ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 03-7/2017 от 08.06.2017 Новгородского областного суда (Новгородская область)

Дело № 03а-19/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Новгородский областной суд в составе: председательствующего судьи Алещенковой И.А., при секретаре Ивановой М.С.,

с участием представителя Общества с ограниченной ответственностью «ТНС энерго Великий Новгород» Сотниковой М.А., представителя Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области Крутяковой Н.А., а также прокурора Смирновой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ТНС энерго Великий Новгород» к Комитету по ценовой и тарифной политике Новгородской области о признании нормативного правового акта недействующим в части,

установил:

Постановлением Комитета по ценовой и тарифной политике области от 29 декабря 2016 года № 62 «О сбытовой надбавке гарантирующего поставщика электрической энергии Общества с ограниченной ответственностью «ТНС энерго Великий Новгород», поставляющего электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Новгородской области, на 2017 год» (далее - Постановление) на период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года установлена сбытовая надбавка по тарифным группам потребителей «население» и приравненные к нему категории потребителей, «сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь электрической энергии», «прочие потребители» (в виде формулы на розничном рынке на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка), а также доходность продаж для группы «прочие потребители» и коэффициент параметров деятельности гарантирующего поставщика.

Общество с ограниченной энергией «ТНС энерго Великий Новгород» (далее по тексту - Общество) обратилось в суд с административным иском к Комитету по ценовой и тарифной политике Новгородской области (далее Комитет, регулирующий орган), уточненным в ходе рассмотрения дела, о признании недействующим с 1 января 2017 года указанного Постановления в части установления сбытовых надбавок для всех категорий потребителей и коэффициента параметров деятельности гарантирующего поставщика, обязании Комитета принять новый нормативный акт, заменяющий Постановление.

В обоснование административного иска Общество указало, что при утверждении сбытовых надбавок и параметров деятельности гарантирующего поставщика Комитет необоснованно занизил величину необходимой валовой выручки (далее - НВВ) по следующим статьям расходов: оплата труда, отчисления на страховые взносы, услуги по снятию показаний приборов учета, ремонт основных средств, услуги связи, обеспечение различных способов внесения оплаты, в том числе без комиссии со стороны потребителей, осуществление полномочий единоличного исполнительного органа, выплата вознаграждений членам Совета директоров и Ревизионной комиссии, ведение баз данных, организация мобильных пунктов по обслуживанию населения в 2017 году, перепрограммирование приборов учета, обследование приборов учета, рассылка уведомлений /извещений должникам – физическим лицам, а также необоснованно исключило из объема НВВ расходы по статьям затрат «аренда помещений», «снятие показаний приборов учета», «ведение баз данных», что не соответствует положениям нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, имеющих большую юридическую силу и нарушает права и законные интересы административного истца в сфере предпринимательской деятельности.

В судебном заседании представители Общества заявленные исковые требования (с учетом их уточнения) поддержали.

Представитель Комитета против доводов административного иска возражал по мотивам, приведенным в письменном отзыве, считая их необоснованными, указав, что оспариваемое Обществом в части Постановление принято Комитетом в пределах его компетенции, с соблюдением установленной процедуры, федеральному законодательству не противоречит и права административного истца не нарушает, в связи с чем в удовлетворении административного иска просил отказать.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Смирновой М.В., полагавшей необходимым в удовлетворении административного искового заявления отказать, суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Государственное регулирование деятельности субъектов в сфере электроэнергетики осуществляется на основе положений Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», устанавливающего правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (далее – Закон об электроэнергетике).

Гарантирующим поставщиком электрической энергии является коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию (статья 3 Закона об электроэнергетике).

Согласно части 1 статьи 6 Закона об электроэнергетике к общим принципам организации экономических отношений и основам государственной политики в сфере электроэнергетики относятся, в том числе обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики, соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных настоящей статьей, при регламентации применения методов государственного регулирования, в том числе за счет установления их исчерпывающего перечня.

Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы), надбавки могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен (тарифов) и надбавок.

При этом должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии (части 1 и 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике).

Деятельность гарантирующих поставщиков по сбыту электроэнергии подлежит государственному регулированию (пункт 3 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике), в связи с чем органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливаются сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков (пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов действует в соответствии с положением об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составленным на основании типового положения, утвержденного Правительством Российской Федерации (пункт 7 той же нормы).

В соответствии с абзацем 3 статьи 15 Областного закона Новгородской области от 06 января 1995 года № 9-ОЗ «О "О нормативных правовых актах законодательного (представительного) и исполнительных органов государственной власти Новгородской области" (в редакции, действовавшей на момент принятия Постановления) постановления органов исполнительной власти области публикуются не позднее двадцати восьми дней после их издания.

Согласно абзацу 2 статьи 16 названного областного закона в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого Постановления, официальным опубликованием нормативного правового акта области считается первая публикация его полного текста в газете "Новгородские ведомости".

Как установлено в судебном заседании, Общество с 01 января 2014 года является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Новгородской области в границах зон, определенных приказами Минэнерго России от 23 декабря 2013 года № 912, от 24 сентября 2014 года № 638, приказом ФАС России от 21 ноября 2016 года № 1648/16.

На основании заявления Общества от 28 апреля 2016 года № 1203 об открытии дела по установлению сбытовых надбавок по группам потребителей с последующими дополнениями (письмо Общества от 22 ноября 2016 года № 3626) Комитетом с применением метода экономически обоснованных расходов рассчитана НВВ Общества и величина сбытовой надбавки на период с 1 января по 31 декабря 2017 года, дифференцированная по группам потребителей с разбивкой по полугодиям 2017 года.

Установление сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Новгородской области отнесено к полномочиям Комитета пунктом 3.4.4. Положения о комитете по ценовой и тарифной политике области, утвержденного постановлением Правительства Новгородской области от 21 июля 2016 года № 258.

