ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 03-1/2022 от 28.03.2022 Новгородского областного суда (Новгородская область)

Адм. дело №03а-7/2022

УИД 53OS0000-01-2022-000001-56

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Великий Новгород 28 марта 2022 года

Новгородский областной суд в составе

председательствующего судьи Павловой Е.Б.,

при секретаре Лютовой В.С.,

с участием прокурора Смирновой М.В.,

представителя административного истца МУП Великого Новгорода «Новгородский водоканал» Печниковой Л.М.,

представителей административного ответчика Комитета по тарифной политике Новгородской области Крутяковой Н.А., Павленко В.С.,

представителя заинтересованного лица ФАС России Аванесяна М.В.,

специалиста Степановой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода «Новгородский водоканал» к Комитету по тарифной политике Новгородской области о признании недействующим в части Постановления Комитета по тарифной политике Новгородской области от 10 декабря 2021 года № 90/1 «О внесении изменений в постановление Комитета по тарифной политике Новгородской области от 18 декабря 2018 года № 65»,

у с т а н о в и л:

Муниципальное унитарное предприятие Великого Новгорода «Новгородский водоканал» (далее – Предприятие) на основании Постановления Администрации Великого Новгорода от 18 июня 2013 года №3052 наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и хозяйственно-бытового водоотведения на территории муниципального образования - городского округа Великий Новгород.

Постановлением Комитета по тарифной политике Новгородской области (далее – Комитет) от 18 декабря 2018 года № 65 «О производственной программе, долгосрочных параметрах регулирования и тарифах в сфере холодного водоснабжения и водоотведения муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода «Новгородский водоканал» на 2019 - 2023 годы» (далее – Постановление №65) утверждена производственная программа в сфере холодного водоснабжения и водоотведения Предприятия на 2019 - 2023 годы (приложение № 1); Предприятию установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2019 - 2023 годы (приложение № 2) и тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2019 - 2023 годы (приложения №№ 3,4). Тарифы, долгосрочные параметры регулирования тарифов, установленные в приложениях №№ 2, 3, 4, действуют с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 года.

Постановление № 65 действует в редакции Постановлений Комитета от 16 декабря 2019 года № 80/5, 29 июня 2020 года № 22/3, 10 декабря 2020 года № 72/3.

Указанные нормативные акты Комитета опубликованы в газете «Новгородские ведомости» и размещены на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Постановлением Комитета от 10 декабря 2021 года № 90/1 «О внесении изменений в постановление Комитета по тарифной политике Новгородской области от 18 декабря 2018 года № 65» (далее – Постановление № 90/1) пунктами 1.5., 1.6. внесены изменения в приложения №№ 3,4 Постановления №65, устанавливающие Предприятию тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение.

Согласно пункту 1.5. Постановления № 90/1 тариф на питьевую воду с 01.01.2022г. по 30.06.2022г. для потребителей (кроме населения) с размера 30,26 руб/м.куб изменен на 28,29 руб/м.куб, для населения с размера 36,31 руб/м.куб изменен на 34,67 руб/куб.м; с 01.07.2022г. по 31.12.2022г. для потребителей (кроме населения) с размера 31,01 руб/куб.м изменен на 28,89 руб/куб.м, для населения с размера 37,21 руб/куб.м - на 34,67 руб/куб.м.

Пунктом 1.6. тариф на водоотведение с 01.01.2022г. по 30.06.2022г. для потребителей (кроме населения) с размера 32,84 руб/куб.м изменен на 30,31 руб/куб.м, для населения с размера 39,41 руб/куб.м на 36,37 руб/куб.м; с 01.07.2022г. по 31.12.2022г. для потребителей (кроме населения) с размера 33,72 руб/куб.м изменен на 30,31 руб/куб.м, для населения с размера 40,46 руб/куб.м на 36,37 руб/куб.м.

Постановление №90/1 вступило в силу с 1 января 2022 года.

