ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 03-28/2021 от 28.04.2022 Новгородского областного суда (Новгородская область)

Дело №03а-1/2022 Великий Новгород

УИД 530S0000-01-2021-000037-29

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 апреля 2022 года Новгородский областной суд в составе:

председательствующего судьи Комаровской Е.И.

при секретаре Жукове Ф.И.

с участием представителя административного истца Администрации Великого Новгорода Скидановой В.Ф., представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области Филипповой В.С., административного ответчика и представителя административного ответчика Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Новгородской области при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области Курьяновой Е.В., представителя заинтересованного лица ЗАО «Проектстрой» Капустиной В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Великого Новгорода к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Новгородской области при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области, председателю Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Новгородской области при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области Курьяновой Е.В., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области о признании незаконными решений Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Новгородской области при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области от 9 апреля 2021 года об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости и исключении из сведений Единого государственного реестра недвижимости кадастровой стоимости земельных участков,

у с т а н о в и л:

ЗАО «Проектстрой» (далее – Общество) обратилось в комиссию по рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости в Новгородской области при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области (далее - Комиссия) с заявлениями об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 37 земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границе городского округа, находящихся (находившихся) на праве аренды у заявителя, а именно, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 53:23:7400500:16, 53:23:7400500:17, 53:23:0000000:16113, 53:23:0000000:16114, 53:23:0000000:16115, 53623:7400500:10, 53623:7400500:11, 53623:7400500:12, 53623:7400500:13, 53623:7400500:14, 53623:7400500:15, 53623:7400500:18, 53623:7400500:19, 53623:7400500:20, 53623:7400500:21, 53623:7400500:22, 53623:7400500:23, 53:23:7400500:24, 53:23:7400500:25, 53:23:7400500:26, 53:23:7400500:27, 53:23:7400500:28, 53:23:7400500:29, 53:23:7400500:30, 53:23:7400500:31, 53:23:7400500:32, 53:23:7400500:33, 53:23:7400500:36, 53:23:7400500:37, 53:23:7400500:4, 53:23:7400500:5, 53:23:7400500:6, 53:23:7400500:7, 53:23:7400200:39, 53:23:7400200:42, 53:23:7400200:43, 53:23:7400200:44.

По результатам рассмотрения заявлений Общества Комиссией 9 апреля 2021 года вынесены решения №№ №№4/5,4/6, 4/8, 4/13, 4/12, 4/7, 4/9, 4/10, 4/11, 4/14, 4/15, 4/16, 4/17, 4/18, 4/19, 4/20, 4/21, 4/22, 4/23, 4/24, 4/25, 4/26, 4/27, 4/28, 4/29, 4/30, 4/31, 4/32, 4/33, 4/34, 4/35, 4/36, 4/37, №4/38, 4/39, 4/40, 4/41 об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, на основании которых в государственный реестр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости указанных земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной по состоянию на дату постановки земельных участков на кадастровый учет.

Администрация Великого Новгорода (далее – Администрация), являясь получателем средств, поступающих в бюджет городского округа в виде доходов от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и которые расположены в границе городского округа, обратилась в суд с административным иском, в котором просит признать незаконными вышеуказанные решения Комиссии от 09 апреля 2021 года и исключить из сведений Единого государственного реестра недвижимости установленную решениями Комиссии кадастровую стоимость земельных участков.

В обоснование заявленных требований Администрация указала на несоответствие отчетов ООО «Аудиторская фирма «ЛИВ и К», положенных Комиссией в основу оспариваемых решений, требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», пунктам 12-14 Федерального стандарта оценки №1, пункту 22 Федерального стандарта оценки №7, выразившееся в использовании оценщиками при проведении оценки земельных участков недопустимых объектов-аналогов, существенно отличающихся от объектов оценки по основным ценообразующим факторам, в частности, расположению, назначению, что, полагает, повлияло на размер рыночной стоимости оцениваемых земельных участков и повлекло существенное занижение их рыночной стоимости (на 85-87%). По мнению административного истца, оценщиками нарушены принципы достоверности, достаточности и проверяемости информации, в связи с чем указанные ими в отчетах сведения относительно рыночной стоимости земельных участков не подлежали принятию Комиссией для установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.

Определением суда от 20 августа 2021 года требования Администрации об оспаривании решения комиссии №4/5 от 09 апреля 2021 года об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 53:23:7400200:39 в размере рыночной стоимости, решения комиссии №4/8 от 09 апреля 2021 года об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 53:23:7400200:44 в размере рыночной стоимости выделены для рассмотрения в отдельное производство (в связи с прекращением права аренды Общества и передачей в общедолевую собственность граждан и юридических лиц).

Представители заинтересованных лиц Министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.

В судебном заседании представитель административного истца Администрации Скиданова В.Ф. требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно указав на то, что обоснованность требований Администрации подтверждается заключением №03а-34/2021 эксперта Автономной некоммерческой организации Экспертно-правовой центр «Топ Эксперт» Жукова В.В. от 15 ноября 2021 года.

Административный ответчик – председатель Комиссии Курьянова Е.В., представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии – Филиппова В.С. с заявленными Администрацией требованиями не согласились по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, приобщенных к материалам настоящего административного дела. Дополнительно указали, что законность вынесенных Комиссией решений подтверждается заключением эксперта ООО «Лаборатория независимой экспертизы и оценки «ГУДВИЛ» Горюнова И.А.