Постановление принято Комитетом на заседании коллегиального органа – Правления (п. 4.5 Положения) 29 декабря 2016 года, проведенного с участием представителей Общества при наличии необходимого кворума, большинством голосов, опубликовано в газете Новгородские ведомости (официальный выпуск) № 29 (4592) от 30 декабря 2016 года и на сайте Комитета https://tarif.novreg.ru.

Таким образом, Постановление принято уполномоченным органом в пределах его полномочий, в установленной форме, с соблюдением порядка его принятия, правил введения в действие и опубликования.

Правомочность органа, принявшего вышеназванное Постановление, а также соблюдение порядка его принятия, правил введения в действие и опубликования, административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на предмет соответствия его федеральному законодательству, суд приходит к следующему.

Сбытовые надбавки в отношении населения и приравненных к нему категорий потребителей устанавливаются в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178). Расчет сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности их продаж производится в соответствии с методическими указаниями, утвержденными приказом ФСТ России от 30 октября 2012 года № 703-э (далее – Методические указания № 703-э).

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов: расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности; учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала и метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки).

В случае, если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.

Согласно пункту 16 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В силу пункта 17 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя: 1) расходы на топливо; 2) расходы на покупку электрической и тепловой энергии (мощности); 3) расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также иных услуг, предусмотренных Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 1172, договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года N 530; 4) расходы на сырье и материалы; 5) расходы на ремонт основных средств; 6) расходы на оплату труда и страховые взносы; 7) расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, за исключением расходов сетевых организаций на установку приборов учета в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности для потребителей услуг; 8) прочие расходы.

Сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков на розничном рынке устанавливаются уполномоченными органами на очередной финансовый год (пункт 63 Основ ценообразования), в размере определенном в соответствии с пунктами 65 и 65(1) Основ ценообразования.

В отношении населения и приравненных к нему категорий потребителей сбытовые надбавки устанавливаются исходя из экономически обоснованных расходов соответствующего гарантирующего поставщика, связанных с обслуживанием указанной группы потребителей, в том числе финансируемых за счет прибыли, в порядке, предусмотренном Методическими указаниями (пункт 65(1) Основ ценообразования).

Согласно пункту 11 Методических указаний необходимая валовая выручка гарантирующего поставщика для целей расчета сбытовой надбавки для населения на расчетный период регулирования включает расходы, относимые на регулируемую деятельность на обеспечение реализации (сбыта) в объемах потребления электрической энергии населением, и определяется исходя из предложений гарантирующего поставщика о величине экономически обоснованных расходов на расчетный период регулирования, относимых на население в соответствии с пунктом 65.1 Основ ценообразования на основании данных раздельного учета расходов гарантирующего поставщика на обслуживание населения и прочих групп потребителей, по составу прямых расходов, определяемых согласно учетной политике, принятой гарантирующим поставщиком, с их подтверждением бухгалтерской отчетностью.

Необходимая валовая выручка гарантирующего поставщика для целей расчета коэффициента параметров деятельности гарантирующего поставщика, используемого в формуле для расчета сбытовой надбавки гарантирующего поставщика для потребителей, относящихся к группе "прочие потребители", определяется исходя из предложений гарантирующего поставщика на расчетный период регулирования о величине экономически обоснованных расходов, относимых на все группы потребителей, по составу прямых и косвенных расходов, определяемых согласно учетной политике, принятой гарантирующим поставщиком (пункт 22 Методических указаний).

При этом регулирующие органы при установлении регулируемых цен (тарифов) в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования и пунктом 10 Методических указаний принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов гарантирующих поставщиков, в том числе расходы в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности и учтенные при установлении регулируемых сбытовых надбавок расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые сбытовые надбавки.

В случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных Правилами, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных, в том числе для установления действующих цен (тарифов) (пункт 24 Правил).

Как следует из пунктов 22, 23 Правил, регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев.

Регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников. В случаях, определяемых регламентом рассмотрения дел об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирующий орган может принять решение о проведении экспертизы сторонними организациями (физическими лицами).

К делу об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней приобщаются экспертное заключение, а также экспертные заключения, представленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями. Указанные экспертные заключения являются дополнительными материалами и представляются в регулирующий орган в срок, предусмотренный настоящими Правилами для представления предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.

Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать: 1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; 2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность; 3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования; 4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; 5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность; 6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования; 7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.

Как установлено в судебном заседании, НВВ с учетом дополнений заявлена Обществом на 2017 год для расчета размера сбытовых надбавок гарантирующего поставщика в размере 1203, 76 млн. руб. В целях уточнения расходов по статьям затрат к ранее поданной тарифной заявке Обществом письмами от 28 ноября 2016 года № 3755, от 08 декабря 2016 года № 3909, от 15 декабря 2016 года № 4069 и от 19 декабря 2016 года № 4117 в Комитет представлены дополнительные материалы.

Комитетом проведена экспертиза представленных Обществом расчетных материалов и предложений и к установлению на 2017 год предложены сбытовые надбавки по группам потребителей исходя из НВВ (с учетом корректировок) в сумме 503, 60 млн. руб.

Как видно из экспертного заключения, в результате проведенного анализа экономической обоснованности расходов и прибыли, предлагаемый Обществом на 2017 год размер необходимой валовой выручки снижен за счет корректировки в сторону уменьшения по статьям затрат оплата труда, отчисления на страховые взносы, услуги по снятию показаний приборов учета, ремонт основных средств, услуги связи, обеспечение различных способов внесения оплаты, в том числе без комиссии со стороны потребителей, осуществление полномочий единоличного исполнительного органа, выплата вознаграждений членам Совета директоров и Ревизионной комиссии, ведение баз данных, организация мобильных пунктов по обслуживанию населения в 2017 году, перепрограммирование приборов учета, обследование приборов учета, рассылка уведомлений /извещений должникам – физическим лицам.

