ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 03-355 от 06.08.2010 Ленинскогого районного суда г. Нижнего Тагила (Свердловская область)

                                                                                    Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 августа 2010 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе судьи Зайцевой И.Н.,

при секретаре Минеевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела №2-1622/2010 по иску Деевой М.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о признании права на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, возложении обязанности по назначению пенсии,

с участием:

истицы Деевой М.В.;

представителя Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области- главногоспециалиста- эксперта (юрисконсульта) юридического отдела-Толстоноженко Ю.А., действующей на основании доверенности№03-355 от 18 января 2010 года, сроком действия один год,

УСТАНОВИЛ:

Решением Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от 21 июня 2010 года за №1969 Деевой М.В. отказано в назначении пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в соответствии с под.п.19 п.1 ст.27 Федерального Закона РФ №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ».

Не приняты к зачеты следующие периоды работы:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... мес. ... д.) - Школа №, ,отпуск по уходу за ребенком свыше 1,5 лет;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... г. ... мес. ... д.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... мес. ... д.)- МОУ №, , так как наименование учреждения не поименовано Списком, утвержденным Постановлением СМ РСФСР №463 от 06 сентября 1991г.;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... мес.)- МОУ СОШ №, , пед. нагрузка учителя в объеме 15 часов, так как наименование должности не поименовано Списком, утвержденным ПП РФ №781 от 22.10.2002г., в том числе: отпуск без сохранения заработной платы (... д.)-истцом не оспаривается.

Деева М.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о признании права на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии №1969 от 21 июня 2010 года, возложении обязанности включить спорные периоды работы в ее специальный стаж, возложении обязанности по назначению пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований указала, что 19 апреля 2010 года она обратилась в Управление пенсионного фонда в г.Н.Тагиле и Пригородном районе Свердловской области с заявлением о назначении ей трудовой пенсии по старости.

21 июня 2010 года ГУ УПФ в г.Н.Тагиле заявление было рассмотрено и вынесено решение об отказе в выплате пенсии.

В назначении пенсии было отказано в связи с тем, что в стаж, необходимый для назначения пенсии не были приняты к зачету следующие периоды работы:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... мес. ... д.) - Школа №, ,отпуск по уходу за ребенком свыше 1,5 лет;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... г. ... мес. ... д.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... мес. ... д.)- МОУ №, , так как наименование учреждения не поименовано Списком, утвержденным Постановлением СМ РСФСР №463 от 06 сентября 1991г.;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... мес.)- МОУ СОШ №, , пед. нагрузка учителя в объеме 15 часов, так как наименование должности не поименовано Списком, утвержденным ПП РФ №781 от 22.10.2002г., в том числе: отпуск без сохранения заработной платы (... д.)-истцом не оспаривается.

Иные исключенные периодыне оспариваются. Данное решение комиссии считает неправомерным в связи с тем, что Муниципальное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования №является учреждением основного среднего (полного) общего образования, что зарегистрировано Уставоми Лицензией данного учреждения. В указанный период времени она занималась одним видом деятельности, была ..., работала по одной образовательной программе.

Согласно п.2 ст.27 она РФ «Об образовании» муниципальное среднее общеобразовательное учреждение №имеет лицензию и государственную аккредитацию, реализующие общеобразовательные программы. В  учреждении лицам, прошедшим итоговую аттестацию, выдают документы государственного образца уровне образования.

В соответствии с Уставом школы учащиеся, окончившие 9 и 11 классы, сдают выпускные экзамены и в соответствующем порядке получают аттестат об окончании основной школы и аттестат среднем образовании установленного образца.

Факт получения образовательным учреждением бланков свидетельств о девятилетнем образовании, а также аттестатов об основном (общем) образовании и выдаче их выпускникам школы № в указанный период времени подтверждается книгами учета и записи аттестатов.

В соответствии со ст.12 Закона РФ «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. К образовательным учреждениям относятся в том числе общеобразовательные начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии. Муниципальное образовательное учреждение № все время своего существования осуществляло именно образовательный процесс, реализовывая образовательные программы и обеспечивая содержание и воспитание обучающихся воспитанников.

