ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 03-30/2021 от 03.12.2021 Новгородского областного суда (Новгородская область)

Дело № 03а-37/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 декабря 2021 года г. Великий Новгород

Новгородский областной суд в составе:

председательствующего судьи Алещенковой И.А.,

при секретаре Жукове Ф.И.,

с участием прокурора Смирновой М.В.,

представителя Общества с ограниченной ответственностью «Финансовая компания «Волна» ФИО3, представителя Министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области, Министерства инвестиционной политики Новгородской области ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Финансовая компания «Волна» к Министерству инвестиционной политики Новгородской области о признании пунктов 2222, 3148, 3149, 3152, 3157 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного постановлением Министерства инвестиционной политики Новгородской области от 23 декабря 2019 года № 32, пунктов 2217, 3137, 3138, 3141, 3146 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного постановлением Министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области от 28 декабря 2020 года № 17, недействующими,

у с т а н о в и л:

Постановлением Министерства инвестиционной политики Новгородской области от 23 декабря 2019 года № 32 определен перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год согласно приложению (далее Перечень на 2020 год).

Первоначальный текст данного постановления размещен на официальном сайте Министерства инвестиционной политики Новгородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 27 декабря 2019 года.

Данное постановление действует в редакции постановлений Министерства инвестиционной политики Новгородской области от 03 апреля 2020 года № 5, от 13 мая 2020 года № 8, от 22 июня 2020 года № 10, постановлений Министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области от 25 декабря 2020 года № 16, от 12 апреля 2021 года № 4.

В пунктах Перечня поименованы объекты недвижимого имущества, принадлежащие Обществу с ограниченной ответственностью «Финансовая компания «Волна» (далее также Общество) на праве собственности: 2222 – с кадастровым номером <...>, 3152 – с кадастровым номером <...>, 3149 – с кадастровым номером <...>, 3148 – с кадастровым номером <...>, 3157 – с кадастровым номером <...>.

Постановлением Министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области от 28 декабря 2020 года № 17 определен перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее Перечень на 2021 год).

Первоначальный текст данного постановления размещен на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2020 года.

Постановление действует в редакции постановлений Министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области от 12 апреля 2021 года № 5, от 12 июля 2021 года № 12.

В пунктах Перечня поименованы объекты недвижимого имущества, принадлежащие Обществу на праве собственности: 2217 – с кадастровым номером <...>, 3137 – с кадастровым номером <...>, 3138 – с кадастровым номером <...>, 3141 – с кадастровым номером <...>, 3146 – с кадастровым номером <...>.

Общество обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 2222, 3148, 3149, 3152, 3157 Перечня на 2020 год и пунктов 2217, 3137, 3138, 3141, 3146 Перечня на 2021 год.

В обоснование заявленных требований указано, что в пункте 2222 Перечня на 2020 год и в пункте 2217 Перечня на 2021 год поименовано принадлежащее Обществу на праве собственности нежилое административное здание, расположенное по адресу: <...>, кадастровый <...>, определение вида фактического использования которого в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Новгородской области от 26 октября 2018 года № 512, не производилось.

В пункте 3148 Перечня на 2020 год и в пункте 3137 Перечня на 2021 год поименовано принадлежащее Обществу на праве собственности нежилое здание с надстройкой мансардного этажа, расположенное по адресу: <...>, строение 10, кадастровый <...>. Включение данного объекта в Перечни незаконно, поскольку в акте обследования от 13 июня 2019 года от имени рабочей группы имеются подписи ФИО13 и ФИО12, которые в состав рабочей группы не включены, при этом подписи членов рабочей группы ФИО11 - главного служащего-эксперта комитета экономического развития и инвестиций Администрации Великого Новгорода, и ФИО16., главного служащего-эксперта комитета экономического развития и инвестиций Администрации Великого Новгорода, отсутствуют. Также нарушен субъектный состав рабочей группы, что выразилось в отсутствии подписи одного представителя органа местного самоуправления муниципального района или городского округа Новгородской области.

