
В последующем Постановлением Комитета от 29 ноября 2017 года №45 «О внесении изменений в постановление комитета по ценовой и тарифной политике области от 26.11.2015 N 40/1» (далее – Постановление 45), вступившим в силу с 1 января 2018 года, вновь внесены изменения в Раздел 3 «Планируемый объем подачи воды и объем принимаемых сточных вод» Приложения 1 Постановления 40/1, данный раздел изложен в новой редакции, где пунктами 8 и 8.3 установлен планируемый объем транспортировки воды, соответственно, объем реализации товаров и услуг, в том числе по потребителям, и по прочим потребителям на 2016 год - 10541,989 тыс.куб.м, на 2017 год - 10623,3 тыс.куб.м, на 2018 год - 10526,329 тыс.куб.м.; пунктами 4 и 4.3 установлены планируемые объемы транспортировки стоков, соответственно, реализации товаров и услуг, в том числе по потребителям, и по прочим потребителям на 2016 год - 10528,851 тыс.куб.м, на 2017 год - 10686 тыс.куб.м, на 2018 год - 10514,517 тыс.куб.м.
Постановление 45 опубликовано в газете «Новгородские ведомости» (официальный выпуск) № 25 от 1 декабря 2017 года.
Постановлением Правительства Новгородской области от 21 декабря 2017 года №461 Комитет по ценовой и тарифной политике Новгородской области переименован в Комитет по тарифной политике Новгородской области.
Общество с ограниченной ответственностью «Теплоэнергосервис» (далее – Общество), являясь собственником водопроводных и канализационных сетей, подключенных к городским централизованным системам водоснабжения и водоотведения, и оказывающее услуги по транспортировке воды и транспортировке сточных вод гарантирующему поставщику МУП Великого Новгорода «Новгородский водоканал» (далее – Предприятие), обратилось в суд с административным исковым заявлением к Комитету и после уточнения требований (л.д. 4-9, 60-62, т.1, л.д. 65-71 т.2, л.д.125 т.14) просило признать недействующими приведенные положения нормативных актов в связи с тем, что Комитетом в нарушение Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013г. N 1746-э, (далее – Методические указания) принято незаконное решение об определении объёмов транспортировки Обществом воды и сточных вод на основании пропускной способности магистральных водопроводов, а не из фактических объемов транспортировки воды и стоков. Применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, законодательно ограничено определёнными случаями, указанными в пункте 16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. N 776, (далее – Правила №776) и не подлежащими расширительному толкованию. Определение объёмов транспортировки воды и стоков в целях тарифного регулирования такими случаями не предусмотрено. Таким образом, фактические объёмы отпуска воды и стоков по магистральным сетям Комитету необходимо было рассчитывать не из их пропускной способности, а на основании показаний приборов учета абонентов, расположенных на этих сетях. Для установления фактических объёмов отпуска воды и стоков по магистральным сетям Комитет должен был запросить у Предприятия сведения об объёмах транспортировки воды и стоков за текущий год и фактические объемы отпуска воды за предшествующие три года, отсутствующие в Стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, но в нарушение требований Методических указаний Комитетом данная информация истребована не была.
По мнению Общества, Комитетом при принятии оспариваемых в части нормативных актов нарушены пункт 29 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013г. N 406, пункты 4,5,9 Методических указаний, пункты 15-16 Правил №766, что влечет за собой нарушение прав и законных интересов Общества на возмещение необходимой валовой выручки путем установления экономически обоснованного тарифа.
Определением судьи от 9 апреля 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Предприятие.
В судебном заседании представители Общества ФИО1, ФИО2 заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в административном иске и дополнениях к нему.
Представители Комитета ФИО3, ФИО4, ФИО7 требования Общества не признали по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела, дополнительно пояснив, что поскольку у Общества на границе балансовой принадлежности магистральных сетей не имеется приборов учета, расчет планируемого объема транспортировки воды и сточных вод произведен Комитетом относительно магистральных водопроводов расчетным путем по их пропускной способности, а по тупиковым сетям методом суммирования объемов воды, которые переданы абонентам Предприятия и определены по показаниям их приборов учета, что не запрещено Правилами №766 и Методическими указаниями.