Указанный нормативный акт Комитета опубликован в газете «Новгородские ведомости» 17 декабря 2021 года № 53 и размещен на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Предприятие обратилось в суд с административным исковым заявлением, уточненным в процессе рассмотрения дела, к Комитету о признании недействующими пунктов 1.5., 1.6. Постановления №90/1, указав на несоответствие оспариваемого в части нормативного акта положениям Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении), пунктам 43,74,77 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения». В обоснование Предприятие указало, что при корректировке тарифов на 2022 год Комитетом необоснованно из необходимой валовой выручки исключены затраты по статье «амортизация» по водоснабжению частично, в размере 8493220 руб. (из заявленных Предприятием 74851200 руб.), по водоотведению - полностью, в размере 34266000 руб., что влечет существенное занижение тарифов на водоснабжение и водоотведение, и, как следствие, приведет к убыточности деятельности Предприятия.

Определением судьи от 13 января 2022 года к участию в деле для дачи заключения привлечен прокурор.

В судебном заседании представитель административного истца Предприятия Печникова Л.М. административный иск поддержала по основаниям, в нем изложенным.

Представители административного ответчика Комитета Крутякова Н.А., Павленко В.С. административный иск не признали по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.

Представитель заинтересованного лица ФАС России Аванесян М.В. административный иск Предприятия считал необоснованным по основаниям, изложенным в письменных объяснениях, приобщенных к материалам дела.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в административном деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Смирновой М.В., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию, в том числе путем установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 1 части 2 Закона о водоснабжении.)

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Законом о водоснабжении, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. № 1746-э (далее - Методические указания).

Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждение производственных программ и контроль за выполнением производственных программ в силу пунктов 1, 3 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения.

Комитет в соответствии с пунктами 1.1, 3.4.22, 3.21 Положения о Комитете, утвержденного Постановлением Правительства Новгородской области от 21 июля 2016 года № 258, является органом исполнительной власти Новгородской области, реализующим полномочия в сфере государственного регулирования цен (тарифов); Комитет, в том числе, устанавливает тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждает производственные программы организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Таким образом, оспариваемое в части Постановление № 90/1 принято в пределах компетенции Новгородской области уполномоченным органом и в установленном законом порядке опубликовано в официальном источнике публикации нормативных правовых актов.

В соответствии с пунктами 14, 16 Правил регулирования тарифов регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов, которое состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности (далее - заявление об установлении тарифов), и необходимых обосновывающих материалов, исчерпывающий перечень которых содержится в пункте 17 данных Правил.

Порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении предложений об установлении регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения определяется Регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 16 июля 2014 года № 1154-э (далее – Регламент).

В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.

Указанное экспертное заключение, составленное в соответствии с пунктом 26 Правил регулирования тарифов, а также заключения, представленные регулируемыми организациями, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями по их инициативе (в случае их наличия), приобщаются к делу об установлении тарифов.

Согласно пункту 27 Правил регулирования тарифов решение об установлении тарифов принимается органом регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы.

Решение органа регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной антимонопольной службой, и включает: а) величину тарифов с указанием применяемой календарной разбивки и применяемой дифференциации тарифов - в случае, если установление тарифов осуществляется с календарной разбивкой и дифференциацией; б) дату введения в действие тарифов, в том числе с календарной разбивкой, дату окончания действия тарифов; в) величину долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, - в случае если установление тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров регулирования (пункт 28 Правил).

В судебном заседании из объяснений представителей сторон и письменных материалов дела установлено, что Предприятие создано в марте 1996 года и оказывает услуги по холодному водоснабжению и хозяйственно-бытовому водоотведению на территории муниципального образования - городского округа Великий Новгород, используя закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения имущество.

Тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения установлены Предприятию Комитетом методом индексации Постановлением № 65, действующим в редакции Постановлений Комитета от 16 декабря 2019 года №80/5, 29 июня 2020 года № 22/3, 10 декабря 2020 года № 72/3.

27 апреля 2021 года Предприятие обратилось в Комитет с заявлением о корректировке на 2022 год тарифов на водоснабжение (питьевое водоснабжение) и водоотведение, представив свои расчеты и обосновывающие документы с предложением установить тариф с 1 января по 30 июня 2022 года на питьевое водоснабжение в размере 28,89 руб./куб.м. и 30,9 руб./куб.м на водоотведение; с 1 июля по 31 декабря 2022 года на питьевое водоснабжение в размере 31,47 руб./куб.м. и 33,73 руб./куб.м на водоотведение.