В пункте 3149 Перечня на 2020 год и в пункте 3138 Перечня на 2021 год поименовано принадлежащее Обществу на праве собственности нежилое здание гаража-навеса, расположенное по адресу: <...>, строение 13, кадастровый <...>. Включение данного объекта в Перечни незаконно, поскольку в акте обследования от 20 июня 2019 года от имени рабочей группы имеются подписи ФИО5 и ФИО7, которые в состав рабочей группы не включены, при этом подпись члена рабочей группы ФИО8 - главного служащего-эксперта комитета экономического развития и инвестиций Администрации Великого Новгорода, отсутствует.

В пункте 3152 Перечня на 2020 год и в пункте 3141 Перечня на 2021 год поименовано принадлежащее Обществу на праве собственности нежилое помещение, расположенное по адресу: <...>, кадастровый <...>. Включение данного объекта в перечни незаконно, поскольку в акте обследования от 30 апреля 2019 года от имени рабочей группы имеется подпись ФИО13 которая в состав рабочей группы не входила. Из акта непонятно, каким образом определена площадь объекта, фактически используемая для размещения офисов и соответствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания населения. Согласно техническому паспорту в помещении имеются кабинеты и торговый зал, однако кабинеты используются для управления предприятием, а не в качестве вида деятельности, указанного в подпункте 2 части 1 статьи 378.12 НК РФ, торговый зал фактически под торговлю не используется.

В пункте 3157 Перечня на 2020 год и в пункте 3146 Перечня на 2021 год поименовано принадлежащее Обществу на праве собственности нежилое помещение, расположенное по адресу: <...>, кадастровый <...>. Включение данного объекта в перечни незаконно, поскольку в акте обследования от 17 июня 2019 года от имени рабочей группы имеется подпись ФИО19., при этом подпись члена рабочей группы ФИО11 - главного служащего-эксперта комитета экономического развития и инвестиций Администрации Великого Новгорода, отсутствует. Также нарушен субъектный состав рабочей группы, что выразилось в отсутствии подписи одного представителя органа местного самоуправления муниципального района или городского округа Новгородской области.

По мнению Общества, акты обследования составлены формально, без детального исследования обстоятельств экономической деятельности, осуществляемой на указанных объектах. Площади, указанные в таблицах актов, приведены без каких-либо обоснований и пояснений, что фактически делает невозможным проверить их достоверность. В актах не указано, каким образом производилось определение соответствующих площадей, визуально либо производились замеры. Если замеры производились, не указано, с помощью каких средств измерения они произведены. Включение вышеуказанных объектов в перечни нарушает имущественные права Общества, поскольку незаконно возлагает на Общество обязанность по уплате налога на имущество организаций в повышенном размере.

Определением суда (протокольная форма) от 12 октября 2021 года к участию в административном деле в качестве административного ответчика привлечен министр строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области ФИО14

Министр ФИО14 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное дело рассмотрено в отсутствие неявившегося лица.

Представитель Общества ФИО3 в судебном заседании административный иск поддержал по изложенным выше мотивам.

В судебном заседании представитель административных ответчиков ФИО4 административный иск не признала по мотивам, изложенным в представленных письменных отзывах.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в административном деле, исследовав письменные материалы административного дела, допросив свидетеля ФИО15, заслушав заключение прокурора Смирновой М.В., полагавшего административный иск частичному удовлетворению, суд считает, что административное исковое заявление Общества подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии со статьей 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме (часть 7).

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (часть 8).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9).

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с указанным Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (статья 372 НК РФ).

Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.

Частью 1 статьи 375 НК РФ установлено, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса (часть 2 статьи 375 НК РФ).

На территории Новгородской области налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен Областным законом Новгородской области от 30 сентября 2008 года № 384-ОЗ «О налоге на имущество организаций».

