ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 03-50/2022 от 11.08.2022 Новгородского областного суда (Новгородская область)

Дело № 03а-42/2022

УИД 53OS0000-01-2-22-000056-85

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 августа 2022 года г. Великий Новгород

Новгородский областной суд в составе:

председательствующего Алещенковой И.А.,

при секретаре Дерябиной М.В.,

а также прокурора Смирновой М.В.,

с участием Черепановой А.Ф., представителя Черепановой А.Ф. Маркина К.А.,

представителей Избирательной комиссии Новгородской области Балковой Н.А. и Малыгиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Черепановой А.Ф. к Избирательной комиссии Новгородской области о признании незаконным постановления Избирательной комиссии Новгородской области №24/1-7 от 05 августа 2022 года об отказе в регистрации кандидата на должность губернатора Новгородской области Черепановой А.Ф.,

установил:

Постановлением Новгородской областной Думы от 10 июня 2022 года № 210-7 ОД на 11 сентября 2022 года назначены выборы Губернатора Новгородской области.

Постановлением Избирательной комиссии Новгородской области (далее Избирательная комиссия) № 24/1-7 от 05 августа 2022 года Черепановой А.Ф., выдвинутой избирательным объединением «Новгородское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», отказано в регистрации кандидатом на должность Губернатора Новгородской области в связи с представлением для регистрации недостаточного количества достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований.

Черепанова А.Ф. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии Новгородской области о признании незаконным отказа Избирательной комиссии от 05 августа 2022 года (выраженного в постановлении от 05 августа 2022 года № 24/1-7) в регистрации кандидата на должность губернатора Новгородской области Черепановой А.Ф., обязании Избирательной комиссии устранить допущенные нарушения закона, в том числе повторно рассмотреть вопрос о регистрации кандидатов на должность губернатора Новгородской области Никитина А.С., Прокопова А.А., Чурсинова А.Б., Ефимовой О.А., Шруба С.Г., Черепановой А.Ф.

В обоснование административного искового заявления указано, что сбор подписей муниципальных депутатов в поддержку зарегистрированных кандидатов на должность губернатора Новгородской области Никитина А.С., Прокопова А.А., Чурсинова А.Б., Ефимовой О.А., Шруба С.Г. проходил с грубыми нарушениями закона и при использовании административного ресурса, поскольку осуществлен названными кандидатами в результате общих совместных действий (сговора) по заранее спланированной схеме, при содействии чиновников администраций муниципальных районов и округов, глав сельских поселений, в избыточном количестве, что избирательным законодательством не предусмотрено и ему прямо противоречит, а также обеспечивает преимущества одним кандидатам перед другими, нарушая принцип равенства кандидатов. Таким образом, названные кандидаты фактически «муниципальный фильтр» не проходили, следовательно, подписи, представленные ими в Избирательную комиссию, собраны с нарушением закона и являются недействительными.

На момент выдвижения Черепановой А.Ф. кандидатом достаточного количества «свободных» подписей муниципальных депутатов уже не осталось. На обращение Черепановой А.Ф. о поддержке выдвижения и об информировании о ее выдвижении подавляющее большинство глав сельских поселений, председателей представительных органов районов, округов, городских поселений ответили о своем личном участии в «подписной кампании». В 35-ти ответах депутаты подтвердили, что поставили подписи в поддержку других кандидатов, однако впоследствии ни один из кандидатов не представил подписи этих депутатов в Избирательную комиссию. Также имеются еще 17 устных сообщений депутатов о том, что они поддержали выдвижение кандидатов, но их подписи также в Избирательную комиссию представлены не были. Кроме того, обнаружены факты «подмены» подписей либо введения депутатов в заблуждение. Таким образом, не менее 52 (из 390) подписей депутатов представительных органов муниципальных районов, муниципальных округов и городского округа Новгородской области были заведомо получены излишне, но в Избирательную комиссию не представлены. Злоупотребление правом, выразившееся в сборе подписей муниципальных депутатов в поддержку указанных пяти кандидатов в количестве, более чем на 5 % превышающем количество, необходимое для регистрации, нарушило права Черепановой А.Ф., заблокировав ее участие в выборах. Сбор подписей депутатов представительных органов муниципальных образований в избыточном количестве прямо противоречит избирательному законодательству и постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2012 года №32-П.

К участию в деле привлечены прокурор в целях дачи заключения по делу, а также Новгородское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» и Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» в качестве заинтересованных лиц.

