Дело № 03а–33/2018 Великий Новгород
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 октября 2018 года Новгородский областной суд в составе:
председательствующего судьи Павловой Е.Б.,
при секретаре Ивановой М.С.,
с участием представителей административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области Доник Е.Н., Александровой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области к Христианской Евангельской Церкви п. Крестцы о ликвидации,
у с т а н о в и л:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области (далее – Управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Христианской Евангельской Церкви п. Крестцы о ликвидации, указав, что Управлением юстиции Администрации Новгородской области зарегистрирована Христианская Евангельская Церковь п. Крестцы (далее - Организация), учетный номер <...> основной государственный регистрационный номер <...> от 18 ноября 2002 года. Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) адрес (место нахождения) постоянно действующего руководящего органа Организации – Церковного Совета – <...>; лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени Организации: Руководитель ликвидационной комиссии К.И.В.. В ходе проведенной в отношении Организации плановой документарной проверки Управлением в августе 2014 года было выявлено, что в нарушение положений пункта 1 статьи 54 ГК РФ, части 1 статьи 4 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) в наименовании Организации отсутствовало указание на организационно-правовую форму; в нарушение пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ) участниками организации являлись 9 граждан, что не соответствует установленной Федеральным законом № 125-ФЗ численности и в связи с чем Организация не может иметь статус местной религиозной организации; Организацией не соблюдалось положение подпункта «п» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2011 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ), поскольку в ЕГРЮЛ отсутствовали сведения о кодах Организации по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
По результатам данной проверки Управлением 2 сентября 2014 года в адрес Организации вынесено Предупреждение, обязывающее ее в двухмесячный срок устранить допущенные нарушения.
До настоящего времени данные нарушения не устранены.
28 ноября 2014 года Организация уведомила Управление о принятии решения о ликвидации и об избрании руководителем ликвидационной комиссии К.И.В. Распоряжением Управления от 19 декабря 2014 года № 366-р в ЕГРЮЛ в отношении Организации внесена запись о принятии решения о ликвидации Организации и формировании ликвидационной комиссии от 25 декабря 2014 года за регистрационным номером <...>. Согласно сведениям, поступившим из УФНС Новгородской области, руководитель ликвидационной комиссии К.И.В. умер <...>
На основании распоряжения Управления от 11 июля 2017 года в период с 1 августа по 28 августа 2018 года Управлением в отношении Организации проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой выявлено нарушение Организацией пункта 9 статьи 8 Федерального закона № 125-ФЗ, поскольку организация не проинформировала Управление об изменении сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Организации, организация не осуществляет свою деятельность.
Поскольку Организация осуществляет свою деятельность с неоднократными и грубыми нарушениями действующего законодательства, на основании пункта 3 части 3 статьи 61 ГК РФ, пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 125-ФЗ она подлежит ликвидации по решению суда с исключением сведений о ней из ЕГРЮЛ.
При подготовке дела к судебному разбирательству судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены учредители Организации Коломоец В.В., Пантелеева Ю.П., Калинникова Г.П., Щечка Л.И., Панкина Р.И.
В судебном заседании представители административного истца Управления Доник Е.Н., Александрова И.В. требования поддержали по указанным выше мотивам.
Представитель административного ответчика Организации, представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы России по Новгородской области (далее - УФНС по Новгородской области), заинтересованные лица Коломоец В.В., Пантелеева Ю.П., Калинникова Г.П., Щечка Л.И., Панкина Р.И. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, представитель УФНС по Новгородской области просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с частью 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителей административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 2 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 6 того же Федерального закона общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона № 125-ФЗ религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении (пункт 3 статьи 8 Федерального закона № 125-ФЗ).
В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона № 125-ФЗ религиозная организация обязана соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательство Российской Федерации, а также нормы, предусмотренные ее уставом.
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений.
Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 той же статьи установлено, что в отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: 1) запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта; 2) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций; 3) направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях; 4) проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами. 5) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.
В соответствии со статьей 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона №7-ФЗ некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.
Кроме того, согласно подпункту "п" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в ЕГРЮЛ должны содержаться коды видов экономической деятельности по Общероссийскому классификатору юридического лица.
В судебном заседании из объяснений представителя Управления и письменных материалов дела установлено, что Организация зарегистрирована Отделом юстиции исполкома Новгородского областного Совета народных депутатов 7 сентября 1992 года, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации №<...> в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организациях присвоен учетный номер <...>
15 апреля 1999 года Управлением юстиции Администрации Новгородской области принято решение о перерегистрации Организации, выдано свидетельство о государственной регистрации религиозной организации от 20 января 1999 года № <...>
18 ноября 2002 года Инспекцией МНС России по г.Великий Новгород в ЕГРЮЛ внесена запись о создании Организации, ей присвоен основной государственный регистрационный номер <...>
Согласно данным Устава, свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации, ЕГРЮЛ адрес (место нахождения) постоянно действующего руководящего органа Организации – Церковного Совета – <...>; лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени Организации: Руководитель ликвидационной комиссии К.И.В..