На основании подп.«в» п.1 Типового Положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001г.№196 средняя общеобразовательная школа реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

В соответствии со ст.19 Конституции РФ все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Деева М.В., выполняя одинаковую работу со многими коллегами, работающими в других школах города, давая образование детям по государственным программам, не имеют равных с ними прав на пенсию за выслугу лет. За годы работы в данном образовательном учреждении для детей трудовые функции не менялись, не менялись такжеи условия работы. Однако органы социальной защиты истолковали законодательство в целях ухудшения положения в области пенсионного обеспечения.

В соответствии со ст.38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание- равное право и обязанность родителей. В соответствии ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено указанными Правилами и иными нормативными правовыми актами.

При этом в специальный стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.

К пособиям по государственному социальному страхованию согласно ст.8 Федерального закона от 16.07.1999г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» относятся, в частности, пособие временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, пособие по уходуза ребенком до достижения им возраста полутора лет. Под временной нетрудоспособностью понимается потеря способности к  выполнению трудовых обязанностей вследствие заболевания, травмы, необходимости медицинской реабилитации, ухода за больным членом семьи, здоровым ребенком и ребенком-инвалидом, при карантине,отпуску по беременности и родам, протезировании в условиях протезно-ортопедического стационара.

Кроме того, Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» от 25.091992г. в статью 167 внесено изменение, исключающее возможность зачета в льготный стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В  связи с этим Министерством соц.защиты РФ 27.11.1995г. иМинистерством труда России 01.01.1994г. были направлены разъяснительные письма №4485/1-35@ и №552-кв соответственно, в которых разъяснялось, что «...эти периоды до 06.10.1992г. (то есть до вступления в действие указанного Закона с момента его опубликования) могут засчитываться в льготный стаж независимо от времени обращения за назначением льготной пенсии.

Воспитывать ребенка было не только право, но  и обязанность. При этом государство гарантирует социальное обеспечение для воспитания детей. Конституция имеет наивысшую юридическую силу в Российской Федерации, поэтому не понятно, почему УПФ по г.Н.Тагилу и Пригородному району Свердловской области истолковали законодательство в ухудшающую положение сторону истца и применили обратную силу закона.

Согласно теории права, нормативный акт, ухудшающий положение гражданина, не имеет обратной силы и не может применяться к периодам, следующим до его вступления в законную силу. Поскольку ПП РФ №516 было принято только 11.07.2002г., то оно не может применяться к периодам работы, происходившей до этой даты.

22.08.1989г. согласно Постановлению СМ СССР №677 продолжительность отпуска женщинам, имеющим детей, увеличилась до 3 лет. Данным постановлением было также предусмотрено, что такой отпуск считывается в стаж работы по специальности.

Закон о пенсионном обеспечении и Список, утвержденный Постановлением СМ РСФСР №463 от 06.09.1991г. не предусматривал норму рабочего времени за ставку заработной платы. Такая норма была введена только с 01.09.2000г., соответственно, отпуск по уходу за ребенком подлежит включению в специальный трудовой стаж.

Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение,предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст.ст. 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции РФ, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Такая позиция изложена в Постановлении Конституционного суда РФ по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 29.01.2004г. №2-П.

Таким образом, при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (независимо от того, выработан общий трудовой или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

В спорный период времени истица работала в должности  и наименование должности должно было именоваться только  так. В ее трудовой книжке внесено ненормативное наименование должности.Такого наименования должности как  никогда не существовало и не существует сейчас ни в одном нормативном документе.

Не принимая к зачету стаж работы в указанных учреждениях, комиссия ограничила в пенсионных правах (в праве на зачет трудового стажа для выплаты досрочной пенсии старости при осуществлении педагогической деятельности в учреждениях для детей), которые закреплены в Конституции РФ (ст.19 гарантирует права и свободы без какой-либо дискриминации).

