Дело № 03-28/2015
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
14 мая 2015 года г. Великий Новгород
Новгородский областной суд в составе:
председательствующего судьи Сергейчика И.М.,
при секретаре Довженко Ю.Н.,
с участием представителей заявителя ФИО2, ФИО3,
представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» ФИО4,
представителя Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО «Сметчик» об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Сметчик» (далее Общество) <...> обратилось в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, указав, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <...>, <...>. Кадастровая стоимость участка по состоянию на <...> составляет <...> руб., что значительно превышает его рыночную стоимость, которая согласно отчету об оценке рыночной стоимости составляет <...> руб. Поскольку кадастровая стоимость влияет на размер арендной платы, оплачиваемой Обществом как пользователем земельного участка, заявитель полагает его права нарушенными. Положениями п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ предусмотрена возможность установления рыночной стоимости земельного участка в качестве кадастровой стоимости. В связи с этим, Общество просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере равном его рыночной стоимости.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра», Департамент имущественных отношений и государственных закупок <...><...>, Администрация <...> муниципального района.
В судебном заседании ФИО1 Общества ФИО2, ФИО3 требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении. Рыночную стоимость земельного участка просили определить с учетом заключения судебной оценочной экспертизы.
ФИО1 ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по <...><...> ФИО4 требования не признала, пояснив, что Учреждение своими действиями прав и законных интересов заявителя не нарушало.
ФИО1 Департамента имущественных отношений и государственных закупок <...><...> ФИО5 с требованиями Общества не согласилась, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.
Представитель Администрации <...> муниципального района <...><...> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявлений, ходатайств не представил. В соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие названного лица.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает заявление Общества подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а затем в суде, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Согласно п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. В соответствии с п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО №4)", утвержденным приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года №508, под кадастровой стоимостью понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности".
Пунктом 2 ст. 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее - Правила). Согласно данным Правилам государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) органа кадастрового учета при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 № 215.
Согласно п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В судебном заседании установлено, что Обществу на праве аренды сроком на 3 года предоставлен земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м., расположенный по адресу: <...>, <...>, р.<...>, что подтверждается зарегистрированным в установленном Законом порядке договором аренды <...> земельного участка от <...>.
Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на <...> (дата внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости) согласно постановления Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской <...> от <...> <...> "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" и составляет <...> руб.
Согласно отчету об оценке <...> рыночной стоимости земельного участка от <...>, выполненному ООО «Аудит-Оценка», рыночная стоимость по состоянию на <...> земельного участка с кадастровым номером <...> составляет <...> руб.
К названному отчету об оценке представлено положительное экспертное заключение от <...><...> эксперта Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков».
По ходатайству ФИО1 заявителя, с учетом необходимости уточнения проведенных специалистом корректировок рыночной стоимости земельного участка по ценообразующим факторам, определением Новгородского областного суда от <...> по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой было поручено ООО «Лаборатория независимой экспертизы и оценки «ГУДВИЛ».
Согласно поступившего в суд заключения эксперта от <...> №<...>, вышеуказанный отчет об оценке №<...>, выполненный ООО «Аудит-Оценка», соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе, требованиям Федерального закона от <...> №135-ФЗ «Об оценочной деятельности», Федеральных стандартов оценки, ССО-РОО 2010. Рыночная стоимость, по состоянию на <...>, принадлежащего Обществу на праве аренды земельного участка с кадастровым номером <...> составляет <...> руб.
Оценивая указанное заключение эксперта в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ с точки зрения соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения имеющейся в нем информации и статистического анализа информации о рыночной стоимости земельных участков, суд приходит к выводу о том, что заключение эксперта соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, содержит необходимые реквизиты, выполнено предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения специалистом, имеющим необходимые квалификацию и опыт.
Следует также отметить, что при разности использованных объектов-аналогов как специалистом ООО «Аудит-Оценка» в рамках представленного заявителем отчета об оценке, так и экспертом в ходе производства судебной экспертизы, выводы названных лиц, обладающих специальными познаниями в области оценки, практически совпадают.
Оспаривая достоверность и правильность данного заключения эксперта, ФИО1 заинтересованных лиц каких-либо допустимых доказательств того, что рыночная стоимость названных земельных участков является иной, чем указано экспертом, не представили, не просили суд о назначении экспертизы по настоящему делу. ФИО1 заявителя также с выводами эксперта и определенной им оценкой согласились, просили принять их во внимание при вынесении итогового решения по делу. Учитывая изложенное, поскольку оснований не доверять выводам эксперта ООО «Лаборатория независимой экспертизы и оценки «ГУДВИЛ» судом не установлено, оснований для назначения повторной (дополнительной) экспертизы суд не усматривает.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права, требования Общества об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, подлежат удовлетворению.
При этом, последствием удовлетворения требований об установлении судом кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, будет являться внесение органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Учитывая письменное ходатайство ФИО1 Общества, суд считает возможным понесенные по настоящему делу судебные расходы возложить на заявителя.
Излишне уплаченная Обществом по платежному поручению <...> от 26.02.2015г. госпошлина в размере 2500 руб., в силу ст. 93 ГПК РФ, п. 7 ч. 1 ст. 333.19, п. 1 ч. 1 ст. 333.40 НК РФ, подлежит возврату Обществу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
Заявление ООО «Сметчик» об установлении кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <...>, Панковское городское поселение, р.<...>, в размере равном его рыночной стоимости <...> рублей.
Возвратить ООО «Сметчик» излишне уплаченную по платежному поручению <...> от 26.02.2015г. госпошлину в сумме 2500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Новгородский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, а именно с 19 мая 2015 года.
Председательствующий И.М. Сергейчик