Представитель заинтересованного лица Предприятия ФИО6 требования Общества не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в административном деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении административного иска отказать, суд находит административный иск Общества не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Холодное водоснабжение, в том числе транспортировка воды, водоотведение, прием и транспортировка сточных вод относятся к видам деятельности, которые подлежит государственному регулированию путем установления тарифов на транспортировку воды, транспортировку сточных вод и водоотведение (подпункт «а» пункта 1 части 1, пункт 3 части 2, пункты 1,2 части 7, пункт 2 части 8 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении)).
Государственное регулирование тарифов в сфере транспортировки воды и сточных вод осуществляется в соответствии с Законом о водоснабжении, Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», которым, в том числе, утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее Правила № 406), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (Методические указания), Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. N 776.
Согласно пунктам 1, 3 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении установление цен в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждение производственных программ, а также контроль за их выполнением отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Оспариваемые в части нормативные правовые акты изданы уполномоченным органом в установленной форме при наличии необходимого кворума коллегиального органа (пункты 1.1, 3.4.22, 3.21 и 3.22 Положения о комитете по тарифной политике области, утвержденного постановлением Правительства Новгородской области от 21 июля 2016г. N 258, пункты 1,1, 3.3.19, 3.19,3.20 Положения о комитете по ценовой и тарифной политике области, утвержденного постановлением Правительства Новгородской области 9 сентября 2013 года № 161), размещены на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) и опубликованы в газете "Новгородские ведомости" и по этим обстоятельствам административным истцом не оспариваются.
В судебном заседании из объяснений лиц, участвующих в деле, материалов административного дела установлено, что Общество, имея в собственности водопроводные и канализационные сети, непосредственно присоединенные к централизованным сетям, принадлежащим Предприятию, являющемуся гарантирующей организацией по оказанию услуг холодного водоснабжения и водоотведения города Великого Новгорода и Новгородского района, оказывает услуги водоснабжения и водоотведения абонентам Предприятия. Приборы учета на границе балансовой принадлежности сетей или границе эксплуатационной ответственности Обществом не установлены. Договор транспортировки воды и стоков между Обществом и Предприятием не заключен.
На 2015 года Обществу Постановлением Комитета от 24.11.2014г. N 46/1 "О производственной программе и тарифах в сфере холодного водоснабжения и водоотведения общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосервис" утверждена производственна программа в сфере холодного водоснабжения и водоотведения согласно приложению N 1, где установлены планируемые объемы подачи воды и сточных вод (соответственно) 10652,842 тыс. куб.м. и 10678,835 тыс. куб.м.; приложением 2 к данному постановлению на период с 01.01.2015г. по 31.12.2015г. установлены тарифы на транспортировку воды в размере 0,29 руб./куб.м, на транспортировку стоков с 01.01.2015г. по 30.06.2015г. – 0,35 руб./куб.м, с 01.07.2015г. по 31.12.2015г. – 0,36 руб./куб.м.
В качестве метода регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2015 год Комитетом применен метод экономически обоснованных расходов, при установлении планируемых объемов подачи воды и сточных вод учтены следующие объемы реализации:
- водоснабжение - по магистральным водопроводам по пропускной способности в соответствии с пунктом 16 Правил № 776, исходя из скорости течения воды 1,2 м/сек и диаметра трубы согласно схемам, за вычетом объема воды по присоединенным сетям - 10385619 куб.м., 267223 куб.м. по присоединенным сетям по фактическим данным 2013-2014 годов, подтвержденным счетами-фактурами, выставленными Предприятием абонентам, представленными Обществом в тарифное дело;
- водоотведение - по магистральным коллекторам по пропускной способности за вычетом объема водоотведения по присоединенным сетям – 10377464 куб.м, по присоединенным сетям – 301417 куб.м., исходя из фактических данных 2013-2014 годов, подтвержденных счетами-фактурами, выставленными Предприятием абонентам, представленными Обществом в тарифное дело.