Специалистом Комитета в период с 25 октября по 21 ноября 2021 года проведена экспертиза представленных Предприятием документов и составлено экспертное заключение.

Решение об установлении оспариваемых тарифов принято на заседании правления Комитета 10 декабря 2021 года с соблюдением требований пункта 29 Правил.

О заседании правления Комитета Предприятие извещено письмом от 9 декабря 2021 года <...>

Пунктами 1.5. и 1.6. Постановления №90/1 Предприятию установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение на 2022 год методом индексации в размерах, предложенных в экспертном заключении.

С учетом приведенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что оспариваемое в части Постановление № 90/1 принято Комитетом в соответствующей форме и с соблюдением установленной процедуры.

Проверив данное Постановление в оспариваемой части на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Обращаясь в Комитет с заявлением о корректировке тарифов на водоснабжение и водоотведение на 2022 год Предприятием к включению в необходимую валовую выручку (НВВ) заявлены расходы на амортизацию основных средств: по водоснабжению в размере 74851200 руб., по водоотведению - 34266000 руб.

Как следует из экспертного заключения по корректировке долгосрочных тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение, ранее установленных на 2022 год для Предприятия, составленного специалистом Комитета (т.2, л.д.201-202), первоначальная стоимость основных средств, норма амортизации, метод амортизации учтены Комитетом в соответствии с данными инвентарных карточек учета объектов основных средств и расчета амортизации Предприятия на 2022 год. Сумма расходов на амортизацию в части услуг водоснабжения на 2022 год учтена в размере 66357980 руб. в составе НВВ исходя из представленного расчета амортизационных отчислений на покрытие расходов на мероприятия инвестиционной программы Предприятия по развитию системы коммунальной инфраструктуры холодного водоснабжения и хозяйственно-бытового водоотведения Великого Новгорода на 2019 – 2023 годы, утвержденной постановлением Комитета от 29 октября 2018 года № 37/2.

Иные заявленные Предприятием суммы расходов на амортизацию основных средств по водоснабжению и водоотведению Комитетом в НВВ не включены.

Оснований исключения из НВВ заявленных Предприятием затрат по статье «амортизация» по водоснабжению в размере 8493220 руб. и по водоотведению в размере 34266000 руб. экспертное заключение не содержит.

Согласно представленным возражениям Комитета на административное исковое заявление (т.1, л.д. 212-221) основанием для отказа во включении в НВВ Предприятия на 2022 год указанных сумм расходов явилось то обстоятельство, что на объекты основных средств, созданные собственником за счет бюджетных средств и эксплуатируемые регулируемой организацией на праве собственности или ином законном основании (в том числе, на праве хозяйственного ведения), включение расходов на амортизацию указанных объектов в НВВ регулируемой организации не допускается, так как регулируемая организация не несет фактические расходы по приобретению (созданию) указанных объектов, возмещаемые посредством начисления амортизации. При этом амортизация по объектам основных средств, созданным (приобретенным) за счет бюджетных средств и эксплуатируемым регулируемой организацией на праве собственности или ином законном основании (в том числе, на праве хозяйственного ведения), может быть учтена в регулируемых тарифах при условии что она является источником финансирования расходов на реализацию мероприятий инвестиционной программы регулируемой организации, утвержденной в установленном порядке.

Между тем такой подход Комитета к определению расходов на амортизацию основных средств, созданных за счет средств целевого бюджетного финансирования и переданных Предприятию в хозяйственное ведение, не основан на положениях действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Согласно пункту 77 Основ ценообразования (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого в части нормативного акта) величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с методическими указаниями.

Пунктом 23 Основ ценообразования установлено, что при определении фактических значений расходов орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период, а также данные, полученные по результатам мероприятий по контролю.

В соответствии с пунктом 28 Методических указаний расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Согласно пункту 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств», утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001г. № 26н (далее - ПБУ 6/01), действующего на момент принятия оспариваемого в части нормативного акта, основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Пунктом 17 ПБУ 6/01 определено, что стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.