В соответствии со статьей 2.1 данного Областного закона налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: 1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень); 2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; 3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На основании пункта 3.1.65. Положения о министерстве инвестиционной политики Новгородской области, утвержденного постановлением Правительства Новгородской области от 21 декабря 2017 года № 468 «О министерстве инвестиционной политики Новгородской области» названное министерство до 21 июля 2020 года осуществляло функции уполномоченного органа по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направлению данного перечня в электронной форме в налоговый орган по Новгородской области и размещению его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с пунктами 3.7 и 3.110 Положения о министерстве строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области, утвержденного постановлением Правительства Новгородской области от 17 июля 2020 года № 332, названное министерство с 21 июля 2020 года осуществляет функции уполномоченного органа по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направлению данного перечня в электронной форме в налоговый орган по Новгородской области и размещению его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Из письменных материалов дела в судебном заседании установлено, что оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты административными ответчиками с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий, что Обществом в судебном заседании не оспаривалось.

В соответствии со статьей 13 Областного закона Новгородской области от 06 января 1995 года № 9-ОЗ «О нормативных правовых актах законодательного (представительного) и исполнительных органов государственной власти Новгородской области» (далее – Областной закон № 9-ОЗ) нормативные правовые акты области имеют следующие реквизиты: указание на вид нормативного правового акта; наименование органа, принявшего (издавшего) нормативный правовой акт; заголовок, обозначающий предмет регулирования нормативного правового акта; дату, место принятия (издания) нормативного правового акта и его регистрационный номер; подписи лиц, официально уполномоченных подписывать соответствующие нормативные правовые акты.

Статьей 15 того же Областного закона предусмотрено, что иные нормативные правовые акты области подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней со дня их подписания. В силу статьи 16 этого же Областного закона официальным опубликованием нормативного правового акта области считается первая публикация его полного текста в газете «Новгородские ведомости» или первое размещение (опубликование) его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Статьей 18 того же Областного закона предусмотрено, что нормативные правовые акты иных органов исполнительной власти области вступают в силу со дня, следующего за днем их официального опубликования, если в самих актах не установлен иной срок вступления в силу.

Как следует из оспариваемых в части нормативных правовых актов, их содержание соответствует положениям статьи 13 Областного закона № 9-ОЗ, данные акты подписаны должностными лицами, уполномоченными на их подписание, размещены на официальном сайте Министерства инвестиционной политики Новгородской области и Министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, введены в действие с 01 января 2020 и 2021 года и опубликованы в соответствии с требованиями статьей 15, 16 и 18 Областного закона № 9-ОЗ.

Письмом Министерства инвестиционной политики Новгородской области от 24 декабря 2019 года № ИП-10914-И постановление с Перечнем в электронной форме направлено и получено УФНС России по Новгородской области, о чем имеется соответствующая отметка от 24 декабря 2019 года.

Письмом Министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области от 29 декабря 2020 года СА-7275-И постановление в электронной форме направлено и получено УФНС России по Новгородской области, о чем имеется соответствующая отметка 29 декабря 2020 года.

Проверяя соответствие оспариваемых в части нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 названного кодекса.

Объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ, в котором в том числе указаны административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1), и нежилые помещения (подпункт 2).

Нежилое помещение, как это предписано подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, признается недвижимым имуществом, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости, если его назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которое фактически используется для размещения перечисленных объектов.

При этом фактическим использованием нежилого помещения для размещения названных объектов признается использование в этих целях не менее 20 процентов его общей площади (пункт 5 статьи 378.2 НК РФ).

В силу пункта 3 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В судебном заседании из объяснений лиц, участвующих в деле, и письменных материалов дела установлено, что к основным видам деятельности Общества относится сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества, производство общестроительных работ по возведению зданий, подготовка к продаже собственного нежилого недвижимого имущества.

