ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 03-52/2022 от 13.10.2022 Новгородского областного суда (Новгородская область)

Адм. дело № 03а-44/2022

УИД 53ОS0000-01-2022-000058-79

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Великий Новгород 13 октября 2022 года

Новгородский областной суд в составе

председательствующего судьи Макаровой Л.В.,

при секретаре Семеновой М.И.,

с участием прокурора Жуковой Е.С.,

представителя административного истца Общества с ограниченной ответственностью «Тепловая Компания Новгородская» Вахромеева А.В.,

представителей административного ответчика Комитета по тарифной политике Новгородской области Павленко В.С., Крутяковой Н.А.,

специалистов Поздняковой Л.П., Петровой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Тепловая Компания Новгородская» к Комитету по тарифной политике Новгородской области о признании Постановления от 15 июля 2022 года № <...> «О долгосрочных параметрах регулирования, тарифах на тепловую энергию (мощность) общества с ограниченной ответственностью «Тепловая Компания Новгородская» (блок-модульная котельная – <...>) на 2022-2025 годы» недействующим,

установил:

Постановлением Комитета по тарифной политике Новгородской области (далее - Комитет) от 15 июля 2022 года № <...> «О долгосрочных параметрах регулирования, тарифах на тепловую энергию (мощность) общества с ограниченной ответственностью «Тепловая Компания Новгородская» (блок-модульная котельная – <...>) на 2022-2025 годы» обществу с ограниченной ответственностью «Тепловая Компания Новгородская» (блок-модульная котельная – <...>) (далее - Общество) установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов в сфере те6плоснабжения, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования на 2022-2025 годы, для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов (приложение № 1) и тарифы на тепловую энергию (мощность) на 2022-2025 годы (приложение № 2) (далее – Постановление Комитета № 33).

Указанное постановление опубликовано в газете «Новгородские ведомости» (деловая пятница) № 31, 22 июля 2022 года и размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 19 июля 2022 года.

Общество обратилось в суд с административным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Комитету о признании недействующим данного постановления со дня его принятия.

В обоснование доводов административного иска Общество указало на несоответствие оспариваемого постановления положениям Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э. При расчете тарифов Комитетом необоснованно применен метод индексации установленных тарифов вместо предложенного Обществом метода экономически обоснованных расходов (затрат) и установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности Общества на долгосрочный период регулирования, необоснованно занижен размер необходимой валовой выручки за счет занижения нормативной численности производственного персонала Общества для обслуживания указанной котельной и, соответственно, занижения расходов на оплату труда этого персонала, из необходимой валовой выручки исключены расходы на единый платежный документ (услуги МУП «ИАЦ по ЖКХ) и расчетная предпринимательская прибыль, что противоречит принципу достижения и соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей и повлекло за собой нарушение прав Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на установление экономически обоснованного тарифа.

Определением суда от 12 августа 2022 года к участию в деле в целях дачи заключения привлечен прокурор Новгородской области.

В судебном заседании, назначенном на 19 сентября 2022 года, объявлен перерыв до 10 октября 2022 года, до 13 октября 2022 года.

В судебном заседании представитель административного истца Общества Вахромеев А.В. административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске и дополнений к нему.

Представители административного ответчика Комитета Павленко В.С., Крутякова Н.А. административный иск не признали по основаниям, изложенным в письменных возражениях и дополнениях к возражениям, приобщенных к материалам дела, пояснив, что оспариваемое Постановление принято в пределах компетенции Комитета, с соблюдением установленной процедуры принятия, правил введения в действие и опубликования, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, прав и законных интересов Общества не нарушает.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Жуковой Е.С., полагавшей административные исковые требования Общества не подлежащими удовлетворению, суд находит административное исковое заявление Общества не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется, в том числе, Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения» (далее – Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э (далее – Методические указания).

В соответствии с пунктом 23 статьи 2 Закона о теплоснабжении тарифы в сфере теплоснабжения представляют собой систему ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

Статья 8 указанного Закона предусматривает несколько видов цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащих регулированию, включая тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.