УПФР в зачет специального стажа было включено ... лет ... мес. ... д. При условии включения спорных периодов в специальный стаж, необходимый для назначения пенсии, он составит ... лет ... мес. ... д. + ... мес. ... д. + ... г. ... мес. ... д. + ... мес. ... д. + ... мес. - ... д. = ... лет ... мес. на дату обращения- 19.04.2010г. Учитывая вышеизложенное просит признать право на получение досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», так как на момент обращения за ее назначением 19.04.2010г. у нее имелся специальный трудовой стаж- 25 лет, признав решение комиссии от 21.06.2010г. незаконным, обязать Управление Пенсионного фонда по г.Н.Тагилу и Пригородному району Свердловской области назначить досрочную пенсию с момента обращения за ее назначением, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, включив спорные периоды в специальный трудовой стаж.

Истица Деева М.В. в судебном заседании исковые требования и их обоснование указанное в исковом заявлении поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, пояснил, что 19.04.2010 года истцом были представлены документы для оформления досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Закона №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия устанавливается лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей при специальном стаже не менее 25 лет, независимо от их возраста.

Согласно п.2 ст.27 Закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается данный вид пенсии,  и Правил исчисления периодов работы при необходимости утверждаются Правительством РФ.

УПФР была произведена оценка пенсионных прав истицы по нормам, действующим до введения в действие нового правового регулирования, а также в соответствии с действующим законодательством.

Истицей оспаривается подсчет специального стажа согласно нормам ранее действовавшею правового регулирования.

Право на досрочное назначение пенсии по нормам п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ №173-ФЗ определялось на основании следующих нормативных актов:

Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463 (далее Список №463): Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей; Правил исчисления сроков выслуги, для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года №1067 (далее Список №1067, Правила №1067).

Для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Закона №173-ФЗ необходимо учитывать, чтобы наименование должности и наименование учреждения, в котором осуществлял деятельность заявитель, и условия его работы не противоречили вышеуказанным нормативным актам.

Рассмотрев документы Деевой М.В., было вынесено решение об отказе в назначении пенсии от 21.06.2010 года, в котором определила стаж истицы равным ... годам ... месяцам ... дням.

Не приняты к зачету периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... мес. ... дней)- Школа №, , период отпуска по уходу за ребенком свыше 1,5 лет.

По ранее действующему законодательству до 1989-1990г.г. предусматривалось предоставление женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989г. «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» была увеличена продолжительность частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Согласно разъяснению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989г. №23 24-11, разъяснению Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08.01.1992 № 1, письма Министерства социальной защиты населения РСФСР от 25.04.1994г. № 40-997 время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет включалось в стаж для назначения льготной пенсии.

Содержание этого решения и было внесено в п. 21 разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996г. №5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.ст.12,78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР » право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию по выслуге лет».

Дополнительным письмом, Министерства Труда и Социального развития РСФСР от 10.01.1997г. №14-25 было сообщено, что в соответствии с разъяснением Минтруда России от 22.05.1996г. №5 (пункт 21) в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин только в оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком». Оплачиваемым отпуском по уходу за ребенком является отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Таким образом, правовых оснований включать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отпуска по уходу за ребенком свыше полутора лет не имеется.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... года ... месяца ... дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... месяцев ... дней)- Муниципальное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования №, , так как наименование учреждения не предусмотрено Списками № 463 и №1067.

Слово «школа» в наименовании учреждения отсутствует и в Уставе данного образовательного учреждения, который действовал в спорный период.

Ссылка истицы на ст.12 Закона РФ «Об образовании в РФ» применительно к данной ситуации УПФР считает необоснованной. Работа не во всех видах образовательных учреждений, указанных в ст.12 Закона «Об образовании», включается в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Так, работа в учреждениях высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, в учреждениях дополнительного образования для взрослых не включается в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Также работа в соответствующих должностях в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, центрах образования, учреждениях среднего профессионального образования и т.д. засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, при условии обучения в указанных училищах и учреждениях не менее 50% детей возрасте до 18 лет.