Согласно отчету Общества об исполнении производственной программы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения за 2015 год (л.д.3-8 т. 7) объем транспортировки воды и сточных вод в указанный период составил: транспортировка воды план – 10652,842 тыс.куб.м, факт – 10756,211 тыс. куб.м.; транспортировка стоков план – 10678,8356 тыс. куб.м., факт – 10845,70 тыс.куб.м.
29 апреля 2015 года Общество обратилось в Комитет с заявлениями об установлении на 2016-2018 годы тарифов на транспортировку воды и стоков в следующих размерах: транспортировка воды на 2016 год – 17,33 руб. (рост тарифа к действующему в 2015 году составит 5976%), 2017 года – 17,67 руб., 2018 год – 18,03 руб.; транспортировка сточных вод на 2016 год – 17,71 руб. (рост тарифа к действующему в 2015 году составит 4919%), 2017 год – 18,01 руб., 2018 год - 18,34 руб.
Согласно представленному Обществом проекту производственной программы планируемый объем транспортировки воды в каждом году долгосрочного периода составит 281,986 тыс.куб.м, а объем транспортировки стоков 318,245 куб.м, таким образом Обществом при расчете тарифов на 2016 год уменьшен объем транспортировки по воде в 37 раз и в 33 раза по стокам.
15 мая 2015 года Общество уведомлено Комитетом об открытии дела об установлении тарифов на транспортировку воды и сточных вод на долгосрочный период регулирования 2016-2018 годы и принятом методе регулирования тарифов – методе индексации.
Специалистом Комитета в период с 5 октября 2015 года по 5 ноября 2015 года проведена экспертиза представленных Обществом документов.
Экспертное заключение Комитета по содержанию соответствует требованиям, предъявляемым к нему пунктом 26 Правил № 406.
Оспариваемым в части Постановлением 40/1 объемы транспортируемой Обществом воды 10541,989 тыс.куб.м. и сточных вод 10528,851 тыс.куб.м. на каждый год долгосрочного периода определены в следующем порядке:
- водоснабжение - по магистральным водопроводам по пропускной способности в соответствии с пунктом 16 Правил № 776, исходя из скорости течения воды 1,2 м/сек и диаметра трубы согласно схемам, за вычетом объема воды по присоединенным сетям - 10385619 куб.м., 156370 куб.м. по присоединенным сетям по фактическим данным 2014 года, подтвержденным счетами-фактурами, выставленными Предприятием абонентам, представленными Обществом в тарифное дело;
- водоотведение - по магистральным коллекторам по пропускной способности за вычетом объема водоотведения по присоединенным сетям – 10372464 куб.м, по присоединенным сетям – 156387 куб.м., исходя из фактических данных 2014 года, подтвержденных счетами-фактурами, выставленными Предприятием абонентам, представленными Обществом в тарифное дело.
Исходя из установленных объемов транспортировки воды и сточных вод на каждый год долгосрочного периода и установленной НВВ (неоспариваемой Обществом) Комитетом Постановлением 40/1 на указанный долгосрочный период Обществу установлены тарифы на транспортировку воды и стоков согласно приложениям 3,4.
В последующем на основании заявлений Общества Комитетом по результатам проведенной экспертизы представленных документов Постановлениями № 23/4 и 45 произведена корректировка тарифов и объемов транспортировки воды и стоков.
На 2017 год учтены планируемые объемы подачи:
-водоснабжение - общий объем 10623320 куб.м., из них 10342304 куб.м. по пропускной способности магистральных водопроводов за вычетом объема воды по присоединенным сетям и 281016 куб.м. по фактическим данным 2015 года, подтвержденным счетами-фактурами, выставленными Предприятием абонентам, представленными Обществом в тарифное дело;
- водоотведение - общий объем 10686042 куб.м., из них 10536442 куб.м. по магистральным коллекторам по пропускной способности за вычетом объема водоотведения по присоединенным сетям и 149600 куб.м. по присоединенным сетям по фактическим данным 2015 года, подтвержденным счетами-фактурами, выставленными Предприятием абонентам, представленными Обществом в тарифное дело.
