Дело № 03а-16/16 Великий Новгород
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 мая 2016 года Новгородский областной суд в составе: председательствующего судьи Макаровой Л.В.,
при секретаре Лютовой В.С.,
с участием представителя административного истца Открытого акционерного общества «Трансвит» ФИО1,
представителя административного ответчика Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области ФИО2,
представителя заинтересованного лица Администрации Великого Новгорода ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Открытого акционерного общества «Трансвит» к Департаменту имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
у с т а н о в и л:
Открытое акционерное общество «Трансвит» (далее Общество) обратилось в суд с административным иском к Департаменту имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (далее Департамент), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области (далее Управление Росреестра по Новгородской области) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, указав, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м., расположенный по адресу: <...>. Установленная постановлением Департамента от 01 августа 2013 года № 3 по состоянию на 01 января 2012 года кадастровая стоимость данного земельного участка в размере <...> копейки не соответствует его рыночной стоимости, определенной в размере <...> рублей отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка № 62/15 от 05 октября 2015 года, составленным оценщиком индивидуальным предпринимателем ФИО4, что нарушает его права и законные интересы, поскольку влечет увеличение его налоговых платежей по уплате земельного налога. 24 ноября 2015 года Общество обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новгородской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости этого земельного участка, однако решением комиссии от 04 декабря 2015 года № 22/17 заявление Общества было отклонено. Так как основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, Общество просило установить кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной в размере <...> рублей.
Также Общество обратилось в суд с административным иском к указанным выше административным ответчикам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, указав, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м., расположенный по этому же адресу. Установленная постановлением Департамента от 01 августа 2013 года № 3 по состоянию на 01 января 2012 года кадастровая стоимость данного земельного участка в размере <...> копеек не соответствует его рыночной стоимости, определенной в размере <...> рубля отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка № 61/15 от 05 октября 2015 года, составленным оценщиком индивидуальным предпринимателем ФИО4, что нарушает его права и законные интересы, поскольку влечет увеличение его налоговых платежей по уплате земельного налога. 24 ноября 2015 года Общество обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новгородской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости этого земельного участка, однако решением комиссии от 04 декабря 2015 года № 22/21 заявление Общества было отклонено. Так как основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, Общество просило установить кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной в размере <...> рубля.
Также Общество обратилось в суд с административным иском к тем же административным ответчикам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, указав, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м., расположенный по тому же адресу. Установленная постановлением Департамента от 01 августа 2013 года № 3 по состоянию на 01 января 2012 года кадастровая стоимость данного земельного участка в размере <...> копейки не соответствует его рыночной стоимости, определенной в размере <...> рублей отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка № 65/15 от 05 октября 2015 года, составленным оценщиком индивидуальным предпринимателем ФИО4, что нарушает его права и законные интересы, поскольку влечет увеличение его налоговых платежей по уплате земельного налога. 24 ноября 2015 года Общество обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новгородской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости этого земельного участка, однако решением комиссии от 04 декабря 2015 года № 22/20 заявление Общества было отклонено. Так как основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, Общество просило установить кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной в размере <...> рублей.
Также Общество обратилось в суд с административным иском к этим же административным ответчикам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, указав, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м., расположенный по этому же адресу. Установленная постановлением Департамента от 01 августа 2013 года № 3 по состоянию на 01 января 2012 года кадастровая стоимость данного земельного участка в размере <...> копеек не соответствует его рыночной стоимости, определенной в размере <...> рублей отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка № 63/15 от 05 октября 2015 года, составленным оценщиком индивидуальным предпринимателем ФИО4, что нарушает его права и законные интересы, поскольку влечет увеличение его налоговых платежей по уплате земельного налога. 24 ноября 2015 года Общество обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новгородской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости этого земельного участка, однако решением комиссии от 04 декабря 2015 года № 22/18 заявление Общества было отклонено. Так как основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, Общество просило установить кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной в размере <...> рублей.
Также Общество обратилось в суд с административным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к этим же административным ответчикам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, указав, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м., расположенный по тому же адресу. Установленная постановлением Департамента от 01 августа 2013 года № 3 по состоянию на 01 января 2012 года кадастровая стоимость данного земельного участка в размере <...> рублей не соответствует его рыночной стоимости, определенной в размере <...> рублей отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка № 66/15 от 05 октября 2015 года, составленным оценщиком индивидуальным предпринимателем ФИО4, что нарушает его права и законные интересы, поскольку влечет увеличение его налоговых платежей по уплате земельного налога. 24 ноября 2015 года Общество обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новгородской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости этого земельного участка, однако решением комиссии от 04 декабря 2015 года № 22/16 заявление Общества было отклонено. Так как основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, Общество просило установить кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной в размере <...> рублей по состоянию на 04 апреля 2012 года.