Проверяя доводы административного истца о неправильном определении регулирующим органом величины расходов по указанным статьям, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Пунктом 2 Основ ценообразования под последним расчетным периодом регулирования понимается период не менее 12 месяцев, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, на который рассчитываются цены (тарифы).

Обществом фонд оплаты труда на 2017 год рассчитан в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в электроэнергетике Российской Федерации на 2016-2018 годы, с учетом положений коллективного договора Общества исходя из численности согласно штатному расписанию 425 человек. Фонд оплаты труда Общества на 2017 год с учетом уточнений (письмо Общества от 18 декабря 2016 года № 3909) составил 230937, 13 тыс. руб. при среднемесячной заработной плате на 1 работника 45281, 79 руб.

Фонд оплаты труда на 2017 год для Общества Комитетом определен в размере 116749, 56 тыс.руб.

По мнению Общества примененный Комитетом подход не соответствует пункту 26 Основ ценообразования, поскольку не учитывает отраслевое тарифное соглашение, а также фактический объем фонда оплаты труда и фактическую численность работников в последнем расчетном периоде регулирования.

В связи с сокращением численности персонала Общества в 2015 году на 119 человек и невозможностью использовать в качестве последнего расчетного периода 2015 г., поскольку отчетные данные за этот период не отражают достоверно фактическую численность работников, Комитетом расходы на оплату труда определены исходя из фактической численности персонала Общества в текущем периоде регулирования в количестве 322 человек с учетом статистической отчетной формы П-4 за 9 месяцев 2016 года и среднемесячной заработной платы на одного работника в размере 30214, 69 руб.

При этом размер среднемесячной заработной платы на одного работника определен исходя из утвержденной Комитетом среднемесячной заработной платы на 2016 год – 28858, 34 руб. с учетом применения ИПЦ в размере 104, 7% на 2017 год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития.

Расчет, произведенный Комитетом, не противоречит пункту 26 Основ ценообразования, позволяет производить выплаты работникам, учитывающие минимальную месячную тарифную ставку по ОТС - 7581 руб.

Доводы Общества о необходимости учета численности работников Общества в соответствии со штатным расписанием не могут быть приняты во внимание в связи с тем, что пунктом 26 Основ ценообразования предусмотрен учет именно фактической численности работников.

При этом суд учитывает, что расчет фонда оплаты труда в соответствии с Приложением 2.2 к Методическим указаниям не предусматривает выделение минимальной месячной тарифной ставки и среднего тарифного коэффициента, установленного Обществом самостоятельно и на очень высоком уровне.

Ссылки Общества на установление фонда оплаты труда на 2017 год в размере, меньшем, чем фактически понесенные Обществом расходы на оплату труда в предыдущие периоды регулирования – 2015 и 2016 гг., судом не принимаются, поскольку динамика среднемесячной заработной платы в Обществе свидетельствует о том, что фактически выплаченная работникам Общества заработная плата превышает заработную плату, принятую при тарифном регулировании. Кроме того, Фонд оплаты труда сформирован Обществом на общую численность работников Общества, осуществляющих как регулируемые, так и нерегулируемые виды деятельности.

Расходы на отчисления в страховые фонды обоснованно рассчитаны Комитетом в размере 30,3% от скорректированного размера затрат на заработную плату.

Расходы по статье «услуги по снятию показаний приборов учета» на 2017 год в размере 118925, 46 тыс. руб. Обществом обоснованы расценками в соответствии с договором по оказанию услуг по снятию контрольных показаний приборов учета электрической энергии, вводу показаний в электронную базу, заключенным 30 декабря 2013 года с ООО «Энергоконтроль» с последующими дополнительными соглашениями.

В соответствии с конкурсной документацией Обществом в апреле 2016 года выдано техническое задание по открытому конкурсу на право заключения договора по снятию показаний с приборов учета, где начальная стоимость по снятию показаний приборов учета у бытовых потребителей заявлена в многоквартирных домах – 91, 22 руб./шт., в индивидуальных жилых домах – 117, 16 руб./шт., коллективных приборов учета – 537, 77 руб./шт.

Победителем конкурса признано ООО «Энергоконтроль», по условиям заключенного с ним 8 июня 2016 года договора стоимость снятия показания приборов учета составила: многоквартирные дома – 83, 52 руб./шт., частный сектор – 107, 67 руб./шт., должники с уведомлением – 119, 60 руб./шт., КПУ – 494, 21 руб./шт.

При этом действующая до проведения конкурса стоимость по договору с ООО «Энергоконтроль» по снятию показаний приборов учета составляла: одного планового снятия – 64, 71 руб./шт., одного внепланового снятия – 194, 14 руб./шт., КПУ – 254, 41 руб./шт.

Экономическое обоснование увеличения стоимости на оказание услуг по снятию показаний приборов учета Обществом не представлено.

Комитетом расходы по статье «снятие показаний приборов учета» запланированы в сумме 17115, 86 тыс. руб. исходя из установленной нормы Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 периодичности снятия показаний (1 раз в 6 месяцев индивидуальных приборов и ежемесячно при наличии коллективного (общедомового) прибора учета – КПУ) и с учетом фактически оказанных услуг (обходов) ООО «Энергоконтроль», представленных Обществом (расчеты затрат на снятие показаний приборов учета бытовых потребителей за 11 месяцев 2016 года (223717 обходов, из них у физических лиц – 220740 обходов, внеплановые – 934 обхода, КПУ – 2043 обхода) и ожидаемых в текущем периоде (2016 год) 244055 обходов, из них у физических лиц – 240807 обходов, внеплановые – 1019 обходов, КПУ – 2229 обходов.

