ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 03-32010 от 17.09.2010 Новгородского областного суда (Новгородская область)

                                                                                    Новгородский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Новгородский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

№ 03-32010

  Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 сентября 2010 года Великий Новгород

Новгородский областной суд в составе:

председательствующего судьи - Тарасовой Н.В.,при секретаре - Зиминой И.В.,с участием:прокурора - Смирновой А.Д.,представителя Новгородской Областной Думы по доверенности от . № - ФИО1,рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим пункта 4 ст.3 Областного закона от 03.03.2010г. №695-ОЗ «О порядке формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий в сельской местности и порядке выдачи свидетельств»

У С Т А Н О В И Л :

ФИО2 обратилась в суд с заявлением о признании не соответствующим Федеральному законодательству, недействующим пункта 4 статьи 3 Областного закона от 03.03.2010г. №695-ОЗ «О порядке формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий в сельской местности и порядке выдачи свидетельств» (далее - Областной Закон).

В обоснование требований указала, что она и члены её семьи являются участниками мероприятий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012года», как молодая семья, изъявившая желание постоянно проживать в сельской местности. Её семья поставлена на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2001году. В оспариваемом ею положении Областного закона указано, что молодые семьи, планирующие использовать социальную выплату на приобретение готового жилья, включаются в сводный список молодых семей и молодых специалистов, являющихся участниками мероприятий, в порядке очерёдности, предусматривающей дату подачи соответствующего заявления. В результате того, что, исходя из даты поданного ею заявления, она не подлежала включению в упомянутый список на получение социальной выплаты в 2010г., полагает, что были нарушены её права на улучшение жилищных условий в порядке очерёдности, предусмотренной ст.57 ЖК РФ, устанавливающим предоставление гражданам, состоящим на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилых помещений в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт.

В судебное заседание ФИО2 и заинтересованное лицо - Губернатор Новгородской области, надлежащим образом уведомленные о дне и времени рассмотрения дела, не явились. ФИО2 направила заявление с просьбой рассмотреть дело без её участия.

На основании ч.ч.3, 5 ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие заявительницы и заинтересованного лица.

Представитель Новгородской областной Думы ФИО1 возражала против доводов заявления, полагая, что противоречия федеральному законодательству оспариваемая норма не содержит.

Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Новгородской областной Прокуратуры Смирновой А.Д., полагавшей заявление необоснованным, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением Правительства РФ от 03 декабря 2002 года N 858 утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года» (далее Целевая программа), включающая мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов на селе, развитию в сельской местности сети учреждений образования, здравоохранения, культуры, информационно-консультационного обеспечения, систем ресурсоснабжения, сети автомобильных дорог общего пользования и телекоммуникационной связи.

Постановлением Правительства РФ от 31 января 2009 года N 83 в названную Целевую программу внесены изменения, в частности, она дополнена Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов и Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, являющимся приложением к Правилам. Перечисленными дополнениями предусмотрено, что из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются субсидии на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий лиц, перечисленных в указанных нормативных актах, в рамках региональных целевых программ, предусматривающих предоставление названным лицам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, предусмотренных Типовым положением, а также предоставление субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям, молодым специалистам по договору найма жилого помещения, в порядке и на условиях, предусмотренных Положением о предоставлении субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договорам найма жилого помещения.

В судебном заседании установлено, что, в соответствии и в рамках реализации Целевой программы, областным законом от 07.02.2008г. №246-ОЗ утверждена областная целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса Новгородской области на 2008-2012 годы». Постановлением Новгородской областной Думы от 25.02.2010г. №1303-ОД принят Областной закон 03.03.2010г. №695-ОЗ «О порядке формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий в сельской местности и порядке выдачи свидетельств».

В силу ч.5 ст.76 Конституции Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Пунктом 26 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, являющихся приложением №1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (далее Типовое положение), установлено, что право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеют:

а) молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, хотя бы один из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 28 настоящего Типового положения (далее - дата подачи заявления) не старше 35 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, - в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:

работа одного из членов молодой семьи или изъявление желания работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности;

постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности;

признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий либо не имеющей жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;

наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты.

