ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 03-57/18 от 20.12.2018 Новгородского областного суда (Новгородская область)

Адм. дело № 03а-43/2018 Великий Новгород

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 декабря 2018 года Новгородский областной суд в составе: председательствующего судьи Макаровой Л.В.,

при секретаре Гроцер Н.А.,

с участием прокурора Сидоровой С.А.,

представителя административного истца Общества с ограниченной ответственностью «Экосити» Быченковой Е.С.,

представителей административного ответчика Комитета по тарифной политике Новгородской области Крутяковой Н.А., Поморжанского-Авдеева А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Экосити» к Комитету по тарифной политике Новгородской области о признании недействующим Постановления Комитета по тарифной политике Новгородской области от 17 августа 2018 года № 26/9 «О внесении изменений в постановление Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 29 ноября 2017 года № 45/10»,

у с т а н о в и л:

ООО «Экосити» (далее Общество) является оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и на основании концессионного соглашения № <...> в отношении сбора, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, крупногабаритного и прочего мусора на территории Любытинского муниципального района, заключенного 21 октября 2015 года с Администрацией Любытинского муниципального района, владеет полигоном в Любытинском муниципальном районе, расположенном по адресу Новгородская область, Любытинский район, Любытинское сельское поселение, на левой стороне 5-го километра от р.п. Любытино по автодороге Спасская Полисть-Малая Вишера-Любытино-Боровичи, в 60 м от оси дорожного полотна (далее Полигон), на котором осуществляет захоронение твердых коммунальных отходов из Любытинского, Старорусского, Парфинского, Шимского, Солецкого муниципальных районов Новгородской области.

Постановлением Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 29 ноября 2017 года № 45/10 «О производственной программе, долгосрочных параметрах регулирования и предельных тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов Общества с ограниченной ответственностью «Экосити» на 2018-2022 годы» (далее Постановление № 45/10) утверждена производственная программа в сфере захоронения твердых коммунальных отходов Общества на 2018-2022 годы, установлены объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы (приложение № 1), долгосрочные параметры регулирования тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов на 2018-2022 годы (приложение № 2), предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов на 2018-2022 годы (приложение № 3).

Текст Постановления № 45/10 опубликован в газете «Новгородские ведомости» (официальный выпуск) № 25 от 01 декабря 2017 года.

Постановлением Правительства Новгородской области от 21 декабря 2017 года № 461 Комитет по ценовой и тарифной политике Новгородской области переименован в Комитет по тарифной политике Новгородской области (далее Комитет).

Постановлением Комитета от 17 августа 2018 года № 26/9 «О внесении изменений в постановление комитета по ценовой и тарифной политике области от 29.11.2017 № 45/10» (далее Постановление № 26/9) в Постановление № 45/10 внесены изменения, согласно которым снижены объемы финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы, и уменьшены предельные тарифы Общества на захоронение твердых коммунальных отходов на Полигоне.

Общество обратилось в суд с административным иском к Комитету о признании Постановления № 26/9 недействующим с момента его принятия.

В обоснование заявленных требований Общество указало на несоответствие оспариваемого Постановления пунктам 2 и 5 статьи 24.9 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктам 7,8,17,19,20 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, пунктам 21, 22 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484, пункту 9 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 21 ноября 2016 года № 1638/16, и нарушение им прав и законных интересов Общества на компенсацию экономически обоснованных расходов, поскольку Общество в Комитет с соответствующим предложением об изменении тарифов не обращалось, Комитетом экспертиза тарифных предложений не производилась. Основания для пересмотра тарифов, установленные пунктом 21 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484, у Комитета отсутствовали. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2018 года № 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые законодательные акты)» (далее Постановление Правительства РФ № 758), на основании которого принято оспариваемое Постановление, всего лишь рекомендует, а не предписывает привести решения об установлении тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствие с настоящим постановлением. При этом приведение тарифов в соответствие с Постановлением Правительства РФ № 758 должно осуществляться по итогам истекшего периода, а не в середине года.

Определением судьи от 29 октября 2018 года к участию в административном деле для дачи заключения привлечен прокурор.

