ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 03-6/2016 от 08.02.2016 Новгородского областного суда (Новгородская область)

Дело № 03а–9/16 Великий Новгород

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

председательствующего судьи Макаровой Л.В.,

при секретаре Кораблёвой Е.С.,

с участием представителя административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области Кучумовой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области к Региональному отделению в Новгородской области Политической партии «ПАРТИЯ ВЕТЕРАНОВ РОССИИ» о приостановлении деятельности,

у с т а н о в и л:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области (далее Управление Минюста по Новгородской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Региональному отделению в Новгородской области Политической партии «ПАРТИЯ ВЕТЕРАНОВ РОССИИ» (далее Отделение партии) о приостановлении деятельности на срок два месяца, указав, что 04 февраля 2013 года Управлением Минюста по Новгородской области принято решение о государственной регистрации Отделения партии, учетный номер <...>. В Единый государственный реестр юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) запись об Отделении партии внесена 12 февраля 2013 года, присвоен основной государственный регистрационный номер (далее ОГРН) <...>. Отделение является структурным подразделением Политической партии «ПАРТИЯ ВЕТЕРАНОВ РОССИИ» (далее Партия) на территории Новгородской области. Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 20 августа 2013 года № 6294 адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа Отделения партии – Регионального Совета – <...>, руководитель Отделения партии – Матвеев А.А.. Основные цели деятельности Партии и ее Отделения в соответствии с положениями Устава Партии: формирование общественного мнения, политическое образование и воспитание граждан, выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, выдвижение кандидатов на выборах. 19 мая 2015 года в адрес Управления Минюста по Новгородской области поступила информация Избирательной комиссии Новгородской области, в соответствии с которой в нарушение требований пункта 3 статьи 34 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее Федеральный закон № 95-ФЗ) Отделение партии не представило в Избирательную комиссию Новгородской области сведения о поступлении и расходов средств Отделения партии за I квартал 2015 года. По указанному основанию 25 мая 2015 года Управлением Минюста по Новгородской области в адрес Регионального Совета Отделения партии вынесено письменное предупреждение, которое было получено последним 28 мая 2015 года. Согласно информации Избирательной комиссии Новгородской области, поступившей в Управление Минюста по Новгородской области 20 августа 2015 года, Отделение партии в нарушение тех же требований Федерального закона № 95-ФЗ не представило в Избирательную комиссию Новгородской области сведения о поступлении и расходовании средств Отделения партии за II квартал 2015 года, в связи с чем 24 августа 2015 года Управлением Минюста по Новгородской области в адрес Регионального Совета Отделения партии вынесено письменное предупреждение, которое было получено последним 27 августа 2015 года. В установленные сроки нарушения законодательства Российской Федерации, указанные в названных выше предупреждениях, Отделением партии устранены не были, что является основанием для приостановления его деятельности.

Определением суда от 13 января 2016 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Партия, Избирательная комиссия Новгородской области.

В судебном заседании представитель административного истца Управления Минюста по Новгородской области Кучумова А.Р. административное исковое заявление поддержала по указанным выше мотивам.

Представитель административного ответчика Отделения партии, представители заинтересованных лиц Партии, Избирательной комиссии Новгородской области, Управления Федеральной налоговой службы России по Новгородской области в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, представители Отделения партии, Партии, Избирательной комиссии Новгородской области о причинах неявки суду не сообщили, представитель Управления Федеральной налоговой службы России по Новгородской области просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В представленных в суд в письменной форме объяснениях на административное исковое заявление представители Избирательной комиссии Новгородской области, Управления Федеральной налоговой службы России по Новгородской области считали его обоснованным.

В соответствии с частью 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) административное дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя Управления Минюста по Новгородской области, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление Управления Минюста по Новгородской области подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 95-ФЗ политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Под региональным отделением политической партии в настоящем Федеральном законе понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно пункту 1 статьи 27 Федерального закона № 95-ФЗ политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны, в том числе, соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии.

В силу пункта 3 статьи 34 указанного Федерального закона политическая партия представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, а региональное отделение, иное зарегистрированное структурное подразделение политической партии - в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, на территории которого они зарегистрированы, сведения о поступлении и расходовании средств политической партии. Указанные сведения представляются ежеквартально не позднее чем через 30 дней со дня окончания квартала.

В соответствии со статьей 38 названного закона контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий, осуществляют уполномоченные органы.