В судебное заседание представитель Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем судебное заседание проведено в его отсутствие.

В судебном заседании Черепанова А.Ф. и ее представитель Маркин К.А. заявленные административные исковые требования поддержали по доводам, приведенным в административном исковом заявлении.

Представитель Новгородского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» Черепанова А.Ф. административные исковые требования Черепановой А.Ф. поддержала по мотивам, представленным в письменном отзыве на иск.

Представители Избирательной комиссии Балкова Н.А. и Малыгина Т.В. против удовлетворения административного искового заявления возражали по мотивам, приведенным в письменном отзыве на иск.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в административном деле, исследовав письменные материалы дела, в том числе папки с листами поддержки кандидата, представленные кандидатом Черепановой А.Ф. в Избирательную комиссию, заслушав заключение прокурора Смирновой М.В., полагавшего в удовлетворении административного иска отказать, суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 67-ФЗ).

Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, на должность высшего должностного лица выдвигаются избирательным объединением, в случае, если это предусмотрено законом субъекта Российской Федерации - также путем самовыдвижения (пункт 2 статьи 32 Федерального закона № 67-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 8 Областного закона Новгородской области от 30 мая 2012 года № 75-ОЗ «О выборах Губернатора Новгородской области» (далее Областной закон № 75-ОЗ) кандидаты на должность Губернатора области выдвигаются избирательными объединениями.

В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что это решение принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.

Пунктом 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, к числу которых относится: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт «д»), недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации (подпункт «д.1»).

Аналогичные основания для отказа в регистрации кандидата предусмотрены подпунктом 6 части 3 статьи 33 Областного закона № 75-ОЗ.

Согласно статье 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии в том числе необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона. (пункт 1)

В соответствии с пунктом 17 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число указанных подписей определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».

Порядок сбора указанных подписей и порядок их проверки определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. (пункт 11 статьи 22 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»).

В соответствии с частями 1, 2, 4, 5 статьи 30 Областного закона № 75-ОЗ в поддержку выдвижения кандидата должны быть собраны подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, находящихся на территории Новгородской области. Число таких подписей должно составлять 10 процентов от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов Губернатора области, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований, находящихся на территории Новгородской области.

В числе лиц, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения кандидата, должны быть депутаты представительных органов муниципальных районов, муниципальных округов и городского округа и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов, муниципальных округов и городского округа Новгородской области. Число подписей таких депутатов и (или) глав муниципальных образований должно составлять 10 процентов от общего числа депутатов представительных органов муниципальных районов, муниципальных округов и городского округа, предусмотренного уставами этих муниципальных районов, муниципальных округов и городского округа на день принятия решения о назначении выборов Губернатора области, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных районов, муниципальных округов и городского округа Новгородской области.

Кандидат должен быть поддержан депутатами представительных органов муниципальных районов, муниципальных округов, городского округа и (или) избранными на муниципальных выборах главами муниципальных районов, муниципальных округов, городского округа не менее чем в трех четвертях муниципальных районов, муниципальных округов и городского округа, находящихся на территории Новгородской области.

Число лиц, которое (в абсолютном выражении) необходимо для поддержки выдвижения кандидата в соответствии с частями 1 - 3 настоящей статьи, а также число муниципальных образований (в абсолютном выражении), указанное в части 4 настоящей статьи, определяется и обнародуется Избирательной комиссией области в течение пяти дней со дня назначения выборов Губернатора области.

Постановлением Избирательной комиссии от 14 июня 2022 года № 4/1-7 «О числе подписей, необходимых для поддержки выдвижения кандидата на должность Губернатора Новгородской области при проведении выборов Губернатора Новгородской области 11 сентября 2022 года» определено число подписей депутатов представительных органов муниципальных образований, необходимых для поддержки выдвижения кандидата на должность Губернатора Новгородской области, в количестве 114. В числе этих 114 подписей число подписей депутатов представительных органов муниципальных районов, муниципальных округов и городского округа Новгородской области, составляет 39. Кандидат на должность Губернатора Новгородской области должен быть поддержан депутатами представительных органов муниципальных районов, муниципальных округов и городского округа не менее чем в 17 муниципальных районах, муниципальных округах и городском округе Новгородской области. Максимальное число подписей депутатов представительных органов муниципальных образований, представляемых кандидатом на должность Губернатора Новгородской области в Избирательную комиссию Новгородской области для регистрации, определено в количестве 119. Максимальное число подписей депутатов представительных органов муниципальных районов, муниципальных округов и городского округа, представляемых кандидатом на должность Губернатора Новгородской области в Избирательную комиссию Новгородской области для регистрации, определено в количестве 41.

