Дело № 03а-1/17 Великий Новгород
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 июня 2017 года Новгородский областной суд в составе:
председательствующего судьи Макаровой Л.В.,
при секретаре Сизовой Ю.Б.,
с участием прокурора Смирновой М.В.,
представителя административного истца Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» ФИО1,
представителя административного ответчика Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к Комитету по ценовой и тарифной политике Новгородской области о признании пункта 3 постановления Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 15 декабря 2015 года № 53/7 «О производственной программе, долгосрочных параметрах регулирования и тарифах в сфере горячего водоснабжения открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на территории Новгородской области (п. Хвойная) на 2016-2018 годы» и приложения № 3 к постановлению не действующими, обязании принять необоснованно непринятые расходы и увеличить размер тарифа на горячее водоснабжение для потребителей и населения поселка Хвойная в пределах максимально установленного процента роста тарифа, утвердить новые тарифы на горячее водоснабжение для потребителей открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на территории Новгородской области (п. Хвойная) на 2016-2018 годы,
у с т а н о в и л:
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее Общество) обратилось в суд с административным иском к Комитету по ценовой и тарифной политике Новгородской области (далее Комитет) о признании недействующим пункта 2 Постановления Комитета от 15 декабря 2015 года № 53/6 «О долгосрочных параметрах регулирования, тарифах на тепловую энергию (мощность) открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на территории Новгородской области на 2016-2018 годы» (далее Постановление № 53\6) в части установления тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям Общества на территории Новгородской области на 2016-2018 годы в городе Малая Вишера.
Впоследствии Общество административный иск дополнило требованиями о признании недействующими пункта 2 Постановления Комитета № 53/6 в части установления тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям Общества на территории Новгородской области на 2016-2018 годы в поселке Хвойная, и пункта 3 Постановления Комитета от 15 декабря 2015 года № 53/7 «О производственной программе, долгосрочных параметрах регулирования, тарифах в сфере горячего водоснабжения открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на территории Новгородской области (п. Хвойная) на 2016-2018 годы» (далее Постановление № 53\7) в части установления тарифов на горячее водоснабжение, поставляемое потребителям Общества на территории Новгородской области на 2016-2018 годы в поселке Хвойная.
Определением судьи от 05 сентября 2016 года административные исковые требования Общества к Комитету об оспаривании в части Постановления № 53\7 выделены в отдельное производство.
В дальнейшем Общество административные исковые требования с учетом уточнений и дополнений окончательно сформулировало следующим образом: признать пункт 3 постановления Комитета № 53/7 и приложения № 3 к нему не действующими, обязать принять необоснованно непринятые расходы и увеличить размер тарифа на горячее водоснабжение для потребителей и населения поселка Хвойная в пределах максимально установленного процента роста тарифа, утвердить новые тарифы на горячее водоснабжение для потребителей Общества на территории Новгородской области (п. Хвойная) на 2016-2018 годы.
В обоснование заявленных требований Общество указало на то, что оно, оказывающее услуги горячего водоснабжения и водоотведения на территории Новгородской области в поселке Хвойная, обратилось в Комитет с заявлением об установлении тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение) на 2016-2018 годы, представив все документы, подтверждающие фактически понесенные расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, операционные расходы, неподконтрольные расходы, однако тарифы на горячее водоснабжение были установлены в необоснованно заниженных размерах. Так, при установлении тарифов Комитетом необоснованно в расчет необходимой валовой выручки Общества не были включены операционные расходы (расходы на приобретение сырья и материалов, расходы на оплату труда, расходы на ремонт основных средств, расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями, в том числе техническое обслуживание котельных, расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, другие расходы), неподконтрольные расходы (расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, отчисления от фонда заработной платы на социальные нужды основного производственного персонала, расходы на амортизацию основных средств) и занижены расходы на приобретение (производство) энергетических ресурсов, холодной воды. Оспариваемый в части нормативный правовой акт не соответствует положениям Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Постановлению Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 и Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам России № 1746-э от 27 декабря 2013 года, и нарушает права и законные интересы Общества в сфере горячего водоснабжения на экономически обоснованный тариф на горячее водоснабжение, как ресурсоснабжающей организации, осуществляющей горячее водоснабжение объектов, расположенных в поселке Хвойная Новгородской области.
В судебном заседании, назначенном на 01 июня 2017 года, был объявлен перерыв до 13 июня 2017 года.
В судебном заседании представитель административного истца Общества ФИО1 административный иск поддержал по указанным выше мотивам.
Представитель административного ответчика Комитета ФИО2 административный иск не признала, пояснив, что оспариваемое в части Постановление принято Комитетом в пределах его компетенции, с соблюдением установленной процедуры, Постановление в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов Общества не нарушает. Заслушав объяснения лиц, участвующих в административном деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению в части признания оспариваемых положений Постановления № 53\7 не действующими, суд находит административный иск Общества подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 184-ФЗ) законы субъекта Российской Федерации, правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и правовые акты их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в судебном порядке.