Представитель ЗАО «Проектстрой» Капустина В.И. поддержала представленные ранее письменные возражения на административное исковое заявление, указав на несостоятельность доводов административного истца.

В письменных возражениях на административное исковое заявление Министерство строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области, ссылаясь на несостоятельность приводимых Администрацией доводов, просило в удовлетворении заявленных ею требований отказать.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит административный иск Администрации не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 2.1 статьи 245 КАС РФ органы местного самоуправления, органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя вправе оспорить решения или действия (бездействие) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, находящихся в собственности других лиц, в случаях, предусмотренных законом.

Согласно части 5 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии рассматривается по правилам главы 22 настоящего Кодекса с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об оценочной деятельности») решение комиссии об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде органом местного самоуправления в отношении земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования, но расположенного на соответствующей территории, в случае, если по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет.

В силу статей 61, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах муниципальных округов, городских округов с внутригородским делением, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков по нормативу 100 процентов.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» размер арендной платы при аренде земельных участков определяется на основании кадастровой стоимости земельных участков.

Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Новгородской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержден постановлением Правительства Новгородской области от 1 марта 2016 года №89, в соответствии с которым для определения размера арендной платы применяется кадастровая стоимость земельных участков.

Приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года №263 утвержден Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – Порядок создания и работы комиссии).

Из пункта 20 Порядка создания и работы комиссии следует, что комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в том случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке об объекте недвижимости, содержание и оформление которого соответствует требованиям, установленным статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным стандартам оценки.

Решение комиссии по всем вопросам считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов комиссии либо если при равенстве голосов членов комиссии председательствующий на заседании проголосовал за принятие решения (пункт 12 Порядка создания и работы комиссии).

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26 октября 2012 года №П/494 (с учетом внесенных изменений) в Новгородской области создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новгородской области (8 человек).

В судебном заседании из объяснений лиц, участвующих в деле, письменных материалов дела установлено, что между Департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды №3514-з от 14 октября 2015 года земельных участков из земель населенных пунктов в территориальной зоне Ж.3 – зона застройки многоквартирными домами этажностью в 3-7 надземных этажей (включая цокольный и технический этажи) по адресу: Новгородская область, Великий Новгород, образованных из земельного участка с кадастровым номером 53:23:0000000:27, предоставленного Обществу ранее по договору от 23 декабря 2013 года №3129-з аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства (строительство многоквартирных домов, объектов соцкультуры) с кадастровыми номерами:

53:23:0000000:16113, площадью 9945 кв.м, разрешенное использование: многоквартирные дома с количеством надземных этажей не более чем семь (включая цокольный н технический этажи), для строительства многоквартирного жилого дома, позиция 1, с кадастровой стоимостью 94 380 436, 80 руб.;

53:23:7400500:4, площадью 9745 кв.м, разрешенное использование: многоквартирные дома с количеством надземных этажей не более чем семь (включая цокольный н технический этажи), для строительства многоквартирного жилого дома, позиция 2, с кадастровой стоимостью 12 813 808 руб.;

53:23:7400500:10, площадью 13473 кв.м, разрешенное использование: многоквартирные дома с количеством надземных этажей не более чем семь (включая цокольный и технический этажи), для строительства многоквартирного жилого дома, позиция 3, с кадастровой стоимостью 127 862 003,52 руб.;

53:23:0000000:16114, площадью 7921 кв.м, разрешенное использование многоквартирные дома с количеством надземных этажей не более чем семь (включая цокольный и технический этажи), для строительства многоквартирного жилого дома, позиция 4, с кадастровой стоимостью 75 172 191,04 руб.;

53:23:0000000:16115, площадью 6080 кв.м, разрешенное использование многоквартирные дома с количеством надземных этажей не более чем семь (включая цокольный и технический этажи), для строительства многоквартирного жилого дома, позиция 5, с кадастровой стоимостью 57 700 659,20 руб.;

53:23:7400500:5, площадью 7053 кв.м, разрешенное использование многоквартирные дома с количеством надземных этажей не более чем семь (включая цокольный и технический этажи), для строительства многоквартирного жилого дома, позиция 6, с кадастровой стоимостью 66 934 662, 72 руб.;

53:23:7400500:11, площадью 7465 кв.м, разрешенное использование многоквартирные дома с количеством надземных этажей не более чем семь (включая цокольный и технический этажи), для строительства многоквартирного жилого дома, позиция 7, с кадастровой стоимостью 70 844 641, 60 руб.;

53:23:7400500:12, площадью 10958 кв.м, разрешенное использование многоквартирные дома выше семи этажей, при условии их расположения вдоль магистральных улиц общегородского значения, для строительства многоквартирного жилого дома, позиция 8, с кадастровой стоимостью 103 994 049, 92 руб.;

53:23:7400500:13, площадью 6251 кв.м, разрешенное использование многоквартирные дома с количеством надземных этажей не более чем семь (включая цокольный и технический этажи), для строительства многоквартирного жилого дома, позиция 9, с кадастровой стоимостью 59 323 490, 24 руб.;