При расчете сбытовых надбавок в отношении населения и приравненных к нему категорий потребителей, а также при определении размера доходности продаж гарантирующих поставщиков учитываются расходы на осуществление деятельности гарантирующего поставщика и обеспечение соблюдения стандартов по качеству обслуживания потребителей (покупателей) электрической энергии, соответствующих требованиям, установленным Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, в том числе расходы на создание центров очного и заочного обслуживания потребителей, ведение баз данных потребителей в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, обеспечение размещения необходимой потребителям информации, обеспечение различных способов внесения платы и комиссионное вознаграждение за сбор платежей, а также расходы, связанные с выполнением иных обязательных требований в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 65.1 Основ ценообразования).

Согласно подпункту "а" пункта 11 Методических указаний N 703-э в составе расходов учитываются затраты гарантирующего поставщика на выполнение обязанностей исполнителя коммунальных услуг электроснабжения в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), в случаях, когда гарантирующий поставщик является таким исполнителем, или обязанностей ресурсоснабжающей организации в соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124 (далее - Правила N 124).

Согласно абзацу семнадцатому пункта 2 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Исполнителем коммунальных услуг может выступать как управляющая организация, так и ресурсоснабжающая организация (пункт 8 Правил N 354). В последнем случае предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании договоров электроснабжения, заключаемых с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, либо собственниками и пользователями жилого дома (домовладения) (пункт 6, подпункт "в" пункта 9, подпункт "а" пункта 10 Правил N 354). При этом собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений вносят плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям в том случае, если принято соответствующее решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с абзацем шестым пункта 2 Правил N 124 ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод). Договоры ресурсоснабжения, заключаемые между управляющей организацией, товариществом или кооперативом, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, и ресурсоснабжающей организацией (пункт 4 Правил N 124) предусматривают обязательства сторон по снятию и передаче показаний счетчиков, сроки и порядок передачи указанной информации, а также порядок проверки ресурсоснабжающей организацией показаний коллективного (общедомового) прибора учета (подпункт "д" пункта 18 Правил N 124).

Если иное не установлено соглашением сторон договора, исполнитель предоставляет ресурсоснабжающей организации до 1-го числа месяца, следующего за расчетным, показания приборов учета и (или) иную информацию, используемую для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса, в том числе объемов коммунальных ресурсов, необходимых для обеспечения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям нежилых помещений в многоквартирном доме, и объемов коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме (подпункт "д" пункта 18 Правил N 124).

Обществом не представлено доказательств того, что оно является исполнителем услуг по договорам электроснабжения, заключенным непосредственно с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах либо с собственниками (пользователями) жилых домов. В материалах дела отсутствуют договоры Общества с управляющими организациями, из которых бы усматривалось, каким образом разграничены обязанности по снятию показаний приборов учета.

Примененный Обществом подход при расчете затрат по данной статье расходов не учитывает следующие обстоятельства: значительное количество физических лиц, не имеющих приборов учета, в отношении которых объем потребления электрической энергии определяется по установленным нормативам, а значит, работы по снятию показаний приборов учета не осуществляются, факт проведения работ по снятию показаний приборов учета иными исполнителями коммунальных услуг (управляющими компаниями, товариществами собственников жилья и др.), а также электросетевыми организациями, осуществляющими работу в зоне деятельности Общества, с которыми у него имеется возможность взаимодействия путем обмена информацией по снятию показаний, проведение работ по снятию показаний приборов учета с использованием автоматизированных систем, в том числе находящихся на балансе электросетевых организаций.

В соответствии с пунктом 24 Правил в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных настоящими Правилами, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов).

Расходы по данной статье затрат определены Комитетом с прогнозным индексом роста 104,7 % к действующей в период с января по май 2016 года цене по договору с ООО «Энергоконтроль».

Анализ фактических расходов Общества по данной статье затрат на 2014, 2015 и 9 месяцев 2016 года, представленный Обществом на дополнительный запрос Комитета, показал, что фактические расходы в эти периоды были значительно ниже планируемых Обществом расходов.

Доводы Общества о том, что Комитет при определении размера расходов был обязан принять цены по договору от 8 июня 2016 года с ООО «Энергоконтроль» не опровергают правильные выводы Комитета о необходимости соблюдения при тарифном регулировании основополагающих принципов организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики – соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, соблюдение принципа учета результатов деятельности организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов), а также обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию.

Ссылки Общества в уточненном административном исковом заявлении на количество снятий показаний приборов учета за 9 месяцев 2016 года – 265000 материалами тарифного дела не подтверждаются, поскольку факт за 9 месяцев 2016 года Обществом не представлялся. Заявленное Обществом количество абонентов - физических лиц, имеющих индивидуальные приборы учета (301313) и коллективных приборов учета (8663) документально не подтверждено.

В случае, если фактические расходы по данной статье затрат превысят утвержденные на этот период регулирования расходы, Общество не лишено права в силу абзаца 10 пункта 7 Основ ценообразования обратиться в регулирующий орган с документами, подтверждающими экономически обоснованные расходы и понесенные убытки, для их учета и компенсации в следующем периоде регулирования. Убытки по данной статье затрат, понесенные Обществом в 2014 году, им в порядке пункта 7 Основ ценообразования к учету в последующих периодах регулирования не заявлялись, а данные о размере убытков за 2016 год во внимание приняты быть не могут ввиду отсутствия фактических данных за целый 2016 год на момент тарифного регулирования.

Расходы на ремонт основных средств заявлены Обществом в сумме 7075, 01 тыс.руб., в том числе: на текущий ремонт арендованных офисных помещений – 5706, 69 тыс. руб., на текущий ремонт автотранспортной техники – 1368, 32 тыс.руб. В обоснование величины расходов по данной статье Обществом представлен проект договора на ремонт с ООО «НССТ» с приложением дефектных ведомостей и смет, утвержденных Обществом, и пояснительная записка к проведению ремонтных работ в 2017 году.

Поскольку необходимость проведения ремонтных работ в действующих офисных помещениях Общества документально не подтверждена (акты осмотра, предписания контролирующих органов отсутствуют), расходы являются планируемыми, Комитет их размер определил методом экспертных оценок исходя из ожидаемого факта текущего периода с индексом роста цен 104, 7 % в размере 1008, 12 тыс.руб.