Также Общество обратилось в суд с административным иском к этим же административным ответчикам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, указав, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м., расположенный по этому же адресу. Установленная постановлением Департамента от 01 августа 2013 года № 3 по состоянию на 01 января 2012 года кадастровая стоимость данного земельного участка в размере <...> копеек не соответствует его рыночной стоимости, определенной в размере <...> рубля отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка № 64/15 от 05 октября 2015 года, составленным оценщиком индивидуальным предпринимателем ФИО4, что нарушает его права и законные интересы, поскольку влечет увеличение его налоговых платежей по уплате земельного налога. 24 ноября 2015 года Общество обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новгородской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости этого земельного участка, однако решением комиссии от 04 декабря 2015 года № 22/19 заявление Общества было отклонено. Так как основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, Общество просило установить кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной в размере <...> рубля.
Определениями суда от 04 февраля 2016 года к участию в административных делах в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее Учреждение), Администрация Великого Новгорода.
Определением суда от 18 февраля 2016 года вышеназванные административные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
В судебном заседании представитель административного истца Общества ФИО1 заявленные требования уточнила, просил установить кадастровую стоимость нижеследующих земельных участков, равной их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2012 года: с кадастровым номером <...> - в размере <...> рублей; с кадастровым номером <...> - в размере <...> рублей; с кадастровым номером <...> - в размере <...> рублей; с кадастровым номером <...> - в размере <...> рублей; с кадастровым номером <...> - в размере <...> рублей; по состоянию на 04 апреля 2012 года - с кадастровым номером <...> в размере <...> рублей, уточненные требования поддержала по указанным выше мотивам.
Представитель административного ответчика Департамента ФИО2 в судебном заседании, не признавая административный иск, разрешение вопроса об обоснованности административного иска отнесла на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица Администрации Великого Новгорода ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, пояснив, что выводы эксперта о величине рыночной стоимости земельных участков как не соответствующие требованиям законодательства об оценочной деятельности не подтверждают обоснованность заявленных Обществом исковых требований.
Представители административного ответчика Управления Росреестра по Новгородской области, заинтересованного лица Учреждение в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, представитель Управления Росреестра по Новгородской области просил рассмотреть дело в его отсутствие, представитель Учреждения о причинах неявки суду не сообщил.
В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
В представленных в суд в письменной форме возражениях относительно административного иска представитель Управления Росреестра по Новгородской области разрешение вопроса обоснованности административного иска отнес на усмотрение суда.
Представитель Учреждения в представленных в суд в письменной форме объяснениях на административный иск против удовлетворения административного иска не возражал.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает административное исковое заявление Общества подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм платы за использование земли является земельный налог.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 390, пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
Таким образом, учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права собственника данного земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ определено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 135-ФЗ) под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона; под рыночной стоимостью объекта оценки для целей настоящего Закона понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
В силу предписаний статьи 12 Федерального закона № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316 (далее Правила).
Согласно данным Правилам государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее Роснедвижимость) и его территориальными органами.
Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее Федеральный закон № 221-ФЗ) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Законом.
Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона № 221-ФЗ предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В силу положений абзаца 1 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в числе прочих, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ).
Согласно статье 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В соответствии с абзацами 5, 6 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В судебном заседании из объяснений лиц, участвующих в деле, и письменных материалов дела установлено, что Обществу на праве собственности принадлежат следующие земельные участки, расположенные по адресу: <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – земли промышленной и коммунально-складской застройки: с кадастровым номером <...> - общей площадью <...> кв. м., с кадастровым номером <...> - общей площадью <...> кв. м., с кадастровым номером <...> - общей площадью <...> кв. м., с кадастровым номером <...> - общей площадью <...> кв. м., с кадастровым номером <...> - общей площадью <...> кв. м., с кадастровым номером <...> - общей площадью <...> кв. м.
Право собственности Общества на данные земельные участки зарегистрировано в установленном порядке.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Новгородской области утверждены постановлением Департамента от 01 августа 2013 года № 3 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов», опубликованным в газете «Новгородские ведомости» от 14 августа 2013 года № 7 (4143).
Указанная государственная кадастровая оценка осуществлялась в отношении земельных участков, сформированных по состоянию на 01 января 2012 года.
Согласно кадастровым паспортам земельных участков, земельные участки поставлены на кадастровый учет: с кадастровыми номерами <...> - <...> 2010 года, с кадастровыми номерами <...> – <...> 2011 года, с кадастровым номером <...> – <...> 2012 года.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <...> по состоянию на 01 января 2012 года утверждена вышеназванным постановлением Департамента (приложение № 1 к постановлению от 01 августа 2013 года № 3), соответственно, в следующих размерах: <...>.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> в размере <...> рублей определена Учреждением исходя из среднего уровня кадастровой стоимости 1 кв. м земель кадастровых кварталов населенных пунктов город Великий Новгород Новгородская область, утвержденного вышеназванным постановлением Департамента (приложение № 3 к постановлению Департамента № 3 от 01 августа 2013 года), соответствующие сведения внесены в государственный кадастр недвижимости 30 декабря 2013 года.