53:23:7400500:14, площадью 5755 кв.м, разрешенное использование многоквартирные дома с количеством надземных этажей не более чем семь (включая цокольный и технический этажи), для строительства многоквартирного жилого дома, позиция 10, с кадастровой стоимостью 54 616 331, 20 руб.;

53:23:7400500:15, площадью 5065 кв.м, разрешенное использование многоквартирные дома с количеством надземных этажей не более чем семь (включая цокольный и технический этажи), для строительства многоквартирного жилого дома, позиция 11, с кадастровой стоимостью 48 068 065, 60 руб.;

53:23:7400500:16, площадью 5526 кв.м, разрешенное использование многоквартирные дома с количеством надземных этажей не более чем семь (включая цокольный и технический этажи), для строительства многоквартирного жилого дома, позиция 12;

53:23:7400500:17, площадью 9065 кв.м, разрешенное использование многоквартирные дома выше семи этажей, при условии их расположения вдоль магистральных улиц общегородского значения, для строительства многоквартирного жилого дома, позиция 13, с кадастровой стоимостью 86 029 025,60 руб.;

53:23:7400500:18, площадью 7268 кв.м, разрешенное использование многоквартирные дома с количеством надземных этажей не более чем семь (включая цокольный и технический этажи), для строительства многоквартирного жилого дома, позиция 14, с кадастровой стоимостью 68 975 064, 32 руб.;

53:23:7400500:19, площадью 7274 кв.м, разрешенное использование многоквартирные дома с количеством надземных этажей не более чем семь (включая цокольный и технический этажи), для строительства многоквартирного жилого дома, позиция 15, с кадастровой стоимостью 69 032 005, 76 руб.;

53:23:7400500:20, площадью 8500 кв.м, разрешенное использование многоквартирные дома выше семи этажей, при условии их расположения вдоль магистральных улиц общегородского значения, для строительства многоквартирного жилого дома, позиция 16, с кадастровой стоимостью 80 667 040 руб.;

53:23:7400500:37, площадью 13452 кв.м, разрешенное использование многоквартирные дома с количеством надземных этажей не более чем семь (включая цокольный и технический этажи), для строительства многоквартирного жилого дома, позиция 17;

53:23:7400500:36, площадью 6091 кв.м, разрешенное использование многоквартирные дома с количеством надземных этажей не более чем семь (включая цокольный и технический этажи), для строительства многоквартирного жилого дома, позиция 18, с кадастровой стоимостью 57 805 051, 84 руб.;

53:23:7400500:21, площадью 2931 кв.м, разрешенное использование многоквартирные дома с количеством надземных этажей не более чем семь (включая цокольный и технический этажи), для строительства многоквартирного жилого дома, позиция 19, с кадастровой стоимостью 27 815 893,44 руб.;

53:23:7400500:22, площадью 6443 кв.м, разрешенное использование многоквартирные дома с количеством надземных этажей не более чем семь (включая цокольный и технический этажи), для строительства многоквартирного жилого дома, позиция 20, с кадастровой стоимостью 61 145 616,32 руб.;

53:23:7400500:23, площадью 7550 кв.м, разрешенное использование многоквартирные дома с количеством надземных этажей не более чем семь (включая цокольный и технический этажи), для строительства многоквартирного жилого дома, позиция 21, с кадастровой стоимостью 71 651 312 руб.;

53:23:7400500:24, площадью 4281 кв.м, разрешенное использование многоквартирные дома с количеством надземных этажей не более чем семь (включая цокольный и технический этажи), для строительства многоквартирного жилого дома, позиция 22, с кадастровой стоимостью 40 627 717, 44 коп.;

53:23:7400500:25, площадью 6204 кв.м, разрешенное использование многоквартирные дома с количеством надземных этажей не более чем семь (включая цокольный и технический этажи), для строительства многоквартирного жилого дома, позиция 23, с кадастровой стоимостью 58 877 448, 96 руб.;

53:23:7400500:26, площадью 7989 кв.м, разрешенное использование многоквартирные дома с количеством надземных этажей не более чем семь (включая цокольный и технический этажи), для строительства многоквартирного жилого дома, позиция 24, с кадастровой стоимостью 75 817 527, 36 руб.;

53:23:7400500:31, площадью 11368 кв.м, разрешенное использование многоквартирные дома выше семи этажей, при условии их расположения вдоль магистральных улиц общегородского значения, для строительства многоквартирного жилого дома, позиция 25, с кадастровой стоимостью 107 885 048, 32 руб.;

53:23:7400500:27, площадью 7667 кв.м, разрешенное использование многоквартирные дома с количеством надземных этажей не более чем семь (включая цокольный и технический этажи), для строительства многоквартирного жилого дома, позиция 26, с кадастровой стоимостью 72 761 670 руб.;

53:23:7400500:32, площадью 3755 кв.м, разрешенное использование многоквартирные дома с количеством надземных этажей не более чем семь (включая цокольный и технический этажи), для строительства многоквартирного жилого дома, позиция 27, с кадастровой стоимостью 35 635 851, 20 руб.;

53:23:7400500:28, площадью 7241 кв.м, разрешенное использование многоквартирные дома с количеством надземных этажей не более чем семь (включая цокольный и технический этажи), для строительства многоквартирного жилого дома, позиция 28, с кадастровой стоимостью 68 718 827, 84 руб.;