В силу частей 1 и 3 статьи 31 Областного закона № 75-ОЗ листы поддержки кандидата с подписями депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в поддержку выдвижения кандидата и список лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата представляются кандидатом в Избирательную комиссию области единовременно вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата.

В соответствии со статьей 32 Областного закона № 75-ОЗ избирательная комиссия области проверяет соблюдение порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего областного закона. Для проверки соблюдения порядка выдвижения кандидата, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, Избирательная комиссия области создает рабочую группу из числа членов Избирательной комиссии области, работников ее аппарата. В состав рабочей группы могут включаться члены территориальных избирательных комиссий Новгородской области. Избирательная комиссия области не позднее чем за три дня до дня заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает кандидата о результатах проверки подписей. Проверке подлежат все подписи, представленные кандидатом для регистрации и соответствующие сведения, содержащиеся в листах поддержки кандидата. По результатам проверки подпись может быть признана достоверной или недостоверной либо не зачтена. По окончании проверки листов поддержки кандидата по каждому кандидату составляется итоговый протокол, который подписывается руководителем рабочей группы - членом Избирательной комиссии области с правом решающего голоса и представляется в Избирательную комиссию области для принятия решения. Протокол прилагается к решению Избирательной комиссии области.

В судебном заседании установлено, что 27 июля 2022 года кандидатом на должность Губернатора Новгородской области Черепановой А.Ф. в Избирательную комиссию представлены документы для регистрации, в том числе листы поддержки кандидата, содержащие 14 подписей депутатов представительных органов муниципальных образований Новгородской области, из них число подписей депутатов муниципальных районов, муниципальных округов и городского округа - 4, собранных в муниципальных районах, муниципальных округах, городском округе - 4.

По итогам проведенной в Избирательной комиссии Новгородской области проверки 4 подписи, представленные в поддержку кандидата на должность Губернатора Новгородской области Черепановой А.Ф., не засчитаны на основании части 10 статьи 32 областного закона № 75-03, поскольку проставившие указанные подписи депутаты представительных органов муниципальных образований Новгородской области ранее поддержали других кандидатов.

Таким образом, количество достоверных подписей, проставленных в листах поддержки кандидата на должность Губернатора Новгородской области Черепановой А.Ф., составляет 10 подписей депутатов представительных органов муниципальных образований Новгородской области, из них число подписей депутатов муниципальных районов, муниципальных округов и городского округа - 1, собранных в муниципальных районах, муниципальных округах, городском округе – 1.

В соответствии с постановлением Избирательной комиссии от 01 августа 2022 года №22/1-7 1 августа 2022 года Черепановой А.Ф. вручено извещение о том, что кандидатом представлено недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований для регистрации кандидата на должность Губернатора Новгородской области и о недостатках в оформлении документов, представленных на регистрацию, что не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, представленные в Избирательную комиссию для регистрации кандидата, т. е. не позднее 3 августа 2022 года. Черепанова А.Ф. уведомлена о заседании Избирательной комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата на должность Губернатора Новгородской области Черепановой А.Ф.

3 августа 2022 года кандидатом на должность Губернатора Новгородской области Черепановой А.Ф. внесены уточнения в ранее представленный список лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата на должность Губернатора Новгородской области.

Поскольку количество достоверных подписей, проставленных в листах поддержки кандидата на должность Губернатора Новгородской области Черепановой А.Ф., составило 10 подписей депутатов представительных органов муниципальных образований Новгородской области, из них число подписей депутатов муниципальных районов, муниципальных округов и городского округа - 1, собранных в муниципальных районах, муниципальных округах, городском округе – 1, что является недостаточным и свидетельствует о невыполнении Черепановой А.Ф. обязательного условия для регистрации кандидатом на должность Губернатора Новгородской области, оснований для признания оспариваемого постановления Избирательной комиссии и удовлетворения административных исковых требований суд не находит. При этом суд также исходит из того, что нормы избирательного законодательства не наделяют избирательную комиссию полномочиями устанавливать причины неисполнения кандидатом обязанности собрать в поддержку своего выдвижения подписи депутатов.