Заявленные Обществом расходы на текущий ремонт 56 единиц автотранспорта не приняты Комитетом по данной статье расходов, поскольку учтены на 33 единицы автотранспорта, фактически используемого Обществом, в составе статей расходов «запчасти к автотранспорту» и «техническое обслуживание автотранспорта и техосмотр», что соответствует содержанию тарифной заявки Общества.

В составе тарифной заявки Обществом представлены заключенные с ИП Пантелеев П.В., ООО «Авто-МР», ООО «АПГ», ООО «Инчкейп Олимп» договоры по гарантийному ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств, договор с ИП Лобас С.В. на шиномонтаж, в соответствии с условиями которых исполнители осуществляют и техническое обслуживание и ремонт принадлежащих Обществу транспортных средств.

По статье расходов «услуги связи» Обществом заявлены для включения в НВВ расходы в размере 3859, 08 тыс.руб. (с учетом уточнения – 3129, 13 тыс.руб.).

В состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются расходы на оплату работ (услуг) непроизводственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам, заключенным с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных и иных услуг, которые определяются исходя из фактических значений, подтвержденных в порядке пункта 29 Основ ценообразования (подпункт 2 пункта 28 Основ ценообразования).

Размер затрат по статье «услуги связи» (2526, 15 тыс.руб.), в частности услуги стационарной местной телефонной связи, мобильной связи, услуги по ускоренной доставке почты, услуги сети "Интернет", определен Комитетом по представленным Обществом заключенным договорам, в соответствии с фактом оказания аналогичных услуг в текущем периоде в перерасчете на год и индексом роста 104,7% (вместо планируемого Обществом индекса 106,8 %) в соответствии с прогнозом социально-экономического развития.

Основные разногласия между сторонами касаются учета в НВВ расходов на услуги «Интернет» (855,1 тыс.руб.) и мобильной связи (404 тыс.руб.)

Учитывая, что нормативы расходов на услуги мобильной связи для осуществления работниками производственной деятельности (услуг) не утверждены действующим законодательством, а размер расходов на мобильную связь определен Обществом по лимитам, установленным Обществом самостоятельно, в соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования расходы по данной статье учтены в сумме 233, 50 тыс.руб. с учетом договора с ОАО «МТС» от 8 июня 2015 года № 15333109192 о предоставлении услуг подвижной (сотовой) радиотелефонной связи, протокола заседания закупочной комиссии по подведению итогов и факта оказания данных услуг за 9 месяцев 2016 года (175126 руб.) в пересчете на год.

В составе тарифной заявки для обоснования расходов на услуги сети Интернет Обществом представлены договоры с ПАО междугородней и международной электрической связи «Ростелеком», ООО «Альфаком», ООО «Максима», ПАО «Мегафон», счета, а также по дополнительному запросу Комитета - акты сдачи-приемки работ. При этом по договорам с ПАО междугородней и международной электрической связи «Ростелеком» от 15 февраля 2014 года № 16024700 и с ООО «Альфаком» от 25 февраля 2014 года № 14/225 планируется увеличение стоимости ежемесячного платежа, которое экономически не обосновано (в качестве обоснования представлено коммерческое предложение).

Таким образом, расходы по статье «услуги Интернет» запланированы Комитетом в соответствии с заключенными договорами из расчета ежемесячного платежа, подтвержденного документально, в перерасчете на год, что требованиям законодательства о тарифном регулировании не противоречит.

Скорректировав заявленный размер расходов по статье «обеспечение различных способов внесения оплаты, в том числе без взимания комиссии со стороны потребителей» с учетом индекса роста 104, 7 % (вместо 106,8 %), Общество заявило расходы на: прием платежей (агентское вознаграждение) – 25255, 80 тыс.руб., почтово-телеграфные услуги – 38316, 33 тыс.руб., расходы на бумагу для квитанций и уведомлений – 2526, 64 тыс.руб.

Комитетом в НВВ по данной статье включены расходы в размере: прием платежей (агентское вознаграждение) – 25255, 80 тыс.руб., почтово-телеграфные услуги - 15602, 22 тыс.руб., расходы на бумагу для квитанций и уведомлений – не приняты Комитетом полностью.

Расходы на почтово-телеграфные услуги, заявленные Обществом, в сумме 38316, 33 тыс.руб., в том числе – доставка договоров и ежемесячных документов юридическим лицам – 14443, 51 тыс.руб., печать и конвертование квитанций населению – 12472, 75 тыс. руб., доставка квитанций и извещений населению – 11400, 07 тыс. руб. Комитетом скорректированы в сторону снижения как не соответствующие динамике фактических расходов освоения расходов по данной статье за 2015 год, 9 месяцев 2016 года.

Фактические расходы на доставку договоров и ежемесячных документов юридическим лицам и доставку квитанций и извещений населению за 2015 год составили – 7340, 15 тыс.руб., за 9 месяцев 2016 года – 7795, 51 тыс.руб., фактические расходы на печать и конвертование квитанций населению за 09 месяцев 2016 года составили 3380, 87 тыс.руб.

Ввиду отсутствия законодательного норматива на указанные услуги, расходы на почтово-телеграфные услуги определены Комитетом в соответствии с частью 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике и пунктами 2, 17 и 31 Основ ценообразования на уровне ожидаемых расходов в текущем периоде (фактические расходы за 9 месяцев 2016 года) с индексом роста 104, 7 % в расчете на год (15602, 22 тыс.руб.).

Количество потребителей – юридических лиц (9536) и физических лиц (301313), которым осуществляется доставка договоров, документов, извещений, квитанций, которое приводит Общество в уточнении на административный иск, документально не подтверждено. Кроме того, в 2015 году Обществом внедрен электронный документооборот с потребителями (в материалы тарифного дела Обществом представлено обоснование для заключения договоров на установку идентичных программ для юридически значимого электронного документооборота).