53:23:7400500:29, площадью 8151 кв.м, разрешенное использование многоквартирные дома с количеством надземных этажей не более чем семь (включая цокольный и технический этажи), для строительства многоквартирного жилого дома, позиция 29, с кадастровой стоимостью 77 354 946, 24 руб.;

53:23:7400500:30, площадью 6363 кв.м, разрешенное использование многоквартирные дома с количеством надземных этажей не более чем семь (включая цокольный и технический этажи), для строительства многоквартирного жилого дома, позиция 30, с кадастровой стоимостью 60 386 397, 12 руб.;

53:23:7400500:33, площадью 7079 кв.м, разрешенное использование многоквартирные дома с количеством надземных этажей не более чем семь (включая цокольный н технический этажи), для строительства многоквартирного жилого дома, позиция 31, с кадастровой стоимостью 67 181 408, 96 руб.;

53:23:7400500:7, площадью 9661 кв.м, разрешенное использование многоквартирные дома выше семи этажей, при условии их расположения вдоль магистральных улиц общегородского значения, для строительства многоквартирного жилого дома, позиция 32, с кадастровой стоимостью 91 685 208,64 руб.;

53:23:7400500:6, площадью 12727 кв.м, разрешенное использование многоквартирные дома выше семи этажей, при условии их расположения вдоль магистральных улиц общегородского значения, для строительства многоквартирного жилого дома, позиция 34, с кадастровой стоимостью 120 782 284, 48 руб.

Согласно дополнительному соглашению № 4139 от 28 июля 2020 года Арендодателем по договору аренды № 3514-з от 14 октября 2015 года выступает министерство строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области.

Между Департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (Арендодатель) и закрытым акционерным обществом «Проектстрой» (Арендатор) заключен договор аренды № ЗОЗЗ-з от 26 июня 2013 года земельных участков из земель населенных пунктов в территориальной зоне Ж.4 (зона застройки многоквартирными домами этажностью в 6-9 этажей) в границах согласно кадастровым паспортам земельных участков, образованных из земельного участка с кадастровым номером 53:23:0000000:19, расположенных по адресу: Новгородская область, Великий Новгород, находящихся в государственной собственности (далее - договор аренды № ЗОЗЗ-з от 26.06.2013), с кадастровыми номерами:

53:23:7400200:39, площадью 9721 кв.м, разрешенное использование многоквартирные дома 6-9 этажей, с кадастровой стоимостью 95 876 278, 80 руб.;

53:23:7400200:42, площадью 11723 кв.м, разрешенное использование многоквартирные дома 6-9 этажей, с кадастровой стоимостью 115 621 604, 40 руб.;

53:23:7400200:43, площадью 11247 кв.м, разрешенное использование многоквартирные дома 6-9 этажей, с кадастровой стоимостью 110 926 911, 60 руб.;

53:23:7400200:44, площадью 8888 кв.м, разрешенное использование многоквартирные дома 6-9 этажей, с кадастровой стоимостью 87 660 566, 40 руб.

Дополнительным соглашением № 4462 от 21 января 2021 года в договор аренды №3033-з от 26 июня 2013 года внесены изменения в части исключения земельного участка с кадастровым номером 53:23:7400200:44 из пункта 1.1 договора. Фактическое пользование участком прекращено 16 сентября 2020 года.

Дополнительным соглашением № 4512 от 22 марта 2021 года в договор аренды №3033-з от 26 июня 2013 года внесены изменения в части исключения земельного участка с кадастровым номером 53:23:7400200:39 из пункта 1.1 договора. Фактическое пользование участком прекращено 13 января 2021 года.

Согласно приложениям к договорам аренды земельных участков №3514-з от 14 октября 2015 года, №3033-з от 26 июня 2013 года расчет арендной платы на 2018-2021 годы установлен исходя из кадастровой стоимости земельных участков.

Вышеперечисленные земельные участки относятся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, расположенным на территории городского округа Великий Новгород, доходы от передачи в аренду которых поступают в бюджет муниципального образования – городского округа Великий Новгород в размере 100 процентов.

26 марта 2021 года Общество обратилось в Комиссию с целью пересмотра результатов кадастровой стоимости земельных участков путем установления кадастровой стоимости данных объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, установленной на дату их постановки на кадастровый учет на основании отчетов об оценке №12/2021 от 16 марта 2021 года, №13/2021 от 23 марта 2021 года, №15/2021 от 23 марта 2021 года и №16/2021 от 24 марта 2021 года, подготовленных ООО «Аудиторская фирма «ЛИВ и К».