Доводы, приводимые административным истцом в административном иске и в судебном заседании о том, что для проверки обоснованности отказа Черепановой А.Ф. в регистрации необходимо исследовать доказательства, подтверждающие незаконные согласованные действия (сговор) зарегистрированных пяти кандидатов на должность губернатора Новгородской области по сбору подписей, в том числе в количестве, превышающем установленный законом предел, приведшие к созданию препятствий к сбору подписей Черепановой А.Ф., подлежат отклонению, поскольку в рамках настоящего дела подлежит оценке законность решения избирательной комиссии, принятого в отношении Черепановой А.Ф., выяснение же обстоятельств, связанных с представлением подписей депутатов в поддержку иных кандидатов, то есть влияющих на законность решений об их регистрации, а не о регистрации Черепановой А.Ф., произведена быть не может, поскольку не входит в компетенцию избирательной комиссии и не может повлиять на законность ее решения.

Конституционно-правовое истолкование норм избирательного законодательства, данное в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2012 года № 32-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы», на которое ссылается административный истец, данный вывод не опровергает.

Указанным постановлением выявлен конституционно-правовой смысл положений абзацев восьмого, девятого, десятого, одиннадцатого и шестнадцатого пункта 3 статьи 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также пунктов 17 - 20 статьи 37 и подпункта «д.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предусматривающих в качестве обязательного условия регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) получение поддержки со стороны определенного законом субъекта Российской Федерации числа депутатов в пределах, установленных федеральным законодательством (от 5 до 10 процентов).

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что эти законоположения предполагают обязанность законодателя субъекта Российской Федерации при установлении необходимого для подтверждения поддержки кандидата на соответствующую должность числа выборных лиц местного самоуправления исходить из конкретных условий развития партийно-политических отношений в данном субъекте Российской Федерации, а также исключают возможность создания искусственных препятствий выдвижению других кандидатов, сбора и представления в этих целях подписей выборных должностных лиц местного самоуправления в количестве, превышающем более чем на 5 процентов установленное законом субъекта Российской Федерации число подписей.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Областного закона № 75-ОЗ число подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представляемое в Избирательную комиссию области, может превышать число подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, указанное в части 1 статьи 30 настоящего областного закона, но не более чем на 5 процентов. Число подписей депутатов представительных органов муниципальных районов, муниципальных округов и городского округа и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов, муниципальных округов и городского округа, представляемое в Избирательную комиссию области, может превышать число подписей, указанное в части 2 статьи 30 настоящего областного закона, но не более чем на 5 процентов. Этими положениями областного закона по смыслу, выраженному в приведенном постановлении, исключена возможность создания искусственных препятствий выдвижению кандидатов, в том числе Черепановой А.Ф.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в указанном постановлении, участие выборных лиц местного самоуправления в выдвижении кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - хотя оно осуществляется в стадии избирательного процесса, предшествующей регистрации кандидата, и сопоставимо по внешним признакам с формами (способами) подтверждения поддержки кандидатов избирателями - имеет иное предназначение.

Поддержка кандидата выборными лицами местного самоуправления, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 24 декабря 2012 года № 32-П, свидетельствует в числе прочего и об определенной интегрированности кандидата в политическую систему общества, соответственно, означает в конкретном социально-историческом контексте и признание реальной способности кандидата в случае победы на выборах решать задачи, относящиеся к компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), обеспечивая комплексное социально-экономическое развитие региона и составляющих его муниципальных образований.

Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной им в ряде решений, законодатель вправе предусмотреть в интересах избирателей специальные предварительные условия, позволяющие исключить из избирательного процесса тех его участников, которые не имеют достаточной поддержки избирателей (постановления от 17 ноября 1998 года № 26-П и от 11 июня 2002 года № 10-П, определения от 25 марта 1999 года № 32-О, от 6 июля 2010 года № 1087-О-О, от 24 февраля 2011 года № 202-О и др.).

В данном случае Черепанова А.Ф. наличие такой способности поддержкой выборными лицами местного самоуправления в достаточном количестве муниципальных районов и городских округов, вне зависимости от причин, не подтвердила.

При таком положении в удовлетворении административных исковых требований Черепановой А.Ф. надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного искового заявления Черепановой А.Ф. к Избирательной комиссии Новгородской области о признании незаконным постановления Избирательной комиссии Новгородской области №24/1-7 от 05 августа 2022 года об отказе в регистрации кандидата на должность губернатора Новгородской области Черепановой Анны Федоровны отказать.

На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление, в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Новгородский областной суд в течение 5 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 11 августа 2022 года.

Председательствующий И.А. Алещенкова