На 2018 год учтены планируемые объемы подачи:
-водоснабжение - общий объем 10526329 куб.м., из них 10340726 куб.м. по пропускной способности магистральных водопроводов за вычетом объема воды по присоединенным сетям и 185603 куб.м. по фактическим данным 2016 года, подтвержденным счетами-фактурами, выставленными Предприятием абонентам, представленными Обществом в тарифное дело;
- водоотведение - общий объем 10514517 куб.м., из них 10375670 куб.м. по магистральным коллекторам по пропускной способности за вычетом объема водоотведения по присоединенным сетям и 138847куб.м. по присоединенным сетям по фактическим данным 2016 года, подтвержденным счетами-фактурами, выставленными Предприятием абонентам, представленными Обществом в тарифное дело.
Оспаривая установленные Комитетом Постановлениями 40/1, №23/4 и 45 тарифы на транспортировку холодной воды и сточных вод, а также объемы транспортировки холодной воды и сточных вод Общество указало на то, что Комитетом необоснованно в нарушение пункта 29 Основ ценообразования, пунктов 4,5,9 Методических указаний, пунктов 15-16 Правил №766 объемы транспортировки воды и сточных вод определены из объема транспортируемой воды и сточных вод, полученного расчетным путем.
Данные доводы суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно статье 5 Федерального закона от 23.11.2009г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон об энергосбережении) действие данного закона распространяется на деятельность, связанную с использованием энергетических ресурсов, в том числе, в отношении воды, подаваемой, передаваемой, потребляемой с использованием систем централизованного водоснабжения. Положения, установленные в отношении организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, применяются к осуществляемым этими организациями регулируемым видам деятельности.
Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов (пункт 3 статьи 9 Закона об энергосбережении).
В силу части 1,2 статьи 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные, в том числе, к системам централизованного водоснабжения и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с частью 6 статьи 12 Закона о водоснабжении организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны осуществлять забор, водоподготовку и (или) транспортировку воды в объеме, необходимом для осуществления холодного водоснабжения абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к централизованной системе холодного водоснабжения. Организации, осуществляющие транспортировку холодной воды, обязаны приобретать у гарантирующей организации воду для удовлетворения собственных нужд, включая потери в водопроводных сетях таких организаций.
Как следует из статьи 41 Закона о водоснабжении (части 1, 4 и 5) производственная программа разрабатывается регулируемой организацией и утверждается регулирующим органом в соответствии с Правилами разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 641 (далее - Правила разработки производственных программ).
При разработке проекта производственной программы учитываются результаты технического обследования централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (подпункты «а,б» пункта 7 Правил разработки производственных программ).
Производственная программа включает, в частности, планируемый объем подачи воды (объем принимаемых сточных вод) (подпункт «в» пункта 5 Правил разработки производственных программ).
Регулирующие органы проверяют проект производственной программы на соответствие требованиям Правил разработки производственных программ, в том числе вправе провести анализ обоснованности такой программы, и осуществляют оценку доступности для абонентов тарифов регулируемой организации, рассчитанных с учетом экономически обоснованных расходов на реализацию производственной программы (пункты 9 и 10 Правил разработки производственных программ). Результаты исполнения инвестиционной и производственной программ в истекшем периоде регулирования учитываются при установлении тарифов на очередной период регулирования (часть 6 статьи 32 Закона о водоснабжении).
В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
Согласно пункту 4 Методических указаний расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к настоящим Методическим указаниям на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).
Расчет объема принятых сточных вод на очередной год осуществляется в соответствии с формулами (1) и (1.1), с использованием данных о фактическом объеме принимаемых сточных вод и динамики объема принимаемых сточных вод за последние 3 года, а также информации об объеме сточных вод, принимаемых от новых абонентов, объекты которых подключены (планируется подключить) к централизованной системе водоотведения и информации об объеме сточных вод, принимавшемся от абонентов, водоотведение которых прекращено (планируется прекратить) (пункт 8 Методических указаний).