В судебном заседании представитель административного истца Общества Быченкова Е.С. административный иск поддержала по указанным выше мотивам, в дополнение пояснив, что Общество не оспаривает тот факт, что предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с принятием Постановления Правительства РФ № 758 должны быть пересмотрены, однако это следовало сделать по истечении текущего календарного года. В текущем календарном году Общество должно осуществлять свою деятельность по установленному Постановлением № 45/10 тарифу, несмотря на уменьшение ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов.

Представители административного ответчика Комитета Крутякова Н.А., Поморжанский-Авдеев А.А. административный иск не признали по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в административном деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении административного иска отказать, суд находит административный иск Общества не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Захоронение твердых коммунальных отходов относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для которой органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные тарифы (статья 6, пункты 1 и 4 статьи 24.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон № 89-ФЗ).

Порядок утверждения тарифов в сфере обращения с отходами производства и потребления, производственных программ осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ, Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее Правила регулирования тарифов), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 21 ноября 2016 года № 1638/16 (далее Методические указания).

Оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Новгородской области уполномоченным органом в установленной форме при наличии необходимого кворума коллегиального органа (пункты 1.1, 3.21 и 3.22 Положения о комитете по тарифной политике области, утвержденного Постановлением Правительства Новгородской области от 21 июля 2016 года № 258, в редакции, действовавшей на момент его принятия), размещен на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru)21 августа 2018 года, опубликован в газете «Новгородские ведомости» от 24 августа 2018 года № 9 и по этим обстоятельствам Обществом не оспаривается.

Согласно пункту 6 статьи 24.9 Федерального закона № 89-ФЗ тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами должны компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами инвестированного капитала.

Расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора в порядке, установленном Основами ценообразования (пункт 9 статьи 23 Федерального закона № 89-ФЗ).

Тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, которая определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности (пункты 16 и 18 Основ ценообразования).

При установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, нормативную прибыль, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации (пункт 44 Основ ценообразования).

При применении метода индексации тарифы, долгосрочные параметры регулирования тарифов устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования (пункт 45 Основ ценообразования).

Текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов (пункт 46 Основ ценообразования).

Неподконтрольные расходы включают в себя, в том числе, расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов (подпункт «з» пункта 50 Основ ценообразования).

Необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений (пункт 57 Основ ценообразования).

В судебном заседании из объяснений представителей сторон и письменных материалов административного дела установлено, что на основании обращения Общества, осуществляющего деятельность по захоронению твердых коммунальных отходов с 01 июля 2017 года, № 460 от 31 августа 2017 года Постановлением Комитета № 45/10 утверждены производственная программа, долгосрочные параметры регулирования и установлены предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов (с разбивкой по полугодиям) на 2018 – 2022 годы. При установлении тарифов Комитетом применен метод индексации тарифов.

При расчете необходимой валовой выручки (НВВ) и тарифов на долгосрочный период регулирования 2018 – 2022 годы в составе неподконтрольных расходов Общества учтены, в том числе:

- плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности исходя из ставки 663,2 руб., установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 года № 913, на каждый год долгосрочного периода по 1950,62 тыс. руб.;

- налог на прибыль (2018 год – 50, 74 тыс. руб., 2019 год – 51,53 тыс. руб., 2020 год – 52,34 тыс. руб., 2021 год – 53,17 тыс. руб., 2022 год – 54,04 тыс. руб.).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2018 года № 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные), применяемые к правоотношениям, возникшим с 1 января 2018 года.

Указанным Постановлением Правительства РФ произведено семикратное уменьшение ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности на 2018 год (с 663,2 руб. до 95 руб.) и ежегодное увеличение такой ставки на 15% в течение 7 лет (до 791,3 руб. в 2025 году), а также рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органам местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации, в 2-месячный срок привести решения об установлении тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствие с настоящим постановлением.

Оспариваемым Постановлением № 26/9 Комитетом с учетом изменения ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности в Постановление № 45/10 внесены изменения, в соответствии с которыми уменьшены объемы финансовых потребностей Общества, необходимых для реализации производственной программы.