Порядок организации бухгалтерского учета основных средств в соответствии с ПБУ 6/01 определен Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 г. N 91н, действующим на момент принятия оспариваемого в части нормативного акта, согласно пункту 49 которых стоимость объектов основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено ПБУ 6/01.

Нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере бухгалтерского учета, запрета на начисление амортизации на имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования и закрепленное за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения, не содержат.

Не содержат такого запрета и приведенные выше положения Основ ценообразования и Методических указаний (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого в части нормативного акта), ввиду чего при определении расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемому виду деятельности, включаемых в необходимую валовую выручку, амортизация, начисленная в отношении объектов, созданных за счет бюджетных средств, не исключается (позиция по применению приведенных выше положений Основ ценообразования и Методических указаний выражена Верховным Судом Российской Федерации в апелляционном определении от 18.12.2019г. № 18-АПА19-87).

Ссылка представителя Комитета в объяснениях на подпункт 3 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающий, что не подлежит амортизации имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования, является несостоятельной, поскольку положения этой нормы регулируют налоговые правоотношения, связанные с начислением налога на прибыль юридического лица. Поскольку в рассматриваемом споре начисление амортизации не связано с исчислением налога на прибыль, оснований для применения положений статьи 256 НК РФ к рассматриваемым правоотношениям не имеется.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что затраты Предприятия по статье "Амортизация" по водоснабжению в размере 8493220 руб. и по водоотведению в размере 34266000 руб. необоснованно исключены Комитетом из расчета тарифа на водоснабжение и водоотведение на 2022 год.

Исключение Комитетом при корректировке тарифов на 2022 год без достаточных правовых оснований планируемых расходов на амортизацию не соответствует приведенным выше нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, принципам государственного регулирования тарифов и не способствует достижению и соблюдению баланса экономических интересов Предприятия, осуществляющего холодное водоснабжение и водоотведение, и его абонентов (потребителей услуг) и нарушает права Предприятия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на установление экономически обоснованных тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение.

При указанных обстоятельствах суд признает подлежащими удовлетворению требования Предприятия о признании недействующими пунктов 1.5., 1.6. Постановления №90/1.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого оспариваемый в части нормативный правовый акт должен быть признан недействующим, суд принимает во внимание, что нормативный акт применялся и на его основании реализовывались права Предприятия и граждан, в связи с чем считает, что оспариваемый в части нормативный правовой акт подлежит признанию не действующим со дня вступления настоящего решения в законную силу.

В силу требований пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ на Комитет следует возложить обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в печатном издании - газете «Новгородские ведомости».

Поскольку решение состоялось в пользу Предприятия, с Комитета в пользу Предприятия в соответствии со статьей 111 КАС РФ подлежат взысканию его расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в сумме 4500 рублей.

В соответствии со статьей 333.40 НК РФ излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 рублей подлежит возврату Предприятию из местного бюджета.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода «Новгородский водоканал» к Комитету по тарифной политике Новгородской области о признании недействующим в части Постановления Комитета по тарифной политике Новгородской области от 10 декабря 2021 года № 90/1 «О внесении изменений в постановление Комитета по тарифной политике Новгородской области от 18 декабря 2018 года № 65» удовлетворить.

Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу пункты 1.5., 1.6. Постановления Комитета по тарифной политике Новгородской области от 10 декабря 2021 года № 90/1 «О внесении изменений в постановление Комитета по тарифной политике Новгородской области от 18 декабря 2018 года № 65».

Взыскать с Комитета по тарифной политике Новгородской области в пользу муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода «Новгородский водоканал» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4500 рублей.

Возложить на Комитет по тарифной политике Новгородской области обязанность по публикации сообщения о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в печатном издании – газета «Новгородские ведомости».

Возвратить из местного бюджета муниципальному унитарному предприятию Великого Новгорода «Новгородский водоканал» излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей.

На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление, в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Новгородский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, 8 апреля 2022 года.

Председательствующий Е.Б. Павлова