В случае, если канализационные выпуски абонента не оборудованы приборами учета сточных вод, объем принятых сточных вод в целях расчета тарифов определяется в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. N 776, и в соответствии с объемами, определенными в договорах водоотведения, единых договорах водоснабжения и водоотведения (пункт 9 Методических указаний).
Статьей 20 Закона о водоснабжении, пунктом 8 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, регулирующих отношения, в том числе, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, предусмотрено, что определение количества поданной (полученной) холодной воды, принятых (отведенных) сточных вод осуществляется путем проведения коммерческого учета в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013г. N 776.
Так, согласно пункту 3 Правил №776 коммерческий учет воды, сточных вод осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета (средствами измерения) воды, сточных вод в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом или организацией, осуществляющей транспортировку горячей воды, холодной воды, сточных вод (далее - транзитная организация), на границе балансовой принадлежности сетей или на границе эксплуатационной ответственности абонента и (или) транзитной организации с организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение), другими организациями, эксплуатирующими водопроводные и (или) канализационные сети, если иное не предусмотрено договорами водоснабжения, договором водоотведения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, договором по транспортировке холодной воды, договором по транспортировке горячей воды, договором по транспортировке сточных вод, договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, договором по водоподготовке, договором по очистке сточных вод, а также иными договорами, заключаемыми с организациями, осуществляющими водоснабжение и (или) водоотведение.
Коммерческий учет холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе горячей воды, сточных вод осуществляется транзитной организацией, если иное не предусмотрено договором по транспортировке холодной воды, договором по транспортировке горячей воды и (или) договором по транспортировке сточных вод (подпункт «б» пункта 5 Правил №776).
При отсутствии прибора учета, коммерческий учет воды осуществляется расчетным способом (подпункт «а» пункта 14 Правил №776).
Согласно пункту 15 Правил №776 при расчетном способе коммерческого учета воды применяются, в том числе, метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, метод суммирования объемов воды.
Применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется при отсутствии у абонента или транзитной организации приборов учета воды, допущенных к эксплуатации в установленном порядке, в случае, если в течение 60 дней со дня получения от организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, уведомления о необходимости установки приборов учета или после даты, определенной в договорах водоснабжения, едином договоре водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды и договоре по транспортировке горячей воды, приборы учета воды не установлены (подпункт «в» пункта 16 Правил №776).
Применение метода суммирования объемов воды, которые поданы абонентам и (или) другим транзитным организациям, объемы которых определены по показаниям приборов учета или расчетным способом, организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, с использованием водопроводных сетей этих транзитных организаций используется в случае отсутствия у транзитной организации приборов учета воды, а также при возникновении неисправности прибора учета и демонтаже прибора учета в целях его поверки, ремонта или замены (пункт 20 Правил №776).
Коммерческий учет сточных вод также осуществляется расчетным способом при отсутствии прибора учета (подпункт «а» пункта 22 Правил №776).
Так, согласно пункту 23 Правил №776 при отсутствии у абонента прибора учета объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников водоснабжения, в том числе определенному расчетным способом в соответствии с разделом III настоящих Правил. При этом учитывается объем поверхностных сточных вод, который рассчитывается в соответствии с пунктом 25 настоящих Правил, в случае если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен схемой водоснабжения и водоотведения или договором водоотведения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения.
Исходя из приведенных положений нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения, следует, что транспортируемые объемы воды и сточных вод Общества должны определяться по показаниям приборов учета, размещенных на границе балансовой принадлежности Общества и гарантирующей организации (Предприятия), в случае отсутствия приборов учета – расчетным способом с применением методов в том числе, учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, и суммирования объемов воды.