По результатам рассмотрения заявлений Комиссией приняты следующие решения:

решение от 9 апреля 2021 года № 4/6 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 53:23:7400200:42 в размере рыночной стоимости объекта недвижимости равной 16 850 840 руб., установленной на основании отчета № 16/2021 от 24 марта 2021 года;

решение от 9 апреля 2021 года № 4/13 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 53:23:0000000:16115 в размере рыночной стоимости объекта недвижимости равной 8 326 859 руб., установленной на основании отчета № 13/2021 от 23 марта 2021 года;

решение от 9 апреля 2021 года № 4/12 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 53:23:0000000:16114 в размере рыночной стоимости объекта недвижимости равной 10 599 536 руб., установленной на основании отчета № 13/2021 от 23 марта 2021 года;

решение от 9 апреля 2021 года № 4/7 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 53:23:7400200:43 в размере рыночной стоимости объекта недвижимости равной 16 166 630 руб., установленной на основании отчета № 16/2021 от 24 марта 2021 года;

решение от 9 апреля 2021 года № 4/5 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 53:23:7400200:39 в размере рыночной стоимости объекта недвижимости равной 14 269 832 руб., установленной на основании отчета № 16/2021 от 24 марта 2021 года;

решение от 9 апреля 2021 года № 4/8 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 53:23:7400200:44 в размере рыночной стоимости объекта недвижимости равной 13 047 039 руб., установленной на основании отчета № 16/2021 от 24 марта 2021 года;

решение от 9 апреля 2021 года № 4/9 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 53:23:7400500:16 в размере рыночной стоимости объекта недвижимости равной 7 301 614 руб., установленной на основании отчета № 12/2021 от 16 марта 2021 года;

решение от 9 апреля 2021 года № 4/10 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 53:23:7400500:17 в размере рыночной стоимости объекта недвижимости равной 12 088 587 руб., установленной на основании отчета № 12/2021 от 16 марта 2021 года;

решение от 9 апреля 2021 года № 4/11 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 53:23:0000000:16113 в размере рыночной стоимости объекта недвижимости равной 13 076 790 руб., установленной на основании отчета № 13/2021 от 23 марта 2021 года;

решение от 9 апреля 2021 года № 4/14 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 53:23:7400500:10 в размере рыночной стоимости объекта недвижимости равной 17 175 961 руб., установленной на основании отчета № 13/2021 от 23 марта 2021 года;

решение от 9 апреля 2021 года № 4/15 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 53:23:7400500:11 в размере рыночной стоимости объекта недвижимости равной 10 067 691 руб., установленной на основании отчета № 13/2021 от 23 марта 2021 года;

решение от 9 апреля 2021 года № 4/16 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 53:23:7400500:12 в размере рыночной стоимости объекта недвижимости равной 14 231 804 руб., установленной на основании отчета № 13/2021 от 23 марта 2021 года;

решение от 9 апреля 2021 года № 4/17 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 53:23:7400500:13 в размере рыночной стоимости объекта недвижимости равной 8 538 882 руб., установленной на основании отчета № 13/2021 от 23 марта 2021 года;

решение от 9 апреля 2021 года № 4/18 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 53:23:7400500:14 в размере рыночной стоимости объекта недвижимости равной 7 919 544 руб., установленной на основании отчета № 13/2021 от 23 марта 2021 года;

решение от 9 апреля 2021 года № 4/19 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 53:23:7400500:15 в размере рыночной стоимости объекта недвижимости равной 7 054 503 руб., установленной на основании отчета № 13/2021 от 23 марта 2021 года;

решение от 9 апреля 2021 года № 4/20 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 53:23:7400500:18 в размере рыночной стоимости объекта недвижимости равной 9 813 503 руб., установленной на основании отчета № 13/2021 от 23 марта 2021 года;

решение от 9 апреля 2021 года № 4/21 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 53:23:7400500:19 в размере рыночной стоимости объекта недвижимости равной 9 821 604 руб., установленной на основании отчета № 13/2021 от 23 марта 2021 года;

решение от 9 апреля 2021 года № 4/22 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 53:23:7400500:20 в размере рыночной стоимости объекта недвижимости равной 10 754 688 руб., установленной на основании отчета № 13/2021 от 23 марта 2021 года;

решение от 9 апреля 2021 года № 4/23 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 53:23:7400500:21 в размере рыночной стоимости объекта недвижимости равной 4 280 916 руб., установленной на основании отчета № 13/2021 от 23 марта 2021 года;

решение от 9 апреля 2021 года № 4/24 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 53:23:7400500:22 в размере рыночной стоимости объекта недвижимости равной 8 537 743 руб., установленной на основании отчета № 13/2021 от 23 марта 2021 года;

решение от 9 апреля 2021 года № 4/25 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 53:23:7400500:23 в размере рыночной стоимости объекта недвижимости равной 9 870 763 руб., установленной на основании отчета № 13/2021 от 23 марта 2021 года;

решение от 9 апреля 2021 года № 4/26 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 53:23:7400500:24 в размере рыночной стоимости объекта недвижимости равной 6 045 240 руб., установленной на основании отчета № 15/2021 от 23 марта 2021 года;

решение от 9 апреля 2021 года № 4/27 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 53:23:7400500:25 в размере рыночной стоимости объекта недвижимости равной 8 484 492 руб., установленной на основании отчета № 15/2021 от 23 марта 2021 года;

решение от 9 апреля 2021 года № 4/28 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 53:23:7400500:26 в размере рыночной стоимости объекта недвижимости равной 10 147 963 руб., установленной на основании отчета № 15/2021 от 23 марта 2021 года;

решение от 9 апреля 2021 года № 4/29 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 53:23:7400500:27 в размере рыночной стоимости объекта недвижимости равной 10 282 794 руб., установленной на основании отчета № 15/2021 от 23 марта 2021 года;

решение от 9 апреля 2021 года № 4/30 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 53:23:7400500:28 в размере рыночной стоимости объекта недвижимости равной 9 282 502 руб., установленной на основании отчета № 15/2021 от 23 марта 2021 года;