Обществу на праве собственности принадлежат:

- здание площадью 2346, 7 кв.м, расположенное по адресу: <...>, с кадастровым номером <...> (подтверждается выпиской из ЕГРН от 22 апреля 2021 года т. 1 л.д. 65-69);

- здание общей площадью 6251, 4 кв.м, расположенное по адресу: <...>, строение 10, с кадастровым номером <...> (подтверждается выпиской из ЕГРН от 22 апреля 2021 года т. 1 л.д. 81-84, от 30 апреля 2019 года т. 2 л.д. 96-103);

- здание общей площадью 823,5 кв.м, расположенное по адресу: <...>, корпус 13, кадастровый <...> (подтверждается выпиской из ЕГРН от 22 апреля 2021 года т.1 л.д. 47-48);

- помещение общей площадью 100,6 кв.м, расположенное по адресу: <...>, кадастровый <...> (подтверждается выпиской из ЕГРН от 23 апреля 2021 года т. 1 л.д. 58-59, л.д. 213-214);

- помещение общей площадью 1484 кв.м, расположенное по адресу: <...>, кадастровый <...> (подтверждается выпиской из ЕГРН от 23 апреля 2021 года (т.1 л.д. 34-37), от 16 мая 2019 года (т. 2 л.д. 39-46).

Как установлено в судебном заседании, здание с кадастровым номером 53:23:0000000:6091 включено в Перечни на основании сведений ЕГРН по критерию вида разрешенного использования земельного участка.

Указанное здание расположено в пределах принадлежащего Обществу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 2 816 кв.м с видом разрешенного использования «для эксплуатации административного здания, помещений банка и офиса», что подтверждается выпиской из ЕГРН от 31 мая 2021 года (т. 1 л.д. 173-187).

Вид разрешенного использования земельного участка является смешанным, а соответственно, неопределенным, в связи с чем, содержание вида разрешенного использования земельного участка должно быть установлено с учетом фактического использования объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке.

Здание с кадастровым номером <...> имеет назначение «нежилое» и наименование «административное здание», в соответствии с техническим паспортом (инвентарный <...>, условный кадастровый <...>), изготовленным Обществом с ограниченной ответственностью «Межрегиональный Кадастровый Центр» по состоянию на 15 января 2019 года (т. 1 л.д. 70-79), включает помещения с наименованиями: «коридор», «бойлерная», «лестничная клетка», «помещение», «бассейн», «сауна», «туалет», «подсобное помещение», «кабинет», «коридор», «кладовая», «зал», «тамбур», «кассы», «хранилище», «серверная», «холл», «умывальная».

Поскольку термин «кабинет» равным по значению термину «офис» не является, в данном случае площадь всех помещений указанного здания, имеющих наименование «кабинет», не имеет правового значения и не может являться условием включения данного здания в перечень объектов недвижимого имущества без установления его фактического использования в качестве офисов.

Между тем, обследование здания с кадастровым номером <...> с целью определения вида его фактического использования на момент формирования Перечня на 2020 год не проводилось.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Административными ответчиками относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие нежилого административного здания с кадастровым номером <...> установленным НК РФ критериям, необходимым для включения его в соответствующий Перечень, не представлено, не содержится их и в материалах дела.

При таком положении, поскольку здание с кадастровым номером <...> не является административно-деловым или торговым центром, оспариваемые пункты Перечней на 2020 и 2021 годы подлежат признанию недействующими.

Как установлено в судебном заседании, здание с кадастровым номером <...> включено в Перечни как по критерию вида его фактического использования, так и по данным технической документации. В соответствии с актом обследования от 13 июня 2019 года 38, 62 % площади здания используется для размещения офисов (694, 67 кв.м), торговых объектов (1595, 17 кв.м) и объектов бытового обслуживания (124, 88 кв.м).