Основанием для признания нормативного правового акта не действующим является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Применительно к требованиям частей 8, 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств по соблюдению требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ суд по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В судебном заседании из объяснений лиц, участвующих в деле, и письменных материалов дела установлено, что тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение) для Общества, осуществляющего горячее водоснабжение с использованием централизованной системы в границах поселка Хвойная Новгородской области, на период 2016 - 2018 годов утверждены Постановлением Комитета № 53/7 (пункт 3), приложением № 3 к которому предусмотрено установление тарифа для потребителей Общества, кроме населения (без НДС), в следующих размерах: с 01 января 2016 года по 30 июня 2016 года – 60,83 руб./куб. м., с 01 июля 2016 года по 31 декабря 2016 года – 77,22 руб./куб.м., с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года – 77,22 руб./куб. м., с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года – 81,16 руб./куб.м., с 01 января 2018 года по 30 июня 2018 года – 81,16 руб./куб.м., с 01 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года – 84,97 руб./куб.м.; и для населения (с НДС) в следующих размерах: с 01 января 2016 года по 30 июня 2016 года – 71,78 руб./куб. м., с 01 июля 2016 года по 31 декабря 2016 года – 91,12 руб./куб.м., с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года – 91,12 руб./куб. м., с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года – 95,77 руб./куб.м., с 01 января 2018 года по 30 июня 2018 года – 95,77 руб./куб.м., с 01 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года – 100,26 руб./куб.м.
Данное постановление было опубликовано в печатном издании – областная газета «Новгородские ведомости» 18 декабря 2015 года № 25 (4476).
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Федеральный закон № 416-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», которым, в том числе, утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее Правила), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее Методические указания).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 416-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого в части Постановления) государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на обеспечение соблюдения общих принципов организации отношений в данной сфере, к числу которых относятся, в том числе, достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, необходимых для осуществления водоснабжения; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 31 Федерального закона № 416-ФЗ регулированию подлежат тарифы в сфере горячего водоснабжения - тариф на горячую воду (горячее водоснабжение).
Установление тарифов в сфере горячего водоснабжения в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 416-ФЗ является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения.
Комитет в соответствии с пунктами 1.1 и 3.3.7 Положения о Комитете, утвержденного Постановлением Правительства Новгородской области от 09 сентября 2013 года № 161, действовавшего в период принятия оспариваемого в части Постановления, является исполнительным органом государственной власти Новгородской области, реализующим полномочия в сфере государственного регулирования цен (тарифов); Комитет, в том числе, устанавливает тарифы в сфере водоснабжения.
Таким образом, оспариваемое в части Постановление принято в пределах компетенции Новгородской области уполномоченным органом и в установленном законом порядке опубликовано в официальном источнике публикации нормативных правовых актов.
В соответствии с пунктами 14, 16 Правил регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов, которое состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности (далее - заявление об установлении тарифов), и необходимых обосновывающих материалов, исчерпывающий перечень которых содержится в пункте 17 Правил.
Порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении предложений об установлении регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения определяется Регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 16 июля 2014 года № 1154-э, пунктом 11 которого предусмотрено, что открытие дела об установлении тарифов осуществляется в срок не позднее 10 рабочих дней с момента регистрации заявления об установлении тарифов.
Согласно пункту 20 Правил решение органа регулирования тарифов об открытии дела об установлении тарифов направляется органом регулирования тарифов заказным почтовым отправлением в течение 10 рабочих дней со дня подачи регулируемой организацией заявления об установлении тарифов.
В соответствии с пунктом 25 Правил орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов. Указанное экспертное заключение, а также заключения, представленные регулируемыми организациями, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями по их инициативе (в случае их наличия), приобщаются к делу об установлении тарифов.
Пунктом 26 Правил предусмотрено, что экспертное заключение органа регулирования тарифов содержит: а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг; б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации; в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях; г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов; д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.
Согласно пункту 27 Правил решение об установлении тарифов принимается органом регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы.
Решение органа регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной антимонопольной службой, и включает: а) величину тарифов с указанием применяемой календарной разбивки и применяемой дифференциации тарифов - в случае, если установление тарифов осуществляется с календарной разбивкой и дифференциацией; б) дату введения в действие тарифов, в том числе с календарной разбивкой, дату окончания действия тарифов; в) величину долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, - в случае если установление тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров регулирования (пункт 28 Правил).
В судебном заседании из объяснений представителей сторон и письменных материалов дела установлено, что Общество осуществляет управление принадлежащим ему на праве собственности комплексом объектов стационарной теплоэнергетики, водоснабжения и водоотведения, в том числе оказание услуг по горячему водоснабжению объектов железных дорог и на договорной основе - населению, бюджетным организациям, прочим потребителям (в том числе на производственные, внутрихозяйственные нужды Общества) в объемах собственной генерации, в том числе на территории поселка Хвойная Новгородской области.