решение от 9 апреля 2021 года № 4/31 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 53:23:7400500:29 в размере рыночной стоимости объекта недвижимости равной 10 353 742 руб., установленной на основании отчета № 15/2021 от 23 марта 2021 года;

решение от 9 апреля 2021 года № 4/32 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 53:23:7400500:30 в размере рыночной стоимости объекта недвижимости равной 8 247 323 руб., установленной на основании отчета № 15/2021 от 23 марта 2021 года;

решение от 9 апреля 2021 года № 4/33 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 53:23:7400500:31 в размере рыночной стоимости объекта недвижимости равной 14 044 550 руб., установленной на основании отчета № 15/2021 от 23 марта 2021 года;

решение от 9 апреля 2021 года № 4/34 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 53:23:7400500:32 в размере рыночной стоимости объекта недвижимости равной 5 370 501 руб., установленной на основании отчета № 15/2021 от 23 марта 2021 года;

решение от 9 апреля 2021 года № 4/35 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 53:23:7400500:33 в размере рыночной стоимости объекта недвижимости равной 9 082 292 руб., установленной на основании отчета № 15/2021 от 23 марта 2021 года;

решение от 9 апреля 2021 года № 4/36 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 53:23:7400500:36 в размере рыночной стоимости объекта недвижимости равной 8 341 925 руб., установленной на основании отчета № 15/2021 от 23 марта 2021 года;

решение от 9 апреля 2021 года № 4/37 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 53:23:7400500:37 в размере рыночной стоимости объекта недвижимости равной 17 149 189 руб., установленной на основании отчета № 15/2021 от 23 марта 2021 года;

решение от 9 апреля 2021 года № 4/37 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 53:23:7400500:37 в размере рыночной стоимости объекта недвижимости равной 17 149 189 руб., установленной на основании отчета № 15/2021 от 23 марта 2021 года;

решение от 9 апреля 2021 года № 4/38 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 53:23:7400500:4 в размере рыночной стоимости объекта недвижимости равной 12 813 808 руб., установленной на основании отчета № 15/2021 от 23 марта 2021 года;

решение от 9 апреля 2021 года № 4/39 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 53:23:7400500:5 в размере рыночной стоимости объекта недвижимости равной 9 538 075 руб., установленной на основании отчета № 15/2021 от 23 марта 2021 года;

решение от 9 апреля 2021 года № 4/40 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 53:23:7400500:6 в размере рыночной стоимости объекта недвижимости равной 15 517 957 руб., установленной на основании отчета № 15/2021 от 23 марта 2021 года;

решение от 9 апреля 2021 года № 4/41 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 53:23:7400500:7 в размере рыночной стоимости объекта недвижимости равной 12 053 717 руб., установленной на основании отчета № 15/2021 от 23 марта 2021 года.

На основании вышеуказанных решений в государственный реестр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости указанных земельных участков по состоянию на дату их постановки на кадастровый учет.

Также судом установлено, что оспариваемые решения Комиссии приняты полномочным органом, с соблюдением порядка его принятия, по результатам голосования большинством голосов и по данным основаниям не оспариваются Администрацией.

В силу прямого указания нормативного правового акта, регламентирующего порядок рассмотрения споров о результатах кадастровой стоимости, на комиссию возложена обязанность проверки содержания и оформления отчета об оценке на соответствие его требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

Требования к содержанию и составлению отчета об оценке регламентированы статьей 11 Закона об оценочной деятельности, в соответствии с которым отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

20 августа 2021 года по ходатайству представителя административного истца в связи с возникновением вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, по делу назначена судебная оценочная экспертиза, направленная на установление соответствия отчетов об оценке ООО «Аудиторская фирма ЛИВ и К» №№12/2021 от 16 марта 2021 года, №13/2021 от 23 марта 2021 года, №15/2021 от 23 марта 2021 года и №16/2021 от 24 марта 2021 года и содержащихся в них выводах о рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 53:23:7400500:16 и 53:23:7400500:17 по состоянию на 09 сентября 2015 года, с кадастровыми номерами 53:23:0000000:16113, 53:23:0000000:16114, 53:23:0000000:16115, 53623:7400500:10, 53623:7400500:11, 53623:7400500:12, 53623:7400500:13, 53623:7400500:14, 53623:7400500:15, 53623:7400500:18, 53623:7400500:19, 53623:7400500:20, 53623:7400500:21, 53623:7400500:22, 53623:7400500:23, 53:23:7400500:24, 53:23:7400500:25, 53:23:7400500:26, 53:23:7400500:27, 53:23:7400500:28, 53:23:7400500:29, 53:23:7400500:30, 53:23:7400500:31, 53:23:7400500:32, 53:23:7400500:33, 53:23:7400500:36, 53:23:7400500:37, 53:23:7400500:4, 53:23:7400500:5, 53:23:7400500:6, 53:23:7400500:7 по состоянию на 10 сентября 2015 года, с кадастровыми номерами 53:23:7400200:42, 53:23:7400200:43 по состоянию на 24 мая 2013 года, требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, проведение которой поручено Экспертно-правовому центру «Топ Эксперт» (г.Москва).