Это ограничительные условия на социальное обеспечение педагогических работников, установленные федеральным законодательством.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... месяца- Муниципальное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования №, , педагогическая нагрузка учителя в объеме 15 часов, так как наименование должности не предусмотрено Списком №781. Выполнение педагогической нагрузки без занятия штатной должности  не может быть принята к зачету в стаж на соответствующих видах работ, так как п. Правил №781 предусматривает включение в стаж на соответствующих видах работ только периоды работы в должностях. Согласно первичных документов, заявитель осуществлял ведение педагогической нагрузки , приказы о зачислении на штатную должность по совместительству учреждением не издавались.

Кроме того, в указанный период имели место отпуска без сохранения заработной платы- ... дня, которые в исковом заявлении не оспариваются.

УПФР как территориальный орган Пенсионного фонда РФ, не вправе устанавливав тождественность наименований учреждений, поскольку указанное полномочие предоставлено Министерству труда и социального развития РФ по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ (п.2 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 года №516, п.4 Постановления Правительства РФ №1067 о г 22.09.1999г).

Отметила, что при вынесении данного решения УПФР руководствовалось действующим законодательством, считаем, что указанное решение было вынесено законно и обоснованно.

На основании выше изложенного Управление Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области просит в удовлетворении заявленных исковых требований Деевой М.В. отказать.

Заслушав стороны, исследовав представленные суду письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии со ст.ст.1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях» (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения, по состоянию на 01 января 2002 года производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона.

Согласно ст.7, п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60лет, и женщины, достигшие 55лет. Трудовая пенсия по старости ранее достижения указанного возраста лицам, не менее 25лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Принятый к зачету специальный стаж педагогической деятельности Деевой М.В. в учреждениях для детей составил ... лет ... мес. ... дней. УПФР произведена оценка пенсионных прав истицы по нормам, действующим до введения в действие нового правового регулирования, а также в соответствии с действующим законодательством (л.д.6-9).

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года, за №781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность. Данный Список содержит не только наименование учреждений, но и наименование должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с педагогической деятельностью.

Часть 2 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» определяет полномочия Правительства РФ утверждать списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия за выслугу лет. В частности, в Списке не поименовано учреждение для детей «Муниципальное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования».

Согласно п.п.19 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет.

Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий утверждаются Правительством РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года за №463 утвержден Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» №340 от 20 ноября 1990 года, применяемый к трудовому стажу до 01 сентября 1999 года.

Согласно п.4 постановления №1067, п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года за №516 Министерству труда и социального развития Российской Федерации по ходатайству федеральных органов исполнительной власти (в том числе Министерству образования РФ) и по согласованию с Пенсионным фондом Российской федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных ст.27 Федерального закона, а также Спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.

Осуществление указанных полномочий государственными органами исполнительной власти имеет своей целью установление и реализацию гражданами конституционного права на пенсионное обеспечение по возрасту (ст.39 Конституции РФ), в связи с чем, в силу ст.ст.2, 18 Конституции Российской Федерации уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан.

Из содержания Списка и Правил, следует, что в основу перечня наименований учреждений положено деление образовательных учреждений по форме собственности (государственные, муниципальные), организационно - правовой форме (учреждения), типам (общеобразовательные, специальные (коррекционные) и др.) и видам (коррекционные учреждения дошкольного образования, коррекционные общеобразовательные учреждения и коррекционные учреждения начального профессионального образования), что в полной мере соответствует положениям ст.12 Закона РФ «Об образовании».

В соответствии со ст.54 Гражданского Кодекса РФ, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно - правовую форму и характер деятельности юридического лица. Наименование юридического лица имеет своей целью его индивидуализацию и в этом значении Список должен содержать перечень всех образовательных учреждений, прошедших государственную регистрацию на территории РФ, в том числе с указанием места нахождения юридического лица. Однако, Списки содержат классификацию образовательных учреждений не по наименованию юридических лиц, а по их правовому статусу, содержание которого определяется не наименованием юридического лица, а его учредительными документами.