Таким образом, приведённая норма права предоставление социальной выплаты для приобретения жилья молодой семье в сельской местности не ставит в зависимость от обязательного признания такой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. Для получения указанной выплаты, в числе прочих оснований, молодая семья, не нуждающаяся в улучшении жилищных условий, должна быть признана не имеющей жилья в той сельской местности, в которой один из её членов работает или изъявил желание работать по трудовому договору в организации агропромышленного комплекса.

В соответствии с ч.2 п.15 Типового положения, порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий и порядок выдачи свидетельств устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как усматривается из оспариваемого положения Областного Закона, оно не противоречит действующему федеральному законодательству.

Так, в соответствии с п.1 ст.2 Областного Закона, граждане, молодые семьи и молодые специалисты, имеющие право на получение социальной выплаты, в случае, если соблюдаются условия, указанные в пунктах 4 и 26 Типового положения, и изъявившие желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты, представляют в орган местного самоуправления муниципального района области заявление с прилагаемыми документами и копиями документов, указанных в пунктах 12 и 28 Типового положения.

Пунктом 4 ст.3 Областного закона установлено, что сводный список молодых семей и молодых специалистов, являющихся участниками мероприятий, формируется в порядке следующей очередности:

1) в первую очередь включаются молодые семьи и молодые специалисты, планирующие использовать социальную выплату на строительство жилого дома в сельской местности либо на приобретение вновь построенного жилого помещения, в случае если соблюдаются условия, указанные в пункте 26 Типового положения, по дате подачи заявления;

2) во вторую очередь включаются молодые семьи и молодые специалисты, планирующие использовать социальную выплату на приобретение готового жилого помещения, в случае если соблюдаются условия, указанные в пункте 26 Типового положения, по дате подачи заявления.

Из содержания приведённых положений Областного Закона следует, что установление для молодых семей и молодых специалистов очередности в зависимости от даты подачи заявления соответствует положениям п.26 Типового положения и направлено на соблюдение прав молодых семей и молодых специалистов, не признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, но соответствующих другому условию, установленному п.26 Типового положения - как не имеющих жилья в той сельской местности, в которой работает или изъявил желание работать по трудовому договору в организации агропромышленного комплекса один из членов молодой семьи.

Установление такого порядка соответствует пункту 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, регламентирующему, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Указанный порядок также полностью соответствует поставленным федеральной Целевой программой целям, преследующим достижениеповышения уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности; создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий и реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности; повышение престижности проживания в сельской местности.

Поскольку из положения ч.2 п.15 Типового положения вытекает, что порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий устанавливается субъектом РФ, то законодательный орган субъекта РФ, в рамках предоставленных полномочий, был вправе конкретизировать общие положения федерального законодательства. Определение в оспариваемом Областном Законе конкретного порядка очерёдности включения в сводные списки участников мероприятий представляет собой реализацию вышеприведённого положения федерального законодательства.

Пунктом 1 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт.

Мероприятия федеральной Целевой программы и принятых в порядке её реализации законов субъекта РФ направлены на решение ряда задач, одной из которых является улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности и обеспечение доступным жильём молодых семей и молодых специалистов на селе. В то же время, указанные нормативные акты предусматривают отличный от установленного жилищным законодательством круг лиц, способ и основания улучшения жилищных условий в виде частичной компенсации затрат граждан на приобретение либо строительство жилья в сельской местности путём предоставления социальной выплаты. Указанные отличия вытекают из установленных федеральной Целевой программы целей, перечисленных выше.

Следовательно, на оспариваемые положения Областного закона положения жилищного законодательства, относящиеся к порядку предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, распространяться не могут.

Таким образом, из анализа содержания приведённых правовых норм следует, что противоречия федеральному законодательству оспариваемое положение Областного Закона не содержит, как не затрагивающее права граждан, состоящих на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий, на предоставление жилого помещения по договору социального найма на условиях, предусмотренных жилищным законодательством.

Доводы заявительницы не могут быть приняты во внимание по вышеизложенным обстоятельствам, как основанные на ошибочном толковании закона.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления ФИО2 о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим пункта 4 статьи 3 Областного закона от 03.03.2010г. №695-ОЗ «О порядке формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий в сельской местности и порядке выдачи свидетельств», отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ в течение 10 суток после его вынесения в окончательной форме, то есть, начиная с 22 сентября 2010 года через Новгородский областной суд.

Судья: Тарасова Н.В.