Указанные органы вправе, в том числе: выносить политической партии, ее региональному отделению или иному зарегистрированному структурному подразделению письменное предупреждение (с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения) в случае осуществления ими деятельности, противоречащей положениям, целям и задачам, предусмотренным уставом политической партии. Указанное предупреждение может быть обжаловано политической партией, ее региональным отделением или иным зарегистрированным структурным подразделением в суд. В случае вынесения предупреждения региональному отделению или иному зарегистрированному структурному подразделению политической партии территориальный орган обязан незамедлительно сообщить об этом в федеральный уполномоченный орган и в руководящий орган политической партии; вносить в суд заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного зарегистрированного структурного подразделения в соответствии с пунктами 3 статьи 39, пункта 3 статьи 41 и пункта 3 статьи 42 настоящего Федерального закона.

Контроль за источниками и размерами имущества, получаемого политическими партиями, их региональными отделениями и иными зарегистрированными структурными подразделениями в виде вступительных и членских взносов, пожертвований граждан и юридических лиц, а также за источниками денежных средств и иного имущества политических партий, их региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений, полученных в результате совершения сделок, осуществляют Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, соответствующая избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Федерального закона № 95-ФЗ в случае нарушения региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов соответствующий территориальный орган выносит региональному отделению политической партии или иному структурному подразделению политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок для их устранения, составляющий не менее одного месяца. В случае, если региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии в установленный срок эти нарушения не были устранены и предупреждение территориального органа не было обжаловано в суд, деятельность регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа на основании заявления соответствующего территориального органа.

В судебном заседании из объяснений представителя Управления Минюста по Новгородской области и письменных материалов дела установлено, что 04 февраля 2013 года Управлением Минюста по Новгородской области принято решение о государственной регистрации Отделения партии, о чем издано соответствующее распоряжение № 46-р от 04 февраля 2013 года.

Основные цели деятельности Партии и ее Отделения в соответствии с положениями Устава Партии: формирование общественного мнения, политическое образование и воспитание граждан, выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, выдвижение кандидатов на выборах.

Также судом из объяснений представителя административного истца и письменных материалов дела установлено, что согласно информации Избирательной комиссии Новгородской области, поступившей 19 мая 2015 года, 20 августа 2015 года, соответственно, в Управление Минюста по Новгородской области, Отделение партии в нарушение требований пункта 3 статьи 34 Федерального закона № 95-ФЗ не представило в Избирательную комиссию Новгородской области сведения о поступлении и расходов средств Отделения партии за I, II кварталы 2015 года, соответственно.

Управлением Минюста по Новгородской области в адрес Регионального Совета Отделения партии 25 мая 2015 года, 24 августа 2015 года направлены письменные предупреждения, в которых указывались нарушения федерального законодательства, предлагалось устранить эти нарушения и предоставлялся срок для устранения нарушений.

Письменные предупреждения были получены Отделением партии 25 мая 2015 года, 27 августа 2015 года.

Информация о вынесенных Отделению партии предупреждениях направлялась Управлением Минюста по Новгородской области в адрес Центрального совета Партии.

Как следует из материалов дела и установлено судом, вышеназванные предупреждения Отделением партии в судебном порядке оспорены не были, ни в указанные в предупреждениях сроки, ни на момент рассмотрения настоящего спора, нарушения требований законодательства, допущенные Отделением партии, не устранены.

Доказательств, подтверждающих обратное, как того требуют положения части 1 статьи 62 КАС РФ, представителем административного ответчика суду не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для приостановления деятельности Отделения партии на срок два месяца.

В соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ, поскольку решение состоялось в пользу Управления Минюста по Новгородской области, освобожденного от уплаты государственной пошлины, с Отделения партии в доход местного бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в сумме <...> рублей.

Руководствуясь частью 1 статьи 114, статьями 175-180, 264, 265 КАС РФ,

р е ш и л:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области к Региональному отделению в Новгородской области Политической партии «ПАРТИЯ ВЕТЕРАНОВ РОССИИ» о приостановлении деятельности удовлетворить.

Приостановить деятельность Регионального отделения в Новгородской области Политической партии «ПАРТИЯ ВЕТЕРАНОВ РОССИИ» на срок два месяца.

Взыскать с Регионального отделения в Новгородской области Политической партии «ПАРТИЯ ВЕТЕРАНОВ РОССИИ» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме <...> рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Новгородский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 12 февраля 2016 года.

Председательствующий Л.В.Макарова