Согласно ст.52 ГК РФ, ст.13 Закона РФ «Об образовании», в Уставе образовательного учреждения определяется его наименование, место нахождения, статус образовательного учреждения, организационно- правовая форма, типы и виды реализуемых образовательных программ.

В соответствии со ст.12 Закона Российской федерации «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся воспитанников.

В судебном заседании установлено, что Муниципальное общеобразовательное учреждение среднего (полного) общего образования №являлось муниципальным общеобразовательным учреждением для детей, имели статус самостоятельного юридического лица, учредителем которого выступало Управление образования администрации города Нижний Тагил, реализовывали общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, обязательный минимум которых устанавливается государственным образовательным учреждение реализует образовательные программы.

Уставом МОУ среднего (полного) общего образования № (л.д.34-47), утвержденного начальником Управления образования Администрации г.Н.Тагила Г., согласованного председателем Комитета по управлению имуществом г.Н.Тагила М., зарегистрированного Постановлением Главы Администрации  г.Н.Тагила №657 от 24 июля 1996 года, образовательное учреждение №, установлено, что оно является Муниципальным образовательным учреждением среднего (полного) общего образования, имеет статус юридического лица, имеет свой Устав, действует на основании сметы, имеет расчетный и другие счета в банке, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием. (п.1.1., 12. Устава). Образовательное учреждение реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, обязательный минимум которых устанавливается государственным образовательным стандартом (п.2.2.Устава).

Согласно Постановления Главы Администрации  от 24 июля 1996 года №657 (л.д.25) зарегистрировано муниципальное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования №. Уставный фонд 100% муниципальная собственность.

Из постановления Главы Администрации  от 06 апреля 1998 года №237 «О внесении изменений в наименование муниципальных образовательных учреждений» (л.д.28), следует, что руководителям всех типов и видов муниципальных образовательных учреждений постановлено привести наименования общеобразовательных учреждений соответствие с Перечнем типов и видов муниципальных образовательных учреждений, внести изменения в Уставы образовательных учреждений и зарегистрировать их в установленном порядке в администрациях районов, привести документы, печать и штампы образовательных учреждений в соответствие с измененным наименование до 15 мая 1998 года.

В соответствии с Постановлением Главы Администрации  от 12 мая 2000 года №311 (л.д.27) Муниципальное общеобразовательное учреждение среднего (полного) общего образования № переименовано в муниципальное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу №, являющуюся правопреемником вышеназванного учреждения и зарегистрирован устав в новой редакции. Уставный фонд 100% муниципальная собственность.

Согласно свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации (л.д.17-20) Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № поставлено на учет в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ в Межрайонной ИФНС № по Свердловской области.

Из лицензии №, регистрационный номер № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Муниципальному образованию учреждению среднего (полного) общего образования № (л.д.21) следует, что Департамент образования правительства Свердловской области, разрешает осуществление образовательной деятельности в сфере начального, основного, среднего (полного) общего образования, профильного гуманитарного, технологического образования. Срок действия лицензии ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельства о государственной аккредитации №, регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22) Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № прошло государственную аккредитацию по результатам которой ей установлен следующий государственный статус: общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа. В соответствии с установленным государственным статусом образовательное учреждение реализует образовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования, имеет право на выдачу выпускникам документа государственного образца аттестат об основном общем образовании, аттестат о среднем (полном) общем образовании и на пользование печатью с изображением герба Российской Федерации.