Между тем, как следует из заключения эксперта ФИО5 № 02/2016 от 26 апреля 2016 года, рыночная стоимость указанных выше земельных участков на ту же дату – 01 января 2012 года составляет, соответственно, с кадастровым номером <...> - в размере <...> рублей; с кадастровым номером <...> - в размере <...> рублей; с кадастровым номером <...> - в размере <...> рублей; с кадастровым номером <...> - в размере <...> рублей; с кадастровым номером <...> - в размере <...> рублей; земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на <...> 2012 года - в размере <...> рублей, что значительно ниже установленной их кадастровой стоимости.
Выводы эксперта представителями Общества и Департамента не оспаривались, вопреки доводам представителя Администрации Великого Новгорода признавать их неправильными либо необоснованными у суда оснований также не имеется, поскольку заключение составлено специалистом, имеющим соответствующие квалификацию и опыт работы, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, заключение эксперта согласуется с другими доказательствами по делу, соответствует требованиям статьи 82 КАС РФ, Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 73-ФЗ), в том числе его статьям 8, 25, а также требованиям Федерального закона № 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, так как содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости земельных участков, в нем экспертом приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости земельных участков, содержащиеся сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных при расчете итоговой величины рыночной стоимости этих объектов недвижимости, им проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость данных объектов.
Также судом установлено, что 24 ноября 2015 года Общество обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новгородской области с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости указанных выше земельных участков, однако решениями комиссии от 04 декабря 2015 года №№ 22/16, 22/17, 22/18, 22/19, 22/20, 22/21 заявления Общества были отклонены.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии кадастровой стоимости названных выше земельных участков их действительной рыночной стоимости, чем затрагиваются права Общества, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных им требований, а потому кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <...> по состоянию на 01 января 2012 года, а кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на <...> 2012 года подлежит установлению в размере их рыночной, определенной вышеназванным заключением эксперта.
При этом последствием удовлетворения требований об установлении судом кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной будет являться внесение органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Датой подачи Обществом заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков следует считать дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новгородской области 27 ноября 2015 года.
Судом установлено, что расходы за проведение судебной оценочной экспертизы, назначенной по ходатайству Общества, составили согласно счету № 04 от 27 апреля 2016 года <...> рублей и Обществом, на которое судом было возложено несение таких расходов, эксперту ФИО5 не возмещены.
При решении вопроса о распределении этих расходов суд исходит из разъяснений, содержащихся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», о том, что в случаях, когда удовлетворение требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости сводится к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против административного ответчика, не имеющего противоположных с административным истцом юридических интересов.
Таким образом, учитывая то, что обращение Общества в суд с названным административным иском свидетельствует о реализации им права на установление кадастровой стоимости в размере равной рыночной указанных выше земельных участков, определенном вышеупомянутым заключением эксперта, суд считает необходимым в соответствии с частью 1 статьи 109, частью 1 статьи 111 КАС РФ расходы за проведение судебной оценочной экспертизы в указанной выше сумме взыскать с Общества в пользу индивидуального предпринимателя ФИО5
Руководствуясь частью 1 статьи 109, частью 1 статьи 111, статьями 175-180, 248, 249 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление Открытого акционерного общества «Трансвит» к Департаменту имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – земли промышленной и коммунально-складской застройки, общей площадью <...> кв. м., расположенного по адресу: <...>. по состоянию на 01 января 2012 года в размере рыночной, равном <...> рубля.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – земли промышленной и коммунально-складской застройки, общей площадью <...> кв. м., расположенного по адресу: <...>. по состоянию на 01 января 2012 года, в размере рыночной, равном <...> рубля.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – земли промышленной и коммунально-складской застройки, общей площадью <...> кв. м., расположенного по адресу: <...>. по состоянию на 01 января 2012 года в размере рыночной, равном <...> рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – земли промышленной и коммунально-складской застройки, общей площадью <...> кв. м., расположенного по адресу: <...> по состоянию на 01 января 2012 года, в размере рыночной, равном <...> рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – земли промышленной и коммунально-складской застройки, общей площадью <...> кв. м., расположенного по адресу: <...>. по состоянию на 01 января 2012 года, в размере рыночной, равном <...> рубля.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – земли промышленной и коммунально-складской застройки, общей площадью <...> кв. м., расположенного по адресу: <...>. по состоянию на <...> 2012 года, в размере рыночной, равном <...> рублей.
Датой подачи Открытым акционерным обществом «Трансвит» заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков считать дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области 27 ноября 2015 года.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Трансвит» в пользу индивидуального предпринимателя ФИО5 расходы за проведение судебной оценочной экспертизы в сумме <...> рублей.
Решение является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Новгородского областного суда в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 16 мая 2016 года.
Председательствующий Л.В.Макарова