Указанное здание имеет назначение «нежилое» и наименование «нежилое здание с надстройкой мансардного этажа», расположено в пределах принадлежащего Обществу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 7266 кв.м с видом разрешенного использования на момент включения в Перечни - «эксплуатация производственных помещений, для объектов общественно-делового значения» (в настоящее время «бытовое обслуживание»), принадлежащим Обществу на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права т.1 л.д. 85, выписка из ЕГРН от 30 августа 2021 года т. 1 л.д.112-114, от 06 мая 2019 года т.2 л.д. 104-110).

Согласно пункту 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Новгородской области от 26 октября 2018 года № 512 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, согласно пункту 4 которого вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется министерством строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области (ранее – министерством инвестиционной политики Новгородской области) (далее также Порядок).

Приказами Министерства инвестиционной политики Новгородской области от 27 марта 2019 года № 394 и от 23 мая 2019 года № 764 «О проведении обследования объектов недвижимого имущества для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения» созданы рабочие группы по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения и определен перечень зданий и помещений, подлежащих обследованию в целях определения вида их фактического использования, в том числе принадлежащих на праве собственности Обществу.

Министерством инвестиционной политики Новгородской области Обществу направлены письма с уведомлением о проведении обследований с приложением указанных приказов. Данные письма Обществом получены 03 апреля и 31 мая 2019 года.

В соответствии с пунктом 5 Порядка в состав рабочей группы включаются не менее 2 представителей уполномоченного органа, представитель министерства промышленности и торговли Новгородской области и не менее 2 представителей органа местного самоуправления муниципального района, муниципального округа или городского округа Новгородской области, на территории которого расположен объект недвижимого имущества, в отношении которого проводится обследование.

Так, в состав рабочей группы включены два представителя Министерства инвестиционной политики Новгородской области – ФИО9 и ФИО10, три ФИО1 органа местного самоуправления городского округа Великий Новгород – ФИО11, ФИО12, ФИО6, и ФИО1 Министерства промышленности и торговли Новгородской области – ФИО13

Как следует из показаний свидетеля ФИО15, при оформлении актов обследований объектов недвижимости, принадлежащих Обществу, произошел технический сбой, выразившийся в неполном указании на первых листах актов состава рабочей группы в соответствии с приказом, однако акты подписаны членами рабочей группы, фактически участвовавшими в проведении обследований. При этом в обследовании участвовало не менее четырех членов рабочей группы, что согласуется с пунктом 12 Порядка.

При таком положении суд отклоняет доводы Общества о несоответствии актов обследования принадлежащих Обществу объектов недвижимого имущества предъявляемым Порядком требованиям к составу рабочей группы.

В силу пункта 13 Порядка в ходе обследования проводятся фото-и (или) видеосъемка и необходимые измерения (обмер) площади объекта недвижимого имущества.

В соответствии с пунктами 14 и 15 Порядка в течение 5 календарных дней со дня окончания проведения обследования составляется акт обследования фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Новгородской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения (далее - акт обследования) по форме согласно приложению № 2 к Порядку.

В акте обследования указывается вид фактического использования объекта недвижимого имущества, определяемый в соответствии с пунктами 3 - 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, с указанием отношения площади фактического использования объекта недвижимого имущества для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания к общей площади объекта недвижимого имущества.

Процент фактического использования общей площади объекта недвижимого имущества для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания определяется по приведенной в Порядке формуле.

В силу пункта 17 Порядка материалы фото- и видеосъемки и проведенных измерений (обмера) площади объекта недвижимого имущества являются неотъемлемой частью акта обследования.

Как следует из содержания акта и показаний свидетеля ФИО15 в судебном заседании, при обследовании здания члены рабочей группы не были допущены в офис <...> К объектам торговли рабочей группой отнесены помещения, занимаемые <...> К офисным помещениям отнесены помещения <...>.