Из свидетельства о государственной аккредитации серии №, выданного Министерством общего и профессионального образования Свердловской области (л.д.23), следует, что Муниципальному общеобразовательному учреждение средняя общеобразовательная школа № по своему статусу относится к общеобразовательному учреждению и является средней общеобразовательной школой, имеет право на выдачу выпускникам документов государственного образца об образовании и (или) квалификации. Свидетельство действительно до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения № от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный № (л.д.24) Муниципальное образовательное учреждение обеспечивает содержание, уровень и качество подготовки выпускников в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. Образовательное учреждение имеет право на выдачу выпускникам документов государственного образца о (об) основном общем среднем образовании. Выдано сроком действия на 5 лет с истечением срока действия ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа Департамента образования Администрации Свердловской области №10 от 05 января 1994 года. Срок действия свидетельства продлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно записей в трудовой книжке (л.д.7-11) Деева М.В. ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу в Школу , ДД.ММ.ГГГГ была уволена по собственному желанию по ст.31 КЗоТ РСФСР, ДД.ММ.ГГГГ принята в среднюю школу № , ДД.ММ.ГГГГ присвоен ... разряд по ЕТС, ДД.ММ.ГГГГ присвоена ... категория, ДД.ММ.ГГГГ присвоена ... квалификационная категория, ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность  по ... р. ЕТС, ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность  в этой школе.

Уставом Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №, утвержденного начальником управления образования администрации г.Н.Тагила С. согласованного председателем комитета по управлению муниципальным имуществом г.Н.Тагила М., зарегистрированного Постановлением Главы администрации  г.Н.Тагила №311 от 12 мая 2000 года З. (л.д.48-58), закреплено что Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № является муниципальным общеобразовательным учреждением среднего (полного) общего образования, имеет статус юридического лица, имеет свой устав действует на основании сметы, может иметь расчетный и другие счета в банке, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием (п.1.1., 1.2. Устава). Школа реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования обязательный минимум которых устанавливается государственным стандартом (п.2.2.Устава).

Согласно справки Департамента образования Администрации города Нижний Тагил от 20 июля 2010 года №500 (лд.61) Деева М.В. действительно работала в МОУ СОШ № с ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) в должности .

Из Книги №2 учета записи выданных аттестатов о среднем образовании, золотых и серебряных медалей и переводных свидетельств с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12-16) следует, что в МОУ СОШ № обучались дети до восемнадцати лет.

Из копии лицевого счета № за ДД.ММ.ГГГГ (л.д.59) следует, что Деева М.В работала в МОУ СОШ № в должности  15 час. И 1,0 ставки .

Ненормативное внесение в трудовую книжку истицы наименование должности  вместо правильного  не может являться основанием к отказу включения спорного периода в специальный стаж истца и отказа в назначении пенсии

Таким образом, тождество образовательных учреждений «Муниципальное образовательное учреждение основного общего образования» и «школа», а также тождество наименования должности «преподаватель» и,не вызывает сомнений и подлежит установлению судом, а спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... г. ... мес. ... д .), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... мес. ... д.)- МОУ №, преподаватель; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... мес.)- МОУ СОШ №, , пед. нагрузка учителя в объеме 15 часов,- включению в специальный стаж педагогической деятельности истицы.

Из содержания Списка и Правил, следует, что в основу перечня наименований учреждений положено деление образовательных учреждений по форме собственности (государственные, муниципальные), организационно - правовой форме (учреждения), типам (общеобразовательные, специальные (коррекционные) и др.) и видам (коррекционные учреждения дошкольного образования, коррекционные общеобразовательные учреждения и коррекционные учреждения начального профессионального образования), что в полной мере соответствует положениям ст. 12 Закона РФ «Об образовании».

Пенсионным органом не был зачтен период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком свыше полутора лет, имевшие место до 06 октября 1992 года.

В силу ст.11 Федерального закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности.

Положения трудового законодательства, действовавшие в спорный период - ст.167 КЗоТ РСФСР 1971 года, ст.71 Основ законодательства СССР и союзных республик о труде 1970 года, предусматривали предоставление женщинам, имеющим детей, по их заявлению, дополнительные отпуска без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года. Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывался в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий, включая пенсии на льготных условиях и в льготных размерах (п.2 разъяснения Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 30 марта 1970 года).

Законом Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР» от 25 сентября 1992 года редакция ст.167 КЗоТ РФ изменена и отпуска по уходу за ребенком стали засчитываться в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности, кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях. Федеральным Законом "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 24 августа 1995 года, а такжест.256 ТК РФ, данные положения ст.167 КЗОТ РФ в редакции от 25 сентября 1992 года сохранены.