Согласно части 1, пункту 1 части 2 статьи 5, части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении установление тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

Комитет осуществляет данные полномочия в сфере тарифного регулирования в соответствии с пунктами 2.2.1, 3.4.7 Положения о комитете по тарифной политике Новгородской области, утвержденного постановлением Правительства Новгородской области от 21 июля 2016 года № 258.

Решение об установлении Обществу долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию (мощность) в отношении блок-модульной котельной – <...>, на 2022-2025 годы принято на заседании Правления Комитета 15 июля 2022 года большинством голосов (6 человек) от общего числа членов Правления (8 человек), с участием приглашенного представителя Общества, в установленной форме, размещено на официальном интернет-портале правовой информации и опубликовано в газете «Новгородские ведомости» в установленные сроки и порядке (статья 16 Областного закона Новгородской области от 6 января 1995 года № 9-ОЗ «О нормативных правовых актах законодательного (представительного) и исполнительных органов государственной власти Новгородской области»).

Таким образом, оспариваемое Обществом Постановление принято уполномоченным органом в установленной форме при наличии необходимого кворума коллегиального органа, с соблюдением порядка его принятия, правил введения в действие и опубликования.

Как установлено в судебном заседании из объяснений лиц, участвующих в деле, и письменных материалов дела, согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц от 19 января 1915 года основным видом экономической деятельности Общества является производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии).

Услуги по теплоснабжению на территории Новгородской области, в отношении которых осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), Общество осуществляет с 2013 года, на территории городского округа – город Великий Новгород - с 2016 года.

Общество на основании договора купли-продажи недвижимого имущества № <...> от 1 апреля 2022 года приобрело в собственность здание отдельно стоящей автоматизированной водогрейной котельной с оборудованием, мощностью 1800 кВт, общей площадью 35, 4 кв. м, расположенной по адресу <...>

Общество письмом от 16 июня 2022 года № <...> обратилось в Комитет (вх. № <...> от 22 июня 2022 года) с предложением об установлении тарифа на тепловую энергию на период с 1 августа 2022 года по 31 декабря 2022 года в отношении указанной блочно-модульной котельной 79М в размере 2413,08 руб./Гкал методом экономически обоснованных расходов (затрат), представив свои расчеты и обосновывающие документы.

За установлением тарифа на тепловую энергию в отношении данной системы теплоснабжения Общество обратилось впервые.

На основании пункта 12 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и Административного регламента предоставления государственной услуги по установлению цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденного постановлением комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 30 апреля 2014 года № 13/7, Комитетом открыто дело об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) на 2022-2025 годы методом индексации, о чем Общество уведомлено письмом от 7 июля 2022 года № КЦ-1073-И.

7 июля 2022 года Обществом в Комитет представлены дополнительные материалы в обоснование предлагаемых тарифов.

Достоверность представленных Обществом документов была подтверждена подписями его руководителя и уполномоченных должностных лиц.

Специалистом Комитета в период с 22 июня 2022 года по 13 июля 2022 года проведена экспертиза представленных Обществом документов.

Комитетом на основании пункта 26 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения принято решение о выборе метода регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность), поставляемую Обществом потребителям, на долгосрочный период регулирования 2022-2025 годы методом индексации установленных тарифов.

Постановлением Комитета № <...> согласно Приложению № 2 Обществу установлены тарифы на тепловую энергию в виде одноставочного тарифа на 2022-2025 годы с календарной разбивкой по полугодиям в следующих размерах: со дня, следующего по истечении десяти дней после официального опубликования постановления по 31 декабря 2022 года: для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения – 1554, 72 руб./Гкал, для населения (с учетом НДС) – 1865, 66 руб./Гкал: с 1 января 2023 года по 30 июня 2023 года для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения – 1554, 72 руб./Гкал, для населения (с учетом НДС) - 1865, 66 руб./Гкал; с 1 июля 2023 года по 31 декабря 2023 года для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения – 1597, 34 руб./Гкал, для населения (с учетом НДС) -1916,81 руб./Гкал; с 1 января 2024 года по 30 июня 2024 года для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения – 1597,34 руб./Гкал, для населения (с учетом НДС) - 1916, 81 руб./Гкал; с 1 июля 2024 года по 31 декабря 2024 года для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения – 1641, 24 руб./Гкал, для населения (с учетом НДС) -1969,48 руб./Гкал; с 1 января 2025 года по 30 июня 2025 года для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения – 1641, 24 руб./Гкал, для населения (с учетом НДС) – 1969,48 руб./Гкал; с 1 июля 2025 года по 31 декабря 2025 года для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения – 1695, 36 руб.\Гкал, для населения (с учетом НДС) – 2034,44 руб.\Гкал.