Основные цели деятельности Организации в соответствии с положениями ее Устава: проповедь Евангелия – благой вести Спасения и духовного возрождения; совместное исповедание и распространение веры, поддержание и укрепление догматического и духовного единства, братского общения евангельских христиан; воспитание верующих в чистоте евангельского учения; представительство и защита интересов людей, входящих в Церковь, как внутри страны, так и на международном уровне.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ учредителями Организации являются физические лица: Панкина Р.И., М.З.Г. Калинникова Г.П., И.П.Г.Б.Т.В. Щечка Л.И., П.В.Н. Пантелеева Ю.П., К.И.В.., Коломоец В.В.
При этом согласно актовым записям, пятеро человек из данных учредителей умерли: М.З.Г. умерла <...>., И.П.Г.. - <...>., Б.Т.В. - <...>., П.В.Н. - <...>., К.И.В. - <...>
Из объяснений представителей административного истца и письменных материалов дела в судебном заседании установлено, что в период с 04 августа 2014 года по 29 августа 2014 года Управлением на основании распоряжения от 11.07.2014г. № 206-р в отношении Организации проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности Организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, в ходе которой было установлено, что в наименовании Организации отсутствовало указание на организационно-правовую форму; на момент проведения проверки членами/участниками Организации являлись 9 граждан, что не соответствует требованиям статуса местной религиозной организации; в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствовали сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности Организации.
По результатам проведенной проверки в связи с выявленными нарушениями действующего законодательства 2 сентября 2014 года в адрес Организации Управлением вынесено предупреждение о необходимости устранения выявленных нарушений закона в течение двух месяцев, которое получено Организацией 9 сентября 2014 года.
13 ноября 2014 года Управлением на основании ходатайства Пастора Организации К.И.В.. от 7 ноября 2014 года о продлении срока исполнения предупреждения, Организации продлен срок устранения выявленных нарушений до 01 декабря 2014 года.
Кроме того, предупреждения об устранении аналогичных нарушений выносились Управлением в адрес Организации 06 сентября 2013 года исх. № <...>, 2 июня 2014 года исх.№<...> которые получены Организацией 16 сентября 2013 года и 7 июня 2014 года (соответственно).
До настоящего времени указанные нарушения требований законодательства Российской Федерации Организацией не устранены.
Также в судебном заседании установлено, что 28 ноября 2014 года Организацией в Управление представлено уведомление о принятии решения о ликвидации Организации и об избрании руководителем ликвидационной комиссии Коломоец И.В.
На основании распоряжения Управления от 19 декабря 2014 года № <...> в ЕГРЮЛ в отношении Организации внесена запись о принятии решения о ликвидации Организации и о формировании ликвидационной комиссии от <...>. за регистрационным номером № <...>
До настоящего времени процедура ликвидации Организации не завершена.
11 июля 2018 года Управлением принято распоряжение № <...> - р о проведении в период с <...> плановой документарной проверки соблюдения Организацией законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, а также целей и порядка деятельности, предусмотренных Уставом.
24 июля 2018 года в Управление поступило заявление от супруги руководителя ликвидационной комиссии и учредителя Организации Коломоец В.В с просьбой о ликвидации организации в судебном порядке, так как Организация с декабря 2014 года не Осуществляла свою деятельность и находилась в стадии ликвидации. В связи со смертью К.И.В. и отсутствием членов/участников Организации, процедура ликвидации была не завершена. Избрать нового ликвидатора не представляется возможным. Документы по деятельности Организации отсутствуют, расчётный счет не открывался.
По результатам проведенной плановой документарной проверки Управлением установлено, что Организация фактически не осуществляет свою деятельность, не предоставляет статистическую отчетность, бухгалтерскую финансовую отчетность за 2015-2017 годы, информация о руководителе ликвидационной комиссии в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, размещенном на Интернет-сайте Росфинмониторинга отсутствует. Кроме того, выявлено нарушение Организацией пункта 9 статьи 8 Федерального закона № 125-ФЗ - Организация не проинформировала Управление об изменении сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Организации.
Абзацем 3 пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 125-ФЗ предусмотрено, что религиозная организация может быть ликвидирована по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, Федерального закона № 125-ФЗ и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).
Как следует из материалов дела, предупреждения Организацией в судебном порядке оспорены не были, однако ни в указанные в предупреждениях сроки, ни на момент рассмотрения административного дела вышеперечисленные нарушения, допущенные Организацией, не устранены.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что имеются предусмотренные законом основания для ликвидации Организации в установленном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ, поскольку решение состоялось в пользу Управления, освобожденного от уплаты государственной пошлины, с Организации в доход местного бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в сумме 6000рублей.
Руководствуясь частью 1 статьи 114, статьями 175-180, 264, 265 КАС РФ,
р е ш и л:
Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области к Христианской Евангельской Церкви п. Крестцы о ликвидации удовлетворить.
Ликвидировать Христианскую Евангельскую Церковь п. Крестцы в установленном законом порядке.
Решение является основанием для исключения сведений о Христианской Евангельской Церкви п. Крестцы из Единого государственного реестра юридических лиц.
Взыскать с Христианской Евангельской Церкви п. Крестцы в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 6000 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Новгородский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 26 октября 2018 года.
Председательствующий Е.Б. Павлова