Поскольку в силу пункта 6 статьи 12 Закона о водоснабжении Общество, осуществляющее транспортировку воды и стоков, обязано приобретать у Предприятия воду в объеме, необходимом не только для осуществления водоснабжения абонентов, подключенных к централизованной системе водоснабжения, но и для удовлетворения собственных нужд, включая потери в водопроводных сетях, предоставленные Обществом объемы транспортировки воды и стоков, определенные по показаниям приборов учета абонентов Предприятия, не могут являться фактическими объемами.
В соответствии со Стандартами раскрытия информации организациями коммунального комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 1140, и Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 года № 6 (далее - Стандарты раскрытия информации) регулируемыми организациями информация раскрывается путем обязательного опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (на официальном сайте органа местного самоуправления поселения или городского округа в случае передачи законом субъекта Российской Федерации полномочий по утверждению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения органам местного самоуправления) или на сайте в сети «Интернет», предназначенном для размещения информации по вопросам регулирования тарифов, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 27 Стандартов раскрытия информации регулируемая организация не позднее 30 календарных дней со дня направления годового бухгалтерского баланса в налоговые органы раскрывает информацию, указанную в пунктах 18-20 данного документа, в том числе об объеме поднятой воды (тыс. куб. метров), об объеме отпущенной потребителям воды, определенном по приборам учета и расчетным путем (по нормативам потребления) (тыс. куб. м), о потерях воды в сетях (процентов), о расходе воды на собственные (в том числе хозяйственно-бытовые) нужды (процент объема отпуска воды потребителям) (подпункты «ж», «к», «л» и «о» пункта 18 Стандартов раскрытия информации).
Аналогичным образом согласно пункту 49 Стандартов раскрытия информации регулируемая организация не позднее 30 календарных дней со дня направления годового бухгалтерского баланса в налоговые органы раскрывает информацию, указанную в пунктах 39- 41 данного документа, в том числе, об объеме сточных вод, принятых от потребителей оказываемых услуг (тыс. куб. метров), об объеме сточных вод, принятых от других регулируемых организаций в сфере водоотведения и (или) очистки сточных вод (тыс. куб. метров), об объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения (тыс. куб. метров) (подпункты «з», «и», «к»).
Между тем, Обществом информация по объемам собственного потребления воды, потерь при транспортировке воды и стоков, результаты технического обследования централизованных систем водоснабжения и водоотведения в Стандартах раскрытия информации и в материалы тарифного дела не представлена.
В этой связи Комитетом при установлении планируемых объемов транспортировки воды и стоков, помимо метода суммирования объемов, определенных по показаниям приборов учета, обоснованно применен метод пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что Постановления Комитета в оспариваемой части соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения и имеющим большую юридическую силу, в том числе установленным статьей 3 Закона о водоснабжении принципам, и не нарушают права и законные интересы Общества.
Иные доводы Общества, изложенные в административном иске и его представителями в судебном заседании, судом во внимание приняты быть не могут, поскольку о противоречии оспариваемых в части Постановлений нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения и имеющим большую юридическую силу, не свидетельствуют.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах, административный иск Общества удовлетворению не подлежит.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ Комитету в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу надлежит опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в печатном издании - газете «Новгородские ведомости».
Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд
р е ш и л:
отказать в удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнергосервис» к Комитету по тарифной политике Новгородской области о признании недействующими в части Постановления Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 26 ноября 2015 года №40/1 «О производственной программе, долгосрочных параметрах и тарифах в сфере холодного водоснабжения и водоотведения общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнергосервис» (Великий Новгород) на 2016-2018 годы», Постановления Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 15 июля 2016 года №23/4 «О внесении изменений в Постановление Комитета по ценовой и тарифной политике области от 26.11.2015 года №40/1», Постановления Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 29 ноября 2017 года №45 «О внесении изменений в Постановление Комитета по ценовой и тарифной политике области от 21.11.2015 года №40/1».
Обязать Комитет по тарифной политике Новгородской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в печатном издании - газете «Новгородские ведомости».
На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление, в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Новгородский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 7 июля 2018 года.
Председательствующий Е.Б. Павлова