Принимая во внимание, что нормативы затрат на расход бумаги не утверждены, по данным бухгалтерского учета Обществом эти расходы подтверждены по статье «канцелярские расходы», расходы на бумагу для квитанций и уведомлений Комитетом не учтены в целях избежания «задвоения» этих затрат, поскольку расходы на бумагу для квитанций и уведомлений учтены Комитетом по статье «Канцелярские расходы» ( 1118, 5 тыс.руб.) с учетом фактических расходов за 9 месяцев 2016 года (801, 22 тыс.руб.) в пересчете на год и индексом ИПЦ 104, 7 %.

Доводы Общества, приведенные в уточнении к административному иску, о расчетной потребности в расходе бумаги для квитанций и уведомлений, во внимание быть приняты не могут как документально не подтвержденные.

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования Общество вправе заявить на основании отчетных данных экономически обоснованные расходы по данной статье расходов, понесенные в 2016 году сверх учтенных при тарифном регулировании, на следующий период регулирования.

Согласно подпункту 11 пункта 28 Основ ценообразования в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются иные расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, определяемые регулирующим органом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ). К таким затратам относятся расходы на управление организацией или отдельными ее подразделениями, а также расходы на приобретение услуг по управлению организацией или ее отдельными подразделениями (подпункт 18 пункта 1 статьи 264 НК РФ).

Расходы на осуществление полномочий единоличного исполнительного органа заявлены Обществом в размере 48000 тыс. руб. исходя из базового вознаграждения (постоянной составляющей вознаграждения) по договору с ПАО ГК «ТНС энерго» от 01 марта 2014 года № 3/03 о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ООО «ТНС энерго Великий Новгород» с учетом дополнительного соглашения от 28 мая 2016 года № 4, в соответствии с которым базовое (плановое) вознаграждение составляет 48000 тыс. руб. и состоит из расходов на оплату труда в размере 22000 тыс. руб., отчислений на страховые взносы от фонда оплаты труда - 4000 тыс. руб., прибыли (в том числе налог на прибыль) – 2500 тыс. руб., накладных расходов – 19500 тыс. руб.

Расходы по данной статье Комитетом учтены с индексом роста потребительских цен 104, 7 % к принятому уровню 2016 года (10411, 38 тыс. руб.) в размере 10900, 71 тыс. руб.

Управляющей организацией ПАО ГК «ТНС энерго» по договору управления оказываются услуги в сфере как регулируемых, так и нерегулируемых видов деятельности, оплата которых включена в ставку базового вознаграждения. Предъявление указанных расходов для включения в НВВ в том же объеме на 2017 год не исключалось и в иных регионах Российской Федерации, где свою сбытовую деятельность осуществляют другие гарантирующие поставщики, управляемые ПАО ГК «ТНС энерго», что в нарушение действующего законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике повлечет за собой неоднократное возмещение одних и тех же расходов за счет различных потребителей. Экономический эффект от выполнения управленческих функций управляющей организацией по сравнению с выполнением управленческих функций штатным персоналом, который может привести к снижению сбытовой надбавки и удешевлению электрической энергии для конечного потребителя, в материалы тарифного дела Обществом документально не подтвержден.

Выплаты вознаграждений членам Совета директоров, Ревизионной комиссии в размере 11119, 09 тыс. руб. не приняты Комитетом как экономически необоснованные, поскольку деятельность Совета директоров и Ревизионной комиссии распространяется как на регулируемые виды деятельности, так и на нерегулируемые, при этом расчет и обоснование затрат на выплаты членам Совета директоров и Ревизионной комиссии для ведения регулируемой деятельности Обществом не представлены.

Предусмотренные Федеральным законом от 08 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»права Общества образовывать совет директоров и ревизионную комиссию, выплачивать их членам вознаграждения, компенсировать расходы, связанные с исполнением своих обязанностей, не являются бесспорным основанием для включения данной статьи затрат в объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности, исходя из основных принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике - достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, ее доступности для потребителей и защиты их прав.

Скорректировав размер расходов по статье «ведение баз данных» с применением ИПЦ 104, 7 %, Общество заявило к учету в составе НВВ на ведение баз данных 12429, 84 тыс.руб., на защиту информации (комплекс IT-мероприятий по защите системы информации и каналов связи) – 33943, 74 тыс.руб.

Расходы на ведение баз данных запланированы Комитетом в соответствии с заключенными договорами и фактически выставленными счетами по оплате, актами по данным договорам с индексом роста потребительских цен (104, 7 %) в размере 8700, 87 тыс. руб. При этом в представленном в составе тарифной заявки договоре с ООО «Стек-ИТ» от 1 января 2016 года № 160001/СЭА на сопровождение экземпляра комплекса программ «Стэк-Энерго» указана сумма ежемесячного платежа 116610, 17 руб. (без НДС), в то время как сумма, примененная Обществом в расчете затрат на ведение баз данных по контрагенту ООО «Стек-ИТ» - 448675, 43 руб. (без НДС), указанным договором не предусмотрена.

В качестве обоснования размера расходов на комплекс IT-мероприятий по защите системы информирования и каналов связи Обществом в составе тарифной заявки представлены проекты сублицензионного договора с ЗАО «Софт Лайн Трейд» на приобретение прав использования программ для ЭВМ для защиты системы информации SearchInform и договора с ООО «Мир безопасности» аренды движимого имущества (комплектов лицензионного оборудования: модульные маршрутизаторы, модули для шифрования).

Конкурсные процедуры по данным договорам не проведены и обоснование цены услуг в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования Комитету не представлено.

Кроме того, в соответствии с договором от 3 марта 2016 года № 124/2016 с ООО «НовоБит» в 2016 году в Обществе проведены работы по проверке состояния технической защиты конфиденциальной информации. Результатов данной проверки состояния технической защиты Комитету не представлено. Также в 2015-2016гг. Обществом проведены мероприятия по технической защите информации и каналов связи на сумму 638, 22 тыс. руб. Необходимость приобретения конкретного программного продукта для защиты системы информации и каналов связи Обществом не подтверждена.