Приложением № 1 к Постановлению Комитета № <...> установлены долгосрочные параметры регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов: базовый уровень операционных расходов в размере 741, 58 тыс. руб.; удельный расход топлива на производство единицы тепловой энергии - 156,02 кг у.т./Гкал.

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечения экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала; обеспечения недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения (пункты 5, 6, 7 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении).

Согласно части 4 статьи 10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с применением метода индексации установленных тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее пяти лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Цены (тарифы) в сфере теплоснабжения при осуществлении их государственного регулирования на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устанавливаются в порядке, предусмотренном Основами ценообразования.

В соответствии с пунктами 2 и 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, которая представляет экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый данной организации для осуществления тарифицируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на такой период.

Согласно пункту 71 Основ ценообразования и пункту 35 Методических указаний при установлении тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка рассчитывается на каждый год долгосрочного периода регулирования до начала такого периода исходя из суммы операционных (подконтрольных) расходов, неподконтрольных расходов, расходов на покупку энергетических ресурсов, нормативной прибыли, величины, учитывающей результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и расчетной предпринимательской прибыли.

Как следует из материалов дела, при установлении тарифов на 2022-2025 годы с применением метода индексации установленных тарифов Комитет на период со дня, следующего по истечении десяти дней после официального опубликования постановления (1 августа 2022 года) по 31 декабря 2022 года, рассчитал размер необходимой валовой выручки Общества в размере 3073, 66 тыс. руб., исходя из операционных (подконтрольных) расходов в размере 741, 58 тыс. руб., неподконтрольных расходов в размере 254, 89 тыс. руб., расходов на приобретение (производство) энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя в размере 2077, 19 тыс. руб.

При этом базовый уровень операционных расходов на первый расчетный год определен Комитетом методом экономически обоснованных расходов (затрат).

Пунктом 19 Основ ценообразования предусмотрено, что выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования с учетом предложения регулируемой организации в соответствии с положениями пунктов 17, 54 и 55 настоящего документа, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим настоящего пункта. Порядок учета предложения регулируемой организации о выборе метода регулирования устанавливается Правилами.

В соответствии с пунктом 26 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами с учетом предложения регулируемой организации. Разногласия, возникающие между органами регулирования и регулируемыми организациями в связи с выбором органом регулирования метода регулирования тарифов, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2018 года № 533 «Об утверждении Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 января 2009 года № 14 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, который в силу пункта 10 части 2 статьи 7 Закона о теплоснабжении рассматривает разногласия между органом регулирования и регулируемой организацией в связи с выбором метода регулирования тарифов и принимает решения, обязательные для исполнения, является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).

Вместе с тем, с заявлением о рассмотрении спора в порядке, установленном названным Постановлением, Общество в ФАС России не обращалось.

Согласно пункту 17 Основ ценообразования метод экономически обоснованных расходов (затрат) применяется в одном из следующих случаев: а) в случае если в отношении организации ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов); б) в случае установления цен (тарифов) на осуществляемые отдельными организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов; в) в случае если у регулируемой организации отсутствуют договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенные с 1 января 2014 г., и оставшийся срок действия всех договоров аренды, заключенных регулируемой организацией до 1 января 2014 г., иных договоров, подтверждающих право временного владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, за исключением концессионных соглашений, на день подачи заявления об утверждении тарифов составляет менее 3 лет; г) в случае если теплоснабжающей организацией заключены договоры теплоснабжения и (или) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя по ценам, определенным соглашением сторон в отношении всего объема полезного отпуска тепловой энергии (теплоносителя), и указанная организация начинает реализовывать (производить) тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по подлежащим регулированию ценам (тарифам) в случаях, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 5(2) настоящего документа, то при установлении органом регулирования цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения расчетный объем полезного отпуска соответствующего вида продукции на расчетный период регулирования определяется в соответствии с пунктом 22 настоящего документа.