Согласно заключению судебной оценочной экспертизы Экспертно-правового центра «Топ Эксперт» в лице эксперта Жукова В.В. отчеты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, подготовленные ООО «Аудиторская фирма «ЛИВ и К» №12/2021 от 16 марта 2021 года, №13/2021 от 23 марта 2021 года, №15/2021 от 23 марта 2021 года и №16/2021 от 24 марта 2021 года, по формальным основаниям соответствуют требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки.

Одновременно эксперт указал на допущенные оценщиками при формировании выводов о рыночной стоимости объектов оценки нарушения методологии оценки, выразившиеся: в использовании оценщиками при осуществлении корректировки на торг, на местоположение в пределах города, на площадь земельных участков данных, приведенных в Справочнике Оценщика недвижимости, 2016 года издания, тогда как дата оценки исследованных объектов недвижимости относится к более ранним периодам – 2013 год и 2015 год; в использовании оценщиками при составлении отчетов и формировании выводов о рыночной стоимости земельных участков в качестве возможных цен объектов-аналогов фактической цены сделок аукционов (начальной цены), проводимых администрацией Новгородской области, без применения корректировки на условия торгов на соответствие их рыночным данным; в неправильном использовании оценщиками в качестве корректировки на дату выставления на торг (продажи с торгов) инфляционных индексов, указывая, что тенденции на цены на земельном рынке имеют собственные тренды и не привязаны к инфляционным изменениям.

Вместе с тем, вопреки приводимым Администрацией доводам, данное экспертное заключение не может быть принято во внимание, поскольку признано судом необоснованным.

Назначая по делу повторную оценочную экспертизу (по ходатайству представителя заинтересованного лица ЗАО «Проектстрой»), суд исходил из несоответствия экспертного заключения Экспертно-правового центра «Топ Эксперт» эксперта Жукова В.В. требованиям статей 77 КАС РФ, статей 4, 7 и 8 Федерального закона от 31 мая 2001 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», согласно которым заключение дается на основании проведенных исследований и с учетом результатов, полученных в ходе таких исследований; заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.

Так, вывод эксперта Жукова В.В. о допущенных оценщиками ООО «Аудиторская фирма «ЛИВ и К» при подготовке отчетов нарушениях принципов существенности, обоснованности и однозначности, повлекших формирование необоснованных выводов о стоимости предметов оценки, носит вероятностный характер, поскольку экспертом не приведено ни одного исследования, подтверждающего сделанный им вывод; оценка содержащихся в отчетах ООО «Аудиторская фирма «ЛИВ и К» со ссылкой на пункт 8 ФСО №1 обоснованиях возможности и целесообразности применения сведений, содержащихся в Справочнике Оценщика недвижимости, 2016 года издания, экспертом Жуковым В.В. не дана, при этом эксперт не отрицал то обстоятельство, что Справочник Оценщика недвижимости, 2014 года издания, не содержит информации в отношении земельных участков с таким видом разрешенного использования как под многоквартирное жилищное строительство; при этом данных, свидетельствующих о несоответствии примененных оценщиками ООО «Аудиторская фирма «ЛИВ и К» при составлении отчетов корректировок (на местоположение, на площадь, на торг и др.), приведенных в Справочнике Оценщика недвижимости, 2016 года, со ссылкой на иные источники информации, не привел; нормы законодательства об оценочной деятельности, которые, по мнению эксперта, были нарушены оценщиками при методологии оценки, в экспертном заключении не приведены, а имеющаяся в заключении ссылка на нарушение оценщиками требований пункта 19 ФСО №1, самим экспертом в ходе допроса в судебном заседании признана ошибочной, так как относится к затратному методу, который оценщиками ООО «Аудиторская фирма «ЛИВ и К» при составлении отчетов не использовался.

Произведенный в судебном заседании допрос эксперта Жукова В.В. в целях восполнения недостатков экспертного заключения и устранения противоречий в его выводах результатов не дал.

В связи с указанными обстоятельствами определением суда от 28 января 2022 года по делу назначено проведение повторной судебной экспертизы на предмет соответствия отчетов об оценке, подготовленных ООО «ЛИВ и К» №12/2021 от 16 марта 2021 года, №13/2021 от 23 марта 2021 года, №15/2021 от 23 марта 2021 года и №16/2021 от 24 марта 2021 года, требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности, Федеральным стандартам оценки, проведение которой поручено эксперту ООО «Лаборатория независимой экспертизы и оценки «Гудвил» Горюнову И.А.

Согласно заключению эксперта ООО «Лаборатория независимой экспертизы и оценки «Гудвил» Горюнова И.А. от 5 апреля 2022 года №083/16 отчеты об оценке ООО «Аудиторская фирма «ЛИВ и К» №12/2021 от 16 марта 2021 года, №13/2021 от 23 марта 2021 года, №15/2021 от 23 марта 2021 года и №16/2021 от 24 марта 2021 года соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки, нарушений методологии оценки оценщиками не допущено.