Между тем, в прилагающемся к акту поэтажном плане здания места проведенной фотосъемки не отражены, что не позволяет сопоставить представленные фотографии с конкретными помещениями, используемыми в под торговлю, офисы и бытовые услуги. В судебном заседании свидетель ФИО15 ввиду давности составления акта указать какие конкретные помещения к какой группе по виду фактического использования отнесены не смогла.

При таком положении по мнению суда акт обследования требованиям Порядка не соответствует и не может быть использован в качестве доказательства, достоверно подтверждающего обоснованность включения здания Перечни.

Вместе с тем, согласно экспликации к поэтажному плану, содержащемуся в техническом плане сооружения, подготовленном в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений о площади здания с кадастровым номером <...> по состоянию на <...> (инвентарный <...>, кадастровый <...>) площадь помещений, имеющих назначение «торговый зал», составляет 2497,7 кв.м, что более 20 процентов от общей площади здания (6251,4 кв.м х 20% = 1250, 28 кв.м).

Таким образом, вопреки доводам ФИО2, сведения, содержащиеся в документах технического учета (инвентаризации) здания с кадастровым номером <...>, бесспорно свидетельствуют о том, что поименованный в пункте 3148 Перечня на 2020 года и в пункте 3137 Перечня на 2021 год объект обладает признаками, позволяющими отнести его к объектам недвижимости, предусматривающим размещение торговых объектов.

При указанных обстоятельствах, несоответствия оспариваемых пунктов Перечней нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит.

Исходя из позиции административных ответчиков, здание с кадастровым номером <...> включено в Перечни по критерию вида его фактического использования. В соответствии с актом обследования от 20 июня 2019 года 37, 88 % площади здания используется для размещения торговых объектов и объектов бытового обслуживания (автомойка, химчистка и полировка авто).

Указанное здание имеет назначение «нежилое», наименование «здание гаража-навеса» и расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 5431 кв.м с видом разрешенного использования на момент обследования «для размещения объектов торговли» (в настоящее время - «пошивочное ателье, фотоателье, ремонтные мастерские бытовой техники, парикмахерские и иные подобные объекты обслуживания населения» (подтверждается выпиской из ЕГРН от 25 июня 2021 года т.1 л.д. 53-57, от 30 апреля 2019 года т. 3 л.д. 127-143, т.2 л.д. 5-17).

Из содержания акта, фототаблицы к нему и показаний свидетеля ФИО15 следует, что помещения в здании отнесены к используемым для осуществления торговли и для оказания бытовых услуг. К торговым объектам отнесены помещения магазина «Кузов-маркет» площадью 70 кв.м, к помещениям для оказания услуг – химчистка (52 кв.м), автомойка (100 кв.м), шиномонтаж (52,7 кв.м), автоателье по пошиву кожаных авточехлов «Партнер» (70 кв.м.), В площадь помещений, используемых в целях, поименованных в статье 378.2 НК РФ, не вошли помещения склада «Настоящая мебель».

В целях всестороннего и полного рассмотрения административного дела судом у Общества истребованы сведения о видах деятельности по бытовому обслуживанию в здании с кадастровым номером <...>, о категориях потребителей и договоры аренды. Общество сообщило, что договоры аренды были расторгнуты в 2019-2020 годах и до настоящего времени не сохранились. Информацией о видах деятельности и категориях потребителей Общество не располагает.

Глава 30 НК РФ не содержит термина бытовые услуги, использует понятие «объект бытового обслуживания», не раскрывая его содержания. Вместе с тем, по смыслу положений параграфа 2 главы 37, главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года № 1025, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от <...><...> «О защите прав потребителей» является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В связи с чем понятие объекта бытового обслуживания для целей статьи 378.2 НК РФ необходимо применять с учетом указанных выше отличительных признаков правоотношений в сфере бытового обслуживания, в частности выполнение работ и (или) оказание услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей гражданина.

Между тем, как следует из показаний свидетеля ФИО15, данные обстоятельства в ходе обследования здания не выяснялись. При таком положении акт обследования от 20 июня 2019 года не может являться допустимым доказательством по делу.