Как установлено пунктом 6 Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, утвержденной Приказом ФСТ России от 12 апреля 2013 года № 91, регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением следующих видов деятельности: а) производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более; б) производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии менее 25 МВт; в) производство тепловой энергии (мощности) не в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии; г) производство теплоносителя с дифференциацией по виду теплоносителя (вода, пар, а также с дифференциацией по параметрам пара, если такая дифференциация предусмотрена при установлении тарифов или по способам очистки воды на водоподготовительных установках источника тепловой энергии); д) передача тепловой энергии и теплоносителя; е) сбыт тепловой энергии и теплоносителя; ж) подключение к системе теплоснабжения; з) поддержание резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии.

Согласно позиции ФАС России, изложенной в приказе от 10 марта 2016 г. № 221/16, учет органом регулирования предложений регулируемой организации по выбору метода регулирования не является императивным требованием, а носит диспозитивный характер, и орган регулирования вправе выбрать иной метод регулирования, отличный от предложенного регулируемой организацией.

Выбор метода регулирования осуществляется на этапе подачи предложения об установлении тарифов и открытии дела об установлении тарифов и определяет последующие особенности расчета необходимой валовой выручки предприятия на каждый год долгосрочного периода.

Метод индексации установленных тарифов в силу упомянутых норм является одним из методов регулирования тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования.

В судебном заседании установлено, что Общество осуществляет деятельность по производству, передаче тепловой энергии (мощности) не в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии потребителей на территории Новгородской области и городского округа – город Великий Новгород.

Постановлением Комитета от 18 декабря 2018 года № <...> «О долгосрочных параметрах регулирования, тарифах на тепловую энергию (мощность) общества с ограниченной ответственностью «Тепловая Компания Новгородская» (кроме системы коммунальной инфраструктуры теплоснабжения, являющейся объектом концессионного соглашения от 29.04.2016, котельных: № <...>; № <...>, и № <...> и объектов теплоснабжения, расположенных на территории <...>, являющихся объектом концессионного соглашения от 12.07.2021 № 519) на 2019 - 2023 годы» для Общества установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) на территории Новгородской области, включая городской округ – город <...>.

При таких обстоятельствах, вопреки доводам представителя Общества, предусмотренные пунктом 17 Основ ценообразования основания для установления Обществу тарифа на тепловую энергию (мощность) методом экономически обоснованных расходов (затрат) отсутствовали.

В соответствии с пунктами 33, 36, 37 Методических указаний в случае применения метода индексации при установлении тарифов на первый год долгосрочного периода регулирования необходимая валовая выручка в части базового уровня операционных расходов определяется методом экономически обоснованных расходов в соответствии с главой IV Методических указаний.

Данное предписание Комитетом исполнено.

Поскольку метод регулирования тарифов определяется на весь долгосрочный период регулирования, а базовый уровень операционных расходов на первый расчетный год устанавливается методом экономически обоснованных расходов, постольку Комитетом принято правильное решение о выборе метода регулирования тарифов (метод индексации) для Общества.

Под операционными расходами в соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования понимаются расходы регулируемой организации, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, величина которых зависит от деятельности регулируемой организации и в отношении которых должны приниматься меры по их снижению при сопоставимых условиях; под базовым уровнем расходов - уровень расходов регулируемой организации, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности, установленный на первый год долгосрочного периода регулирования.

Установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование данных предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов) (пункты 15, 16, 28 и 33 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения).

Согласно подпункту 3 пункта 37 Методических указаний при расчете базового уровня операционных расходов учитываются, в том числе, расходы на оплату труда.

Из экспертного заключения следует, что при расчете необходимой валовой выручки Общества на расчетный период 2022 года расходы Общества на оплату труда снижены ввиду корректировки численности работников и фонда оплаты труда для работников, обслуживающих котельную 79М.

Так, Обществом предложено учесть численность производственного персонала 2,5 ед., исходя из того, что котельная 79М должна быть укомплектована: для облуживания теплоэнергетического оборудования - слесарем 5 разряда по контрольно-измерительным приборам и автоматике, ведущим инженером по контрольно-измерительным приборам и автоматике; для обслуживания оборудования химической водоподготовки (отбор и анализ проб горячей воды) - техником 1 категории водо-химической службы; для уборки котельной - уборщиком производственных и служебных помещений, расходы на оплату труда указанного персонала - 97733 руб. в месяц или 1172,8 тыс. руб. в год.