В ходе проведения повторной экспертизы экспертом Горюновым И.А. был проведен анализ рынка земельных участков под многоквартирную жилую застройку в Великом Новгороде за период с 1 января 2009 года по 1 января 2020 года, по результатам которого установлено, что использовать цены предложений продаж для определения рыночной стоимости исследуемых оценщиками земельных участков на дату их оценки не представляется возможным ввиду того, что рынок земельных участков под многоквартирное жилищное строительство в Новгородской области не развит и не активен. В такой ситуации единственным способом для реализации сравнительного подхода является использование цен сделок, информацию о которых можно получить только с аукционов по продаже земельных участков под многоквартирное жилищное строительство, что и было сделано оценщиками в исследуемых отчетах. Используемые оценщиками при подготовке отчетов фактические цены сделок по состоявшимся торгам являются реальными, достоверными, информация о земельных участках, учитываемая оценщиками, содержит все необходимые для расчетов сведения.

Также исходя из анализа сведений, содержащихся в Справочнике Оценщика недвижимости, 2014 года издания, и Справочнике Оценщика недвижимости, 2016 года издания, проведенных исследований (расчетов), изложенных в экспертном заключении, эксперт пришел к выводу, что использование оценщиками ООО «Аудиторская фирма «ЛИВ и К» Справочника оценщика, 2016 года издания, к объектам оценки (земельным участкам) на дату их оценки – 24 мая 2013 года, 9 и 10 сентября 2015 годы, являлось целесообразным, не привело к существенному искажению рыночной стоимости объектов оценки, так как совокупное влияние разниц в величинах всех корректировок находится в диапазоне от 0,1 процента до 2,5 процентов (по модулю), т.е. в допустимых пределах, а потому не повлекло неправильного определения рыночной стоимости объектов недвижимости (земельных участков).

Одновременно экспертом указано на правомерность использования оценщиками инфляционных индексов в качестве корректировки на дату продаж (выставления) объектов-аналогов на торги, указывая на отсутствие в нормативных документах запрета на использование данных индексов.

Оснований не доверять выводам, изложенным в заключении эксперта от 5 апреля 2022 года №083/16, поддержанным экспертом Горюновым И.А. в судебном заседании, у суда не имеется, поскольку заключение составлено специалистом, имеющим соответствующие квалификацию и опыт работы, заключение соответствует требованиям Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона «Об оценочной деятельности», федеральных стандартов оценки, содержит информацию, необходимую для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела. Предусмотренных законом оснований для отвода эксперта судом не установлено. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Не соглашаясь с выводами, изложенными в заключении эксперта от 5 апреля 2022 года №083/16, представитель Администрации доказательств, опровергающих данные выводы эксперта, суду не представил.

Вопреки приводим представителем Администрации доводам, заключение эксперта от 5 апреля 2022 года №083/16 каких-либо противоречий не содержит, является полным, выводы эксперта, изложенные в заключении, являются последовательными и однозначными.

Поскольку допустимых и относимых доказательств, которые опровергали бы выводы эксперта Горюнова И.А., административным истцом не предоставлено, суд признает данное заключение эксперта в качестве допустимого и относимого доказательства, учитываемого при принятии решения по делу.

Принимая во внимание установленные в судебном заседании обстоятельства, свидетельствующие о соблюдении Комиссией порядка принятия оспариваемых решений, а также соответствие отчетов «ООО «Аудиторская фирма «ЛИВ и К» требованиям законодательства об оценочной деятельности, суд приходит к выводу о том, что требования Администрации обоснованными признаны быть не могут, а потому в их удовлетворении следует отказать.

Поскольку решение суда состоялось не в пользу административного истца, а также учитывая, что указанное заключение признанно судом недопустимым доказательством, понесенные Администрацией расходы по оплате экспертизы, проведенной экспертом Экспертно-правового центра «Топ Эксперт» Жуковым В.В., возмещению не подлежат.

Суд также не усматривает оснований для оплаты участия эксперта Жукова В.В. в судебном заседании, поскольку необходимость явки эксперта в судебное заседание была вызвана неполнотой и неясностью представленного им заключения, кроме того, об оплате участия эксперта в судебном заседании экспертным учреждением Экспертно-правовой центр «Топ Эксперт было заявлено в случае необходимости прибытия эксперта в г.Великий Новгород для непосредственного участия эксперта в судебном заседании в здании Новгородского областного суда (Великий Новгород), тогда как фактически участие эксперта в судебном заседании было обеспечено Московским городским судом посредством видеоконференцсвязи.

Поскольку административный истец в силу закона освобожден от уплаты судебных расходов (государственной пошлины), понесенные судом в связи с рассмотрением настоящего административного дела судебные расходы подлежат отнесению за счет федерального бюджета.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административное исковое заявление Администрации Великого Новгорода к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Новгородской области при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области, председателю Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Новгородской области при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области Курьяновой Е.В., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области об оспаривании решений Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Новгородской области при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области о признании незаконными решений от 9 апреля 2021 года № 4/6, 4/13, 4/12, 4/7, 4/9, 4/10, 4/11, 4/14, 4/15, 4/16, 4/17, 4/18, 4/19, 4/20, 4/21, 4/22, 4/23, 4/24, 4/25, 4/26, 4/27, 4/28, 4/29, 4/30, 4/31, 4/32, 4/33, 4/34, 4/35, 4/36, 4/37, №4/38, 4/39, 4/40, 4/41 об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, исключении из сведений Единого государственного реестра недвижимости кадастровой стоимости земельных участков оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Новгородский областной суд в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения – 13 мая 2022 года.

Председательствующий Е.И. Комаровская