В соответствии с технической документацией на здание с кадастровым номером <...> (кадастровый <...>) расположенные в нем помещения имеют наименование «мойка», «ремзона», «гараж», «столярный цех», что однозначно не свидетельствует об их предназначении для осуществления деятельности, связанной с торговлей и оказанием бытовых услуг населению.

Вместе с тем, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <...> предусматривает размещение объектов торговли и объектов обслуживания населения, в связи с чем суд находит включение объекта недвижимого имущества в Перечни обоснованным.

В судебном заседании также установлено, что нежилое помещение с кадастровым номером <...> включено в Перечни по критерию вида его фактического использования. В соответствии с актом обследования от 20 июня 2019 года 75, 54 % площади помещения используется для размещения торговых объектов. Указанное помещение расположено в здании с кадастровым номером <...>, имеющем наименование «здание магазина».

Согласно указанному акту, обследование помещения произведено с доступом членов рабочей группы, приложением к акту является фототаблица, согласно которой к объектам торговли отнесены помещения магазина <...> и офиса продаж сети «<...>» (76 кв.м). Фототаблица отражает выявленные признаки размещения торговых объектов в виде информационных табличек с наименованием, посетителей, продавцов, витрин с товаром.

Выводы, изложенные в акте, подтверждаются показаниями свидетеля ФИО15, проводившего обследование помещения, относительно расположения обследованных помещений на поэтажном плане здания магазина.

При таком положении суд находит, что акт обследования соответствует Порядку и является доказательством, достоверно подтверждающим обоснованность включения помещения с кадастровым номером <...> в Перечни.

Доказательств, опровергающих вывод акта о том, что не менее 20% площади помещения используется для размещения объектов торговли, административным истцом не представлено.

В судебном заседании также установлено, что нежилое помещение с кадастровым номером <...> включено в Перечни по критерию вида его фактического использования. В соответствии с актом обследования от 17 июня 2019 года 52, 5 % площади помещения используется под размещение офисов и для сервисного обслуживания и ремонта автомобилей (бытовое обслуживание).

Указанное помещение (инвентарный номер 2919, кадастровый <...>, т.1 л.д. 38-40) имеет назначение «нежилое», наименование «помещение», находится в здании с наименованием «гаражный корпус» с кадастровым номером <...>, расположенном в пределах земельного участка с кадастровым номером 53:23:7911601:145 площадью 3813 кв.м с видом разрешенного использования «эксплуатация производственных помещений» (на момент проведения обследования «для размещения производственных зданий») (подтверждается выпиской из ЕГРН от 25 июня 2021 года т. 1 л.д. 41-46, от 30 августа 2021 года т. 1 л.д 115-120).

Согласно акту и показаниям свидетеля ФИО15, обследование помещения проведено с доступом рабочей группы сотрудников во все помещения. Из содержания акта следует, что в состав 52, 5 % общей площади помещения, используемой для целей налогообложения в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса РФ, вошли помещения, отнесенные к офисным (75, 2 кв.м) и помещения, отнесенные к бытовому облуживанию (779, 2 кв.м).

Акт содержит фототаблицу, из которой следует, что помещения 1 этажа используются под автосервис (<...>), о чем свидетельствуют вывески Авто косметический салон «<...> и фото помещений с транспортными средствами внутри. Помещения 2 этажа и мансарды используются под офисы.

В судебном заседании представителем Общества не оспаривалось, что в названном помещении осуществлялась деятельность по техническому обслуживанию автомобилей, однако пояснить, какие услуги и какой категории потребителей в июне 2019 года предоставлялись, затруднился.

В целях всестороннего и полного рассмотрения административного дела судом у Общества истребованы сведения о видах деятельности по бытовому обслуживанию в помещении с кадастровым номером <...>, о категориях потребителей и договоры аренды. Общество сообщило, что договоры аренды были расторгнуты в 2019-2020 годах и до настоящего времени не сохранились. Информацией о видах деятельности и категориях потребителей Общество не располагает.