В связи с многочисленными обращениями граждан и территориальных органов социальной защиты населения Министерство социальной защиты населения Российской Федерации в письме от 27 ноября 1995 года за №4485/1-34 разъяснило, что Законом Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР" от 25 сентября 1992 года в ст.167 КЗоТ РФ внесено изменение, исключающее возможность зачета в льготный стаж периодов нахождения женщин по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Однако эти периоды до 06 октября 1992 года (то есть до вступления в действие указанного Закона с момента опубликования) могут засчитываться в льготный стаж независимо от времени обращения за назначением льготной пенсии (письмо Минтруда России от 01 января 1994 года №552-кв).

Положения трудового законодательства, действовавшего в период до 06 октября 1992 года (ст.167 КЗоТ РСФСР в редакции от 01 апреля 1972 года и 19 ноября 1982 года, ст.71 Основ законодательства СССР и союзных республик о труде 1970 года, п.п. 1, 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года №677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей»), предусматривали предоставление женщинам, имеющим детей, по их заявлению дополнительного отпуска без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года (с 01 апреля 1972 года по 18 ноября 1982 года), частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года (с 19 ноября 1982 года до 01 июля 1990 года), дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (с 19 ноября 1982 года до 30 ноября 1989 года), частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (с 01 июля 1990 года) и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (с 01 декабря 1989 года). Частично оплачиваемые отпуска и дополнительные отпуска без сохранения заработной платы, предоставлявшиеся до 06 октября 1992 года, засчитывались в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности, в то числе при назначении государственных пенсий, включая пенсии на льготных условиях и в льготных размерах (п.21 Разъяснений от 22 мая 1996 года №5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.ст.12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и пенсию за выслугу лет», утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 22 мая 1996 года №29).

Таким образом, спорный период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... мес. ... д.) - Школа №, ,отпуск по уходу за ребенком свыше 1,5 лет подлежит включению в специальный стаж педагогической деятельности истицы.

Следовательно, педагогическая деятельность Деевой М.В.в спорные периоды отвечает требованиям п.п.19 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и по другим основаниям ответчиком не оспаривается.

Таким образом, решение об отказе в назначении пенсии Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от 21 июня 2010 года за №1969 подлежит признанию незаконным, на ответчика должна быть возложена обязанность включить оспариваемые периоды в специальный трудовой стаж Деевой М.В.

Согласно ст. ст. 12,19 Федерального закона, трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Учитывая изложенное, на период обращения 19.04.2010 года у истицы имелся необходимый 25 летний стаж для назначения пенсии и в соответствии с под.п.19 п.1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ»  на ответчика должна быть возложена обязанность по назначению пенсии в соответствии с под.п.19п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с момента обращения- ДД.ММ.ГГГГ

Руководствуясь ст.ст.12, 194-199, 336 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Деевой М.В. удовлетворить.

Признать за Деевой М.В. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ,.

Признать незаконным решение Государственного Учреждения Управления Пенсионного фонда в городе Нижнем Тагиле Свердловской области от 21 июня2010 года за№1969, об отказе Деевой М.В. в назначении пенсии по п.п.19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на Государственное Учреждение Управления Пенсионного фонда в городе Нижнем Тагиле Свердловской области возложив обязанность включить в специальный стаж Деевой М.В. периоды работы:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... мес. ... д.)- Школа №, ,отпуск по уходу за ребенком свыше 1,5 лет;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... г. ... мес. ... д.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... мес. ... д.)- МОУ №, , так как наименование учреждения не поименовано Списком, утвержденным Постановлением СМ РСФСР №463 от 06 сентября 1991г.;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... мес.)- МОУ СОШ №, , пед. нагрузка учителя в объеме 15 часов, за исключением отпуска без сохранения заработной платы ... дня.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Нижний Тагил и Пригородному району Свердловской области назначить Деевой М.В. досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного текста решения, с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

Судья   И.Н.Зайцева.

Мотивированный текст решения изготовлен 10 августа 2010 года.

Решение вступило в законную силу 23 августа 2010 года.