Так, изменена величина неподконтрольных расходов Общества на долгосрочный период регулирования 2018 – 2022 годы за счет снижения платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов (в 2018 году плата уменьшена до 363,21 тыс. руб., в 2019 году - до 641,19 тыс. руб., в 2020 году - до 918,89 тыс. руб., в 2021 году - до 1196,87 тыс. руб., в 2022 году- до 1474,84 тыс. руб.) и исключения из расходов налога на прибыль.

В свою очередь, за счет снижения величины неподконтрольных расходов, расчетной предпринимательской прибыли и изменения НВВ, проводимого в целях сглаживания, снижена необходимая валовая выручка (НВВ) Общества в 2018 году с 4735,27 тыс. руб. до 3360,93 тыс. руб., в 2019 году - с 5136,59 тыс. руб. до 3785,46 тыс. руб., в 2020 году - с 5570,48 тыс. руб. до 4262,21 тыс. руб., в 2021 году - с 6039,11 тыс. руб. до 4911,84 тыс. руб., в 2022 году - с 6284,02 тыс. руб. до 5754,13 тыс. руб.

Соответственно, изменение НВВ повлекло за собой снижение объема финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы, и уменьшение предельного тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов, начиная со второго полугодия 2018 года.

Проверив Постановление № 26/9 на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 22 Основ ценообразования, определяющих систему, принципы и методы регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, критерии их применения, тарифы не подлежат пересмотру в течение периода их действия, за исключением случаев их пересмотра по основаниям, предусмотренным пунктом 21 настоящего документа.

Как следует из положений пункта 21 Основ ценообразования, долгосрочные тарифы устанавливаются с применением метода индексации или метода доходности инвестированного капитала на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов. Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев их пересмотра по следующим основаниям:

а) вступившее в законную силу решение суда о необходимости пересмотра долгосрочных параметров регулирования тарифов;

б) приобретение регулируемой организацией объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, и (или) получение прав владения и (или) пользования такими объектами на основании концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве или договора аренды;

в) присвоение организации, осуществляющей деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами, статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор);

г) изменение в течение периода регулирования системы налогообложения регулируемой организации;

д) исполнение предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, предусмотренного пунктом 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации».

Вместе с тем согласно общему правилу, установленному пунктом 4 Правил регулирования тарифов, определяющих порядок установления предельных тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, тарифы вводятся в действие с начала очередного календарного года на срок не менее 12 месяцев. При этом действие данного пункта не распространяется на решения органов регулирования о приведении ранее принятых решений об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации (подпункт «б» пункта 4 Правил регулирования тарифов).

Исходя из системного анализа норм Основ ценообразования и Правил регулирования тарифов, вопреки доводам Общества, изменение тарифов в связи с их приведением в соответствие с законодательством Российской Федерации возможно в течение календарного года и всего периода тарифного регулирования. Такое изменение производится по инициативе тарифного органа и не регулируется нормами, определяющими правила корректировки тарифов и положениями пункта 21 Основ ценообразования.

Поскольку Постановлением Правительства РФ № 758, распространяющим свое действие и на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года, произведено семикратное уменьшение ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности, являющейся одним из составных элементов НВВ Общества и устанавливаемого ему предельного тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов, действия Комитета по приведению ранее установленных Постановлением № 45/10 объема финансовых потребностей Общества, необходимых для реализации производственной программы, и предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов и Постановление № 26/9 не противоречат Федеральному закону № 89-ФЗ, Основам ценообразования, Правилам регулирования тарифов и Методическим указаниям.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах, положенные в основу административного иска доводы Общества суд находит несостоятельными, а требования Общества не подлежащими удовлетворению.

В силу требований пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в газете «Новгородские ведомости».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного искового заявления ООО «Экосити» к Комитету по тарифной политике Новгородской области о признании недействующим Постановления Комитета по тарифной политике Новгородской области от 17 августа 2018 года № 26/9 «О внесении изменений в постановление Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 29 ноября 2017 года № 45/10» отказать,

Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в газете «Новгородские ведомости».

На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление, в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Новгородский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 25 декабря 2018 года.

Председательствующий Л.В. Макарова