Между тем, в указанном выше акте и фототаблице не отражена информация о выявленных в ходе обследования признаках, свидетельствующих об использовании объекта недвижимого имущества в установленных целях. Акт не содержит сведения о размере площади помещений, используемых для оказания бытовых услуг физическим лицам, на фотографиях, приложенных к акту обследования, не запечатлены зоны для потребителей, кассовые аппараты, прейскурант цен. Как следует из показаний свидетеля ФИО15, данные обстоятельства в ходе обследования помещений не выяснялись. При таком положении указанный акт не может являться допустимым доказательством по делу.

Доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что помещения 1 этажа использовались для осуществления коммерческой деятельности, связанной, в том числе, с оказанием бытовых услуг населению, а не с техническим обслуживанием транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, административными ответчиками суду не представлено.

В соответствии с актом площадь офисов составляет 75, 2 кв.м, что соответствует 5,07% от общей площади помещения с кадастровым номером <...> и ниже установленного законодательством предела в 20%.

Из содержащихся в технической документации на спорное помещение (технический паспорт, составленный Отделением по <...> ФГУП «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное БТИ» по состоянию на 23 декабря 2010 года) сведений следует, что оно включает в себя помещения с назначением: «лестн. клетка», «мастерская», «подсобное», «гараж», «склад», «архив», «слесарная», «тамбур», «производственное», «вент. камера», «кладовая», «коридор», «кабинет», «туалет», не предусматривающих размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры и объектов бытового обслуживания.

Иных относимых и допустимых доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, указанных в статье 378.2 НК РФ в качестве необходимого условия для признания спорного зданием объектом, налоговая база которого исчисляется исходя из его кадастровой стоимости, в материалы дело не представлено.

Вид разрешенного использования земельного участка, кадастровый <...>, под зданием, в котором расположено спорное помещение «эксплуатация производственных помещений» безусловно не предусматривает размещение на нем перечисленных в статье 378.2 НК РФ объектов.

Аналогичные ранее приводимым доводы Общества относительно несоответствия актов обследования предъявляемым Порядком требованиям к составу рабочей группы судом отклоняются по мотивам, указанным выше.

При таких обстоятельствах суд не может согласиться с включением объекта недвижимости с кадастровым номером <...> в Перечни.

Таким образом, заявленные Обществом административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

На основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, разрешая вопрос о распределении судебных расходов, понесенных по делу, взыскивает с административных ответчиков в пользу Общества расходы по уплате государственной пошлины в размере по 4 500 рублей с каждого.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административные исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Финансовая компания «Волна» к Министерству инвестиционной политики Новгородской области о признании пунктов 2222, 3148, 3149, 3152, 3157 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного постановлением Министерства инвестиционной политики Новгородской области от 23 декабря 2019 года № 32, пунктов 2217, 3137, 3138, 3141, 3146 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного постановлением Министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области от 28 декабря 2020 года № 17, недействующими, удовлетворить частично.

Признать недействующими с 01 января 2020 года пункты 2222 и 3157 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного постановлением Министерства инвестиционной политики Новгородской области от 23 декабря 2019 года № 32.

Признать недействующими с 01 января 2021 года пункты 2217 и 3146 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного постановлением Министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области от 28 декабря 2020 года № 17.

В остальной части административные исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Финансовая компания «Волна» оставить без удовлетворения.

Взыскать с Министерства инвестиционной политики Новгородской области за счет средств бюджета Новгородской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Финансовая компания «Волна» расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.

Взыскать с Министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области за счет средств бюджета Новгородской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Финансовая компания «Волна» расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.

На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором - принесено апелляционное представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Новгородский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, начиная с 20 декабря 2021 года.

Председательствующий: И.А. Алещенкова