В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Как установлено судом, Общество включено в территориальный реестр организаций, на которых распространяется Отраслевое тарифное соглашение в жилищно- коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, утвержденное Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы работников жизнеобеспечения (далее - Отраслевое тарифное соглашение), действие которого дополнительным соглашением к Отраслевому тарифному соглашению продлено на три года, до 31 декабря 2022 года.

Вместе с заявлением об установлении тарифов Обществом для обоснования расходов по оплате труда в Комитет представлены расчет расходов на оплату труда по Обществу по котельной № 79М, штатное расписание по котельной № 79М без даты, без подписи в формате Excel, Отраслевое тарифное соглашение, Динамика изменений базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда без подписи, без даты, Коллективный договор Общества на 2020-2022 годы, Справочная информация СПС Консультант плюс «Индекс потребительских цен» в 2020 году, Информация «Об индексации минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда на II квартал 2019 года», письмо Комитета экономического развития и инвестиций Администрации Великого Новгорода от 8 июня 2020 года № 694 «Об индексации заработной платы», письмо Общества от 21 февраля 2014 года № <...>.

Утвержденное руководителем Общества штатное расписание, приказы о приеме на работу персонала, работающего на котельной 79М, документы, подтверждающие фактическую численность и начисление оплаты труда персоналу, работающему на указанной котельной, копии бухгалтерской и статистической отчетности в Комитет представлены не были, в связи с чем Комитетом нормативная численность на котельную рассчитана и учтена на 2022 год в количестве 1,81 ед., расходы на оплату труда учтены в базовом уровне операционных расходов в размере 679, 57 тыс. руб. исходя из нормативной численности производственного персонала и среднемесячной заработной платы в размере 31207, 87 руб., с учетом ставки рабочего первого разряда 11530 руб. в месяц (согласно пункту 4 приложения № 1 Отраслевого соглашения), с учетом индексации, предусмотренной пунктом 2.4. Отраслевого соглашения, с учетом межразрядных коффициентов, коэффициентов особенностей работ и процента премии, что не превышает среднемесячную заработную плату работников в муниципальных образованиях Новгородской области за период январь-июнь 2022 года по данным Новгородстата.

При этом при расчете нормативной численности персонала для обслуживания котельной Комитет правомерно руководствовался приказом Госстроя России от 22 марта 1999 года № 65 «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства» и изложенной в решениях, разъяснениях ФАС России № 21 «Об особенностях применения отдельных положений законодательства о государственном регулировании цен (тарифов)», утвержденных Президиумом ФАС России от 21 марта 2022 года, согласно которым при осуществлении регулируемой деятельности при определении расходов на оплату труда расчет численности руководителей, специалистов и служащих необходимо производить в соответствии с требованиями Основ и исходя из непревышения нормативной численности по соответствующему виду деятельности. Указанный подход применяется при установлении тарифов в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, электроэнергетики, а также в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

При таких обстоятельствах, доводы Общества о неправомерном занижении нормативной численности производственного персонала и расходов на оплату труда суд находит несостоятельными.

Согласно пункту 73 Основ ценообразования величина операционных расходов определяется в соответствии с пунктами 58 - 60 настоящего документа и включает в себя, в том числе расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и других работ и услуг.

Пунктами 24, 35-37 Методических указаний предусмотрено, что вышеуказанные расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, определяются с учетом требований пункта 32 настоящих Методических указаний, согласно которому объем плановых (расчетных) расходов определяется исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг). При определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в соответствии с пунктами 28-31 Основ.

В соответствии с пунктом 33 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.

Обществом при расчете тарифа было предложено учесть расходы на услуги МУП «ИАЦ по ЖКХ» по формированию и доставке единого платежного документа в размере 4,79 тыс. руб., в подтверждение чего в Комитет представлен Агентский договор № 709 от 30 сентября 2021 года, заключенный между Обществом и МУП «ИАЦ по ЖКХ».