Расходы о статье затрат «организация мобильных пунктов по обслуживанию населения в 2017 году», заявленные Обществом в размере 40963, 81 тыс. руб., не приняты Комитетом полностью.

Обосновывая такой размер затрат, Общество, в целях улучшения качества обслуживания клиентов, проживающих в отдаленных населенных пунктах Новгородской области, планирует образовать и закрепить за центрами обслуживания клиентов мобильные передвижные пункты. Для обеспечения работы мобильных пунктов требуется создать дополнительно 6 рабочих мест (средняя заработная плата на 1 работника 45280, 56 руб.) и арендовать 6 бронированных автомобилей повышенной проходимости с расходами в год 19123, 78 тыс. руб., предоставление водителя-охранника с лицензией на оружие с расходами в год 5454, 26 тыс. руб. и предоставление во временное пользование движимого имущества для комплектации автомобиля специального назначения с расходами в год 1638, 52 тыс. руб.

В качестве обоснования Обществом представлены проект договора на аренду шести бронированных автомобилей, коммерческое предложение на услуги водителя - охранника и проект договора на владение и пользование движимым имуществом.

Исходя из того, что на территории Новгородской области во всех муниципальных районах имеются отделения и участки Общества, в целях обеспечения различных способов внесения платы Обществом запланированы затраты по договорам с Почтой России, ПАО «Сбербанк России», ПАО «Сбербанк России» - on-line, принимая во внимание заявленные цели создания мобильных передвижных пунктов - улучшение качества обслуживания клиентов, что явно не будет достигнуто обслуживанием одного населенного пункта мобильным пунктом один день в году, расходы не приняты Комитетом как экономически необоснованные.

По статье расходов «перепрограммирование индивидуальных приборов учета» Обществом заявлены расходы в размере 28399, 88 тыс.руб., учтено Комитетом 12, 51 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 1465 «Об особенностях определения объемов (количества) электрической энергии с использованием приборов учета после сезонного перевода времени» организацию перепрограммирования обеспечивают исполнители коммунальной услуги по электроснабжению. Перепрограммирование осуществляется без взимания платы с потребителей. Затраты на осуществление действий по перепрограммированию, понесенные в период начиная со дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исчислении времени» (26 октября 2014 года), но не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления, учитываются при определении регулируемых цен (тарифов) в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования расходы на перепрограммирование приборов учета электрической энергии учитываются в НВВ гарантирующего поставщика в объеме фактически понесенных расходов, что документально подтверждено Обществом на сумму 12, 51 тыс. руб.

Заявленные Обществом расходы по статье «обследование приборов учета» в сумме 9594, 84 тыс. руб. снижены Комитетом до 2508, 93 тыс. руб.

В обоснование Обществом представлены договор от 05 октября 2015 года № 60/2015 с ООО «Энергоконтроль» и дополнительное соглашение к нему № 1 от 29 декабря 2015 года, предусматривающие обследование 22679 приборов учета по цене 404, 08 руб. за шт.

Между тем в соответствии с представленными Обществом актами обследования объектов энергоснабжения потребителей – физических лиц по данным бухгалтерского учета фактически оказано данных услуг в 2015 году – 1 159 шт. на сумму 132, 54 тыс. руб., за 10 месяцев 2016 года – 5174 шт. на сумму 2090, 71 тыс. руб.

Расходы учтены Комитетом с учетом ожидаемого в 2016 году (5174 шт./10х12 мес. = 6209 шт.) количества обходов и стоимости по договору.

Экономическое обоснование необходимости проведения обследования приборов учета на заявленную сумму, обоснование необходимости обследования заявленного количества приборов учета – 266072 шт., обоснование обследования количества приборов учета, указанного в тарифной заявке – 22679 шт., Обществом не представлено.

Расходы по статье «Рассылка уведомлений/извещений должникам – физическим лицам», планируемые Обществом на сумму 10172, 71 тыс. руб., Комитетом не приняты полностью, так как данные расходы не относятся к регулируемой деятельности и могут финансироваться из взимаемой сбытовой компанией при просрочке платежей пени, что подтверждается позицией ФАС России, выраженной в письме от 23 июня 2016 года № СП/42348/16. Также данные расходы документально не подтверждены.

Пункт 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства от 06 мая 2011 года № 354, предоставляет гарантирующему поставщику, действующему в качестве исполнителя коммунальных услуг, право после письменного предупреждения потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление электрической энергии. Таким образом, указанный пункт содержит не обязанность гарантирующего поставщика, а его право, в то время как пунктом 11 Методических указаний установлено, что в НВВ при установлении сбытовой надбавки включаются расходы, связанные с выполнением обязанностей исполнителя коммунальных услуг в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.

Кроме того, заключение договоров с одним и тем же поставщиком услуг – с ООО «Энергоконтроль на доставку квитанций, абонентских книжек, снятие показаний приборов учета, рассылку уведомлений/извещений должникам - физическим лицам предполагает многократное включение одних и тех же затрат (транспортных, на оплату труда и накладных расходов), что нарушает принцип соблюдения баланса интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.

Сумма необоснованно исключенных из НВВ расходов, заявленных Обществом в уточненном административном исковом заявлении, составляет 25316, 25 тыс. руб., в том числе «аренда помещений» - 2615, 75 тыс. руб., «снятие показаний приборов учета» - 17583, 5 тыс. руб., «ведение баз данных» - 5117 тыс. руб.

Согласно пункту 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся, в том числе, выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов, учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы).