24 апреля 2015 года Общество обратилось в Комитет с заявлением об установлении тарифов на горячее водоснабжение на расчетный период регулирования 2016-2018 годы, выбрав метод регулирования тарифа: метод индексации установленных тарифов (на три года), представив свои расчеты и обосновывающие документы с предложением установить тарифы.
На основании заявления Общества решением Комитета было открыто дело об установлении тарифов на горячее водоснабжение) на 2016-2018 годы, о чем Общество было уведомлено письмом Комитета от 14 мая 2015 года № КЦ-765-И.
Этим же письмом Общество было уведомлено о принятом Комитетом решении о выборе метода – методе индексации установленных тарифов.
27 июля 2015 года письмом за № 1048 Обществом в Комитет представлены дополнительные материалы в обоснование предлагаемых тарифов.
Достоверность представленных Обществом документов была подтверждена подписями его руководителя и уполномоченных должностных лиц.
Специалистом Комитета в период с 20 ноября 2015 года по 11 декабря 2015 года проведена экспертиза представленных Обществом документов.
Экспертное заключение Комитета по содержанию соответствует требованиям, предъявляемым к нему пунктом 26 Правил.
Решение об установлении оспариваемых тарифов принято на заседании правления Комитета 15 декабря 2015 года посредством открытого голосования единогласно с соблюдением требований пункта 29 Правил.
О заседании правления Комитета Общество было извещено письмом от 14 декабря 2015 года № КЦ-2120-И.
Оспариваемым в части Постановлением были установлены тарифы на горячее водоснабжение для Общества на долгосрочный период регулирования с использованием метода индексации установленных тарифов в размерах, предложенных в экспертном заключении.
Таким образом, оспариваемое в части Постановление было принято Комитетом в соответствующей форме и с соблюдением установленной процедуры.
Проверив Постановление в оспариваемой части на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона № 416-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 июня 2014 года № 200-ФЗ) тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном Основами ценообразования.
Исходя из содержания пункта 1 Основы ценообразования определяют систему, принципы и методы регулирования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений и городских округов (в случае если законами субъектов Российской Федерации полномочия на осуществление государственного регулирования тарифов переданы органам местного самоуправления поселений и городских округов) тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Законом о водоснабжении, а также предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Одним из применяемых при регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения методов является метод индексации (пункт 30 Основ ценообразования).
Пунктом 75 Основ ценообразования установлено, что при применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, а при первом применении такого метода регулирования тарифов - на срок не менее 3 лет, если иное не установлено федеральным законом.
Пунктами 88, 89, 90, 92 Основ ценообразования органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Компонент на холодную воду устанавливается в виде одноставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды) или двухставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды и платы за 1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности).
Значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду.
Значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями на основании следующих составляющих: тарифы на тепловую энергию (мощность), установленные и применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; финансовые потребности регулируемой организации на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от центральных тепловых пунктов (включительно), на которых осуществляется приготовление горячей воды, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность); стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе от центральных тепловых пунктов, включая содержание центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность); расходы, связанные с транспортировкой горячей воды.
Пунктом 109 Методических указаний также установлено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Порядок расчета тарифов определен пунктами 110 - 114 Методических указаний.
Таким образом, указанным законодательством предусматривается установление двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
Как установлено в судебном заседании, тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение) для Общества рассчитаны в форме однокомпонентного тарифа.
При этом при расчете Комитетом тарифов объем холодной воды для производства горячей воды на 2016-2018 годы принят исходя из фактического объема реализации горячего водоснабжения в 2014 году - 3,9 тыс. куб. м., представленного Обществом.
Тарифы на горячую воду включают стоимость 1 куб. м. холодной воды, установленную для Общества на территории Новгородской области на основании обращения Общества от 24 апреля 2015 года № 404 постановлением Комитета от 15 декабря 2015 года № 53/8 «О производственной программе, долгосрочных параметрах регулирования и тарифах в сфере холодного водоснабжения открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на территории Новгородской области (Хвойнинский, Любытинский районы) на 2016-2018 годы», и расхода на подогрев холодной воды, определяемого как произведение нормативов тепловой энергии, установленных Постановлением Правительства Новгородской области от 16 июня 2015 года № 261 «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению», необходимого для нагрева 1 куб. м. холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами (температура горячей воды в местах водоразбора должна быть не ниже 60 градусов (п.2.4 СанПин 2.1.4.2496-09), и тарифов на тепловую энергию, установленных постановлением Комитета № 53/6, экономическая обоснованность которых подтверждена вступившим в законную силу решением Новгородского областного суда от 27 сентября 2016 года в рамках административного дела № 03-42\16.