Комитетом расходы на единый платежный документ (услуги МУП «ИАЦ по ЖКХ») в указанном размере не включены в размер операционных расходов Общества в связи отсутствием их экономического обоснования.

При этом Комитет исходил из того, что в соответствии с пунктом 1.2 указанного Агентского договора услуги по формированию и доставке единого платежного документа оказываются гражданам (потребителям) в отношении многоквартирных и жилых домов, указанных в приложении № 2 к настоящему договору, тогда как в приложении № 2 к Агентскому договору «Перечень многоквартирных, жилых домов, в которых исполнителем коммунальных услуг является ООО «ТК Новгородская», дома по <...> жильцам которых оказывает услуги теплоснабжения Общество, не включены.

В связи с вышеуказанным, учитывая, что документальное подтверждение этих расходов Обществом не представлено, суд находит правомерным не включение Комитетом названных расходов в размер операционных расходов Общества.

Не может суд согласиться и с доводами Общества о неправомерном не включении Комитетом в состав необходимой валовой выручки расчетной предпринимательской прибыли, рассчитанной Обществом в размере 71,63 тыс. руб., по следующим основаниям.

Одним из принципов государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения является обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей (пункт 1 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении).

Согласно статье 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований (часть 1).

Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации (далее - индексы по субъектам Российской Федерации). Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (далее - основы формирования индексов) (часть 2).

Таким образом, соблюдение указанного выше принципа достигается, в том числе, путем установления предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установленных на соответствующий год и рассчитанных в соответствии с Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400.

Следовательно, учет расходов в необходимой валовой выручки регулируемой организации должен осуществляться с учетом реализации механизма установления предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установленных на соответствующий год и рассчитанных в соответствии с Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденными названным выше Постановлением Правительства Российской Федерации.

Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2018 года № 2490-р, от 30 октября 2021 года № 3073-р утверждены индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Новгородской области на 2022 год (с 1 июля по 31 декабря) в размере 5 процентов, предельно допустимое отклонение по отдельным муниципальным образованиям в размере 2,7 процентов.

Указом Губернатора Новгородской области от 15 декабря 2021 года № 642 утвержден предельный (максимальный) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в городском округе Великий Новгород на 2022 год (с 1 июля по 31 декабря) в размере 5 процентов.

Пунктом 2 Основ ценообразования определено, что расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации – это величина, учитываемая при определении необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете тарифов с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) или метода индексации установленных тарифов на период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования в случае установления тарифов с применением метода индексации), остающаяся в распоряжении регулируемой организации и расходуемая по ее усмотрению.

Согласно пункту 74(1) Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации устанавливается для такой организации с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 48(2) настоящего документа. Расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 настоящего документа (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Расчетная предпринимательская прибыль в заявленном Обществом размере правомерно не включена Комитетом в состав необходимой валовой выручки (5 процентов от расходов, предусмотренных пунктом 74(1) Основ ценообразования), поскольку это влечет превышение установленных предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в городском округе – город Великий Новгород на 2,3 процента.

Вместе с тем Общество не лишено возможности заявить расходы по расчетной предпринимательской прибыли при установлении тарифов на следующий период регулирования.

Таким образом, исключение или уменьшение Комитетом расходов по отдельным статьям затрат, указанных в предложении Общества при определении величины необходимой валовой выручки, вопреки доводам Общества, обусловлено непредставлением последним надлежащих документов, подтверждающих расчеты, объемы и экономическую обоснованность заявленных расходов, что соответствует федеральному законодательству и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, полномочиям органа регулирования, а также принципам и целям тарифного регулирования.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что оспариваемое Постановление соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов Общества не нарушает, оснований для удовлетворения административного иска Общества не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «Тепловая Компания Новгородская» к Комитету по тарифной политике Новгородской области о признании Постановления от 15 июля 2022 года № <...> «О долгосрочных параметрах регулирования, тарифах на тепловую энергию (мощность) общества с ограниченной ответственностью «Тепловая Компания Новгородская» (блок-модульная котельная – <...>) на 2022-2025 годы» недействующим отказать.

На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором - принесено апелляционное представление, в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Новгородский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 27 октября 2022 года.

Председательствующий Л.В.Макарова