Как усматривается из заключения, по итогам проведенной экспертизы и на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за 2015 год Комитетом исключены из НВВ расходы, учтенные при установлении регулируемых сбытовых надбавок на 2015 год и фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались сбытовые надбавки в 2015 году, в том числе по статьям расходов: аренда помещений – 14545, 76 тыс. руб., снятие показаний – 38502, 52 тыс.руб., ведение баз данных – 5117, 00 тыс. руб.

По статье «аренда помещений» Комитетом при установлении регулируемых сбытовых надбавок на 2015 год учтены затраты в сумме 31397, 26 тыс. руб., в том числе неучтенные на 2014 год плановые экономически обоснованные расходы по статье «аренда помещений» в соответствии с приказом ФСТ России от 24 декабря 2014 года № 309-э/3 в сумме 2615, 75 тыс. руб. В 2015 году Обществом по статье «аренда помещений» фактически понесены расходы в сумме 16851, 50 тыс. руб., запланированные на 2015 год расходы в сумме 14545, 76 тыс. руб. Обществом фактически не понесены в 2015 году. Вывод Общества, что денежные средства в сумме 2615, 75 тыс. руб., включенные в состав статьи «аренда помещений» на 2015 год, не подлежали расходованию в 2015 году, поскольку имели целью компенсировать убытки, понесенные в 2014 году, не соответствует действительности, поскольку указанные затраты не подтверждены данными статистической и бухгалтерской отчетности в качестве фактически понесенного убытка, и кроме того, указанные денежные средства фактически получены Обществом, но не использованы им в 2015 году.

По статье «Снятие показаний» Комитетом при установлении регулируемых сбытовых надбавок на 2015 год учтены затраты в сумме 62586, 08 тыс. руб., в том числе неучтенные на 2014 год плановые экономически обоснованные расходы по статье «снятие показаний» в соответствии с приказом ФСТ России от 24 декабря 2014 года № 309-э/3 в сумме 17583, 5 тыс. руб. В 2015 году Обществом по статье «Снятие показаний» фактически понесены расходы в сумме 24083, 56 тыс. руб. Запланированные на 2015 год расходы в сумме 32502, 52 тыс. руб. Обществом фактически не понесены в 2015 году. Вывод Общества, что денежные средства в сумме 17 583, 5 тыс. руб., включенные в состав статьи «Снятие показаний» на 2015 год, не подлежали расходованию в 2015 году, поскольку имели целью компенсировать убытки, понесенные в 2014 году, не соответствует действительности, поскольку указанные затраты не подтверждены данными статистической и бухгалтерской отчетности в качестве фактически понесенного убытка, и кроме того, указанные денежные средства фактически получены Обществом, но не использованы им в 2015 году.

По статье «Ведение баз данных» Комитетом при установлении регулируемых сбытовых надбавок Общества на 2014 год учтены затраты в сумме 4485, 85 тыс. руб., на 2015 год учтены затраты в сумме 17384, 22 тыс. руб. В 2014 году Обществом по статье «Ведение баз данных» фактически понесены расходы в сумме 1082, 47 тыс. руб., а не 8259, 39 тыс. руб., как это указано Обществом в уточненном административном исковом заявлении. В 2015 году Обществом по статье «Ведение баз данных» фактически понесены расходы в сумме 12267, 22 тыс. руб. Исключение Комитетом из НВВ Общества на 2016 год суммы 5479, 83 тыс. руб. включает расходы на «Ведение баз данных» и «Обеспечение различных способов внесения платы».

Запланированные на 2015 год расходы по статье «Ведение баз данных» в сумме 5117, 0 тыс. руб. Обществом фактически не понесены в 2015 году и согласно пункту 7 Основ ценообразования подлежат исключению из НВВ Общества на 2017 год.

Дополнительно учтены Комитетом экономически обоснованные расходы на 2015 год по статьям (по данным бухгалтерской отчетности): «амортизационные отчисления» - 256, 31 тыс. руб., услуги СМИ – 631, 04 тыс. руб., нотариальные услуги – 178, 03 тыс. руб., плата за загрязнение окружающей среды – 102, 30 тыс. руб., плата в Ассоциацию «НП Совет рынка» - 78, 00 тыс. руб., не учтенные при установлении сбытовых надбавок на 2015 год.

Таким образом, расходы, подлежащие исключению из НВВ, составили 126204, 55 тыс. руб.

В соответствии с абзацем 11 пункта 7 Основ ценообразования исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет.

В связи с этим в целях сглаживания изменения размера сбытовых надбавок в 2017-2021 годах Комитетом учтена вышеуказанная сумма (126204, 55 тыс. руб.) в течение пяти лет. Таким образом, в 2017 году сумма корректировки составит 25240, 91 тыс. руб.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое Обществом в части Постановление принято Комитетом в пределах своих полномочий, не противоречит нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу. Принимая во внимание отсутствие доказательств нарушения прав регулируемой организации, оснований для удовлетворения административного иска Общества не имеется.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Также не подлежит удовлетворению требование Общества о возложении на Комитет обязанности по принятию нового нормативного правового акта об установлении сбытовых надбавок Обществу.

При этом суд исходит как из отсутствия оснований для удовлетворения основного требования, так и из принципа разделения властей, закрепленного в статье 10 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым суды общей юрисдикции не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность органов государственной власти, возлагать на них обязанность по принятию соответствующих правовых актов, внесению в них изменений и дополнений.

Принимая во внимание, что в удовлетворении требований отказано, судебные расходы административного истца в соответствии с положениями статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возмещению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «ТНС энерго Великий Новгород» к Комитету по ценовой и тарифной политике Новгородской области о признании недействующим в части постановления Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 29 декабря 2016 года № 62 «О сбытовой надбавке гарантирующего поставщика электрической энергии общества с ограниченной ответственностью «ТНС энерго Великий Новгород», поставляющего электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Новгородской области, на 2017 год» оставить без удовлетворения.

На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление, в апелляционную инстанцию - Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Новгородский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья И.А. Алещенкова

Мотивированное решение изготовлено 10 июля 2017 года

Судья И.А. Алещенкова