Вместе с тем, установление однокомпонентного тарифа на горячую воду в виде стоимости 1 куб. метра горячей воды, равно как и расчет итогового тарифа в указанной единице измерения на основе двух компонентов, в том числе из норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления услуги по горячему водоснабжению, действующее законодательство не предусматривает.
Таким образом, суд приходит к выводу о противоречии оспариваемого в части Постановления нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушении прав и законных интересов Общества в сфере горячего водоснабжения на экономически обоснованный тариф на горячее водоснабжение, что влечет признание его не действующим.
Доводы представителя Комитета, изложенные в судебном заседании, о правомерности установления Комитетом однокомпонентного тарифа на горячую воду со ссылкой на положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, которыми предусмотрен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за объем потребленной горячей воды в куб. м, в связи с чем органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) вправе принять решение об установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения в расчете на 1 куб. м. в форме
однокомпонентного тарифа, являются необоснованными, поскольку указанные Правила не регулируют правоотношения по установлению тарифов на горячее водоснабжение.
Так, в соответствии с пунктом 1 данных Правил предметом регулирования данного постановления являются общественные отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Обязанность производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги возложена на исполнителя.
Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном этими же Правилами, но по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) (пункты 36, 38, 67, 69 указанных Правил).
Доводы, приведенные Обществом в обоснование административного искового заявления, сводятся по существу к несогласию с непринятием Комитетом в расчет тарифов на тепловую энергию ряда расходов, учтенных в необходимой валовой выручке, установленных не Постановлением Комитета № 53/7, а Постановлением Комитета № 53/6, оспариваемого в рамках административного дела № 03-42\16, экономическая обоснованность которых подтверждена вступившим в законную силу решением Новгородского областного суда от 27 сентября 2016 года, в связи с чем по этим основаниям признание оспариваемого в части Постановления не влекут.
В соответствии с частью 1 статьи 216 КАС РФ в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты или со дня вступления решения в законную силу.
Принимая во внимание, что оспариваемое в части Постановление применялось, в соответствии с его положениями были реализованы права иных лиц, то данные обстоятельства являются основанием для признания его не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу требований пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ на Комитет следует возложить обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в печатном издании - газете «Новгородские ведомости».
В соответствии с положениями части 3 статьи 114 КАС РФ в связи с тем, что при подаче Обществом административного иска в части признания оспариваемого в части Постановления не действующим государственная пошлина в размере 4500 рублей оплачена не была, а Комитет освобожден от уплаты государственной пошлины, государственную пошлину в указанном размере следует отнести за счет средств местного бюджета.
Предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ оснований для удовлетворения административного иска Общества в части требований об обязании принять необоснованно непринятые расходы и увеличить размер тарифа на горячее водоснабжение для потребителей и населения поселка Хвойная в пределах максимально установленного процента роста тарифа, утвердить новые тарифы на горячее водоснабжение для потребителей Общества на территории Новгородской области в поселке Хвойная на 2016-2018 годы у суда не имеется, поскольку в соответствии с принципом разделения властей, закрепленным в статье 10 Конституции Российской Федерации, суды общей юрисдикции не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность органов государственной власти, возлагать на них обязанность по принятию соответствующих правовых актов, внесению в них изменений и дополнений.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к Комитету по ценовой и тарифной политике Новгородской области о признании пункта 3 постановления Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 15 декабря 2015 года № 53/7 «О производственной программе, долгосрочных параметрах регулирования и тарифах в сфере горячего водоснабжения открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на территории Новгородской области (п. Хвойная) на 2016-2018 годы» и приложения № 3 к постановлению не действующими, обязании принять необоснованно непринятые расходы и увеличить размер тарифа на горячее водоснабжение для потребителей и населения поселка Хвойная в пределах максимально установленного процента роста тарифа, утвердить новые тарифы на горячее водоснабжение для потребителей открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на территории Новгородской области (п. Хвойная) на 2016-2018 годы удовлетворить частично.
Признать пункт 3 постановления Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 15 декабря 2015 года № 53/7 «О производственной программе, долгосрочных параметрах регулирования и тарифах в сфере горячего водоснабжения открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на территории Новгородской области (п. Хвойная) на 2016-2018 годы» и приложение № 3 к постановлению Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 15 декабря 2015 года № 53/7 «О производственной программе, долгосрочных параметрах регулирования и тарифах в сфере горячего водоснабжения открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на территории Новгородской области (п. Хвойная) на 2016-2018 годы» не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части в удовлетворении административного искового заявления Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» отказать.
Государственную пошлину в размере 4500 рублей отнести за счет средств местного бюджета.
Обязать Комитет по ценовой и тарифной политике Новгородской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в печатном издании - газете «Новгородские ведомости».
На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление, в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Новгородский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 19 июня 2017 года.
Председательствующий Л.В.Макарова